РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Экологические основы природопользования
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

100126 – "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"

Квалификация выпускника – "Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству"

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована учебными заведениями экономического профиля в профессиональной подготовке специалистов.

 

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

·       распознавать взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды;

·       прогнозировать последствия заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами;

·       пользоваться законодательной базой экологической безопасности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

·       о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

·       о воздействии негативных экологических факторов на человека;

·       правовые вопросы экологической безопасности;

·       о планетарных экологических проблемах и путях ликвидации экологических катастроф.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  - 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося  - 18 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_ekol_s-kh.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Краевой колледж предпринимательства"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03   Экологические основы природопользования

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Пермь, 2014г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)

43.02.08 – "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"

Квалификация выпускника – "Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству"

Организация-разработчик:  Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Краевой колледж предпринимательства"

Разработчик: Фуфачева Марина Сергеевна, преподаватель

Рецензенты:

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рекомендована  цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол №____от_____________Е.А.Зыкова

Утверждена заместителем директора по учебной работе ______________Г.В.Айзенштат


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

100126 – "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"

Квалификация выпускника – "Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству"

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована учебными заведениями экономического профиля в профессиональной подготовке специалистов.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина "Экологические основы природопользования" входит в математический и общий естественнонаучный цикл, вариативная часть.  

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды;
  • прогнозировать последствия заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами;
  • пользоваться законодательной базой экологической безопасности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • о современном состоянии окружающей среды России и планеты;
  • о воздействии негативных экологических факторов на человека;
  • правовые вопросы экологической безопасности;
  • о планетарных экологических проблемах и путях ликвидации экологических катастроф.

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  - 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося  - 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные  работы

2

     практические занятия

8

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

Внеаудиторная самостоятельная работа:    

Доклады по заданным темам

Создание презентации по заданной теме

Написание реферата по избранной теме

Поиск нормативных документов

18

4

2

10

2

Итоговая аттестация в форме – контрольная работа.

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _Экологические основы природопользования


 Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Максимальный
 объем часов


Уровень освоения


1


2


3


4

Введение.

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы.

Предмет, цели и задачи, специфика данной дисциплины. Структура экологии. Связь с другими науками. Экологические факторы и их классификация.


2


1

Раздел 1.

Некоторые вопросы общей экологии. Основы учения о биосфере.

20


Тема 1.1. Среда обитания. Биосфера и её границы.

Понятие природной среды и техногенной среды, связь организмов со средой обитания. Определение биосферы и её компоненты, границы биосферы.
Самостоятельная работа № 1.1.: подготовка докладов по темам:     1) " Сравнительная характеристика условий жизни организмов в различных средах обитания"; 2) "Научно-технический прогресс и природа сегодня"

2

2

1


 Тема 1.2. Экосистемы. Структура и законы организации экосистем.


Определение экосистемы. Виды и компоненты экосистемы, стабильность и устойчивость экосистем. Принцип Ле Шателье. Экологическая пирамида. Правило Линдемана.
Самостоятельная работа № 1.2.: составление терминологического словаря по данной теме.


2

2


2


Тема 1.3.
Живое вещество и его особенности.

Определение живого вещества, его особенности и основные функции: энергетическая, деструктивная, концентрационная и средообразующая.

Практическое занятие №1.Анализ данных по биомассе живых организмов земли.

1

1


2

Тема 1.4

Биогеохимический круговорот веществ.

Биогенные элементы. Понятие БГХК. Роль воды.  Круговорот углерода, азота, фосфора в биосфере. Влияние антропогенного фактора на круговороты веществ.

Практическое занятие №2. Составление схем круговоротов биогенных элементов.

Самостоятельная работа № 1.3.: подготовка доклада по данной теме.

1

1

2

2

Тема 1.5

Биосфера и её развитие.

Основные положения теории В.И.Вернадского. Этапы развития биосферы.

Самостоятельная работа № 1.4.: подготовка доклада по теме "Возникновение и эволюция биосферы"

2

4

2

Раздел 2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование.

10

Тема 2.1.

Природные ресурсы, их классификация.

Природные ресурсы, классификация природных ресурсов. Ресурсный потенциал России. Сырьевая проблема и пути её решения.

Практическое занятие №3. Поиск информации в Интернете о новых технологиях добычи и переработки сырья.

2

2

1-2

Тема 2.2
Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Определение понятия природопользования.  Рациональное и нерациональное природопользование. Принципы рационального природопользования.  Основные аспекты охраны природы.

Принципы и правила охраны природы. Основные направления рационального природопользования: вторичное использование, комплексное использование, восстановление, проведение природоохранных мероприятий, внедрение новейших технологий.
Самостоятельная работа № 2.1.: составление электронной презентации по теме.


2

2

2


2

Раздел 3.

Человек и биосфера. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

14

Тема 3.1
Человек – часть биосферы. Отходы и их классификация.


Экологическая ниша человека. Влияние человека на биосферу и природных условий на жизнь человека. Природа как источник экономического и духовного развития человечества. Понятие отходов, их классификация.

Практическое занятие №4. Анализ содержания нормативных документов по отходам различных предприятий г. Перми.

Лабораторная работа №1. Определение категории опасности предприятия.


2

2

2


1-2

3

Тема 3.2
Глобальные экологические проблемы современности, пути их решения.

Загрязнение биосферы. Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и литосферы. Загрязняющие вещества.
Классификация загрязняющих веществ. Физическое, химическое, биологическое и информационное загрязнения. Охрана атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов от загрязнений.

Экологический риск и безопасность.

Проблема изменения климата, разрушения озонового слоя," кислотных дождей". Сокращение площади лесов, разрушение почвы и опустынивание. Продовольственная проблема. Проблема перенаселения. Энергетическая проблема.

Самостоятельная работа № 3.1.: подготовка доклада  по теме на выбор из следующего списка: 1)" Понятие экологического кризиса и экологической катастрофы"; 2)"Экологические проблемы как глобальные проблемы цивилизации"; 3)" Урбанизация, её плюсы и минусы".


2

2

2


1-2

Тема 3.3.
Экологические аспекты здоровья человека.

Экологический фактор в ухудшении общего состояния здоровья человечества. Появление новых болезней, связанных с загрязнением среды. Понятие о здоровом образе жизни человека.


2


2



Раздел 4.

Охрана окружающей среды.



8


Тема 4.1
Экологический мониторинг окружающей среды


Понятие экологического мониторинга. Виды мониторинга. Основные задачи мониторинга: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Методы мониторинга: аналитический, биоиндикация, дистанционный. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ.

Практическое занятие №5. Решение экологических расчетных задач.


2

2


2

Тема 4.2

Правовые основы охраны среды.

Законы и нормативные акты в области охраны окружающей среды. Государственные природоохранные органы управления и контроля по охране среды.

Эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности6 платность ресурсов, лимитирование, лицензирование, государственный учет (кадастры), финансирование (кредитование, страхование),стимулирование через налоги.

2

Тема 4.3

Международное сотрудничество в вопросах охраны среды.

Международные соглашения, конвенции и договоры в деле охраны среды. Концепция устойчивого развития. создание в рамках ООН независимой международной комиссии по охране окружающей среды в 1983г. участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Самостоятельная работа № 4.1.: написание реферата по теме: "Экологические проблемы города Перми и Пермского края, пути их решения".

2

10

Контрольная работа за курс – итоговое тестирование        2


Всего:


54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии.

Оборудование учебного кабинета:


  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».

  • сканер;

  • принтер.


Технические средства обучения:


  • мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
  2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.

  1. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2011.


Дополнительные источники:


  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.

  2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.

  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996

  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • уметь:
    распознавать взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды;
  • прогнозировать последствия заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами;
  • пользоваться законодательной базой экологической безопасности.


знать:

  • о современном состоянии окружающей среды России и планеты;
  • о воздействии негативных экологических факторов на человека;
  • правовые вопросы экологической безопасности;
  • о планетарных экологических проблемах и путях ликвидации экологических катастроф.


практическое занятие №3

самостоятельная работа №  1.1.

самостоятельная работа №  2.1.

самостоятельная работа №  3.1.

практическое занятие №4

лабораторная работа №1

практические занятия №1.2

самостоятельная работа № 1.2.

самостоятельная работа № 1.3.

самостоятельная работа №  1.4.

практическое занятие №5

самостоятельная работа № 4.1.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования

Программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"...