Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
методическая разработка на тему
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, выдвижение собственных научных предположений и доказательств к ним [1]. Для реализации проблемно обучения необходимо пройти следующие этапы.
- Подготовка к восприятию проблемы. Проводится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему.
- Создание проблемной ситуации. Обучающийся осознаёт, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми знаниями.
- Формирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.
- Процесс решения проблемы.
- Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.
Методы реализации проблемно - развивающей технологии
Проблемное изложение - обучающиеся не обладают достаточным объёмом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением.
Поисковая беседа – обучающиеся обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы.
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся [2].
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций
- Подвести обучающихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения
- Столкнуть противоречия в практической деятельности.
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос
- Предложить рассмотреть проблему с различных позиций.
- Побуждать обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
- Предложить проблемные теоретические и практические задания.
- Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения) [3].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_vtk.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках
химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, выдвижение собственных научных предположений и доказательств к ним [1]. Для реализации проблемно обучения необходимо пройти следующие этапы.
- Подготовка к восприятию проблемы. Проводится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему.
- Создание проблемной ситуации. Обучающийся осознаёт, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми знаниями.
- Формирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.
- Процесс решения проблемы.
- Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.
Методы реализации проблемно - развивающей технологии
Проблемное изложение - обучающиеся не обладают достаточным объёмом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением.
Поисковая беседа – обучающиеся обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы.
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся [2].
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций
- Подвести обучающихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения
- Столкнуть противоречия в практической деятельности.
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос
- Предложить рассмотреть проблему с различных позиций.
- Побуждать обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
- Предложить проблемные теоретические и практические задания.
- Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения) [3].
Этапы урока проблемного обучения
*Мотивация, создание проблемной ситуации
* Выдвижение гипотез
* Исследование (практическое, теоретическое)
* Обмен информацией при работе в группах, представление работы;
* Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение ранее высказанных гипотез);
* Подведение итогов урока, рассмотрение иных вариантов решения проблемы, рефлексия;
* Домашнее задание.
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся
Возможна, если обучающиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы. Для реализации проблемной технологии необходимы:
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос
- Предложить рассмотреть проблему с различных позиций.
- Побуждать обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
- Предложить проблемные теоретические и практические задания.
- Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).
Далее в работе приведена технологическая карта урока химии по теме «Физические свойства металлов», выполненная в свете реализации технологии проблемно - развивающего обучения. Особенностью данной технологии является возможность не просто давать готовые знания, а способствовать формированию и развитию творческой личности. Все термины, отражающие суть этапов урока, разработанного согласно проблемно - развивающей технологии, выделены в технологической карте жирным шрифтом. В Приложении - рабочие листы обучающихся, используемые на уроке.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Бардонова И.Ю. Учебная дисциплина: Химия
Время реализации урока: 45 мин
Тема раздела учебной дисциплины: Металлы.
Тема занятия: | Физические свойства металлов |
Цели занятия: | Образовательная: создать условия для усвоения обучающимися знаний о физических свойствах металлов, об особенностях возникновения металлической связи; способствовать пониманию зависимости между строением атомов металлов и их физическими свойствами, между физическими свойствами и применением, установлению причинно - следственных связей; Воспитательная: воспитание коммуникативных навыков, устойчивой мотивации к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета; воспитание культуры умственного труда через обучение самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Развивающая: создать условия для формирования ОК: самостоятельно работать с учебным текстом, выявлять частное и общее в изученных понятиях, сравнивать, делать выводы, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, способствовать развитию химического мышления и химического языка; Методическая: применение проблемно-развивающей технологии, формирование творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью. |
Тип урока: Вид урока: | урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями традиционный (комбинированный) |
УУД | Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; Регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно и планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации, умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Планируемые результаты | Предметные: Иметь представление: о строении атомов металлов, металлической связи и металлической кристаллической решетке Знать: физические свойства металлов и их классификацию Уметь: устанавливать причинно - следственные связи между строением металлов и их свойствами, между физическими свойствами металлов и их применением, проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений. Метапредметные: регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки; коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами; познавательные: умение определять понятия, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
Основные понятия: | Металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка, физические свойства металлов: твердость, непрозрачность, металлический блеск, светлый цвет, пластичность, прочность и твердость, температура плавления, тепло - и электропроводимость |
Организация пространства: Межпредметные связи Внутрипредметные связи Материально-техническое обеспечение занятия. | Физика «Молекулярно - кинетическая теория»; МДК 01.01 Слесарное дело и технические измерения «Строение атома», «Строение вещества» Раздаточный материал Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова; рабочие листы обучающихся. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиа презентация. Оборудование: коллекция «Металлы и сплавы», образцы одинакового размера и формы из трех различных металлов, стеклянные пластинки и пипетка с водой, стакан с горячей водой и три ложки из серебра, алюминия и стали, полосовой магнит, железный гвоздь, кусок медной проволоки |
Ресурсы:
|
Химия. 11 класс Профильный уровень. Габриелян О.С. , Г.Г. Лысова- М.: Дрофа, 2013. - с. 197 - 200, Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин. - Москва : Дрофа, 2013. - 318, [1] с. Интернет-ресурс. Гипермаркет знаний .Форма доступа: http://school.xvatit.com Интернет-ресурс. Электронная книга. Бесплатная библиотека школьника. Форма доступа: http://elkniga.ucoz.ru/index/khimija/0-114 Интернет-ресурс. Химия. Лекции и электронные учебники. Форма доступа: http://www.xenoid.ru/materials/himiya/default.php Интернет-ресурс. Учебник химии. Форма доступа: http://my.mail.ru/community/chem-textbook/ |
Формы урока | Ф - Фронтальная , И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология | технологии развивающего обучения, проблемного обучения, элементов ИКТ |
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на работу | Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность, староста сдает рапорт о присутствии на уроке | |
2 | Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности | Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, настроить учащихся на восприятие нового материла | Организует диалог с обучающимися о месте и роли металлов в жизни общества, предлагает прочитать с экрана отрывок из стихотворения Е.Ефимовского «Металл - это точность», постепенно подводя их к формулировке темы урока и его задач | Вступают в беседу с преподавателем, озвучивают тему урока и его задачи, внимательно заслушивают отрывок из стихотворения, чтобы назвать упомянутые в нем физические свойства металлов | Личностные, регулятивные |
3 | Актуализация знаний | Организовать актуализацию изученных способов действий, актуализировать мыслительные операции. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. | Организует проверку домашнего задания, вовлекая обучающихся во фронтальную беседу о строении атомов металлов, их положении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, закономерностях изменения их свойств и подводит к выявлению причинно - следственной связи между строением и свойствами металлов | Отвечают на вопросы преподавателя, выдвинув в итоге гипотезу о зависимости свойств металлов от их строения | Коммуникативные |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Показать наглядно, что такое металлическая связь и акцентировать внимание обучающихся на взаимосвязи электропроводности металлов и скорости движения электронов в нем; осуществить проверку восприятия обучающимися понятия «металлическая связь» | Организует просмотр видеоролика «Металлическая связь», и письменную проверку усвоения этого понятия | Сморят видеоролик, обращают внимание на взаимосвязь между строением металла и электропроводностью; работая письменно, вставляют пропущенные слова и осуществляют взаимопроверку в парах | Личностные, регулятивные коммуникативные |
5 | Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий | Через проблемно - развивающий метод обучения раскрыть перед обучающимися научный путь познания через доказательство гипотезы. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала через работу с учебником, экспериментальную деятельность и применение элементов ИКТ | Организует исследовательскую работу, разбив коллектив обучающихся на 2 группы, обеспечив каждую из них инструкционными карточками, раздаточным материалом и необходимым оборудованием. Дав время на подготовку, организует беседу по предложенным ранее вопросам | Работают в группах, находят ответы на поставленные вопросы через работу с источниками и в ходе проведения эксперимента | коммуникативные |
6 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. | Организует работу со схемой «Применение металлов» (схема презентации) | Фронтальная устная работа, проходящая с целью обменом информацией между группами | Познавательные |
7 | Динамическая пауза | Внедрение элемента здоровьесберегающей технологии, развитие эстетического вкуса, понимание красоты звучания колоколов | Предлагает послушать звучание колокольного звона | Оценивают красоту звучания медных колоколов во время динамической паузы | Личностные |
8 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов | Обобщение нового содержания в условиях письменного фронтального опроса | Предлагает заполнить пропуски в таблице «Применение металлов на основе их физических свойств» с последующей самопроверкой | Заполняют пропуски, осуществляют самопроверку, выделяя наиболее значимую информацию | Познавательные |
9 | Рефлексия деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели | Подводит итог работы и просит оценить свою деятельность на уроке, продолжив предложения: Сегодня на уроке я: -научился…… -было интересно…… -было трудно…… -мои ощущения…… | Заполняют лист рефлексии | Регулятивные |
10 | Домашнее задание | Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Обращает внимание обучающихся на темы для подготовки сообщений, записанные в рабочих листах | Записывают домашнее задание в тетрадь |
Приложение
Рабочий лист обучающегося ____ группы ___________________________
Дата:_______________
Тема урока:______________________________________________________
1. Вставьте пропущенные слова в текст:
Атомы большинства металлов содержат на внешнем энергетическом уровне ___________ электронов. Эти электроны легко ____________, и атомы при этом превращаются в ____________. Оторвавшиеся электроны _______________ от одного ___________ к другому. При присоединении электронов к иону временно образуются __________ , а затем электроны снова отрываются от атома, и он снова превращается в __________ . В куске металла существуют все время то _________ , то _______ . Их так и называют «атом-ионы». Связь в металлах между ___________ посредством ______________________ называется _______________________________
Оцените:_____________
2. Заполните каждый свою строчку в таблице
Свойство металла | Причина проявления свойства |
Непрозрачность | Металлы не пропускают солнечный свет, а отражают его, так как металлическая кристаллическая решетка заполнена электронами |
Светлый цвет и металлический блеск | |
По температуре плавления металлы бывают:_________________и_______ _______________________ | |
В зависимости от плотности металлы бывают:_______________и _____________________ | |
Пластичность | |
Теплопроводность и электропроводность | |
Магнитные свойства металлов разделяют их на: 1._____________________ 2._____________________ 3.______________________ |
3. Заполните пропуски в таблице «Применение металлов на основе их физических свойств»
Физическое свойство | Применение |
Входят в основу сплавов, использующихся в технике и машиностроении | |
Сверло для дрели, стальное лезвие | |
Электропроводность | |
Ковка, прокатка, штамповка | |
Радиаторы отопления, металлическая посуда | |
Металлический блеск |
4. Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я:
-научился_____________________________________________________
-было интересно________________________________________________
-было трудно___________________________________________________
-мои ощущения___________________________________________________
5. Домашнее задание.
Подготовьте сообщение на понравившуюся вам тему.
- Сверхпроводимость
- Сплавы металлов
- Коррозия металлов
- Способы получения металлов
- Благородные металлы
Библиографический список
- Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И.Махмутов.- Казань: Таткнигоиздат,2010.- 551 с.
- Кульневич, С.В. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина - Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2010 г.
- Шаталов, М.А. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии.// Химия в школе.- 2011г., №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике
В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...
Формирование творческой личности
Формирование творческой личности...
Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос...
Формирование творческой личности на уроках технологии
Методы и приемы для развития творческой личности на уроках технологии...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии. Панорама методов и приемов.
Внедрение проблемно - развивающей технологии сегодня особенно актуально, поскольку в Федеральном государственном стандарте профобразования подчеркивается, что «развитие личности обучающего...
Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью
Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова, – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...
Образование в xxi в. : Подготовка творчески активных специалистов. Декоративно-прикладное творчество как способ формирования творческой личности
Статья из сборника "Креативная педагогика и педагогический поиск" : "Образование в XXl в.: Подготовка творчески активных специалистов. декоративно - прикладное творчество как спосо...