Защитники Ленинграда
статья

Железнов Николай Александрович

Январские дни – особенные для петербуржцев, поскольку неразрывно связаны с историей нашего города. В этом году 27 января исполнилось 76 лет со дня полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады.

Битва за Ленинград – самая продолжительная битва в мировой истории – началась 10 июля 1941 года, когда войска группы армий «Север», преодолевая сопротивление советских войск, начали выходить к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задания87.3 КБ

Предварительный просмотр:

Задание № 1.

  1. Назовите даты начала и окончания Битвы за Ленинград.
  2. Расшифруйте аббревиатуру ЛАНО.

     3. Какое название получила операция по прорыву Блокады, завершение  

       которой произошло 18 января 1943 года?

4. Пуля – дура, а ОН – молодец. О каком предмете идет речь? Сколько  предметов находится в экспозиции музея?

5. В блокадных днях
    Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…

О какой медали идет речь в стихотворении Юрия Воронова? Найдите ее в экспозиции музея.

Задание № 2

  1. Назовите дату начала действия ледовой трассы через Ладогу в 1941 году.
  2. Когда началась операция «Январский гром» по полному освобождению

 Ленинграда от фашистской блокады?

3. Найдите в экспозиции музея предмет для хранения табака. Сколько их?

     4. Назовите знаки отличия званий военнослужащих РККА в форме

         образцов 1938 г. и 1943

 5.                 Я в гору саночки толкаю.
                    Еще немного — и конец.
                    Вода, в дороге замерзая,
                    Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.

И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда...
Как хорошо, что ты замерзла
Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.

О какой ситуации в блокадном Ленинграде идет речь в стихотворении Варвары Вольтман-Спасской?

Задание № 3

  1. Назовите ширину плацдарма «Невский пятачок».
  2. В чем отличие экспонатов под номерами 13, 14, 15 в угловой витрине музея с личными вещами бойцов РККА?
  3. Найдите в экспозиции музея патронные сумки, укажите их количество.
  4. Какой процент вражеских сил на Восточном направлении был оттянут защитниками Ленинграда в ходе Ленинградской битвы
  5. …– это не винтовка,
    Не граната, не патрон,
    Но солдат владел ей ловко,
    Был всегда вооружён.
    Без неё совсем нет жизни,
    Каши даже не поешь,
    Ну, какие же здесь мысли.
    В животе сплошная брешь.
    И боец берёг родную,
    Место лучше выбирал.
    Роль довольно не простую
    Голенищу доверял.

О каком предмете идет речь в стихотворении Юрия Милова?

Найдите его в экспозиции музея. Укажите количество.

Задание № 4

  1. Найдите в экспозиции стеклянные фляги, выдававшиеся красноармейцам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Укажите количество.
  2. Как назывался личный опознавательный знак у солдат РККА до ноября 1942 года? Найдите его в экспозиции музея.
  3. По-испански ОНА означает «череп», и спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это?
  4. Во время поисковой экспедиции бойцами отряда «Патриот» был найден «Гвардейский знак». Как называлась деревня, в районе которой была эта находка?
  5. Когда был произведен салют, о котором поэт Юрий Воронов написал:

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…

Задание № 5

  1. Назовите географическое место проведения летней поисковой экспедиции поискового отряда «Патриот» в Республике Карелия?
  2. Найдите в экспозиции полевые сумки. Сосчитайте их.
  3. Какой документ был введен Приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР от 7 октября 1941 г. как документ, удостоверяющий личность военнослужащего.  Найдите его в экспозиции музея, как он называется?
  4. Как называется эта ледовая трасса, о которой пишет Ольга Берггольц:

И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
- Ну, так и есть - мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта - не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот - в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре -
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.

  1. По одной из версий сербская «шайкача» или шотландская «гленгарри» стали прототипом ЭТОГО головного убора. Найдите его в экспозиции. Как он называется?

sajkaca.jpg

$_57.jpg

Ответы на задание № ____

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу о блокаде Ленинграда.

В презентации есть портреты о рассказываемых  личностях прошедших блокаду, а так же фотографии различных памятников сохранившихся в блокаду Ленинграда....

Открытый классный час, посвященный дню снятия блокады Ленинграда

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев изСеверной Африки, Европы и в...

Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  открытого ...

Методическая разработка о войне "Блокада Ленинграда"

Тема: «БлокадаЛенинграда»Цели классного часа:-       Рассмотреть исторические аспекты Блокады Ленинграда, как события Великой отечественной войны.-...

Конспект внеклассного занятия: "Наши земляки-вольчане - защитники Ленинграда".

Внеклассное занятие посвящено землякам - жителям города Вольска, принимавшим участие в обороне и снятии блокады Ленинграда....

УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Сценарий урока мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда...

Статья по дисциплине «История России» по теме: «Блокада Ленинграда.Дети блокадного Ленинграда»

Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке истории....