Формирование духовной нравственности учащихся на уроках ОРКСЭ
статья
«Мы и так воспитываем детей, воспитательный элемент присутствует в каждой теме любого урока, а во внеурочной деятельности и подавно».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовной нравственности учащихся на уроках ОРКСЭ
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть знакомые лица.
Тема моего выступления –формирование духовной нравственности учащихся на уроках ОРКСЭ. Хочется немного поделиться своим опытом работы в этом направлении.
Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности.
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?»
Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живём. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живём ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Через 10-15 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими своё отечество, дорожившими традициями - это зависит от нас. Поэтому школа, кроме того, чтобы давать знания детям, взяла на себя роль главного воспитателя. И, в первую очередь, как бы ни менялся мир, мы обязаны прививать ребятам ценностные ориентиры.
Можно сказать: «Мы и так воспитываем детей, воспитательный элемент присутствует в каждой теме любого урока, а во внеурочной деятельности и подавно». Но откуда тогда страшные случаи детской жестокости? К терактам вообще скоро иммунитет выработается. Таких примеров множество. Часто страшные слова говорят и совершают античеловеческие поступки вполне благополучные и, вроде, незлые дети. Но разве они в этом виноваты? Конечно, нет. Их нужно воспитывать.
Является ли курс ОРКиСЭ требованием времени? Наверное, все понимают, что является. Нужен ли он детям, школе, а следовательно, и обществу в том виде, в котором предложен межведомственной комиссией? Думаю, здесь однозначного мнения нет и быть не может. Я, как и многие другие, прекрасно понимаю, что данный курс является требованием времени.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики»- это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. Замечательно, что такая возможность появилась в школе на уроках ОРКСЭ. Для проведения успешного и результативного урока в нашей школе имеется учебно-методический комплекты к модулям ОРКиСЭ, который включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для родителей, диски.
Введение в школе курса в 2010 году «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. Родительские собрания, книги для родителей, беседы с учителями, преподающими данный курс, развеяли сомнения. Я веду уроки ОРКиСЭ седьмой год. Работать нравится- дети заинтересовались новым предметом, с удовольствием слушают, выполняют задания, думают, анализируют. Уроки пролетают незаметно. В работе используем учебники и диски, художественную литературу, отрывки из фильмов, презентации, проекты. Также дети выполняют в тетрадях творческие задания. Постоянно приглашала родителей на свои уроки, проводила консультации. Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер», «Исторические факты». Нравится то, что на диске дан материал для каждого урока. Часто для иллюстрации поведения и для доказательства привожу примеры из художественных произведений, так как в наших учебниках их мало, а материал для воспитания нравственности очень подходит.
Я вывожу текст на экран или распечатываю, дети читают, затем анализируют. Очень нравится детям и приводить свои примеры из жизни. Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. Например, результатом урока «Россия-наша Родина» стали сочинения учащихся на тему «Традиции нашей семьи», которые заставили некоторых родителей задуматься о своих культурных ценностях, взглянуть на свою семью по-новому. Таким образом, сотрудничество семьи и школы- необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые я использую, выступают следующие методы:
Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приёмы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения. Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет. Дети с интересом работают над заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.
Ученики много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Например, на одном уроке («Проповедь Христа») некоторых ребят возмутила заповедь «…кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…». Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека.
Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали.
Домашние задания дети выполняют в тетрадях- записывают свои впечатления, составляют вопросы, рисуют рисунки на заданную тему, для этого есть папки, куда собираются работы, подбирают материал к урокам, готовят сообщения, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться. Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых.
Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация
Дети сами готовят презентации. На итоговые уроки мы приглашением родителей. Многие родители приходят и делятся своими впечатлениями о прочитанном в учебниках. Родители помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам. Ребята выступают перед своими одноклассниками и родителями по ранее изученным материалам на разные темы: «Мои домашние питомцы», «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много», «Традиции счастливой семьи?», «Дорогой сердцу уголок», «Наша семья».
Мною были проведены в рамках школы открытые уроки по предмету.
Программа духовно-нравственного воспитания реализуется также через внеклассные мероприятия. Стали уже традиционными походы в лес вместе с родителями, рождественские и Пасхальные выставки поделок, конкурс газет и рисунков «Наша семья», « Любимый праздник нашей семьи», «Моя малая Родина».
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. Когда слышишь, как дети в замечаниях друг другу говорят: «А совесть твоя где?», вселяет надежду, что уроки не прошли даром.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. В классе проведен опрос детей по вопросам:
1. Необходим вам данный курс для изучения?
2. Нравится урок ОРКиСЭ?
3. Что ты узнал нового на уроках ОСЭ?
Все из 9 опрошенных ответили на все вопросы – да!
Такие ответы детей говорят о том, что уроки ведутся в правильном направлении. Таким образом, уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом.
Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.
Желаю неиссякаемого оптимизма! Спасибо за внимание
Литература:
1.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
2.Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
3.Уроки нравственности. Полные тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока: книга для учителя / Российский детский фонд; авт. акад РАО А. Лиханов. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность", 2004. - 256 с., 10 фотогр. - ISBN 5963900107.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023273-9.
5. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19 - 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ
Эссе - размышление о методике развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ...
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА
Опыт и эксперимент моей работы, с использованием на уроках АЯ сюжетно - ролевых игр как средсво формирования познавательного интереса в начальном звене...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки.
Статья выступления на педагогическом совете учителя музыки ....
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Прменение метода проектов на уроках математики...
«Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста на уроках гуманитарно - эстетического цикла»
Статья из опыта работы....
Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе
Роль начальной школы заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задач...