СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ "НАШЕ ЗДОРОВЬЕ - НАШИХ РУК ДЕЛО"
статья на тему
Cтатья для публикации в сборнике материалов II Городской научно-практической конференции "Осуществление целостности образовательного процесса в профессиональном взаимодействии педагога и учащихся".17-18 марта 2015г на базе ГБОУ школы № 246 Приморского района г. Санкт Петербурга.Форма участия: Доклад и публикация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ
«НАШЕ ЗДОРОВЬЕ – НАШИХ РУК ДЕЛО»
М.В.Горовая, учитель физической культуры и ОБЖ, педагог организатор
ГБОУ Центр образования № 100 Выборгского района СПб
Проблема здоровья подрастающего поколения существует, и ее следует рассматривать не только в сфере здравоохранения, а в большей степени в образовании. Учащиеся проводят большую часть дня в стенах образовательного учреждения. Время обучения в школе совпадает с их ростом и развитием. В эту пору закладываются основы здоровья и долголетия. Поэтому школа – важнейшее звено социализации подрастающего поколения, где формируется здоровье ребенка. На сегодняшний день, одна из острых проблем в преподавании - повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и организации здоровой и комфортной жизнедеятельности. Комплексная программа открывает широкий простор для творчества учителя, его поисков в повышении эффективности учебного процесса, что в свою очередь обеспечивает необходимые условия для того чтобы каждый учащийся овладел жизненно важными и необходимыми знаниями, навыками и умениями, научился самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Каждый учитель решает эту проблему по своему, мой подход заключается в том, чтобы сделать занятия разнообразными, применяя технические средства обучения, нестандартное оборудование, творческие и самостоятельные задания.
Своих учеников я призываю к сознательному, целеустремлённому подходу в отношении к своему здоровью. Ведь только здоровый человек может быть успешным. Организацию учебной деятельности начинаю с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой и увлекательной.
Понимание смысла и значения разучиваемых движений вызывает творческую активность учащихся. Поэтому я стараюсь чаще использовать задания, стимулирующие самостоятельность и творческую инициативу.
Знания по физической культуре учащиеся приобретают чаше всего в процессе выполнения двигательных действий. Сообщение знаний происходит с помощью рассказа или рассказа и показа. Длительные беседы в ходе урока, как правило, не приводят к положенному результату, поскольку ученики, приходя на занятия, ждут в первую очередь активных действий. Это естественная реакция детей и подростков после длительного относительного бездействия. Поэтому сначала я использую это стремление учеников подвигаться и энергично провожу вводную часть урока. После этого, учащиеся с интересом воспринимают мой рассказ и комментарии по заданной теме.
Говорить о здоровье и физическом развитии детей на уроках физической культуры в школе можно лишь при условии соблюдения нормы возрастных нагрузок. При оценке соответствия физической нагрузки возрастным особенностям школьников следует иметь в виду, что школьный возраст – собирательное понятие. Это один из самых сложных этапов возрастного развития, охватывающий период от детства до юношества.
Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать ее объем и интенсивность. Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия и другими показателями. Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движения, ускорения, частоты сердечных сокращений.
Планируя нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей), систематичность (последовательность и регулярность.)
На сегодняшний день для заинтересованности учащихся в уроке физической культуры стараюсь сделать занятия разнообразными, нагрузку более разносторонней, используя современное оборудование.
Почему выбрала эксертьюб? Эксертьюб представляет собой резиновый жгут с ручками, который может быть разного диаметра и разной упругости и используется в тренировке для развития силы. При этом сопротивление увеличивается постепенно с самого начала движения и достигает максимума в конце. В исходном положении амортизатор должен быть слегка растянут. Для увеличения нагрузки необходимо использовать более толстый амортизатор, либо укорачивать его длину, наматывая на кисть.
Одним из больших плюсов данного амортизатора является его компактность и мобильность. Благодаря его многофункциональности можно неплохо проработать отдельные группы мышц. Это - бицепс, трицепс и дельтовидные мышцы плеча. Так же для укрепления мышц верхней и нижней части спины для красивой осанки. С ним можно выполнить массу упражнений, встав или сев на него, перекинув через неподвижную опору, тренируясь в паре. Разнообразные упражнения из различных исходных положений в определенной последовательности создают каждый раз интересный и занимательный тренировочный комплекс.
Программный материал уроков, в которые я включаю упражнения с эксертьюбами из цикла занятий «Наше здоровье наших рук дело»: раздел- Гимнастика с элементами акробатики. Основная направленность на освоение общеразвивающих упражнений с предметами. Для повышения интереса и создания эмоционального настроя уроки включают в себя различные направления: разминка с элементами ритмической гимнастики выполняется под музыкальное сопровождение, упражнения для развития силовой выносливости, круговую тренировку, игры-эстафеты с предметами и без.
В таких условиях учащиеся могут быть изобретательными, активными и чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше интерес к уроку.
С учетом большой доступности, возможности индивидуальных тренировок гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведении самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, также создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.
Педагогический процесс важно рассматривать как совместную деятельность учителя и учащихся. Ученик, относящийся к учителю только как к человеку, задающему и контролирующему работу, включается формально. А ученик, настроенный на взаимодействие с учителем, на сотрудничество с ним, с готовностью включается в любую предложенную игру и в освоении упражнений.
В подростковом возрасте большое значение необходимо придавать решению воспитательных задач, а именно выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
Установка на здоровье и на здоровый образ жизни формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому образование в области здоровья важно для людей любого возраста. Целью такого образования, а именно занятий «Наше здоровье- наших рук дело» является становление потребности в здоровье, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни и выработка индивидуального обоснованного способа жизнедеятельности. Развитие устойчивых мотивационных оснований, лежащих в основе здорового образа жизни, возможно при условии активности по конструированию ситуаций для решения своих проблем. Поэтому, большинство материалов цикла, построены как обращение учащихся старших классов, к опыту собственной жизнедеятельности с целью ее самоанализа, прогнозирования здоровья и коррекции образа жизни.
Что обеспечивает овладение учащимися организационных навыков, также содействует формированию адекватной оценке своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию, развитию психических процессов: восприятия, представлений, памяти, мышления.
Усилению мотивации к занятиям способствует привлечение к подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений, защите проектов по экологическому направлению: какую воду мы пьем, как в домашних условиях очистить воду, каким воздухом дышим, какую пищу едим. Экологическое направление учит ребенка решать наиболее актуальные экологические проблемы, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, во время исследовательской деятельности. Учит его ответственно относиться к своему здоровью и окружающему миру, разрабатывать проекты, направленные на взаимосвязь человека – природы - здоровья.
Статистика мотивации требует дифференцированной диагностики, так как дополнительные занятия по формированию культуры здоровья дают возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствуют снятию психологического барьера, созданию среды психологического комфорта. Педагогический мониторинг показал стабилизацию душевного и физического состояния ребенка. Нами использовался опросник САН (самочувствия, активности, настроения). Результаты анкетирования показали, что по окончании занятий у 94% ребят улучшилось самочувствие, у 93% поднималось настроение, у 97% росла увлеченность, 75% обучающихся чувствовали себя отдохнувшими, у 85% повышалась работоспособность.
Учителю в работе постоянно приходится сталкиваться с проблемой выбора между противоположными установками: на самостоятельность и контроль, творчество и исполнительность, критику и поощрение, подтягивание слабых сторон, готовности ученика и усиление сильных сторон, на установление дисциплины, контакта, внимания, привитие обязательных навыков, - с одной стороны; а с другой - на создание условий для раскрытия творчества.
Эффективность механизмов обеспечения здоровья зависит от многих факторов, но определяющую роль среди них играет отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабенко Т.И., Каминская Н.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания. – Ростов-на-Дону: ОблИУУ, 1995. – 32с.
- Движение ради здоровья. – СПб.: Изд-во ВИФК, 1994 – 107с.
- Детская спортивная медицина / Под ред. С.В.Тихвинского. – М.: Медицина, 1991. – 368с.
- Здоровье школьника. Сборник нормативных и методических документов. – СПб., 1994.
- Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование: теория, опыт, практика. – СПб., 1993. – 26с.
- Лозинский В.С. Учитесь быть здоровым. – Киев, 1993. – 152с.
- Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. – 120с.
Эксертьюб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью
презентация на тему - Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, 9 слайдов...
Доклад к педагогическому совету на тему "Здоровьесбережение педагога"
В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся, так и новые, вошед...
Конкурсная работа на тему : Совершенствование системы управления собственным капиталом организации для участия в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу обучающихся по программам СПО
КОНКУРСНАЯ РАБОТА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Мастер – класс по здоровьесбережению учащихся Тема «Herbal tea-травянной чай»
Мастер – класс по здоровьесбережению учащихся по Теме «Herbal tea-травянной чай» можно провести на внеурочной деятельности! Целью, которого является создание ситуации в ходе решения которой, через пр...
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»
Что побуждает ученика учиться? Какие факторы мотивируют его к учению? Как сделать, чтобы работа учителя пробудила познавательный интерес и желание учиться у обучающегося, а педагог, в свою очередб, см...
Логопедическое занятие по совершенствованию навыка связной речи по теме "Семья" у обучающихся с РАС и ТМНР
Логопедическое занятие по совершенствованию навыка связной речи по теме "Семья" у обучающихся с РАС и ТМНР...