Применение модульной технологии на уроках химии
статья по теме

Верисова Елена Владимировна

Модульное обучение

Преимущество модульного обучения перед традиционным обучением

·        гарантированностью достижения результатов обучения;

·        паритетными отношениями учителя и учащихся;

·        возможностью работы в индивидуальном темпе;

·        возможностью работы учащихся в парах, группах;

·        возможностью делового общения с товарищами;

·        ранним предъявлением конечных результатов обучения;

·        «мягкими» формами контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.

Ведущие принципы модульного обучения:

·        модульность;

·        структуризацию содержания обучения на обособленные элементы;

·        динамичность;

·        деятельность;

·        гибкость;

·        осознанную перспективу;

·        разносторонность методического консультирования;

·        паритетность.

Компоненты модульной технологии обучения

·        модульная программа деятельности учащегося по изучению определённой темы

·        модульный урок

Последовательность действий учителя по составлению модульной программы

·        определение комплексной цели обучения для учащихся и ее формулирование

·        отбор содержания учебного материала и приёмов учебной деятельности по овладению им

·        распределение содержания по урокам с учётом: исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль), блока информации (теоретического материала темы), необходимости отработки содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.), необходимости контроля усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении содержания обучения

·        подбор литературы для учащихся с указанием перечня обязательной и дополнительной литературы

·        написание модульной программы и её распечатка для каждого ученика

Алгоритм составления плана модульного урока

·        формулировка темы урока

·        определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения

·        разбивка учебного материала на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них

·        подбор необходимого фактического материала

·        определение способов учебной деятельности учащихся

·        отбор форм и методов преподавания и контроля

·        составление модуля данного урока, его распечатка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_tekhnologiya.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Краевая педагогическая конференция

государственных образовательных учреждений

начального и среднего профессионального образования

«Внедрение современных педагогических технологий

 в образовательное пространство»

 

Текст выступления

Верисовой Елены Владимировны

преподавателя химии высшей категории

ГБОУ СПО ТИТ КК

Применение модульной технологии

 на уроках химии

пос. Парковый

2013

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…

                            (А.С.Пушкин)

Как заинтересовать ученика своим предметом?

Как создать условия для развития творческой личности?

Как научить ученика самостоятельно находить и применять полученные знания?

Как повысить качество обучения?

Ответы на эти вопросы я нахожу, работая над методическими темами: «Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии» и « Профессиональное изучение курса химии».

В решении поставленных задач мне помогают инновационные педагогические технологии.

Особую актуальность приобретают технологии, способствующие самоорганизации, самоактуализации, саморазвитию обучаемых; технологии, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, создают условия для творческого развития личности. Такой является технология модульного обучения.

Модульное обучение имеет все признаки педагогической технологии:

  • научность (базируется на деятельностном подходе, психолого-педагогических закономерностях усвоения знаний);
  • интегративность и оптимальность (использует деятельностный, личностный, системный, кибернетический и контекстный подходы);
  • воспроизводимость процесса обучения и его результатов;
  • целенаправленное взаимодействие учителя и учащегося и программирование их деятельности (слайд 2).

Модульное обучение объединило преимущества различных педагогических технологий: информационных, коммуникативных, технологии программированного обучения. Данную технологию можно отнести к числу интерактивных, так как она направлена на активизацию деятельности самих субъектов образовательного процесса и их развитие.

Преимущество модульного обучения перед традиционным:

  • гарантированность достижения результатов обучения;
  • паритетные отношения учителя и учащихся;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • возможность работы учащихся в парах, группах;
  • возможность делового общения с товарищами;
  • ранние предъявление конечных результатов обучения;
  • «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала (слайд 3).

Сущность технологии модульного обучения заключается в ее принципах: модульности, проблемности, вариативности, паритетности.

Ведущие принципы модульного обучения:

  • модульность;
  • проблемность;
  • структуризация содержания обучения на обособленные элементы;
  • динамичность;
  • деятельность;
  • гибкость;
  • осознанная перспектива;
  • разносторонность методического консультирования;
  • паритетность (слайд 4).

Становится очевидно, что технология модульного обучения в сравнении с традиционной системой, более прогрессивная и плодотворная дидактическая технология, поэтому модульные уроки целесообразно включать в традиционную систему обучения, постоянно оценивая развивающий эффект и динамику качества знаний (слайд 5).

Предлагаю вашему вниманию разработку модульной программы по теме  «Углеводороды» (слайды 6,7,8). 

Структура модульной программы:  

Модуль 0. Комплексная дидактическая цель.

Модуль 1. Предельные углеводороды. Метан и его свойства.

Модуль 2. Развитие знаний о химической связи и изомерии на примере непредельных углеводородов — алкенов и алкадиенов.

Модуль 3. Непредельные углеводороды. Алкины. Ацетилен и его свойства.

Модуль 4. Связь ароматических углеводов с предельными и непредельными углеводородами. Специфика их строения и свойств.

Модуль 5. Обобщение знаний о строении и свойствах углеводородов разных гомологических рядов.

Рассмотрим содержание  модуля 3 (слайд 9). В структуре модуля  семь учебных элементов (УЭ), включающих интегрированную и частные дидактические цели, учебный материал с заданиями различного уровня сложности, рекомендации по его усвоению.

Содержание модуля:

УЭ-0. Постановочная часть урока. Цели изучения модуля.

УЭ-1. Входной контроль.

УЭ-2. Состав и строение алкинов.

УЭ-3. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов.

УЭ-4. Получение алкинов.

УЭ-5. Физические и химические свойства алкинов.

УЭ-6. Применение ацетилена и его гомологов.

УЭ-7. Выходной контроль. Резюме.

Нулевой учебный элемент (УЭ-0) начинается с актуализации знаний учащихся, с постановки учебных целей. С содержанием модуля знакомим учащихся по карте самоконтроля и самооценки по данной теме (табл. №1, приложение № 1) и обращаем их внимание на то, что они должны знать и уметь (слайды 10,11).

Для активизации познавательной деятельности, для установления связи между предшествующим учебным материалом и данным модулем проводим фронтальный  опрос (слайд 12).

Далее следует «загадочная пауза» - решение ребусов (слайды 13-16, приложение № 2).

Следующий учебный элемент «Входной контроль» (слайд 17, приложение №3) не только позволяет определить уровень подготовленности обучаемого для работы с модулем, но также предполагает актуализацию тех опорных знаний и способов действий, которые необходимы для осмысленного усвоения содержания всего модуля. Также он устанавливает связи между предшествующим учебным материалом и данным модулем.

На данном уроке входной контроль представлен в виде химического диктанта (слайды 18,19).

Учащиеся выполняют работу. Затем, используя взаимопроверку, сверяют результаты с эталоном, выставляют по 1 баллу за каждый правильный ответ  в лист учета результатов деятельности учащихся в микрогруппе (слайд 20). 

При учёте результатов модульного обучения предпочтительна рейтинговая система с выставлением баллов за каждый учебный элемент и суммированием общего количества баллов за весь модуль. Рейтинговая оценка позволяет с большей степенью объективности и достоверности характеризовать качество знаний по каждой теме.

После успешного выполнения входного контроля учащиеся начинают работу над новым учебным материалом (УЭ-2, УЭ-3) (слайды  21-23) с использованием печатных и электронных учебников (приложения № 5, № 6, № 7). В процессе работы учащиеся заполняют таблицу №2 (слайд 24). Выполнение данной работы позволяет выявить генетическую связь между различными классами органических веществ, обнаружить взаимосвязь между строением и свойствами углеводородов.

При работе над модулем предусмотрен промежуточный контроль обобщающего характера (слайд 25, приложение № 8), который проводится после изучения наиболее трудного для усвоения учащимися материала. Он позволяет своевременно скорректировать знания учащихся.

Содержание модуля включает задания на применение знаний, прогнозирование, сравнение (слайды 26-28, приложение № 9), интерактивные упражнения (слайд 29, приложение №10).

В процессе индивидуальной работы учащимся предлагаются дифференцированные задания (слайды 30-32, приложение № 11), которые включают в себя задания на овладение знаниями на уровне воспроизведения и задания, предусматривающие свободное самостоятельное оперирование знаниями и умениями.

При изучении модуля обязательно акцентируем внимание на профессиональную направленность изучения темы, на связь изучаемого материала с жизнью и применением в будущей профессии (слайды 33 - 36, приложение № 12).

В конце каждого модуля выделяется специальный учебный элемент, наиболее полно выражающий идею работы по обобщению знаний (слайд 37, приложение №13). Он состоит из обобщающих вопросов и заданий. На данном уроке учащиеся работают с картой – матрицей по теме  «Углеводороды» (слайд 38).

По окончании работы предлагаю учащимся оценить качество выполненной работы, сделать выводы, подсчитать сумму полученных баллов (слайд 39).

На этапе рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения.

  • Наибольшие затруднения у меня вызвало…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я научился(лась)…

В заключительной части урока знакомлю с домашним заданием (слайды 40,41), которое также носит дифференцированный характер.

Использование модульной технологии на уроках химии обеспечивает развитие мотивационной сферы учащегося, его интеллекта, способностей, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью (слайд 42). На практике я убедилась, что уроки, построенные на основе этой технологии, стимулируют стремление учащихся самостоятельно мыслить, развивают их умения ориентироваться в новой ситуации, находить свои пути решения задач, осваивать различные способы добывания знаний, поощряют независимость суждений, обеспечивают высокое качество знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование модульной технологии на уроках математики"

презентацию можно использовать на уроках методики преподавания математики....

Развитие активности студентов 1 курса СПО в условиях применения кейс-технологии на занятиях химии.

В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения. Кейс-технология позволяет правильно выбирать оптимальный вариант решений поставленных задач. При решении общей проблем...

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью

Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова,  – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии. Панорама методов и приемов.

Внедрение проблемно - развивающей технологии сегодня особенно актуально, поскольку в Федеральном государственном стандарте  профобразования подчеркивается, что «развитие личности обучающего...

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью

Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова,  – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...

Открытый урок учебной практики с применением модульной технологии

Изучение  ассортимента парфюмерно-косметических товаров...

Применение кейс-технологии на занятиях химии и биологии

В презентации представлен обзор применения кейс-технологии на методическом объединении преподавателей спо...