Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии. Панорама методов и приемов.
статья на тему
Внедрение проблемно - развивающей технологии сегодня особенно актуально, поскольку в Федеральном государственном стандарте профобразования подчеркивается, что «развитие личности обучающегося на основе формирования общих и профессиональных компетенций, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии. Панорама методов и приемов.
Внедрение проблемно - развивающей технологии сегодня особенно актуально, поскольку в Федеральном государственном стандарте профобразования подчеркивается, что «развитие личности обучающегося на основе формирования общих и профессиональных компетенций, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Подбор методов обучения определяется ответом на вопрос: «Какой образовательный продукт будет создан?» Если известны все этапы пути (начальные условия, способы решения и конечный результат), то это определяет выбор репродуктивного метода. Если известны начальные условия и способы решения, но закрыт конечный результат, то это определяет выбор алгоритмического метода. Если закрыт способ решения, то перед преподавателем встает выбор в сторону традиционной схемы эвристического проблемного поиска. Перед обучающимися возникает противоречие между необходимостью связать «имеющееся и необходимое». И, наконец, если перед последними встает необходимость связать «имеющееся и возможное», но при этом содержание «возможного» он должен определить сам (например, сгенерировать идею, выдвинуть гипотезу, предложить вариант и т.п.), то перед нами исследовательский метод обучения. В рамках данного метода из предложенной цепочки убираются и алгоритм решения, и конечный результат (понятие «конечный результат» интегрируется в понятие «планируемый результат»). При этом роли обучающихся и обучающих меняются. Первые превращаются в активных субъектов обучения, а педагог из транслятора обучения - в организатора информационных коммуникаций и эксперта, роль которого заключается в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных решений на предмет соответствия результатам. Отмечу, что из вышеназванных только исследовательский и эвристический методы ориентированы на использование принципов технологии развивающего обучения с ориентацией на самостоятельную деятельность обучающихся.
По моему мнению, предметное содержание необходимо тщательно отбирать и структурировать таким образом, чтобы создать условия для исследования обучающимися взаимозависимых явлений, их внутренних существенных связей. Работать необходимо на перекрестках знаний. Свои уроки я стараюсь построить так, чтобы связать теоретическую химию c практическим содержанием будущей профессиональной деятельности обучающихся. В этом учебном году мною был дан открытый урок по теме «Алюминий». Была выбрана группа обучающихся по профессии «Сварщик». Урок был построен согласно требованиям ФГОС. Ребята самостоятельно и очень легко определились с темой урока, приняли активное участие в постановке задач, а, самое главное, ненавязчиво и очень аргументировано была проведена мотивация к изучению алюминия, так как этот металл самый распространенный из всех металлов в земной коре, и к тому же является основой многих востребованных сплавов. Далее была организована работа в группах. Каждая группа обучающихся получила пакет информации, которую необходимо было переработать за 2-3 минуты. Участники первой группы, обеспеченные справочным материалом, выявили физические свойства алюминия, попутно при этом проверив выдвинутую гипотезу о зависимости свойств от строения. Представители второй группы, повторив химические свойства алюминия, должны ответить на некоторые проблемные вопросы. Так, сделав акцент на ухудшении свариваемости данного металла, обусловленное наличием прочной и тугоплавкой оксидной пленки на его поверхности, они должны дать ответ на вопрос «Что сделать сварщику, чтобы разрушить эту пленку?» Все знают о том, что это можно сделать механически, зачистив поверхность. А выполнение химического эксперимента по растворению оксидной пленки в растворе кислоты и щелочи позволит им запомнить, как это сделать химическим способом. Роль участников третьей группы сводилась к тому, чтобы выявленные свойства алюминия соотнести с его технологическими характеристиками. А именно, найти ответы на вопросы о том, как он обрабатывается, что делают для улучшения прочности алюминия, какие сплавы самые ценные для сварки и почему и т.д. Возникающие трудности обучающиеся преодолевали благодаря реализации принципа осознания учения: «Каких знаний не хватает?». Для этого необходимо активизировать разные типы мышления – наглядное, образное, словесно – логическое и разные типы восприятия и обработки информации – аудиальный и визуальный. На этом уроке обучающимся была предложена и работа с учебными картами, и с магнитными карточками, и проблемный эксперимент, и устная беседа (в основном), и письменная работа, и работа по цепочке. В зависимости от учебной ситуации каждый обучающийся был задействован оптимальным для себя способом: индивидуально, в паре, в группе, вместе со всей группой, с преподавателем, письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы. О положительной оценке собственной деятельности обучающихся свидетельствует анализ листов рефлексии. А для преподавателя чрезвычайное значение приобретает выявление обучающихся, имеющих разные уровни развития, и создание условий для оптимизации развития каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение модульной технологии на уроках химии
Модульное обучениеПреимущество модульного обучения перед традиционным обучением· гарантированностью достижения результатов обучения;·...
Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии
Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Статья "Использование информационных технологий на уроках химии"
ИКТ в преподавании химии...
Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии
методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...
Технологическая карта учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «Химия» На тему: «Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии» укрупненной группы 23.00.00 Техника технология наземного транспорта специальность 23.02.07 Тех
На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, тр...