Применение кейс-технологии на занятиях химии и биологии
учебно-методическое пособие

Васильева Ольга Анатольевна

В презентации представлен обзор применения кейс-технологии на методическом объединении преподавателей спо

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение кейс – технологии на занятиях химии и биологии Васильева О.А., преподаватель

Слайд 2

Что такое кейс-технология? Кейс-технологии – способ обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). На кого рассчитана кейс-технология? Кейс-технология более эффективна при обучении старшей возрастной аудитории

Слайд 3

Методы кейс-технологии: -Метод инцидентов; -Метод разбора деловой корреспонденции -; - Проектирование; - Ситуационно-ролевая игра; - Метод дискуссии; - Кейс-стади

Слайд 4

Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Техника — поиск информации самим обучающимся, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Слайд 5

Метод разбора деловой корреспонденции Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Техника - обучающиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель обучающегося — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Слайд 6

Проектирование Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Техника – обучающихся можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект (исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический).

Слайд 7

Ситуационно-ролевая игра Техника - в виде инсценировки создать, либо показать фильм, ролик, презентацию перед аудиторией исторической, правовой, социально-психологической, событийной ситуации и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры, либо действующих лиц в фильме или ролике (как разновидность метода инсценировки — ролевая игра). Метод дискуссии Техника — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с заранее определёнными правилами процедуры (групповые и межгрупповые дискуссии).

Слайд 8

Кейс - стади Техника – озвучивание конкретных проблемных ситуаций и создание из них некой головоломки, задачи, которую обучающимся предстоит обмозговать и найти решение. Группа, изучает материалы кейса , незаметно для себя учится, анализирует и вырабатывает решение. Итог – совместными усилиями найдено решение проблемы, предложены конкретные алгоритмы действий, спрогнозирован результат и эффективность предложенных решений. Эффективна работа малыми группами (4-6 человек) Группа получает кейс, который содержит материалы по проблемной ситуации, задаче и т.п. Задачи, поставленные каждой группе могут быть одинаковыми, смежными, дополняющими.

Слайд 9

Мой опыт применения «Кейс – стади» - Применяю индивидуальные занятия, парные и занятия малыми группами (4 чел.) - Химия и биология: все практические занятия, большинство занятий по изучению нового материала межпредметной тематики . - Поэтапное использование методов: поисковый и проблемно-ситуативный анализ. - Основное преимущество – обучающиеся поставлены в условия поиска и решения ситуативной задачи, работают все, даже «слабые» выполняют посильную задачу (необходимо в каждой группе предусмотреть лидера – «сильного» студента, который поможет распределить обязанности внутри группы). - Приглашаю на открытое занятие по химии «Природные источники углеводородов» по технологии «Кейс-стади».

Слайд 10

Виды кейсов Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки). Варианты кейсов

Слайд 11

Возможности кейс – технологии для обучающегося: видеть проблемы; понимать и использовать концепции; анализировать профессиональные ситуации; оценивать альтернативы возможных решений; выбирать оптимальный вариант решения; составлять план его осуществления; развивать мотивацию; развивать коммуникационные навыки и умения.

Слайд 12

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ»

Специальность:  23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».

Группа:  Т1

Дисциплина:  Химия.

Дата проведения:   3 апреля 2024, 4 пара (1 час 10 мин.)

Тема урока:  Природные источники углеводородов.

Тип урока:   Урок комплексного применения знаний.

Вид занятия: Урок обобщения и систематизации.

Цели урока:

Образовательная: определить эффективность основных природных источников углеводородов через актуализацию межпредметных связей в данной области знаний.

Развивающая: развивать умения работы с кейсом, выделения главной мысли в тексте, аргументировать свою позицию, работы в группе.

Воспитательная: формирование критического мышления, осознание высокого уровня технологического развития Российской Федерации.

Планируемые результаты:

Студент должен

знать:

- химический состав каменного угля, нефти и природного газа;

- способы и условия переработки каменного угля, нефти и природного газа;

- продукты переработки каменного угля, нефти и природного газа;

- экологичность добычи, переработки и эксплуатации каменного угля, нефти и природного газа;

уметь:

- обосновать эффективность природных источников углеводородов в ходе сравнительного анализа изучения кейсов «Географические запасы», «Химический состав» и «Переработка и продукты»

Межпредметные связи: география – объемы запасов и месторождения каменного угля, нефти и природного газа, место РФ в мире по этим показателям; биология – экологические проблемы при добыче, производстве и  эксплуатации каменного угля, нефти и природного газа, экономика.

Используемые технологии: «кейс-стади».

Методы изучения: метод кейсов – моделирование, системный анализ, проблемный метод, дискуссия.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедиа-экран, коллекции природных источников углеводородов и продуктов их переработки, презентация «Природные источники углеводородов», кейс- комплекты «Географические запасы», «Химический состав» и «Переработка и продукты переработки» каменного угля, нефти и природного газа, раздаточная таблица для записей «Природные источники углеводородов».

Формируемые ОК, ПК:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей:

- знать состав и свойства дизельного топлива;

- понимать сущность процесса детонации, знать определение октанового числа топлива.

Этапы урока

Время этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1.Организационный момент

3 мин

-отмечает отсутствующих;

-проверяет готовность аудитории и студентов.

- обучающиеся сидят по 4-6 человек – 3 группы

2. Актуализация опорных знаний, постановка цели и задач урока, пояснение алгоритма деятельности групп

7 мин

1. Вопросы:

- Что такое углеводороды?

-Какие классы углеводородов вы знаете?

- Что такое алканы, циклоалканы, алкены, алкины, алкадиены, арены?

-Какие из этих классов есть в природе?

- В каких полезных ископаемых или природных источниках содержатся углеводороды?

2. Сообщается цель занятия: Какой природный источник углеводородов эффективнее? Нефть, природный газ или каменный уголь?

Показатели эффективности:

-  Географические запасы РФ – объемы запасов, рентабельность добычи, экология добычи;

- Физические свойства и химический состав – разнообразие углеводородов в составе;

- Переработка – сложность и разнообразие процессов переработки, рентабельность переработки, виды продукции переработки.

1 группа – Каменный уголь.

2 группа – Нефть.

3 группа – Природный газ.

3. Преподаватель поясняет алгоритм работы групп с кейсами (слайд презентации)

1. Обучающие отвечают на вопросы.

2. Распределится темы для каждой группы.

3. Знакомятся с алгоритмом работы и материалами на столе.

3. Кейс 1. «Географические запасы РФ»

15 мин

- Преподаватель следит за таймингом: 3-5 минут работа + 2-3 минуты на ответ группы и записи в таблицу, последний кейс до 10 минут на работу и до 3-5 минут на ответ группы.

- преподаватель помогает группам при затруднении в работе с кейсом; комментирует выступление групп, задает наводящие вопросы;

- следит за соблюдением алгоритма работы: работа в группе, подготовка выступления; дискуссия; записи в таблицу опорных знаний;

- после выступления и выводов по теме групп преподаватель показывает заранее подготовленные слайды по кейсам. И еще раз все вместе комментируют тему, заносят данные в таблицу при необходимости.

- работают в группах с материалами кейсов;

- заслушиваются ответы;

- делают записи в опорные таблицы;

- оценивают эффективность - в таблицу ставятся баллы.

Кейс «Географические запасы» - 3 балла (высокие показатели - объемы, добыча, экология), 2 балла, 1 балл.

Кейс «Химический состав» - 3 балла (разнообразие состава, много алканов), 2 балла, 1 балл.

Кейс «Переработка и продукты переработки» - 3 балла (высокая рентабельность, много процессов и много разнообразной продукции), 2 балла, 1балл.

4. Кейс 2 «Химический состав природных источников углеводородов»

15 мин.

5. Кейс 3 «Переработка и продукты переработки каменного угля, нефти и природного газа»

15 мин

6. Подведение итогов.

вторичного

усвоенияматериала

Задача: обобщить полученные знания

5 мин

Преподаватель задает вопрос «Какой источник углеводородов эффективнее с точки зрения запасов, рентабельности и экологичности добычи, разнообразия химического состава, технологичности процессов переработки, выхода продуктов и их разнообразия?»

Обучающиеся на основании изученных материалов кейсов, дополнений преподавателя, обсуждений и дискуссии, выражают обоснованное мнение по эффективности того или иного природного источника углеводородов, называют сильные и слабые стороны. Заслушивается 5-6 аргументаций и выводов.

7. Этап рефлексии

3 мин

Преподаватель предлагает обучающимся оценить работу каждого студента в группе по критериям (слайд презентации):

- прослушал, все записал в тетради, но не участвовал в работе группы совсем или активно – «3»;

- прослушал, все записал в тетради, активно вносил предложения и комментарии в ходе работы группы, но не выступал с ответом публично – «4»;

- прослушал, все записал в тетради, вносил предложения и комментарии в ходе работы группы, выступал с ответом публично – «5».

- Обучающиеся обсуждают в группе, дают оценку работе каждого, выставляют на листочке и сдают преподавателю.

8. Домашнее задание.

2 мин

Преподаватель просит обучающихся перед следующим занятием прочитать опорную таблицу урока

                                                                                                   Преподаватель: __________________________/Васильева О.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-технологии на занятиях

Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....

Опыт применения кейс-технологии

Краткое описание опыта использования кейс-технологии....

Бинарный урок с применением кейс-технологий

Бинарный урок с применением кейс-технологий...

Развитие активности студентов 1 курса СПО в условиях применения кейс-технологии на занятиях химии.

В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения. Кейс-технология позволяет правильно выбирать оптимальный вариант решений поставленных задач. При решении общей проблем...

Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...

Применение кейс - технологии на уроках физики как средство формирования компетентностей

В современном мире процветают только те, кого можно назвать конкурентно способными. Исходя из этого – одной из задач нынешнего образования является воспитание компетентной личности, способной со...

Методическая разработка практического занятия с применением кейс-технологии

Данное занятие предполагает обобщение и систематизацию знаний и применения их в профессиональной деятельности по теме «Трудовые споры и порядок их разрешения» для студентов 1 курса специал...