РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 «Экологические основы природопользования»
рабочая программа
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2018 г. N 31.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы и 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций ОК01, ОК06, ОК07, ПК 3.3, ПК 4.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский промышленно-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 «Экологические основы природопользования»
38.02.01 | «Экономика и бухгалтерский учёт» | |
(код специальности СПО) | (наименование специальности в соответствии с ФГОС) | |
Форма обучения | Очная |
Хабаровск, 2022
Составитель: преподаватель КГБ ПОУ ХПЭТ Т.В. Лескова
Программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии социально-экономических дисциплин протокол №___ от «___» __________ 2022г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2018 г. N 31.
СОДЕРЖАНИЕ
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………. …4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………........ …5
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………10
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 0ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………........11
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы и 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций ОК01, ОК06, ОК07, ПК 3.3, ПК 4.2.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнений профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и исполнение информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникативных технологий.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задач.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9.Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 ОК 1-9 | уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; | принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории |
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 3 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 42 |
Объем программы | 40 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 22 |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация | Зачёт |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименования разделов и тем | Содержание учебного материала, практические, лабораторныезанятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | № уч. зан. | Объём дисциплины час. | |||||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | Самостоятельная работа | Коды компетенции, формированию которых способствует элемент программы | |||||||||
Вид занятий | Теоретическое обучение | Лабораторные и практические занятия | КП (р) | консультации | Промежуточная аттестация | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду | 6 | 6 | 2 | |||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||
Тема 1.1. Концепция устойчивого развития. | Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и эко культуры. | 1 | 2 | КУ | 2 | ОК01, ОК06, 0К07 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Виды и классификация природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. | 2 | 2 | С | 2 | ОК01, ОК02, ОК03, ОК 04, ОК05 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | |||||||
Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества. | 3 | 2 | УК | 2 | ОК01, ОК06, 0К07 ПК 4.2 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | |||||||
Раздел 2. Рациональное и нерациональное природопользование | 12 | 4 | 8 | |||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||
Тема 2.1 Принципы и методы рационального природопользования | Техногенное воздействие на окружающую среду. Типы загрязняющих веществ. | 4 | 2 | УК | 2 | ОК01, ОК06, 0К07, ПК3.3 ПК 4.2 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся (рефераты): 1.Экология и здоровье человека. Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Влияние урбанизации на биосферу. Основные направления охраны биосферы. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. | 2 | 2 | ||||||||||
Практическое занятие 1. «Принципы размещения производств различного типа» Признаки экологического кризиса. | 5 | 2 | ПЗ |
| 2 | |||||||
Тема 2.2 Бытовые и промышленные отходы и их утилизация | Практическое занятие 2. Классификация бытовых и промышленных отходов | 6 | 2 | ПЗ | 2 | ОК01, 0К07, ОК06, ПК 3.3 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Практическое занятие 3. Основные технологии утилизации промышленных и бытовых отходов. | 7 | 2 | ПЗ | 2 | ||||||||
Тема 2.3 Твер-дые отходы | Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся на производстве. | 8 | 2 | С | 2 | ОК02,ОК03ОК05,0К07, ОК09, ПК 2.2 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Практическое занятие 4 «Экологический эффект использования твёрдых отходов | 9 | 2 | ПЗ | 2 | ||||||||
Раздел 3. Экологическое регулирование | 8 | 4 | 4 | |||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||
Тема 3.1.Методы экологического регулирования | Понятие экологического регулирования | 10 | 2 | С | 2 | ОК 01, ОК06, 0К07 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Практическое занятие 5 «Методы экологического регулирования» | 11 | 2 | ПЗ | 2 | ||||||||
Тема 3.2. Мониторинг окружающей среды | Понятие и принципы мониторинга окружающей среды. | 12 | 2 | С | 2 | ОК 06 ОК9 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Практическое занятие 6 «Экологический мониторинг на объектах экономики» | 13 | 2 | ПЗ | 2 | ||||||||
Раздел 4. Правовые и социальные вопросы природопользования | 14 | 8 | 6 | |||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||
Тема 4.1. Природопользование и экологическая безопасность | Практическое занятие 7 «Отрасли экологического права» | 14 | 2 | ПЗ | 2 | ОК01, ОК06, 0К07, ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 | ||||||
Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности. | 15 | 2 | СО | 2 | ||||||||
Тема 4.2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов. | 16 | 2 | С | 2 |
| ОК 01, ОК06, 0К07 ПК3.3 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | |||||
Практическое занятие 8 «Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу» | 17 | 2 | КУ | 2 | ||||||||
Тема 4.3. Охраняемые природные территории | Практическое занятие 9 «Охраняемые природные территории. Природоресурсный потенциал Российской Федерации» | 18 | 2 | КУ | 2 | ОК01, ОК06, К07, ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Тема4.3 Организация рационального природопользования в России | Государственная политика и управление в области экологии | 19 | 2 | УД | 2 | |||||||
Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования | 20 | 2 | УД | 2 | ||||||||
Итого | 42 | 22 | 18 | ДЗ | 2 |
Коды видов занятий: Л-лекция, КУ – комбинированный урок (лекция+опрос), СО – Самостоятельное обучение, ПЗ практическое занятие, Р-рассказ, Б – беседа, УК –урок-конференция, УД –урок-диалог, С-семинар, РИ-ролевая игра
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебный кабинет оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования»
- учебная, справочная и нормативная литература;
-аудиовизуальный компьютер
- Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд КГБ ПОУ ХПЭТ имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1.Печатные издания
1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник / М.В.Гальперин – 2-е издание, испр. – М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2013. – 256 с.
2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б.Челидзе. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 240 с.
3. Хван, Т. А. Экологические основы природопользования: учебник для СПО. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 253 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- Хван, Т. А. Экологические основы природопользования: учебник для СПО. Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F4479B7B-4648-4644-BDE2-1D2329CE1C2C
3.2.3. Дополнительные источники
3. Саенко О.Е., Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник для СПО. — Москва: КНОРУС, 2017. — 214 с.
4. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник для колледжей и средне-специальных учебных заведений. /Т.П.Трушина. – 5-е изд. перераб. – Ростов на Дону: Феникс, 2016.- 408 с.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
Название ресурса | Электронный адрес |
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. | |
Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России | |
Каталог экологических сайтов | |
Национальный портал природы | |
Сайт экологического просвещения | |
Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
знать: -принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания. -особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; -принципы и методы рационального природопользования; -методы экологического регулирования; -принципы размещения производств различного типа; -основные группы отходов их источники и масштабы образования; -понятия и принципы мониторинга окружающей среды; -правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; -принципы и правила международного сотрудничества области природопользования и охраны окружающей среды; -природоресурсный потенциал Российской Федерации; -охраняемые природные территории. | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования |
Уметь: -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; -использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания -соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. | Текущий контроль: - оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий при решении проблемных ситуаций, выполнении заданий для самостоятельной работы, учебных исследований, проектов; - оценка заданий для самостоятельной работы, Промежуточная аттестация: - оценка выполнения практических заданий на зачете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО100126 – "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-615080-1427553667.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/17/picture-447584-1400353779.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/17/picture-447584-1400353779.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1214528-1580724422.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Специальность З8.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-1369429-1638712360.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Учебная дисциплина ЕН.03 «Экологические основы природопользования» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спец...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-129445-1350917814.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образовани...