Применение кейс-технологии на занятиях химии и биологии
учебно-методическое пособие
В презентации представлен обзор применения кейс-технологии на методическом объединении преподавателей спо
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое кейс-технология? Кейс-технологии – способ обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). На кого рассчитана кейс-технология? Кейс-технология более эффективна при обучении старшей возрастной аудитории
Методы кейс-технологии: -Метод инцидентов; -Метод разбора деловой корреспонденции -; - Проектирование; - Ситуационно-ролевая игра; - Метод дискуссии; - Кейс-стади
Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Техника — поиск информации самим обучающимся, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Метод разбора деловой корреспонденции Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Техника - обучающиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель обучающегося — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Проектирование Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Техника – обучающихся можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект (исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический).
Ситуационно-ролевая игра Техника - в виде инсценировки создать, либо показать фильм, ролик, презентацию перед аудиторией исторической, правовой, социально-психологической, событийной ситуации и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры, либо действующих лиц в фильме или ролике (как разновидность метода инсценировки — ролевая игра). Метод дискуссии Техника — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с заранее определёнными правилами процедуры (групповые и межгрупповые дискуссии).
Кейс - стади Техника – озвучивание конкретных проблемных ситуаций и создание из них некой головоломки, задачи, которую обучающимся предстоит обмозговать и найти решение. Группа, изучает материалы кейса , незаметно для себя учится, анализирует и вырабатывает решение. Итог – совместными усилиями найдено решение проблемы, предложены конкретные алгоритмы действий, спрогнозирован результат и эффективность предложенных решений. Эффективна работа малыми группами (4-6 человек) Группа получает кейс, который содержит материалы по проблемной ситуации, задаче и т.п. Задачи, поставленные каждой группе могут быть одинаковыми, смежными, дополняющими.
Мой опыт применения «Кейс – стади» - Применяю индивидуальные занятия, парные и занятия малыми группами (4 чел.) - Химия и биология: все практические занятия, большинство занятий по изучению нового материала межпредметной тематики . - Поэтапное использование методов: поисковый и проблемно-ситуативный анализ. - Основное преимущество – обучающиеся поставлены в условия поиска и решения ситуативной задачи, работают все, даже «слабые» выполняют посильную задачу (необходимо в каждой группе предусмотреть лидера – «сильного» студента, который поможет распределить обязанности внутри группы). - Приглашаю на открытое занятие по химии «Природные источники углеводородов» по технологии «Кейс-стади».
Виды кейсов Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки). Варианты кейсов
Возможности кейс – технологии для обучающегося: видеть проблемы; понимать и использовать концепции; анализировать профессиональные ситуации; оценивать альтернативы возможных решений; выбирать оптимальный вариант решения; составлять план его осуществления; развивать мотивацию; развивать коммуникационные навыки и умения.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ»
Специальность: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».
Группа: Т1
Дисциплина: Химия.
Дата проведения: 3 апреля 2024, 4 пара (1 час 10 мин.)
Тема урока: Природные источники углеводородов.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Вид занятия: Урок обобщения и систематизации.
Цели урока:
Образовательная: определить эффективность основных природных источников углеводородов через актуализацию межпредметных связей в данной области знаний.
Развивающая: развивать умения работы с кейсом, выделения главной мысли в тексте, аргументировать свою позицию, работы в группе.
Воспитательная: формирование критического мышления, осознание высокого уровня технологического развития Российской Федерации.
Планируемые результаты:
Студент должен
знать:
- химический состав каменного угля, нефти и природного газа;
- способы и условия переработки каменного угля, нефти и природного газа;
- продукты переработки каменного угля, нефти и природного газа;
- экологичность добычи, переработки и эксплуатации каменного угля, нефти и природного газа;
уметь:
- обосновать эффективность природных источников углеводородов в ходе сравнительного анализа изучения кейсов «Географические запасы», «Химический состав» и «Переработка и продукты»
Межпредметные связи: география – объемы запасов и месторождения каменного угля, нефти и природного газа, место РФ в мире по этим показателям; биология – экологические проблемы при добыче, производстве и эксплуатации каменного угля, нефти и природного газа, экономика.
Используемые технологии: «кейс-стади».
Методы изучения: метод кейсов – моделирование, системный анализ, проблемный метод, дискуссия.
Оборудование и наглядные пособия: мультимедиа-экран, коллекции природных источников углеводородов и продуктов их переработки, презентация «Природные источники углеводородов», кейс- комплекты «Географические запасы», «Химический состав» и «Переработка и продукты переработки» каменного угля, нефти и природного газа, раздаточная таблица для записей «Природные источники углеводородов».
Формируемые ОК, ПК:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей:
- знать состав и свойства дизельного топлива;
- понимать сущность процесса детонации, знать определение октанового числа топлива.
Этапы урока | Время этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1.Организационный момент | 3 мин | -отмечает отсутствующих; -проверяет готовность аудитории и студентов. | - обучающиеся сидят по 4-6 человек – 3 группы |
2. Актуализация опорных знаний, постановка цели и задач урока, пояснение алгоритма деятельности групп | 7 мин | 1. Вопросы: - Что такое углеводороды? -Какие классы углеводородов вы знаете? - Что такое алканы, циклоалканы, алкены, алкины, алкадиены, арены? -Какие из этих классов есть в природе? - В каких полезных ископаемых или природных источниках содержатся углеводороды? 2. Сообщается цель занятия: Какой природный источник углеводородов эффективнее? Нефть, природный газ или каменный уголь? Показатели эффективности: - Географические запасы РФ – объемы запасов, рентабельность добычи, экология добычи; - Физические свойства и химический состав – разнообразие углеводородов в составе; - Переработка – сложность и разнообразие процессов переработки, рентабельность переработки, виды продукции переработки. 1 группа – Каменный уголь. 2 группа – Нефть. 3 группа – Природный газ. 3. Преподаватель поясняет алгоритм работы групп с кейсами (слайд презентации) | 1. Обучающие отвечают на вопросы. 2. Распределится темы для каждой группы. 3. Знакомятся с алгоритмом работы и материалами на столе. |
3. Кейс 1. «Географические запасы РФ» | 15 мин | - Преподаватель следит за таймингом: 3-5 минут работа + 2-3 минуты на ответ группы и записи в таблицу, последний кейс до 10 минут на работу и до 3-5 минут на ответ группы. - преподаватель помогает группам при затруднении в работе с кейсом; комментирует выступление групп, задает наводящие вопросы; - следит за соблюдением алгоритма работы: работа в группе, подготовка выступления; дискуссия; записи в таблицу опорных знаний; - после выступления и выводов по теме групп преподаватель показывает заранее подготовленные слайды по кейсам. И еще раз все вместе комментируют тему, заносят данные в таблицу при необходимости. | - работают в группах с материалами кейсов; - заслушиваются ответы; - делают записи в опорные таблицы; - оценивают эффективность - в таблицу ставятся баллы. Кейс «Географические запасы» - 3 балла (высокие показатели - объемы, добыча, экология), 2 балла, 1 балл. Кейс «Химический состав» - 3 балла (разнообразие состава, много алканов), 2 балла, 1 балл. Кейс «Переработка и продукты переработки» - 3 балла (высокая рентабельность, много процессов и много разнообразной продукции), 2 балла, 1балл. |
4. Кейс 2 «Химический состав природных источников углеводородов» | 15 мин. | ||
5. Кейс 3 «Переработка и продукты переработки каменного угля, нефти и природного газа» | 15 мин | ||
6. Подведение итогов. вторичного усвоенияматериала Задача: обобщить полученные знания | 5 мин | Преподаватель задает вопрос «Какой источник углеводородов эффективнее с точки зрения запасов, рентабельности и экологичности добычи, разнообразия химического состава, технологичности процессов переработки, выхода продуктов и их разнообразия?» | Обучающиеся на основании изученных материалов кейсов, дополнений преподавателя, обсуждений и дискуссии, выражают обоснованное мнение по эффективности того или иного природного источника углеводородов, называют сильные и слабые стороны. Заслушивается 5-6 аргументаций и выводов. |
7. Этап рефлексии | 3 мин | Преподаватель предлагает обучающимся оценить работу каждого студента в группе по критериям (слайд презентации): - прослушал, все записал в тетради, но не участвовал в работе группы совсем или активно – «3»; - прослушал, все записал в тетради, активно вносил предложения и комментарии в ходе работы группы, но не выступал с ответом публично – «4»; - прослушал, все записал в тетради, вносил предложения и комментарии в ходе работы группы, выступал с ответом публично – «5». | - Обучающиеся обсуждают в группе, дают оценку работе каждого, выставляют на листочке и сдают преподавателю. |
8. Домашнее задание. | 2 мин | Преподаватель просит обучающихся перед следующим занятием прочитать опорную таблицу урока |
Преподаватель: __________________________/Васильева О.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кейс-технологии на занятиях
Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....
Опыт применения кейс-технологии
Краткое описание опыта использования кейс-технологии....
Бинарный урок с применением кейс-технологий
Бинарный урок с применением кейс-технологий...
Развитие активности студентов 1 курса СПО в условиях применения кейс-технологии на занятиях химии.
В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения. Кейс-технология позволяет правильно выбирать оптимальный вариант решений поставленных задач. При решении общей проблем...
Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...
Применение кейс - технологии на уроках физики как средство формирования компетентностей
В современном мире процветают только те, кого можно назвать конкурентно способными. Исходя из этого – одной из задач нынешнего образования является воспитание компетентной личности, способной со...
Методическая разработка практического занятия с применением кейс-технологии
Данное занятие предполагает обобщение и систематизацию знаний и применения их в профессиональной деятельности по теме «Трудовые споры и порядок их разрешения» для студентов 1 курса специал...