РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
рабочая программа

Анисимова Ольга Николаевна

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) и примерной основной образовательной программы Федерального учебно-методического объединения в системе СПО по укрупненным группам профессий, специальностей 15.00.00 Машиностроение (ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум», 2023 год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл en._03_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.docx57.63 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Белгородской области

областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

 «Белгородский машиностроительный техникум»

Рассмотрено

цикловой комиссией

Протокол заседания № __

от «____»________2023 г.

Председатель цикловой комиссии

______/Ключникова Н.В./

Согласовано

Зам. директора по УМР

___________/        /

«__»___________2023 г.

Утверждаю

Зам.директора по УР

________ /Т.А. Шевченко/

«____»__________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Срок обучения: 3 года 10 месяцев

2023 г.


Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) и примерной основной образовательной программы Федерального учебно-методического объединения в системе СПО по укрупненным группам профессий, специальностей 15.00.00 Машиностроение (ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум», 2023 год).

Организация-разработчик: ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Составитель: преподаватель ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Анисимова О.Н.

Рецензент (внутренний):

преподаватель ОГАПОУ «Организация Белгородский машиностроительный колледж»

Фамилия И.О.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

  1. ПАСПОРТ        РАБОЧЕЙ        ПРОГРАММЫ        УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 03 Экологические основы природопользования

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы профессиональной образовательной дисциплины «Экологические основы природопользования» и предназначена для специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для изучения природопользования в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональную подготовку, в математический и общий естественнонаучный учебный цикл.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

освоение содержания учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

знать:

  • состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;
  • экологические принципы рационального природопользования;
  • правовые вопросы экологической безопасности;
  • задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

уметь:

  • использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания впрофессиональной деятельности;
  • определять        условия        устойчивого        состояния        экосистем        и        причины возникновения экологического кризиса;
  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
  • ориентироваться        в        выборе        методов        рационального        использования природныхресурсов;

владеть:

  • методами оценки состояния природной среды и экологических последствий загрязнения окружающей среды вредными веществами;
  • основными        положениями        принципов        процессов        экологизации        техники, технологий производства, природопользования.
  1. Общепрофессиональные компетенции, формируемые в ходе освоения учебной дисциплины:

Программа учебной дисциплины способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций на основе применения активных методов обучения:

Код ОК

ПК

Наименование компетенции

Методы обучения

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности

применительно к различным контекстам

Задания проблемного характера; подготовка и защита индивидуальных и

групповых заданий

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения

задач профессиональной деятельности

Задания проблемного характера;

подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личное развитие

Задания проблемного характера; подготовка и защита индивидуальных и

групповых заданий

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством и клиентами

Задания проблемного характера; подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке

Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Задания проблемного характера; подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий

ОК.06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных

общечеловеческих ценностей;

Задания проблемного характера; подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий

ОК.07.

Содействовать сохранению окружающей

среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

Задания проблемного характера;

подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий

ОК.08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня

физической подготовленности;

Задания проблемного характера; подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий

ОК 09.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Задания проблемного характера; подготовка и защита индивидуальных и

групповых заданий

ОК 10.

Пользоваться профессиональной

документацией на государственном и иностранном языках.

Задания проблемного характера; подготовка и защита индивидуальных и групповых

заданий

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в

профессиональной сфере.

Задания проблемного характера; подготовка и защита индивидуальных и групповых

заданий

  1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 34 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа: лекций – 26 часов, практических занятий – 6 часов, самостоятельная работа –  2 часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов по УП

В том числе по курсам и семестрам

1 курс

2 курс

3 курс

1

сем

2

сем

3

сем

4

сем

5

сем

6

сем

Максимальная учеб-

ная нагрузка (всего)

34

-

-

-

-

32

Обязательная ауди- торная        учебная нагрузка (всего)

32

-

-

-

-

В том числе: Лекционные занятия

26

-

-

-

-

26

Практические занятия

6

-

-

-

-

6

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

2

2

Промежуточная аттестация в

форме ДЗ

ДЗ

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические ра-боты, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Экология и природопользование

Содержание учебного материала

12

1.1        Особенности взаи- модействия человека и

природы

1

Формирование ответственного отношения человека к природе как важнейший элемент современного природопользования. Значение природы для общества: экономическое, научное, воспитательное, оздоровительное, эстетическое.

Масштабы и проблемы взаимодействия общества и природы

8

ОК 2,3,5,6

1.2. Загрязнения окружа- ющей среды..

2

Основные виды и источники загрязнения окружающей среды. Экологические последствия загрязнения окружающей среды вредными веществами.

Возникновение экологической напряженности территории.

1.3. Природные ресурсы и рациональное природо-

пользование

3

Понятие термина «природопользование». Принципы и направления рационального природопользования. Виды природных ресурсов, их характеристика.

Природно-ресурсный потенциал территории. Виды природных ресурсов, их характеристика. Природно-ресурсный потенциал территории. Ресурсный цикл. Экологические проблемы использования материальных и энергетических ресурсов.

Практические занятия

  1. Особенности рассеивания вредных веществ в атмосфере при выбросе газовоздуш- ной смеси стационарными источниками (промышленные предприятия города).
  2. Оценка экологического состояния геосистем по величине антропогенной нагрузки.

4

ОК 2,3

Раздел 2. Охрана и рациональное использование природных ресурсов

Содержание учебного материала

10

ОК 2,3,6

12

2.1.Охрана атмосферного

воздуха

1

Влияние различных отраслей хозяйства и энергетики на объем и характер

загрязнения атмосферного воздуха. Механизмы самоочищения атмосферы. Фак- торы, определяющие интенсивность процесса самоочищения.

ОК 1,2,3,5,7

2.2.Использование и охрана водных ре-

сурсов

2

Основные водопользователи и водопотребители. Потребности в воде основных отраслей экономики. Источники и виды загрязнения водных объектов.

Критерии оценки качества природных вод. Мероприятия по защите водных

ресурсов от загрязнения и истощения.

2.3. Использование и охрана земель

3

Земельные ресурсы России. Использование земель для различных видов

хозяйственной деятельности человека. Деградация земель: загрязнение, засорение, заболачивание, опустынивание. Источники и виды загрязнения почв. Ущерб от загрязнения почв. Способность почв к самовоспроизводству. Мероприятия по улучшению использования и охране земель. Рекультивация

земель.

2.4.Использование и охрана недр

4

Кадастр полезных ископаемых. Виды пользования недрами и

недропользователи. Классификация полезных ископаемых. Комплексное, рациональное освоение и использование полезных ископаемых.

Природоохранные требования к добывающим и перерабатывающим

комплексам.

2.5.Использование и охрана раститель- ного и животного

мира

5

Растительные ресурсы Земли, России, региона. Природно-растительные сообщества. Виды растений по отношению к главным экологическим факторам. Редкиеи исчезающие виды растений. Антропогенное воздействие на растительные и животные сообщества. Государственный контроль в области

охраны, воспроизводства и использования растений и животных.

12

Практические занятия

  1. Разработка мероприятий по уменьшению загрязнений атмосферного воздуха.
  2. Определение расходов сбрасываемых сточных вод.
  3.         Укрупненная оценка ущерба от загрязнения земель химическими веществами, несанкционированными свалками отходов, нетоксичными отходами.
  4. Материальные потоки веществ в лесных экосистемах

2

\ОК 2,3,6,7

Раздел 3. Правовые, социальные и экономические вопросы природопользования

Содержание учебного материала

8

3.1Российское природо- охранное законодатель- ство

1

Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Особо охраняемые природные территории.

Социальные вопросы экологического воспитания и просвещения. Экологические

6

ОК 1,2,9

права населения.

3.2. Международное со- трудничества в области охраны окружающей при-

родной среды

2

Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. Принципы, направления международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды. Объекты международной охраны природы.

3.3. Экономические ос- новы природопользования

3

Влияние экономического развития на характер природопользования. Экологиче-

ские последствия истощения природных ресурсов. Платность использования при-

родных ресурсов

Самостоятельная работа

2

Консультация

-

Дифференцированный зачет

2

ВСЕГО

34

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  1. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

12

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины обеспечивается следующими помещениями:

Учебный кабинет общеобразовательных дисциплин № 320 для проведения лекционных занятий: Специализированная мебель мультимедийные установки и экраны для чтения лекций, проведение практических занятий и презентаций.

Программное обеспечение: Microsoft Windows 10 Корпоративная (Соглашение Microsoft Open Value Subscription V6328633. Соглашение действительно с 02.10.2017 по 31.10.2023). Договор поставки ПО 0326100004117000038-0003147-01 от 06.10.2017;

Читальный зал библиотеки с выходом в сеть Интернет для самостоятельной работы: специализированная мебель; компьютерная техника, подключенная к сети «Интернет», имеющая доступ в электронную информационно-образовательную среду.

  1. Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

Хван, Т. А. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / Т. А. Хван. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 252 с.

Хван, Т. А. Экологические основы природопользования : учебник для

студентов СПО / Т. А. Хван. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2017.- 251 с.

Дополнительная литература

Кузнецов, Л. М. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / Л. М. Кузнецов, А. Ю. Шмыков ; ред. В. Е. Курочкин. - Москва :Юрайт, 2019. - 306 с.

Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт- Петербург : Лань, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-3401-5. — Текст :

электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118626

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществ- ляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тести- рования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, при диффе- ренцированном зачете.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

Проведение простейших микробиологич- ских исследований

Оценка в ходе защиты лабораторных ра- бот

Дифференцирование микроорганизмов по типам питания, по их отношению к эколо- гическим факторам

Оценка в ходе защиты лабораторных ра- бот, результаты тестирования

Усвоенные знания:

Роль микроорганизмов в окружающей среде и применение в промышленности

Оценка в ходе защиты лабораторных ра- бот, результаты тестирования

Морфология, физиология, экология микро-

организмов

Оценка в ходе защиты лабораторных ра-

бот, результаты тестирования

Основные виды санитарно-показательных микроорганизмов

Индивидуальные опросы, тестирование

Биологические методы очистки сточных вод, переработки отходов и очистки газо- воздушных выбросов

Индивидуальные опросы, тестирование, ответ на экзамене


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа  учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности  СПО 38.02.01 Экономика и  бухгалтерский учет (по отраслям)...