Применение модульной технологии на уроках химии
статья по теме
Модульное обучение
Преимущество модульного обучения перед традиционным обучением
· гарантированностью достижения результатов обучения;
· паритетными отношениями учителя и учащихся;
· возможностью работы в индивидуальном темпе;
· возможностью работы учащихся в парах, группах;
· возможностью делового общения с товарищами;
· ранним предъявлением конечных результатов обучения;
· «мягкими» формами контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.
Ведущие принципы модульного обучения:
· модульность;
· структуризацию содержания обучения на обособленные элементы;
· динамичность;
· деятельность;
· гибкость;
· осознанную перспективу;
· разносторонность методического консультирования;
· паритетность.
Компоненты модульной технологии обучения
· модульная программа деятельности учащегося по изучению определённой темы
· модульный урок
Последовательность действий учителя по составлению модульной программы
· определение комплексной цели обучения для учащихся и ее формулирование
· отбор содержания учебного материала и приёмов учебной деятельности по овладению им
· распределение содержания по урокам с учётом: исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль), блока информации (теоретического материала темы), необходимости отработки содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.), необходимости контроля усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении содержания обучения
· подбор литературы для учащихся с указанием перечня обязательной и дополнительной литературы
· написание модульной программы и её распечатка для каждого ученика
Алгоритм составления плана модульного урока
· формулировка темы урока
· определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения
· разбивка учебного материала на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них
· подбор необходимого фактического материала
· определение способов учебной деятельности учащихся
· отбор форм и методов преподавания и контроля
· составление модуля данного урока, его распечатка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnaya_tekhnologiya.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевая педагогическая конференция
государственных образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования
«Внедрение современных педагогических технологий
в образовательное пространство»
Текст выступления
Верисовой Елены Владимировны
преподавателя химии высшей категории
ГБОУ СПО ТИТ КК
Применение модульной технологии
на уроках химии
пос. Парковый
2013
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
(А.С.Пушкин)
Как заинтересовать ученика своим предметом?
Как создать условия для развития творческой личности?
Как научить ученика самостоятельно находить и применять полученные знания?
Как повысить качество обучения?
Ответы на эти вопросы я нахожу, работая над методическими темами: «Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии» и « Профессиональное изучение курса химии».
В решении поставленных задач мне помогают инновационные педагогические технологии.
Особую актуальность приобретают технологии, способствующие самоорганизации, самоактуализации, саморазвитию обучаемых; технологии, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, создают условия для творческого развития личности. Такой является технология модульного обучения.
Модульное обучение имеет все признаки педагогической технологии:
- научность (базируется на деятельностном подходе, психолого-педагогических закономерностях усвоения знаний);
- интегративность и оптимальность (использует деятельностный, личностный, системный, кибернетический и контекстный подходы);
- воспроизводимость процесса обучения и его результатов;
- целенаправленное взаимодействие учителя и учащегося и программирование их деятельности (слайд 2).
Модульное обучение объединило преимущества различных педагогических технологий: информационных, коммуникативных, технологии программированного обучения. Данную технологию можно отнести к числу интерактивных, так как она направлена на активизацию деятельности самих субъектов образовательного процесса и их развитие.
Преимущество модульного обучения перед традиционным:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- паритетные отношения учителя и учащихся;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- возможность работы учащихся в парах, группах;
- возможность делового общения с товарищами;
- ранние предъявление конечных результатов обучения;
- «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала (слайд 3).
Сущность технологии модульного обучения заключается в ее принципах: модульности, проблемности, вариативности, паритетности.
Ведущие принципы модульного обучения:
- модульность;
- проблемность;
- структуризация содержания обучения на обособленные элементы;
- динамичность;
- деятельность;
- гибкость;
- осознанная перспектива;
- разносторонность методического консультирования;
- паритетность (слайд 4).
Становится очевидно, что технология модульного обучения в сравнении с традиционной системой, более прогрессивная и плодотворная дидактическая технология, поэтому модульные уроки целесообразно включать в традиционную систему обучения, постоянно оценивая развивающий эффект и динамику качества знаний (слайд 5).
Предлагаю вашему вниманию разработку модульной программы по теме «Углеводороды» (слайды 6,7,8).
Структура модульной программы:
Модуль 0. Комплексная дидактическая цель.
Модуль 1. Предельные углеводороды. Метан и его свойства.
Модуль 2. Развитие знаний о химической связи и изомерии на примере непредельных углеводородов — алкенов и алкадиенов.
Модуль 3. Непредельные углеводороды. Алкины. Ацетилен и его свойства.
Модуль 4. Связь ароматических углеводов с предельными и непредельными углеводородами. Специфика их строения и свойств.
Модуль 5. Обобщение знаний о строении и свойствах углеводородов разных гомологических рядов.
Рассмотрим содержание модуля 3 (слайд 9). В структуре модуля семь учебных элементов (УЭ), включающих интегрированную и частные дидактические цели, учебный материал с заданиями различного уровня сложности, рекомендации по его усвоению.
Содержание модуля:
УЭ-0. Постановочная часть урока. Цели изучения модуля.
УЭ-1. Входной контроль.
УЭ-2. Состав и строение алкинов.
УЭ-3. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов.
УЭ-4. Получение алкинов.
УЭ-5. Физические и химические свойства алкинов.
УЭ-6. Применение ацетилена и его гомологов.
УЭ-7. Выходной контроль. Резюме.
Нулевой учебный элемент (УЭ-0) начинается с актуализации знаний учащихся, с постановки учебных целей. С содержанием модуля знакомим учащихся по карте самоконтроля и самооценки по данной теме (табл. №1, приложение № 1) и обращаем их внимание на то, что они должны знать и уметь (слайды 10,11).
Для активизации познавательной деятельности, для установления связи между предшествующим учебным материалом и данным модулем проводим фронтальный опрос (слайд 12).
Далее следует «загадочная пауза» - решение ребусов (слайды 13-16, приложение № 2).
Следующий учебный элемент «Входной контроль» (слайд 17, приложение №3) не только позволяет определить уровень подготовленности обучаемого для работы с модулем, но также предполагает актуализацию тех опорных знаний и способов действий, которые необходимы для осмысленного усвоения содержания всего модуля. Также он устанавливает связи между предшествующим учебным материалом и данным модулем.
На данном уроке входной контроль представлен в виде химического диктанта (слайды 18,19).
Учащиеся выполняют работу. Затем, используя взаимопроверку, сверяют результаты с эталоном, выставляют по 1 баллу за каждый правильный ответ в лист учета результатов деятельности учащихся в микрогруппе (слайд 20).
При учёте результатов модульного обучения предпочтительна рейтинговая система с выставлением баллов за каждый учебный элемент и суммированием общего количества баллов за весь модуль. Рейтинговая оценка позволяет с большей степенью объективности и достоверности характеризовать качество знаний по каждой теме.
После успешного выполнения входного контроля учащиеся начинают работу над новым учебным материалом (УЭ-2, УЭ-3) (слайды 21-23) с использованием печатных и электронных учебников (приложения № 5, № 6, № 7). В процессе работы учащиеся заполняют таблицу №2 (слайд 24). Выполнение данной работы позволяет выявить генетическую связь между различными классами органических веществ, обнаружить взаимосвязь между строением и свойствами углеводородов.
При работе над модулем предусмотрен промежуточный контроль обобщающего характера (слайд 25, приложение № 8), который проводится после изучения наиболее трудного для усвоения учащимися материала. Он позволяет своевременно скорректировать знания учащихся.
Содержание модуля включает задания на применение знаний, прогнозирование, сравнение (слайды 26-28, приложение № 9), интерактивные упражнения (слайд 29, приложение №10).
В процессе индивидуальной работы учащимся предлагаются дифференцированные задания (слайды 30-32, приложение № 11), которые включают в себя задания на овладение знаниями на уровне воспроизведения и задания, предусматривающие свободное самостоятельное оперирование знаниями и умениями.
При изучении модуля обязательно акцентируем внимание на профессиональную направленность изучения темы, на связь изучаемого материала с жизнью и применением в будущей профессии (слайды 33 - 36, приложение № 12).
В конце каждого модуля выделяется специальный учебный элемент, наиболее полно выражающий идею работы по обобщению знаний (слайд 37, приложение №13). Он состоит из обобщающих вопросов и заданий. На данном уроке учащиеся работают с картой – матрицей по теме «Углеводороды» (слайд 38).
По окончании работы предлагаю учащимся оценить качество выполненной работы, сделать выводы, подсчитать сумму полученных баллов (слайд 39).
На этапе рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения.
- Наибольшие затруднения у меня вызвало…
- Больше всего мне понравилось…
- Я научился(лась)…
В заключительной части урока знакомлю с домашним заданием (слайды 40,41), которое также носит дифференцированный характер.
Использование модульной технологии на уроках химии обеспечивает развитие мотивационной сферы учащегося, его интеллекта, способностей, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью (слайд 42). На практике я убедилась, что уроки, построенные на основе этой технологии, стимулируют стремление учащихся самостоятельно мыслить, развивают их умения ориентироваться в новой ситуации, находить свои пути решения задач, осваивать различные способы добывания знаний, поощряют независимость суждений, обеспечивают высокое качество знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование модульной технологии на уроках математики"
презентацию можно использовать на уроках методики преподавания математики....
Развитие активности студентов 1 курса СПО в условиях применения кейс-технологии на занятиях химии.
В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения. Кейс-технология позволяет правильно выбирать оптимальный вариант решений поставленных задач. При решении общей проблем...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии. Панорама методов и приемов.
Внедрение проблемно - развивающей технологии сегодня особенно актуально, поскольку в Федеральном государственном стандарте профобразования подчеркивается, что «развитие личности обучающего...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Открытый урок учебной практики с применением модульной технологии
Изучение ассортимента парфюмерно-косметических товаров...
Применение кейс-технологии на занятиях химии и биологии
В презентации представлен обзор применения кейс-технологии на методическом объединении преподавателей спо...