Интегрированный урок по ФГОС предметы - ОРКСЭ и Изобразительное искусство в 4 классе Тема: "Православный храм"
план-конспект урока на тему
Интегрированный урок по ФГОС предметы - ОРКСЭ и Изобразительное искусство в 4 классе Тема: "Православный храм". Урок проводился в Преображенском храме села Подгорного Калачеевского района Воронежской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_usova_l.n.docx | 45.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение) по теме "Библейские темы в изобразительном искусстве" 7 класс урок 21.
Выполнил: Усова Людмила Николаевна
МОУ Подгоренская СОШ
Район: Калачеевский
Область: Воронежская
Конспект урока
Педагог: Усова Людмила Николаевна
Предмет: Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение.
Класс: 7
УМК : А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009
Тема: Библейские темы в изобразительном искусстве.
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: интегрированный с элементами проектной деятельности.
Урок №21
Цель: развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
- Формировать представление о сложном мире сюжетно-тематической картины на примере картин религиозно-мифологического жанра, фресок и икон Преображенского храма села Подгорного Калачеевского района.
- Продолжить знакомство с творчеством великих художников и историей создания знаменитых полотен, с творчеством мастеров родного края (фресковая роспись и иконопись Преображенского храма)
- Формировать зрительские умения и навыки.
- Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки публичного выступления, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
- Развивать интерес к искусству, и искусству родного края.
УУД:
- личностные – направить ценностно-смысловую ориентацию учащихся на достижение своей цели;
- регулятивные – умение учащихся организовать свою учебную деятельность;
- познавательные – используя общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем достичь определённых результатов в выполнении проектов;
- коммуникативные – учить детей участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты:
- - развитие интереса к искусству и искусству родного края
- - развитие умений креативного подхода к выполняемому заданию, самоконтроля, рефлексии и самооценки.
- - уважение к наследию предков, культурным памятникам, к творческим личностям.
Метапредметные результаты:
- - формирование позитивной мотивации к изучению изобразительного искусства, Основ православия и Православного краеведения.
- - развитие умений и навыков самостоятельной работы, поиска материала.
- -развитие умения слушать изучаемую тему, наблюдать, осуществлять сравнение и извлекать нужную информацию.
- - развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию, строить сообщение на основе полученных знаний.
- - развитие умений работать индивидуально, в паре, в группе.
Предметные результаты:
- - приобщение учащихся к другим культурам на основе изучаемых произведений, в том числе и к Православной культуре, национальной культуре
- - расширение образовательного кругозора в рамках изучаемой темы изучение культуры места, где проживают учащиеся.
- - расширение словарного запаса учащихся в рамках темы.
Методы работы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.
Содержание: Архивные и краеведческие документы музея "Живые истоки", материал по теме урока взятый из учебника "Библейские темы в изобразительном искусстве".
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Оснащение: компьютер, интерактивная доска, листы самооценки, раздаточный материал, смайлы для рефлексии, мультимедийная презентация к уроку, проектные работы учащихся, фотографии Преображенского храма Усовой Л.Н..
Литература:
1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009
2. Ф.Ф.Луценко "Летопись слободы Подгорной", документы музея "Живые истоки" села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"
3. В.Гюго Стихотворение о Библии (интернет)
4. М.Н. Босикова Стихотворение "Люблю мой край"
5.Усова Л.Н. Стихотворения к уроку
Ход урока
Основные этапы урока | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационно- мотивационный | 1.Психологический настрой учащихся; 2.обеспечение нормальной обстановки на уроке. | Приветствует учащихся, настраивает учащихся на работу. | Готовятся к уроку, занимают свои места, проверяют наличие материала и оборудования к уроку. | Планируют учебное сотрудничество с учениками и учителем. Общаются в парах, группах. Готовятся к реализации проекта. | Выбирают средства для реализации своего проекта | ||||||||||||||||||||||||||||||
2-3 минуты | Учитель: Прозвенел, друзья, звонок. Начинается урок. Отложили все портфели. Всё готово? Посмотрели. Стали ровно, тихо сели. И учиться захотели. Вас сегодня видеть рада. Как работалось, ребята? Вы работать поучились. Все ль проекты получились? А теперь, прошу я вас, Чтобы был серьёзным класс... | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Целеполагание | Обозначить тему урока, на примере различных источников. | Учитель предлагает посмотреть ролик "Мой родник" для определения темы урока. Задаёт наводящие вопросы учащимся. Читает стихотворение В.Гюго о Библии. | Умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания. | Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Доброжелательность эмоционально - нравственная отзывчивость. | Выделение главного и осознание того, что уже усвоено. | ||||||||||||||||||||||||||||||
5-6 минут | Ребята, я сейчас прочту стихотворение известного писателя В.Гюго. Слайд №2 А теперь внимательно посмотрите ролик "Мой Родник" Слайд №3 Как вы думаете о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? Давайте попробуем связать тему воедино. Сегодня на уроке мы познакомимся с темой связанной с Библией, историей родного края и православным храмом. Давайте определим тему. Слайд №4 Отгадываем загадки Итак: наша тема звучит - "Библейские темы в изобразительном искусстве" Слайд №5 Самое интересное, что у нас сегодня не только урок Изобразительного искусства, но и Основ православия, и Православного краеведения. Три урока связанных вместе. И так, начнём. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний по теме | Подвести учащихся к определению актуальности и нужности данной темы урока. | Подводит черту по определению уровня подготовки материала по проектам. | Умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания. | Сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Выделение главного и осознание того, что уже усвоено. | ||||||||||||||||||||||||||||||
10-13 минут | Ребята, на прошлом занятии вы выбрали себе задания для самостоятельной работы дома, проекты. Давайте, посмотрим что же у нас получилось. Перед вами табличка, которую необходимо быстро заполнять во время выступления учащихся, подготовивших домашнее задание, проекты.
1. Проект " История Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области" Слайд №6 (коллективная работа 3-4 учащихся) 2. Проект "Фрески Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области" Слайд№7 (коллективная работа 3-4 учащихся) 3. Проект "Иконы Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области" Слайд №8 (коллективная работа 3-4 учащихся) Во время показа с 6 по 8 сладйд выступают учащиеся с проектом по истории Преображенского храма села Подгорного (коллективная работа 3-4 учащихся) История села Подгорного и история его Преображенской церкви очень давняя. После заселения слободы Подгорная в начале XVIII века появилась необходимость в постройке храма. Царское правительство, в то время, требовало наличие Божьего храма в каждом крупном населённом пункте. И поэтому, сход граждан вынес решение построить церковь. Но за какие деньги? Наши предки были люди небогатые, пожертвовать крупную сумму мог не каждый. Со временем выход нашёлся. В то время соседний Калач был уже застроен. В нём проживало достаточно много богатых людей, занимавшихся хлебопашеством и торговлей. Так как чернозёмные земли нашего края всегда высоко ценились, то нашёлся один богатый человек, по прозвищу «Голый пан», который на выгодных для него условиях получил за плату землю в пользование. Ему достался на северной окраине слободы, на реке под Сапожковой горой квадрат земли 50 десятин, из которых 15 десятин были пригодны к использованию, а остальные мелкие топкие болота, заросшие ольхой, вербой, лозой и камышами. За деньги, полученные от пана, общество слободы Подгорной купило на стороне готовую деревянную церковь, которая в 1730 году, по другим данным в 1740 году уже стояла на площади. Название своё она получила в честь праздника Преображения Господня. Проходило время, церковь ветшала, очень сильно увеличилось население Подгорного. Общество слободы Подгорной вынесло решение о постройке кирпичной церкви. Она строилась на средства верующих. Зажиточные крестьяне не особо были щедры, чтобы пожертвовать церкви более солидные суммы, а у бедных давать было нечего. Поэтому приходилось всё делать за счёт сбора денег «Церковниками» на стороне. Выбранные люди из числа верующих ходили с колокольчиками по дворам круглый год и собирали, кто, что даст на постройку, получалась за ряд лет порядочная сумма денег. Преображенская церковь строилась 12 лет, после чего достраивалась 2 раза. Окончательно церковь была достроена в 1822 году. Преображенская церковь расположена в центре села. Имеет, характерную для церквей юго-востока Воронежского края конца XVIII— начала XIX в. объемную композицию. К вытянутой с севера на юг храмовой части (ядро храма и приделы) примыкают три прямоугольные, со скругленными углами апсиды и широкая трапезная — зимняя церковь. Ядро храма увенчано высоким световым восьмериком с восьмилотковым куполом и восьмигранной глухой главкой. С запада к трапезной примыкает трехъярусная колокольня с боковыми объемами первого яруса. Колокольня завершена главкой на высокой восьмигранной ножке. Декор фасадов выполнен в русском стиле, характерном для 3-й четверти XIX в. Филенчатые пилястры фланкируют фасады всех объемов и членят приделы на прясла, каждое из которых завершено фронтоном-кокошником. Тимпаны фронтонов имеют ковровое орнаментальное заполнение штукатурными розетками и полурозетками. Аналогичные фронтоны завершают северный и южный фасады первого яруса колокольни. Фасады трапезной и апсид опоясывает несколько фризовых тяг. Оконные проемы — арочные в рамках с килевидными архивольтами. Входы в церковь с лучковыми перемычками, обрамлены пилястрами, на которые опираются сандрики в формах барокко. Церковь сделана из кирпича местного производства. Под горой (богатой красной глиной) было налажено изготовление и обжиг кирпичей. Каким было строение, где делали кирпичи нам не известно. Но ямы, из которых брали глину, видны до сих пор. Фундамент здания не высокий, примерно 50 сантиметров высотой, выложен из известняка объёмом 100x50x50 сантиметров. Так как камень очень крепкий, то можно сделать вывод, что он привезён из других мест. Наш местный камень для таких работ не подходит. За период времени в 200 лет церковь не просела и не потрескалась только благодаря фундаменту. Стены храма имеют толщину боле полуметра. Окна зарешечены самодельными коваными решётками, покрашенными в синий цвет (кое-где ещё видны следы краски). Полы в храме сохранились ещё со времён постройки. Сделаны они из местного материала (вербы и дуба). Наша церковь – трёхпрестольная. Её пределы освящены в честь трёх праздников. Преображение Господне – в центре. С правой стороны – предел «Святых Отцов I Вселенского Собора». С левой стороны предел «Богоматери Скорбящей Всех Радостей». Внутри храма находилось много фресок, большинство сохранилось и до наших дней. Иконы, висевшие на громадных по объёму колонах, были написаны на холсте масляными красками. В селе у местных жителей до сих пор есть иконы из Преображенского храма. Центральную часть храма украшал семирядный иконостас. Что было большой редкостью для сельских храмов нашего района того времени. Два другие предела украшали трёхрядные иконостасы. Красиво было и убранство церкви. Под центральным куполом находилась большая люстра с подсвечниками. Точно такие же, но меньшего размера люстры были в центральной части каждого предела. Постановлением Главы администрации города Воронежа «О принятии под государственную охрану памятников истории, археологии и архитектуры города Воронежа» от 22.10.1992 № 472. Преображенской церкви присвоен № Р (Р – объект культурного наследия регионального значения). Закрылась церковь в 1936 году. Проект по восстановлению храма начал свою работу в 2004 году. Храм был открыт в 2008 году. Учитель: Ребята, сдайте свои записи, они мне помогут оценить вашу работу по домашнему заданию и разобрать на следующем уроке непонятное: слова, высказывания, уточнить данные по темам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Учить учащихся релаксировать, отдыхать, расслабляться, переключаться от одной деятельности к другой. | Показывает различные физкультурные движения для разминки. | Узнают как можно весело и необычно провести физкультминутку. | Учатся работать в группе. | |||||||||||||||||||||||||||||||
2-3 минуты (комплекс упражнений, проводят дежурные класса) | Учитель: Всё ребята, отдыхаем. Физминутку выполняем. Две минутки отдыхаем. И к работе приступаем. К нам дежурные идут, Физминутку проведут. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала | Погружение в проблему данной темы, работа над проектами. | Учитель организовывает погружение в проблему урока. | Приобретение новых знаний. Построение логической цепи рассуждений. | Инициативное сотрудничество учащихся в поиске и выборе информации, в выборе способа её реализации, преподнесения классу. | Выделение новой информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 минут | У ч и т е ль. Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле? Говорят: талант от Бога Этим дан, а этим нет ... Всем зато дана дорога Кто какой оставит след? (С. Викулов) В этой четверти мы с вами знакомимся с тематической картиной. - О каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (Об историческом) - Какие ещё жанры тематической картины вы знаете?∙ (Бытовой, сказочно-былинный, религиозно-мифологический) Учащимся предлагается раздаточный материал, таблица, которую необходимо заполнить в процессе объяснения нового материала.
Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия как сама жизнь подсказывала художникам, скульпторам, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова. Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем говорить о библейских темах в живописи и на следующем сами выполним рисунки на сюжеты из Библии. Для этого вам было дано задание повторить материал, изученный на уроках православной культуры, выбрать для себя наиболее интересный сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Но вначале, на сегодняшнем уроке, мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев. Слайд № 10 "Библейские темы в изобразительном искусстве" 1. Леонардо да Винчи "Благовещение". Сюжет картины основан на Библиях 15 столетия. Архангел Гавриил явился к Деве Марии с известием. Он становится на колени перед ней и сообщает ей благую весть о том, что она выбрана чтобы родить Сына Бога. Сцена справа - соответствует архитектуре того времени. Архангел Гавриил держит в руке лилию (символ чистоты Марии). Леонардо впервые мастерски использовал пейзаж, усиливающий впечатление от картины. 2. Микеланджело Буонарроти "Отделение света от тьмы". Сюжет из Библии о сотворении первых людей на земле. В образ Бога - величественного, могучего стара, подчёркнут созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. 3. Питер Пауль Рубенс "Поклонение пастухов". Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных, тяжёлых фигур в стремительном движении, эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени наделяют картину эмоционально заряженной атмосферой. Богатые краски наделяют изображение кипучей энергией. Хотя он и писал грубоватые библейские сцены, но на холсте всегда была высочайшая жизненная драма. 4. Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына". Рембрандт «Возвращение блудного сына» История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта. 5. Андрей Рублёв "Троица". Главным творением Андрея Рублева, вершиной его искусства явилась "Троица" (1420-е), самая прекрасная и совершенная русская икона, исполненная в память и почитание великого просветителя Руси преподобного Сергия Радонежского (XIV в.). В "Троице" представлено триединое божество в образе трех ангелов, восседающих вокруг стола с жертвенной чашей. Изображение на этой иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, ангел, помещенные в центре, олицетворяет второе лицо Троицы - Бога-Сына, Иисуса Христа. Левый ангел - это первое лицо Троицы - Бог-Отец, правый ангел - Святой дух. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, триединого божества, воспринималась как олицетворение духовного единства, согласия, взаимной любви и смирения. 6. Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне". «Христос в пустыне», «Мой Бог – Христос, - писал Крамской, - потому что Он сам справился с дьяволом. Он черпает силу в Себе Самом…». Сюжет взят из Евангелия. Рассказывает о том, как Спаситель в течение 40 дней после Крещения был в пустыне, искушаемый дьяволом. Боролся. И победил. 7. Суриков Василий Иванович "Милосердный самаритянин". Сюжет картины написан на одну из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий». 8. Иванов Александр Андреевич "Явление Христа народу". На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Особое значение придавал А. Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он "просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок". В первую очередь поражает композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных персонажей к единой возвышенной цели. На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? картина писалась 20 лет, о так и не была закончена. Но всё равно считается одним из мировых шедевров. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия деятельности: - анализ и оценка успешности достижения цели - анализ успешности деятельности обучающихся в целом и самооценивание своего результата работы (3 мин) | Подвести итоги урока, оценить деятельность товарищей. Выбрать домашнее задание с учётом индивидуальных возможностей учащихся. | Подводит итоги: что делали на уроке и для чего, как прошёл урок, какое настроение у детей. | Осуществление самооценки собственной деятельности. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Осознавать познавательную рефлексию. | ||||||||||||||||||||||||||||||
5-7 минут | Итак мы познакомились с творчеством великих живописцев. Каждый по своему отразил в картине библейский сюжет, глубоко пережив его, пропустив через свою душу. А теперь вам предстоит по своему представить один из библейских сюжетов. на следующем уроке вы начнёте работу. На следующем уроке вы выполните рисунки в альбомах, а сейчас мы с вами. Учитель организовывает рефлексию, предлагая продолжить высказывание: -Я знаю картины … -Я знаю художников, работавших на библейские темы ... -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… - Я бы хотела, хотел, узнать... - Над этим нужно поработать... | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание | 1 минута | Учитель: Ребята, поработайте над сюжетом будущей картины на библейскую тему. Можно сделать несколько набросков по выбранной вами теме. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Орг. окончание урока | 1 минута | Учитель: Ребята, мы с вами сегодня очень плодотворно поработали на уроке. Хочется отметить всех, а особенно... Духовные шедевры живописи, рассказы о родных местах и произведениях искусства родного края делают нас добрее, нравственно богаче. Вспомните: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнётся уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути. Закончить урок хочется словами стихотворения нашей поэтессы, землячки Босиковой М.Н. Люблю мой край. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительное искусство. 1 класс. Урок по теме "Разноцветные краски"
Цели урока:1. Познакомить учащихся с гуашевыми красками.2....
Презентация "Искусство Эгейского моря" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).
Эгейская культура -- её называют ещё крито-микенской, одна из самых загадочных в мире. Она существовала на островах и берегах Эгейского моря одновременно с культурами Древнего Египта и Месопотпмии. Эт...
Презентация "В стране ЗИККУРАТОВ" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).
Месопотамия - в переводе с греческого означает "Междуречье". Обитатели Месопотамии поклонялись звёздному небу и возводили в честь него многоярусные храмы - ЗИККУРАТЫ.Орнаментальные знаки дворцов и хра...
Реферат-лекция о живописи и музыке "Мир у рояля" на педагогический совет школы искусств (предмет - история изобразительного искусства 4 класс)
Европейская живопись XIX столетия. Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог."Музыка была вдохновляющим импульсом, когда создавались картины, проникнутые искренней любовью к жизни и искусст...
Открытый урок "Уроки Ван Гога" в рамках межпредметных связей по предметам "История изобразительного искусства" и " Живопись" для обучающихся 4 класса отделения "Живопись" ДШИ.
Цель урока: Понять и усвоить «Уроки Ван Гога». Расширить и закрепить знания обучающихся о жизни и творчестве Ван Гога. Повысить интерес учащихся к урокам истории искусств и живописи. Выпол...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе - "урок - путешествие""Удивительный мир искусства"...
План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства
План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства по предпрофессиональной программе во 2-м и 5-м классах...