Конспект внеклассного занятия: "Наши земляки-вольчане - защитники Ленинграда".
классный час на тему
Внеклассное занятие посвящено землякам - жителям города Вольска, принимавшим участие в обороне и снятии блокады Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия:
«Наши земляки-защитники Ленинграда»
Тема занятия: «Наши земляки-защитники Ленинграда»
Цели занятия:1. расширить представление студентов о трагической странице в истории нашей Родины – блокаде Ленинграда;
2. развивать интерес к истории родного края;
3. воспитывать патриотизм.
Оборудование: проектор, презентация
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели занятия.
27 января 2014 года исполнилось 70 лет с момента освобождения г. Ленинграда от блокады. Многие наши земляки участвовали в боях за Ленинград, в Вольском педагогическом училище №2 на протяжении 25 лет работала преподаватель Л.Н. Кисличенко, которая ребенком пережила блокаду Ленинграда. Сегодня на классном часе мы должны будем познакомиться с событиями блокады Ленинграда, выяснить как проявили себя наши земляки на ленинградском фронте.У нас в гостях историк Л.Б. Невская. Лидия Борисовна расскажет о наших земляках –защитниках Ленинграда.
3.Основная часть.
а) Знакомство с событиями блокады Ленинграда. Демонстрация презентации.
Слайды №№1-2
Блокада Ленинграда – осада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны г. Ленинграда (ныне – г. Санкт-Петербург). Блокада длилась с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. – 871 день.
Сдайд №3
Были разорваны все автомобильные и железнодорожные коммуникации. Связь с Ленинградом теперь поддерживалась только по воздуху и по Ладожскому озеру.
Слайд №4
Ввиду нехватки продовольствия властями города были введены нормативы по отпуску продуктов питания, которые неоднократно понижались.
Размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов
Войскам первой линии — 500 граммов.
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
Слайд №5. Жертвы артобстрела.
Слайд №6. Зима 1941-1942 гг. Жители берут из Невы воду.
Слайд №7. Дневник Тани Савичевой. Таня Савичева (1930-1944) – ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких ей людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Почти вся семья Тани Савичевой погибла во время ленинградской блокады в период с декабря 1941 года по май 1942 года. Сама Таня была эвакуирована, но её здоровье было сильно подорвано, и она тоже умерла. Блокаду пережили только её старшая сестра Нина и старший брат Михаил, благодаря которым дневник Тани стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Слайды №8, 9. Жертвы артобстрела.
Слайды №№10,11. Дорога жизни. 17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день — первая автоколонна. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. За это время было перевезено 361 тыс. т. различных грузов, в том числе 262.5 тыс. т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых.
Слайд №12. В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл
В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.
Слайд №13.
Пискарёвское мемориальное кладбище расположено на севере Санкт - Петербурга, одно из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. Всего там было похоронено около 500 000 тысяч ленинградцев и воинов-защитников Ленинграда. На кладбище воздвигнут мемориал павшим. Всего по разным данным в блокадном Ленинграде погибло около 1 млн. 200 тыс. человек.
б) В Вольском педагогическом училище №2 им. Ф.Панферова в течение 25 лет, с 1956 по 1980 гг., работала жительница блокадного Ленинграда Людмила Николаевна Кисличенко. Л.Н. Кисличенко в настоящее время проживает в г. Кирши Ленинградской области. Людмила Николаевна Кисличенко (урожденная Кухто) родилась в 1925 году в г. Луга Ленинградской области. В 1927 г. семья Кухто перебралась в г. Ленинград.
5 февраля 2014 г. Людмила Николаевна прислала письмо со своими воспоминаниями: «Семья состояла из шести человек: отец, мать, брат, три сестры. Старшей сестре на начало войны было 19 лет, она была студенткой факультета иностранных языков, младшей сестре было 8 лет, мне (Людмиле) – 16 лет. Брат окончил Ульяновское военное училище, служил в 1941 г. в Брестской области. С первых дней войны отец ушел в народное ополчение. Я в 1941 г. окончила 8 классов. Уже с августа 1941 г. начались бомбардировки г. Ленинграда. По радио объявляли воздушную тревогу, все уходили с улицы, прятались в бомбоубежища. Во время одного из налетов от попадания фугаса сгорели Бадаевские продовольственные склады. Погибло много продуктов. Можно было надеяться только на продовольственные карточки. С 8 сентября 1941 г. (начало блокады Ленинграда) нормы на хлеб по карточкам снизились до 125 граммов на человека. Наша семья получала 500 граммов на четырех человек. И больше ничего… Все время хотелось есть! В городе начался голод. Народ умирал от голода. Умерших заворачивали в простыни, т.к. гробов не было, и отвозили в приемный пункт.
И все же мы боролись за город и за жизнь! Уже в первые дни войны в школах создавались звенья самообороны. Нас распределили по звеньям на случай тревоги. Я, например, состояла в звене связи (до сих пор берегу об этом справку). Кроме того, мы дежурили в соседнем госпитале, ходили собирать отходы капусты на поля. И в то же время продолжали учиться. Сидели укутанными, в чернильницах замерзали чернила, поэтому писали карандашами. Если начиналась бомбежка, спускались в убежище. Но долго ходить в школу не пришлось. Началась дистрофия. Ноги почти отнялись, и я с трудом перебиралась от стола к постели. Спускаться на улицу надо было с седьмого этажа. Помогали сестра и мама. В мои 16 лет мне по виду давали не больше 12. Случайно в сарае мы нашли 3 плитки столярного клея. Это было спасение! Мама иногда по кусочку из этого клея варила «холодец», добавляя в него всякий хлам: частички дерева от старой скамейки, частички кожи от старой обуви. Однажды по карточкам дали немного соевых бобов. С немецких самолетов посыпались листовки: «Доедите бобы, да готовьте гробы!»Некоторые горожане доставали сыромятные ремни, жевали их… Угнетало отсутствие воды и электричества. За водой приходилось идти далеко. Сестра ходила с маленьким ведерком, пересекая несколько железнодорожных линий, подползала под вагонами. Воду экономили. Долгие дни и ночи проводили в темноте из-за затемненных окон. Приходилось пользоваться лучинами, держа их по очереди в руке.
Но мы жили! С миром нас связывало радио, постоянно звучавший метроном как бы напоминал «Вы не одни!». Неожиданно с фронта вернулся отец. Его отпустили из-за начавшейся дистрофии, вскоре он умер.
Нас, как семью военнослужащего, эвакуировали из города в марте 1942 г. Состав довезли до Ладожского озера, где начиналась «Дорога жизни». По ней мы ехали в открытых грузовиках при сорокаградусном морозе, объезжая полыньи. Наконец, нас доставили к желанному берегу. Здесь нас приветливо встретили, обогрели, накормили, выдали документы, сухой паек. Затем посадили в теплушки и долго-долго (1,5 месяца) везли вглубь страны.
Я вернулась в Ленинград в 1946 г. Поступила в педагогический институт им. Герцена. После его окончания с отличием получила назначение в Саратовскую область. Сначала работала в педагогическом училище г. Хвалынска, с 1956 г. по 1981 г. - в Вольском педагогическом училище №2. Преподавала педагогику и психологию, организовала пионерское отделение. В 1975 г. мне было присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР»
в) Выступление Л.Б. Невской о вольчанах-защитниках Ленинграда.
4. Итог занятия.
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение – не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти… И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное – пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ внеклассного занятия по Фитнесу «Фитбол»
Аэробика с фитболами как современная фитнес технология для развития силы и силовой выносливости....
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ "НАШЕ ЗДОРОВЬЕ - НАШИХ РУК ДЕЛО"
Cтатья для публикации в сборнике материалов II Городской научно-практической конференции "Осуществление целостности образовательного процесса в профессиональном взаимодействии педагога и учащихс...
Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 1 курса ССУЗа "Зависимое поведение"
В данной работе освещается проблема формирования зависимого поведения...
Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дружба - чудесное слово".
Занятие по духовно-нравственному воспитаниюДружба – чудесное слово. Цели:1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.2....
План-конспект классного часа на тему: "Поэты блокадного Ленинграда. Наталья Крандиевская"
План-конспект классного часа, посвященного поэтессе блокадного Ленинграда Наталье Крандиевской-Толстой. Методическая разработка классного часа содержит краткую биографию и стихи Н. Крандиевской-Толсто...
План конспект внеклассного мероприятия на тему: «Делопроизводитель (секретарь), оператор диспетчерской (производственно – диспетчерской) службы должен уметь работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями».
Представленная работа показывает приемы и методы отработки ОК (общепрофессиональной компетенции) 06 «работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями». ...
Защитники Ленинграда
Январские дни – особенные для петербуржцев, поскольку неразрывно связаны с историей нашего города. В этом году 27 января исполнилось 76 лет со дня полного освобождения Ленинграда от немецко-фаши...