РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 «Экологические основы природопользования»
рабочая программа
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2018 г. N 31.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы и 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций ОК01, ОК06, ОК07, ПК 3.3, ПК 4.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_buh-22_en.02_ek_osnovy_prirodop_2022.docx | 52.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский промышленно-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 «Экологические основы природопользования»
38.02.01 | «Экономика и бухгалтерский учёт» | |
(код специальности СПО) | (наименование специальности в соответствии с ФГОС) | |
Форма обучения | Очная |
Хабаровск, 2022
Составитель: преподаватель КГБ ПОУ ХПЭТ Т.В. Лескова
Программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии социально-экономических дисциплин протокол №___ от «___» __________ 2022г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2018 г. N 31.
СОДЕРЖАНИЕ
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………. …4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………........ …5
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………10
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 0ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………........11
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы и 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт»
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций ОК01, ОК06, ОК07, ПК 3.3, ПК 4.2.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнений профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и исполнение информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникативных технологий.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задач.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9.Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 ОК 1-9 | уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; | принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории |
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 3 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 42 |
Объем программы | 40 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 22 |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация | Зачёт |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименования разделов и тем | Содержание учебного материала, практические, лабораторныезанятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | № уч. зан. | Объём дисциплины час. | |||||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | Самостоятельная работа | Коды компетенции, формированию которых способствует элемент программы | |||||||||
Вид занятий | Теоретическое обучение | Лабораторные и практические занятия | КП (р) | консультации | Промежуточная аттестация | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду | 6 | 6 | 2 | |||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||
Тема 1.1. Концепция устойчивого развития. | Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и эко культуры. | 1 | 2 | КУ | 2 | ОК01, ОК06, 0К07 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Виды и классификация природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. | 2 | 2 | С | 2 | ОК01, ОК02, ОК03, ОК 04, ОК05 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | |||||||
Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества. | 3 | 2 | УК | 2 | ОК01, ОК06, 0К07 ПК 4.2 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | |||||||
Раздел 2. Рациональное и нерациональное природопользование | 12 | 4 | 8 | |||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||
Тема 2.1 Принципы и методы рационального природопользования | Техногенное воздействие на окружающую среду. Типы загрязняющих веществ. | 4 | 2 | УК | 2 | ОК01, ОК06, 0К07, ПК3.3 ПК 4.2 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся (рефераты): 1.Экология и здоровье человека. Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Влияние урбанизации на биосферу. Основные направления охраны биосферы. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. | 2 | 2 | ||||||||||
Практическое занятие 1. «Принципы размещения производств различного типа» Признаки экологического кризиса. | 5 | 2 | ПЗ |
| 2 | |||||||
Тема 2.2 Бытовые и промышленные отходы и их утилизация | Практическое занятие 2. Классификация бытовых и промышленных отходов | 6 | 2 | ПЗ | 2 | ОК01, 0К07, ОК06, ПК 3.3 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Практическое занятие 3. Основные технологии утилизации промышленных и бытовых отходов. | 7 | 2 | ПЗ | 2 | ||||||||
Тема 2.3 Твер-дые отходы | Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся на производстве. | 8 | 2 | С | 2 | ОК02,ОК03ОК05,0К07, ОК09, ПК 2.2 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Практическое занятие 4 «Экологический эффект использования твёрдых отходов | 9 | 2 | ПЗ | 2 | ||||||||
Раздел 3. Экологическое регулирование | 8 | 4 | 4 | |||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||
Тема 3.1.Методы экологического регулирования | Понятие экологического регулирования | 10 | 2 | С | 2 | ОК 01, ОК06, 0К07 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Практическое занятие 5 «Методы экологического регулирования» | 11 | 2 | ПЗ | 2 | ||||||||
Тема 3.2. Мониторинг окружающей среды | Понятие и принципы мониторинга окружающей среды. | 12 | 2 | С | 2 | ОК 06 ОК9 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Практическое занятие 6 «Экологический мониторинг на объектах экономики» | 13 | 2 | ПЗ | 2 | ||||||||
Раздел 4. Правовые и социальные вопросы природопользования | 14 | 8 | 6 | |||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||
Тема 4.1. Природопользование и экологическая безопасность | Практическое занятие 7 «Отрасли экологического права» | 14 | 2 | ПЗ | 2 | ОК01, ОК06, 0К07, ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 | ||||||
Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности. | 15 | 2 | СО | 2 | ||||||||
Тема 4.2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов. | 16 | 2 | С | 2 |
| ОК 01, ОК06, 0К07 ПК3.3 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | |||||
Практическое занятие 8 «Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу» | 17 | 2 | КУ | 2 | ||||||||
Тема 4.3. Охраняемые природные территории | Практическое занятие 9 «Охраняемые природные территории. Природоресурсный потенциал Российской Федерации» | 18 | 2 | КУ | 2 | ОК01, ОК06, К07, ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5 ЛР3 ЛР7 ЛР10 | ||||||
Тема4.3 Организация рационального природопользования в России | Государственная политика и управление в области экологии | 19 | 2 | УД | 2 | |||||||
Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования | 20 | 2 | УД | 2 | ||||||||
Итого | 42 | 22 | 18 | ДЗ | 2 |
Коды видов занятий: Л-лекция, КУ – комбинированный урок (лекция+опрос), СО – Самостоятельное обучение, ПЗ практическое занятие, Р-рассказ, Б – беседа, УК –урок-конференция, УД –урок-диалог, С-семинар, РИ-ролевая игра
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебный кабинет оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования»
- учебная, справочная и нормативная литература;
-аудиовизуальный компьютер
- Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд КГБ ПОУ ХПЭТ имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1.Печатные издания
1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник / М.В.Гальперин – 2-е издание, испр. – М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2013. – 256 с.
2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б.Челидзе. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 240 с.
3. Хван, Т. А. Экологические основы природопользования: учебник для СПО. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 253 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- Хван, Т. А. Экологические основы природопользования: учебник для СПО. Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F4479B7B-4648-4644-BDE2-1D2329CE1C2C
3.2.3. Дополнительные источники
3. Саенко О.Е., Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник для СПО. — Москва: КНОРУС, 2017. — 214 с.
4. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник для колледжей и средне-специальных учебных заведений. /Т.П.Трушина. – 5-е изд. перераб. – Ростов на Дону: Феникс, 2016.- 408 с.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
Название ресурса | Электронный адрес |
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. | |
Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России | |
Каталог экологических сайтов | |
Национальный портал природы | |
Сайт экологического просвещения | |
Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
знать: -принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания. -особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; -принципы и методы рационального природопользования; -методы экологического регулирования; -принципы размещения производств различного типа; -основные группы отходов их источники и масштабы образования; -понятия и принципы мониторинга окружающей среды; -правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; -принципы и правила международного сотрудничества области природопользования и охраны окружающей среды; -природоресурсный потенциал Российской Федерации; -охраняемые природные территории. | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования |
Уметь: -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; -использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания -соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. | Текущий контроль: - оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий при решении проблемных ситуаций, выполнении заданий для самостоятельной работы, учебных исследований, проектов; - оценка заданий для самостоятельной работы, Промежуточная аттестация: - оценка выполнения практических заданий на зачете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО100126 – "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Специальность З8.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Учебная дисциплина ЕН.03 «Экологические основы природопользования» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спец...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образовани...