Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Терпение и труд"
план-конспект урока на тему
Цель урока:
Добиться осознанного отношения к труду и трудящимся людям.
Задачи:
1. Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.
2. Развивать любознательность, расширять кругозор.
3. Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
4. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
5. Развивать творческие способности учащихся.
Тип знания: изучение нового
Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный
Форма: беседа с элементами дискуссии и использование игровых приемов.
Оборудование:картины, изображающие профессии, толковый словарь, Конституция, стихотворение И. Токмаковой « Букваринск», карточки с загадками и пословицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_otkrytogo_uroka_4_g.docx | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ,
модуль « Основы светской этики»
по теме: « Терпение и труд».
Урок проведен в 4 классе Г
МБОУ «Школа №48»
Дата: 25.01.2018 г.
Классный руководитель: Балнова Елена Михайловна
Цель урока:
Добиться осознанного отношения к труду и трудящимся людям.
Задачи:
- Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.
- Развивать любознательность, расширять кругозор.
- Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
- Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
- Развивать творческие способности учащихся.
Тип знания: изучение нового
Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный
Форма: беседа с элементами дискуссии и использование игровых приемов.
Оборудование: картины, изображающие профессии, толковый словарь, Конституция, стихотворение И. Токмаковой « Букваринск», карточки с загадками и пословицами.
Глоссарий
Терпение – настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.
Труд – работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет.
Старание – стремление выполнить что-нибудь хорошо, добросовестно
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Отдых – проведение некоторого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил
Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
Ход урока:
1. Мотивационная установка. Чтение стихотворения.
Читает учитель.
Единое счастье — работа,
В полях, за станком, за столом, —
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счёта, —
Часы за упорным трудом.
Посеянный хлеб разойдётся
По миру; с гудящих станков
Поток животворный польётся;
Почётная мысль отзовётся
Во глуби бессчётных умов.
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастёт.
Что станет с плодами, — безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падёт на народ.
Великая радость — работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта,
Всё счастье земли — за трудом!
В. Брюсов
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Тема нашего урока « Терпение и труд».
- Какие цели мы поставим перед собой?
1. Дать определение понятий труд и терпение.
2. Узнать какой бывает труд.
3. Вспомнить людей разных профессий.
4. Вспомнить пословицы и поговорки о труде.
2. Чтение и анализ текстов из литературных произведений.
- Послушайте притчу «На строительстве собора».
Случилось это в Средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой. Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
- Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
- Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее,- улыбнувшись, ответил третий каменщик.
На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.
- Проанализируйте работу каждого строителя.
- Кому интереснее всего работать? (Для одних труд - это принудительная работа, рабство, для вторых -это средство существования, для третьих -радость служения великой цели).
- Вывод: мало бездумно делать свою работу, нужно любить ее, проникаться ею, осознавая что, как и для кого ты делаешь. Вкладывая частицу себя в дело, которым занимается работник, он улучшает качество своего труда. И, в итоге, любимая работа – это всегда лучше, чем бессмысленная и надоевшая, нелюбимая и рутинная.
А с экранов телевизоров к нам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Поле чудес» и т.д. то есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюдце с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.
Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».
Ученик читает текст.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка! (Л.Н.Толстой)
- Благодаря чему птице удалось исполнить желание? (терпению и труду)
3. Лексическое значение слов. Толковый словарь В.Даля.
- Прочитаем в толковом словаре, какое значение имеет слово «труд».
(В.Даль: работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил)
- Назовите слово с противоположным значением (лень).
-Какого человека называют ленивым, лентяем?
-А что такое терпение? (учебник, с. 87)
4.Знакомство с Конституцией.
- У меня в руках Конституция РФ.
- В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане России. Одним из самых главных законов является: «Граждане России имеют право на труд». Это очень важный закон.
-Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такоеправо и оплачивает его труд.
5.Знакомство с профессиями людей.
- Люди разных профессий живут в городах и сёлах.Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на благо общества.
- Все вещи, которые нас окружают, созданы трудом многих людей разных профессий.
- У поэтессы Ирины Токмаковой есть стихотворение «Букваринск», в котором она перечисляет профессии. Послушайте его внимательно, а затем ответьте на вопрос, все ли профессии в нём перечислены?
БУКВАРИНСК
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времен
«Букваринск» зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ,
Хлебосольный, незлобивый,
Дружный и трудолюбивый:
А – аптекарь,
Б – бочар,
В – валяльщик,
Г – гончар,
Д – дробильщик здоровенный,
Е – ефрейтор, он военный,
Ж – жестянщик-простачок,
З – закройщик-старичок,
И – историк бородатый,
К – красильщик франтоватый,
Л – лудильщик,
М – маляр,
Н – носильщик,
О – овчар,
П – писатель,
Р – радист,
С – сапожник,
Т – турист,
У – бесстрашный укротитель,
Ф – чудак-фотолюбитель,
Х – художник-баталист,
Ц – известный цимбалист,
Ч – чудесный часовщик,
Ш – шофер, большой шутник,
Щ – щенок его, Букетик,
Э – электрик-энергетик,
Ю – юрист, а дальше
Я – это я, мои друзья.
И. Токмакова
В о п р о с ы:
– О ком пишет поэтесса в стихотворении?
- Какие профессии вы ещё знаете? (показ картин)
– А кем вы хотите быть?
– Что для этого необходимо предпринять?
- А сейчас мы будем отгадывать кроссворд на тему: «Такие разные профессии». Работаем в группах. Отгадками являются названия профессий.
1. Он у плиты творит,
Как на крыльях он парит.
Все бурлит вокруг него,
Кухня – кузница его.
2. Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять.
Тому, кто здоров, — разрешит погулять.
3.Он пишет красками пейзаж,
Он и портрет напишет наш.
У него мольберт, треножник.
Вот берёт он карандаш…
Сразу ясно всем ...
4. Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.
5. Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
6. Сначала его в центрифуге крутили,
А после в тяжелый скафандр нарядили.
Отправился он полетать среди звёзд.
Я тоже хочу! Говорят, не дорос!
7.Груши,яблони,крыжовник
Посадил весной ...
8. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит...
9. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
Отгадки: 1. Повар. 2. Врач. 3. Художник. 4.Шофёр. 5. Учитель. 6. Космонавт. 7. Садовник. 8.Строитель. 9. Маляр.
- Что объединяет этих людей? (все они трудятся, выполняют определенную работу)
- Успех хорошего труда кроется и в отличном отдыхе и хорошем настроении. Отдохнем немного.
- А что же такое отдых? (Отдых- проведение некоторого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил)
6. Разбор ситуаций.
- А если представить, что никто ничего не делает и нигде не работает.
- Что бы тогда было?
– Не вышли бы на работу электрики…
Дети: Нет света, не работают стиральные машины, утюги, никто не может починить электричество и т. д.
– Не вышли бы на работу пекари…
Дети: Все будут без хлеба.
– Не вышли бы на работу медицинские работники…
Дети: Никто не сможет помочь больному сделать операцию, вылечить больных людей и т.д.
– А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?
(Мы останемся без пищи, человек может умереть и жизнь тогда прекратится)
– Правильно, ребята. «Жизнь – это труд».
7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
- Какой бывает труд? Прочитайте на с.90. (свободный, посильный, постоянный)
- Свободным труд будет тогда, когда человек осознает необходимость и важность того, что он делает.
- Труд должен быть посильным. Нельзя поднимать тяжести, которые тебе не по силам.
- Если трудишься постоянно, то труд входит в привычку.
8. Экскурсия по выставке поделок
- К сегодняшнему уроку я попросила вас, ребята, принести то, что вы сами уже можете делать своими руками. Судя по выставке, в нашем классе ленивых детей нет. Давайте попросим рассказать наших одноклассников о своих поделках. Мы узнаем, что необходимо для создания этих работ. Мы узнаем, кто их научил этому ремеслу, когда они успевают заниматься дополнительно.
Учитель берет с выставки отдельные работы, называет автора и обращается к нему вопросами Если у разных учеников встречаются поделки из одного материал , то надо расспрашивать их вместе, можно сравнить технологию исполнения.
- Это замечательно, что в нашем классе есть такие мастеровые ребята. Человек, который умеет делать разные работы своими руками,всегда пользовался уважением и почетом на Руси, мог всегда заработать денег на жизнь. Люди говорят,что человек в труде хорошеет.
9. Знакомство с пословицами о труде, их анализ.
- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.
Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд. Работаем по учебнику. Страница 91.
Игра “Собери пословицы”
Кто не работает, | то и пожнешь. |
На чужой каравай рот не разевай, | и рыбку из пруда. |
Что посеешь, | чем целую неделю трудиться в пустую. |
Без труда не вытащишь | тот не ест. |
Лучше день подумать, | тому без дела не сидиться. |
Кто любит трудится, | а пораньше вставай да свой затевай. |
- Объясните смысл каждой пословицы.
- Вывод: какой вы человек в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.
10. Работа с учебником. Вопросы и задания.
С. 92 вопрос №3.
- Объясни, кого можно назвать белоручкой? (Белоручка - тот, кто избегает физического труда, трудной, грубой, грязной работы)
11 .Рефлексия.
- На карточке написаны два незаконченных предложения и один вопрос:
Сегодня на уроке я понял, что . . . .
Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .
Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)
Сейчас на уроке вы можете выполнить одно любое из этих заданий. А кто захочет, может сейчас зачитать свой ответ.
- Эти карточки останутся у вас, как память о нашем уроке.
Человек, который выбрал профессию по душе - счастливый человек.
Сегодня я счастлива, потому-то вы смогли понять меня, а я старалась понять каждого из вас.
12. Д/з.
1. Подготовьте рассказ на тему: “Как я помогаю родителям”.
2. Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.
Задание №1.
Притча «На строительстве собора».
Случилось это в Средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой. Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
- Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
- Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.
На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.
- Проанализируйте работу каждого строителя.
- Кому интереснее всего работать?
- Какой можно сделать вывод?
Задание №2.
Рассказ «Умная галка»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка! (Л.Н.Толстой)
- Благодаря чему птице удалось исполнить желание?
Задание № 3.
Кроссворд «Такие разные профессии».
Задание № 4.
Игра “Соберите пословицы”
Кто не работает, | то и пожнешь. |
На чужой каравай рот не разевай, | и рыбку из пруда. |
Что посеешь, | чем целую неделю трудиться в пустую. |
Без труда не вытащишь | тот не ест. |
Лучше день подумать, | тому без дела не сидиться. |
Кто любит трудится, | а пораньше вставай да свой затевай. |
СОЕДИНИТЕ СТРЕЛКАМИ НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ ПОСЛОВИЦЫ.
ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ КАЖДОЙ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ПОСЛОВИЦ.
ИРИНА ТОКМАКОВА «БУКВАРИНСК»
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времен
«Букваринск» зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ,
Хлебосольный, незлобивый,
Дружный и трудолюбивый:
А – аптекарь,
Б – бочар,
В – валяльщик,
Г – гончар,
Д – дробильщик здоровенный,
Е – ефрейтор, он военный,
Ж – жестянщик-простачок,
З – закройщик-старичок,
И – историк бородатый,
К – красильщик франтоватый,
Л – лудильщик,
М – маляр,
Н – носильщик,
О – овчар,
П – писатель,
Р – радист,
С – сапожник,
Т – турист,
У – бесстрашный укротитель,
Ф – чудак-фотолюбитель,
Х – художник-баталист,
Ц – известный цимбалист,
Ч – чудесный часовщик,
Ш – шофер, большой шутник,
Щ – щенок его, Букетик,
Э – электрик-энергетик,
Ю – юрист, а дальше
Я – это я, мои друзья.
Жизнь- это
труд!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: «Охрана труда в строительстве»
Конспект урока на тему: «Охрана труда в строительстве»...
Конспект урока «Производительность труда».
Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие про...
Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»
Конспект урока по обществознанию 5 класс на тему: «Труд и творчество»....
Конспект урока по ручному труду «Изготовление аппликации в виде подсолнуха»
Конспект урока по ручному труду «Изготовление аппликации в виде подсолнуха» Цель: Научить изготавливать поделку аппликацию из бумаги и природных материалов Задачи.Образовательная: Поз...
Конспект урока по ручному труду для 2 класса "Солнечный день"
Конспект урока по ручному труду для 2 класса "Солнечный день"Цель занятия: изготовить аппликацию из бумаги, пряжи, шерсти для валяния, разноцветной синель-проволоки....
Конспект урока по дисциплине Экономическая теория. Тема "Рынок труда"
Конспект урока дисциплины "Экономическая теория" по теме Рынок труда. Может быть использован при изучении дисциплины Экономика на 1 курсах СПО, а также при изучении Экономическая теори...
Конспект урока по элективному курсу ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания, тема «Спрос на труд и его факторы. Предложение труда»
Рынок труда является одним из главнейших факторов производства. Он дает возможность наемным работникам продавать свое рабочее время и профессиональное мастерство работодателям и получать в обмен доход...