Типовая программа учебной дисциплины "Экономика организации"
рабочая программа на тему
Сотавлена для обучающихся по специальности 030912 (40.02.01) Право и организация социального обеспечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Типовая программа учебной дисциплины
ОП.11 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
030912 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(базовая подготовка)
Москва,
2014
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Колледж полиции.
Разработчики:
Лохман Наталья Николаевна, начальник методического отдела ГБОУ СПО Колледж полиции;
Авдеева Елена Алексеевна, преподаватель ГБОУ СПО Колледж полиции
Типовая программа учебной дисциплины ОП.11 Экономика организации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения, входящей в укрупненную группу 030000 Гуманитарные науки.
Рекомендована Экспертным советом при Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы в качестве типовой программы для образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Протокол
©ГБОУ СПО Колледж полиции, 2014
© ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Типовая программа учебной дисциплины «Экономика организации» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения, входящей в укрупненную группу 030000 - Гуманитарные науки
Типовая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Экономика организации» обучающийся должен уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией;
- оценивать эффективность использования основных ресурсов организации;
В результате освоения учебной дисциплины «Экономика организации» обучающийся должен знать:
- законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;
- состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- экономику социальной сферы и ее особенности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 46 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 32 часа;
самостоятельная работа обучающегося 14 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
Формы текущего контроля знаний, промежуточной аттестации определяются образовательным учреждением самостоятельно |
2. 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Организация как хозяйствующий субъект | 10 | ||
Тема 1.1. Организация в условиях рыночной экономики | 1. Место и значение дисциплины «Экономика организации» в подготовке специалистов. Цели и задачи курса, структура курса | 2 | 1 |
2. Понятие организации. Сущность предприятий и организаций их классификация, формы предпринимательства, понятие и виды риска | 1 | ||
3. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предприятий, организаций, предпринимателей в Российской Федерации | 2 | ||
Практические занятия 1. Анализ организационно-правовых форм предприятий и организаций (в соответствии с ГК РФ) | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектом занятия, учебной и специальной литературой. 2. Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций преподавателя, компьютерной техники и интернет-ресурсов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Сообщения и презентации по теме: Организации социальной сферы | 2 | ||
Тема 1.2. Производствен- ная и организацион- ная структура предприятия | 1. Общая, производственная, организационная структура организации; рабочее место | 2 | 1 |
2. Производственный процесс, специализация, стандартизация производственного процесса, принципы организации производственного и технологического процесса | 1 | ||
3. Планирование в деятельности организации: основные разделы и показатели плана, разработка производственной программы, бизнес-план | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектом занятия, учебной и специальной литературой. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, компьютерной техники и интернет-ресурсов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Сообщения и презентации по теме: Производственная программа и бизнес-план предприятия | 2 | ||
Раздел 2. Материально-техническая база предприятия | 12 | ||
Тема 2.1. Основные средства | 1.Понятие основных средств, их сущность и значение; Классификация элементов основных средств и их структура. Основные фонды предприятия | 2 | 1 |
2. Оценка основных средств: первоначальная, восстановительная, остаточная стоимость; износ основных средств: физический и моральный; амортизация основных средств: расчет амортизационных отчислений | 2 | ||
3. Формы воспроизводства основных средств: простое и расширенное воспроизводство; оценка эффективности использования основных средств: фондоемкость, фондоотдача, фондовооруженность, коэффициенты эффективности | 2 | ||
Практические занятия 1. Расчет показателей эффективности использования основных средств | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектом занятия, учебной и специальной литературой. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, компьютерной техники и интернет-ресурсов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Сообщения и презентации по темам: Нематериальные активы предприятия, капитальные вложения, лизинг, аренда | 2 | ||
Тема 2.2. Оборотные средства | 1.Понятие оборотных средств. Состав и классификация оборотных средств: элементы оборотных средств и средств обращения, нормируемые и ненормируемые оборотные средства, собственные и заемные оборотные средства | 2 | 1 |
2.Определение потребности в оборотных средствах, порядок нормирования материалов, незавершенного производства, готовой продукции | 2 | ||
3.Анализ эффективности применения оборотных средств: коэффициент оборачиваемости оборотных средств, направления совершенствования использования оборотных средств | 2 | ||
Практические занятия 1. Расчет показателей эффективности использования оборотных средств | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектом занятия, учебной и специальной литературой. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, компьютерной техники и интернет-ресурсов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Составление сравнительной таблицы основных и оборотных средств | 2 | ||
Раздел 3 Кадры предприятия и оплата труда | 10 | ||
Тема 3.1. Кадры предприятия | 1.Понятие трудовых ресурсов организации, кадры предприятия, профессионально-квалификационная структура кадров | 2 | 1 |
2. Расчет потребности в кадрах, среднесписочная и явочная численность, показатели динамики кадров: коэффициенты выбытия (текучести), приема | 2 | ||
3.Оценка производительности труда: выработка и трудоемкость, методика расчета выработки и трудоемкости, факторы и резервы роста производительности труда | 2 | ||
Практические занятия 1. Расчет показателей динамики кадров и производительности труда | 2 | ||
Тема 3.2. Оплата труда | 1.Принципы организации оплаты труда на предприятии, основная и дополнительная оплата труда, тарифная и бестарифная системы оплаты труда, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) | 2 | 1 |
2.Формы заработной платы: повременная и сдельная, выбор формы оплаты труда; системы повременной оплаты: простая повременная, повременно-премиальная, повременно-прогрессивная; системы сдельной оплаты труда: прямая сдельная, расчет оплаты труда | 2 | ||
3.Компенсационные и стимулирующие выплаты, должностной оклад, бестарифные и тарифные системы; оплата труда работников государственных учреждений социальной защиты населения | 1 | ||
Практические занятия 1. Расчет оплаты труда работников организации | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектом занятия, учебной и специальной литературой. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, компьютерной техники и интернет-ресурсов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Работа с учебником: Факторы повышения производительности труда | 2 | ||
Раздел 4 Основные показатели деятельности организации | 14 | ||
Тема 4.1. Издержки и ценообразова- ние | 1.Понятие издержек на производство и реализацию продукции, услуг; виды затрат и их классификация. | 2 | 1 |
2. Группировка затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции, виды и методы калькуляции себестоимости, система «директ-костинг», пути снижения себестоимости | 2 | ||
3. Формирование цены: понятие и структура цены, ценовая политика организации, ценовые стратегии, методика расчета цены | 2 | ||
Практическое занятие 1. Расчет себестоимости и цены | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектом занятия, учебной и специальной литературой. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, компьютерной техники и интернет-ресурсов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Подготовка сообщения и презентации на тему: Виды ценовых стратегий организаций | 2 | ||
Тема 4.2. Прибыль и рентабельность | 1.Формирование прибыли: денежная выручка (доход) предприятия, понятие прибыли; виды прибыли: балансовая, валовая, налогооблагаемая, чистая; распределение прибыли | 2 | 2 |
2.Оценка рентабельности производства. Факторы повышения рентабельности | 2 | ||
Практические занятия 1. Расчет прибыли и рентабельности | 2 | ||
Тема 4.3. Анализ эффективности деятельности предприятий социальной сферы | 1.Система показателей эффективности производства, принципы определения экономической эффективности, показатели финансового состояния предприятия. Особенности финансирования социальной сферы | 2 | 1 |
2.Осущетвление предпринимательской деятельности в социальной сфере, развитие социального предпринимательства в России, задачи социального предпринимательства | 2 | ||
3.Оценка экономической эффективности деятельности учреждений и организаций социальной сферы, критерии эффективности социальной работы. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектом занятия, учебной и специальной литературой. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, компьютерной техники и интернет-ресурсов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Подготовка сообщений и презентаций на тему: Социальные проекты и оценка их эффективности | 2 | ||
Всего | 46 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента и экономики организации»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- интерактивная доска или экран
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 05.05.2014). // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 05.05.2014)/ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (в ред. от 05.05.2014)// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
6. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 02.04.2014)// base.consultant.ru/cons/cgi/online
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 02.4.2014)//base.consultant.ru/cons/cgi/online
Основная литература
1. Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для СПО 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2014
2. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для СПО -2-е издание, с изм. – М.: Магистр ИНФРА-М, 2013
Дополнительные источники:
Дополнительная литература
1.Грибов В.П., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации
(предприятия): учебное пособие для СПО. – 4 изд., стер. – М.: КНОРУС,
2011
2.Кнышова Е.Н. Экономика организации: Учебник для СПО. М.: ИНФРА-М, 2014.
4.Любушин Н.П. Экономика организации: Учебник для СПО. М.: КноРус, 2011.
5. Паламарчук А.С. Экономика предприятия: учебник. М.: ИНФРА-М, 2010
6. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭЮ, 2003.
Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф. http://www.minfin.ru/ru/ 2. Официальный сайт: Министерства экономического развития.
http://www.economy.gov.ru/minec/main
3. Официальный сайт газеты Экономика и жизнь. http://www. Eg-online.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, демонстрируемых обучающимися.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией | Наблюдение и экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении практических работ, домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля |
Умение оценивать эффективность использования основных ресурсов организации | |
Знание законодательных и иные нормативных правовых актов, регламентирующих организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм | Наблюдение и экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении практических работ, домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля |
Знание состава и содержания материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации | |
Знание основных аспектов развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике | |
Знание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования | |
Знание механизма ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях | |
Знание экономики социальной сферы и ее особенности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Организация хранения и контроль запасов сырья"
Рабочая программа учебной дисциплины "Организация хранени я и контроль запасов сырья" для студентов специальности 260807 "Технология продукции общественного питания"...

Программа учебной дисциплины "Организация и эксплуатация сети почтовой связи"
Программа учебной дисциплины для обучающихся пот профессии оператор связи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ И СЫРЬЯ» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовая подготовка
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Организация храненияи контроль запасов и сырья» для специальности19.02.10 «Технология продукции общественного питани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗАПАСОВ И СЫРЬЯ» для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» базовая подготовка
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного ...

Типовая программа учебной дисциплины "БАНКОВСКОЕ ДЕЛО"
Типовая программа учебной дисциплины "Банковское дело" для учащихся средних специальных учреждений экономического профиля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Организация охраны труда на предприятиях" по профессии "Парикмахер"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 43.01.02 «пар...

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания».
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Ф...