Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» предназначена для обучающихся шестых классов и реализуется по интеллектуальному направлению в соответствии с требованиями ФГОС ООО в рамках основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лицея №20.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_k_sdache.odt | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Занимательная география»
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» (далее – программа) предназначена для обучающихся шестых классов и реализуется по (например, интеллектуальному) направлению в соответствии с требованиями ФГОС ООО в рамках основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лицея №20.
- Актуальность
Программа факультатива «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
1.2. Соответствие содержания программы целям и задачам основной образовательной программе Лицея №20.
Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий. Педагогическая деятельность состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы»
Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
1.3. Цели и задачи.
Цель курса:
- Освоение знаний об основных географических понятиях, овладение умением решения заданий повышенной сложности. Развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4.Воспитание географической культуры школьников.
1.4. Особенности реализации программы.
Основные формы реализации содержания программы
Программа «Занимательная география» рассчитана на 68 часа, из расчета - 2 часа в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 6-го класса.
Форма | Описание |
Интеллектуально-творческая мастерская | Цель творческой мастерской – создание творческого продукта. Работа творческой мастерской организуется преимущественно через групповую форму работы. Группы получают или одинаковые задания, направленные на конечный продукт, или каждая группа получает разные задания, выполнение которых обеспечивает один совместный продукт. В процессе деятельности группы работают с различными источниками информации (энциклопедии, научная и научно-популярная литература, Интернет и др.). Информация, полученная в процессе поиска используется для создания творческого продукта. Задача учителя – создавать условия для совместной групповой деятельности. В конце занятия важно обращать внимание не только на полученный продукт совместной деятельности, но и на качество совместной деятельности. При организации групповой работы возможно использовать метод проектов (проектных задач). |
Практикум | В процессе практикума учащимся предлагаются практико-ориентированные задачи, которые решаются индивидуально или в групповой работе. |
В процессе реализации программы используются творческая, квази-исследовательская, проектная виды деятельности.
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия целесообразно проводить модульно (2-3 часа) с целью организации полноценной деятельности (творческой, квази-исследовательской), а также реализации проектной деятельности.
Занятия проводятся как в кабинете (компьютерном классе), так и за стенами школы: в музее, в библиотеке и т.д.
II. Планируемые результаты
- Основные планируемые результаты.
Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- картографическая грамотность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- умение составлять географический прогноз.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью.
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.
Образовательные результаты предусматривают :-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
2.2. Оценка планируемых результатов освоения программы
пример
Предмет оценки | Формы учета результатов |
Предметные | Уровень успешности выполнения заданий |
III. Содержание программы
3.1.Основное содержание программы
Содержание раздела (темы) | Планируемые результаты изучения раздела. |
Источники географической информации. Карта-величайшее творение человечества. | |
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий) | Знать и объяснять понятия «географический объект».Применять изображения из космоса для определения географических объектов.Уметь определять направления по карте и на местности. Различать географические карты, различные по содержанию и масштабу. Определять значение карт для людей разных профессий. Знать и объяснять роль и вклад выдающихся ученых-географов в развитие науки географии. |
Путешествие по родному краю. | |
История заселения города Междуреченска. Составления визитных карточек города. \Обычаи, традиции, и праздники народов. Необычные памятники нашего края. «И жизни след оставили свой…» Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. | Знать историю своего края, его заселение , формирование обычаев, традиций. Знать отечественных географов-исследователей , их вклад в изучение природы. Уметь давать характеристику региона. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края. Использовать полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и занимательного материала . |
Загадки географических оболочек Земли. | |
Удивительное разнообразие оболочек Земли.Литосфера- каменная оболочка Земли.. Геологическое прошлое планеты. Неразгаданные тайны глубин земли .Уникальные памятники созданные природой. Загадки атмосферы. Живые барометры.. Загадки атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека. Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель. Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники. Экскурсия. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. | Знать и иметь представления о взаимосвязи процессов происходящих на Земле, о величии природных явлений, о значимости природы в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Прогнозировать изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры действий во время стихийных явлений на территории края. Отбирать источники для поиска занимательной и научной информации. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции лекарственных трав. |
Страны мира. | |
Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Материальная и духовная культура народов мира. Памятники всемирного культурного наследия. Обычаи и традиции народов мира. Страны, которых нет | Знать и объяснять причины разнообразия народов на Земле. Устанавливать зависимость человека , его хозяйственной деятельности, видов жилищ, пищи, обычаев и традиций от природных условий. Понимать причины неравномерного размещения людей на земле. Знакомство с основными религиями мира. |
3.2. Тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Форма проведения |
1 | Введение. Этот загадочный мир природы. | 1 | Беседа |
Основные источники географической информации. | 12 | ||
2 | Карта- величайшее творение чаловечества. | 2 | Лекция Практикум |
3 | Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. | 2 | Лекция Практикум |
4 | История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте географических открытий.Географические закрытия. | 6 | Проектная деятельность учащихся. |
5 | Приключения с географией.(История с географическими названиями) | 2 | Защита проектов |
Путешествие по родному краю. | 15 |
| |
6 | История заселения города Междуреченска. | 4 | Лекция. Практикум. |
7 | Составление визитной карточки Междуреченска. | 2 | Проектная деятельность учащихся. |
8 | Обычаи и традиции народов города Междуреченска | 6 | Проектная деятельность учащихся. |
9 | Защита проектов «И жизни след оставили свой…» | 3 | Защита проектов |
Загадки географических оболочек Земли.15 часов. | 28 | ||
10 | Неразгаданные тайны глубин Земли. | 2 | Лекция. Практикум. |
11 | Земли.Геологическое прошлое планеты. | 2 | Лекция. Практикум. |
12 | Уникальные памятники ,созданные природой. | 2 | Лекция. Практикум. |
13 | Загадки атмосферы. | 2 | Лекция. Практикум. |
14 | Живые барометры. | 2 | Лекция. Практикум. |
15 | Защита проектов по темам. | 2 | Защита проектов |
16 | Аномальные зоны океанов. | 2 | Защита проектов |
17 | Атлас несуществующих земель.Топонимика. | 2 | Защита проектов |
18 | Биосфера. | 2 | Лекция. Практикум. |
19 | Эти удивительные растения. «Зеленая аптека». | 2 | Проектная деятельность учащихся. З |
20 | Защита проектов по теме «Лекарственные растения» | 2 | Защита проектов |
21 | Природные парки и заповедники. | 2 | Проектная деятельность учащихся. |
22 | Парки и скверы города Междуреченска. Ландшафтный дизайн. | 2 | Практикум |
23 | Экскурсия по парку. | 2 | Практикум |
Страны мира. | 13 | Практикум Проектная деятельность учащихся. Защита проектов | |
24 | Путешествие по странам мира. | 3 | Лекция. Практикум. |
25 | Различие стран по площади, положению на карте. | 2 | Лекция. Практикум. |
26 | Люди такие разные. Народы мира. | 2 | роектная деятельность учащихся. |
27 | Обычаи и традиции народов мира. | 2 | роектная деятельность учащихся. |
28 | Защита проектов. Презентации. | 2 | Защита проектов |
Итоговое занятие. | 2 | Итоговое тестирование . Защита проектов. |
3.3. Содержание занятий программы
№ | Тема | Содержание деятельности | |
Введение. Программа факультатива. | Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива | ||
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. | Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий) Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. | ||
Загадки географических оболочек Земли.
| Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. Геологическое прошлое планеты. Загадки атмосферы. Живые барометры . Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека. Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель. Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас).Красная книга. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия: видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии. | ||
Страны мира | Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. | ||
Итоговое занятие | Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. |
Список литературы и сайтов
Наименование программы факультатива | Литература для учащихся | Литература и пособия для учителя | Медиаресурсы |
«Занимательная география». 6 класс | География.Начальный курс.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.А.А.Летягин.\\Вентана граф//;-М. 2015. Географическое краеведение. .2010г Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ;-М.2014 | В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». «Учитель»., 2009 год. | Ресурсы Интернета Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...
Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умницы»,4 класс
Система Занкова...