РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Экологические основы природопользования
рабочая программа на тему

Садыкова Тамара Исламовна

Рабочая программа учебной дисциплины  ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.05 Агрономия утвержденным приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  «7» мая 2014 г.  № 454

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon en.01_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение

Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

ГБПОУ ВО «ЛАТТ»

_____________  И.М. Гайдай

«____» _____________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.01 Экологические основы природопользования

для специальности СПО

35.02.05 Агрономия

Лиски 2017


Рабочая программа учебной дисциплины  ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.05 Агрономия утвержденным приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  «7» мая 2014 г.  № 454

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Разработчик: преподаватель Садыкова Тамара Исламовна

Рецензент: преподаватель Шамрина Ирина Васильевна

Рабочая программа рекомендована ЦМК  агрономических и технических дисциплин

Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.

Председатель ЦМК                                               Шереметова С.Г.

                             подпись                        Ф.И.О.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8-11

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Данная учебная дисциплина устанавливает базовые знания и умения для получения профессиональных компетенций по специальности «Агрономия».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания;
  • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;
  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • методы экологического регулирования;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

 


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения учебной дисциплины является освоение обучающимися вида профессиональной деятельности (ВПД) экологические основы природопользования, в части формирования профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур.

ПК 1.2

Готовить посевной и посадочный материал.

ПК 1.3

Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.

ПК 1.4

Определять качество продукции растениеводства.

ПК 1.5

Проводить уборку и первичную обработку урожая.

ПК 2.1

 Повышать плодородие почв.

ПК 2.2

Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.

ПК 2.3

Контролировать состояние мелиоративных систем.

ПК 3.1

Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.

ПК 3.2

Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.

ПК 3.3

Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.

ПК 3.4

Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.

ПК 3.5

Реализовывать продукцию растениеводства.

ПК 4.1

Обеспечивать технологический процесс производства, обработки, затаривания и хранения семян и посадочного материала.

ПК 4.2

Вести учет семенных участков, условий производства, обработки, хранения и реализации семян и посадочного материала.

ПК 4.3.

Организовывать и осуществлять проведение сертификации семян и посадочного материала.

ПК 4.4

ПК 4.5

ПК 4.5

Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов, всего

4 семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

32

в том числе:

Теоретические занятия

32

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

16

Виды самостоятельной работы: сообщения,  рефераты,  подготовка презентаций, докладов, составление схем.

Итоговый контроль  в форме дифференцированного   зачета – 2 часа


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

ЕН. 01  ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОАНИЯ

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект).

Объем часов

1

3

4

ЕН.01 Экологические основы природопользования

48

Раздел 1

Особенности взаимодействия общества и природы

32

Тема 1.1

Природный потенциал

Содержание учебного материала:

8

1

Природа и общество

  • Общие специфические черты
  • Развитие производительных сил общества
  • Увеличение массы веществ и материалов

2

2

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной биосферы

  • Влияние урбанизации на биосферу
  • Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств
  • Роль человеческого фактора в решении проблем экологии

4

3

Признаки экологического кризиса

- Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и т.д.; пути их решения

2

Самостоятельная работа:

4

Подготовка сообщения на тему: «Планетарные экологические проблемы, пути ликвидации экологических катастроф».

2

Подготовка презентаций на тему: «Проблемы бытовых промышленных отходов и их утилизация», «Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Глобальная проблема – исчезновение видов.

2

Тема 1.2

Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала

6

  1

Природные ресурсы и их классификация:

- Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов

- Взаимосвязь природных ресурсов с размещением производства

4

2

Пищевые ресурсы человечества:

  • Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции

2

Самостоятельная работа

3

Подготовить сообщение на тему: «Основные законы природы».

1

Подготовка презентаций на тему: «Проблемы сохранения человеческих ресурсов».

2

Тема 1.3

Загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Содержание учебного материала

8

1

Загрязнение биосферы

  • Антропогенное и естественное заражение
  • Прямое и косвенное воздействие на человека загрязненной биосферы
  • Основные загрязнители и их классификация

2

2

Пути миграции и накопление в биосфере токсичных и радиоактивных веществ

  • «зеленая» революция и ее последствия
  • Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов
  • Способы ликвидаций последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска

3

3

Основные задачи мониторинга окружающей среды

  • Наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду
  • Оценка и прогнозирование состояния окружающей среды
  • Принципы размещения производства различного типа

3

Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды

Самостоятельная работа:

5

Изображение в схемах и рисунках социальных проблемы экологии человека.

1

Подготовка сообщения о демографической проблеме России.

1

Подготовка сообщения и представлении в виде схемы «Перспективы создания разрушающих природу производств».

2

Подготовка сообщения на тему: «Экология России и экология нашего города».

1

Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования

8

Тема 2.1

Государственные и общественные предприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранительный надзор

Содержание учебного материала

3

1

Новые эколого-экономические подходы природоохранительной деятельности

  • Природоохранительные постановления и нормативные акты по рациональному пользованию окружающей среды

2

2

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранительное просвещение

1

Самостоятельная работа:

Составить схему: « Организационно-правовой системы управления и надзора по охране природы».

1

Тема 2.2

Ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. Правовые и социальные вопросы природопользования

Содержание учебного материала

4

1

Понятие об экологической оценке производства и предприятий. Правовая и юридическая ответственность предприятия за нарушение экологии окружающей среды

2

2

Регламент экологической безопасности в профессиональной деятельности.

2

Самостоятельная работа

2

Подготовка презентации на тему: «Экологическая оценка деятельности предприятий сельскохозяйственной отрасли»

Тема 2.3

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды

Содержание учебного материала

1

1

Принципы и правила  международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

1

Самостоятельная работа

Подготовка сообщения на тему: «Международное экологическое право» 

1

Дифференцированный зачет

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

Самостоятельная работа

16

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Экологические основы природопользования

Оборудование учебного кабинета плакаты, схемы, таблицы, учебники, практикумы, пособия, методические разработки, инструкционные карты.

Технические средства обучения: видеомагнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, видеокассеты, СD и DVD диски

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования.-  М.: ФОРУМ-ИНФРА-М,2005.
  2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования.- М.: - М.: Академия, 2006.

Дополнительные источники:

  1. Варламов А.А. Хабаров А.В. Экология землепользования М.:Колос 1999.

   

 Интернет-ресурсы

   

     http://www.wwf.ru

     http://oopt.info/

     http://info.mos.ru

4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине: «Экологические основы природопользования»


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Оценка правильности выполнения практических работ

Устный опрос

Письменный опрос

Тестирование

Контрольная работа

Оценка правильного решения ситуационных задач

Использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания

Соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

Знания:

Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания

Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса

Принципы и методы рационального природопользования

Методы экологического регулирования

Принципы размещения производств различного типа

Основные группы отходов, их источники масштабы их образования

Понятия и принципы мониторинга окружающей среды

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Природоресурсный потенциал Российской Федерации

Охраняемые природные территории


Приложение 1

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Номер изменения

Номер протокола заседания ЦМК и дата

Страницы с изменениями

Перечень откорректированных пунктов

Подпись председателя ЦМК


Приложение 2

ЛИСТ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата

Должностное лицо, проводившее проверку

Потребность в корректировке

Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений

Ф.И.О.

должность

подпись

Приложение 3

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

№ раздела

Наименование раздела, дисциплины (тема)

Виды занятий (лекция, семинары, практические занятия)

Количество часов

Активные и интерактивные формы обучения

1

Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и т.д.; пути их решения

лекция

1

Проведение групповой дискуссии

2

Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов

лекция

1

Проведение деловой игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа  учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности  СПО 38.02.01 Экономика и  бухгалтерский учет (по отраслям)...