РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности.
Содержание программы охватывает все ключевые понятия экономики и управления: бизнес-процессы, предпринимательство, банковская система, рынок ценных бумаг, кредитование, принятие управленческих решений, ресурсосбережение, экономический рост, внешнеэкономическая деятельность.
Программа реализуется с применением современных образовательные технологий: тренингов, деловых игр, питч-сессий, круглых столов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_inzhenernye_klassy_ekonomika_i_upravlenie_2021-2022_filippova_n.m.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 375 с углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа №375 Санкт-Петербурга)
РАЗРАБОТАНА и ПРИНЯТА педагогическим советом (протокол от __________ №__________) | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от ____________№__________ _______________М.А. Карпова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для инженерного класса
«Экономика и управление»
на 2021-2022 учебный год
Автор/Разработчик программы:
Филиппова Н.М.
Санкт–Петербург
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | …………………….….…. | 3 |
Структура и содержание изучаемого курса | …………………….….…. | 5 |
Планируемые результаты Тематическое планирование | ………………………….. ……………………….….. | 8 10 |
Календарно – тематическое планирование | .…………….……….…… | 11 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Нормативные документы
При разработке положения о рабочих программах внеурочной деятельности ГБОУ школы № 375 на 2019-2020 учебный год использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 02.06.2015 г. N 03-20-2216/15-00 «Об организации работы образовательных организаций Санкт- Петербурга, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучение учебных предметов, предметных областей».
- Распоряжением Комитета по образованию от 09.04.2021 №997-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
- Распоряжением Комитета по образованию от 12.04.2021 №1013-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 13.04.21 № 03-28-3143/21-0-0 «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
- Письмо Комитета по образованию от 04.05.2016 N 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов».
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями); - Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования
в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0; - Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Устав ГБОУ школы № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга от 31.01.2014 № 206-р.
1.2.Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности.
Содержание программы охватывает все ключевые понятия экономики и управления: бизнес-процессы, предпринимательство, банковская система, рынок ценных бумаг, кредитование, принятие управленческих решений, ресурсосбережение, экономический рост, внешнеэкономическая деятельность.
Программа реализуется с применением современных образовательные технологий: тренингов, деловых игр, питч-сессий, круглых столов.
1.3. Цель программы: развитие у учащихся навыков работы в команде, эффективной коммуникации и быстрого принятия управленческих решений, проработки бизнес-идей, развитие способности к абстрактному, креативному мышлению.
1.4. Задачи программы:
- формирование у учащихся комплекса знаний,
- умений и навыков в следующих областях:
- финансовая грамотность,
- экономика инноваций,
- «зеленая» экономика,
- цифровая экономика,
- мировая экономика.
1.5. Количество учебных часов
- В год 68
- В неделю 2
- Продолжительность занятия внеурочной деятельности
составляет 35-40 минут.
1.6. УМК
- Иванов С.И., Скляр М.А., Линьков А.Я. Экономика. Основы экономической теории. Углубленный курс. 10-11 классы. М., Вита-Пресс,2015.
- Михеева С.А., Шереметова В.В., Скляр М.А. Практикум по экономике. Книга 1,2.Углубленный уровень. М., Вита-Пресс, 2015.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
- Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М.: Новая волна, 1996.
- Бузгалин А.В. Переходная экономика: Курс лекций по политической экономии. М., 1994.
- Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я.Лившица и И.Н.Никулиной. М., 1995.
- Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев /Под общей ред. акад. Г.П.Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике /Сост. Г.М.Евменова, О.И.Меньши-кова. М.: Просвещение, 1993.
- Киперман Г.Я., Сурганов Б.С. Популярный экономический словарь. М.: Экономика, 1993.
- Лашов Б.В., Соколов О.В. Краткий экономический словарь школьника. М.: Просвещение, 1993.
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело, 1993
- Райзберг Б. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М.: АОЗТ "Нефтехиминвест", 1995.
- Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь /Сост. В.А.Калашников /Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л.П.Дашкова. 3-е изд., испр., доп. М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1997.
- Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Экономика. Курс лекций. Упражнения, тесты и тренинги /Казаков А.П., Минаева Н.В. М.: ЦИПКК АП, 1996.
- Экономика для школьников //Автономов В.С., Голдстин Э. М.: Эконов, 1995.
- Машунин Ю.К. Теория и практика разработки управленческих решений. Учебное пособие. - Владивосток: ДВФУ. 2012.
- Машунин Ю.К. Теория управления. Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ. 2010. – 384 Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика. 2008. 176 с.
- Васильева Ю.В., Парахина В.Н. Теория управления: учебник/ - 2-е изд., 2007.- 608 с.
- Маркс К. Капитал //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23, 24, 25.
- Мор Т. Утопия. М., 1978.
1.7. Дополнительные информационные ресурсы, электронные ресурсы
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ - Образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru
- Образовательно-справочный портал по экономике
http://www.economicus.ru - Министерство торговли и промышленности РФ
http://minpromtorg.gov.ru - Министерство экономического развития РФ
http://economy.gov.ru/minec/main - Торгово-промышленная палата РФ http://tpprf.ru/ru/
- Банк России https://www.cbr.ru
- Сайт журнала «Вопросы экономики» http://www.vopreco.ru
- Газета «Коммерсант» https://www.kommersant.ru
- Журнал «Эксперт» http://expert.ru
- Информационное аналитическое агентство http://www.rbc.ru
- Центр экономических и финансовых исследований и разработок
http://www.cefir.ru - Обзорная информация по мировой экономике http://www.ereport.ru
- Агентство консультаций http://www.akdi.ru
- МФ РФ статистика http://www.eeg.ru
2.СТУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№ п/п | Наименование темы | Вид занятий | Содержание занятия | Кол-во ак.часов | |
Генерация бизнес-идеи | тренинг | О роли предпринимательской деятельности для развития экономики Санкт-Петербурга, о существующих мерах поддержки малого и среднего предпринимательства; Что такое бизнес-идея? Правила выбора идеи для бизнеса. Источники идей для бизнеса. Источники возникновения бизнес-идей. Типичные ошибки при поиске бизнес-идей. Критерии отбора бизнес-идеи. Подходы к оценке бизнес-идеи. SWOT-анализ бизнес-идеи. | 4 | ||
Эффективная коммуникация | тренинг | Навыки и умения эффективной коммуникации Виды коммуникаций. Достоинства и недостатки каждой коммуникации. Выбор оптимальной в заданных условиях | 2 | ||
Эффективный мозговой штурм | тренинг | Навыки и умения быстрого принятия решений, работы в команде. Деловая игра с использованием инструмента менеджмента «Диаграмма Ишикавы» | 2 | ||
Эффективный бизнес-процесс | тренинг | Формирование общих представлений о бизнес-процессах Виды бизнес-процессов. Добавочная ценность. Создание добавочной ценности в современных конкурентных условиях. Производственные потери. Виды производственных потерь. Производство продукции и оказание услуг – что сложнее в управлении? Складские запасы – необходимость или пережиток неэффективного менеджмента? Излишняя обработка – больше, чем заказывал клиент. Перепроизводство – слишком много, слишком рано. Движение людей, не создающее ценности. Muda, Mura, Muri. | 14 | ||
Выбор стратегии | практика | Стратегическое моделирование. Деловая игра «Строители пирамид» | 4 | ||
Деятельность успешного предприятия. | практика | Деловая игра «Идеальный бизнес» | 4 | ||
Роль банков в экономике | лекция | Роль банков на финансовом рынке, в экономике. Процентная ставка рефинансирования. Основные виды банковских услуг. Крупнейшие банки России. Структура банковского кредитования по отраслям экономики. Современные тенденции развития банковского сектора. | 2 | ||
Инвестирование в ценные бумаги | практика | Рынок ценных бумаг. Оценка доходности инвестиций в акции, облигации. Чтение котировок акций. | 4 | ||
Сравнительный анализ предложений на рынке ипотечного кредитования | практика | Условия предоставления ипотечного кредита. Сравнительный анализ предложений ипотеки на основе данных ипотечных компаний из открытых источников. | 4 | ||
Современные финансовые технологии | лекция | Базовые понятия финансовых технологий. Основные направления развития финансовых технологий. ФинТех в России и в мире. | 2 | ||
Планирование личных финансов | практика | Понятие личных финансов, доходов, расходов, инвестиций, кредитования. Способы планирования бюджета на личное потребление. Контроль доходов и расходов. Деловая игра | 4 | ||
«Зеленая» экономика: курс на устойчивое развитие | лекция | Основные понятия «зеленой» экономики. Концепция устойчивого развития. Задачи и приоритеты развития «зеленой» экономики. Мировой опыт и российская практика. | 2 | ||
Питч-сессия | практика | Обучающиеся разрабатывают идею проекта в области «зеленой» экономики. Оценивают примерные затраты на его реализацию, ожидаемый эффект (экономический, социальный, экологический). Результаты представляют в форме презентации. Преподаватель и обучающиеся голосуют за понравившийся им проект. | 4 | ||
Инновации, которые изменили жизнь | лекция | Понятие инновации, ее отличительных свойств. Технологические уклады и обусловившие их инновации. Примеры инноваций в современном мире и их влияние на жизнь общества, приведенные как преподавателем, так и обучающимися. | 2 | ||
Форсайт-сессия «Инновационные технологии будущего» | практика | Создание «карты будущего» – карты технологических инноваций, которая включает описание ключевых трендов, технологий, появление и распространение которых в будущем окажет значительное воздействие на социально-экономическое развитие России, связанных с этим событий, законодательных мер. | 2 | ||
Цифровая экономика Российской Федерации | лекция | Цифровые технологии, их роль в экономике. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Основные индикаторы развития цифровой экономики. | 2 | ||
Анализ безубыточности деятельности | практика | Постоянные и переменные издержки организации. Безубыточный объем продаж. Запас финансовой прочности. | 2 | ||
Построение карты рисков | практика | Понятие риска, оценки его уровня. Карта рисков: содержание, методика построения. | 2 | ||
Оценка темпов экономического роста | практика | Понятие экономического роста на макро-, микро-уровне. Роль экономического роста в обеспечении развития страны. Показатели экономического роста страны, предприятия. Международные сравнения. | 2 | ||
Как реализовать экспортный потенциал России? | круглый стол | Национальный проект «Международная кооперация и экспорт». «Точки роста» российской экономики, обладающие высоким экспортным потенциалом. Основные показатели внешнеэкономической деятельности и способы их расчета. Обсуждение предложенных обучающимися мероприятий по увеличению степени реализации экспортного потенциала Российской Федерации в современной мировой экономике. | 2 |
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- основы экономики, организации труда и организации производства
- основы планирования и организации процесса внедрения результатов научных исследований и разработок в производство
- основы управления предприятиям
- основы предпринимательской деятельности.
Уметь:
- ставить и решать задачи организационно-экономического управления и организации производства в условиях малого инновационного предприятия
- осуществлять руководство процессом научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок
- владеть навыками оценки экономической эффективности и инвестиционного потенциала научных и технологических разработок
- навыками разработки управленческих решений при организации производства, внедрении и продвижении на рынке инновационных продуктов
- навыками бизнес-планирования
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений об экономике как части общечеловеческой культуры, о значимости этой науки в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Личностные результаты освоения учебной дисциплины отражают осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем, а также сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; составлять более простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
- Доводить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при наличии соответствующих аргументов.
- Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с партнерами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станут умения:
- приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли
- выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
- различать свободное и экономическое благо;
- характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
- выявлять факторы производства;
- различать типы экономических систем.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | |
По плану | По факту | ||
1 | Введение | 1 | |
2 | Генерация бизнес-идеи | 4 | |
3 | Эффективная коммуникация | 2 | |
4 | Эффективный мозговой штурм | 2 | |
5 | Эффективный бизнес-процесс | 14 | |
6 | Выбор стратегии | 4 | |
7 | Деятельность успешного предприятия | 4 | |
8 | Роль банков в экономике | 2 | |
9 | Инвестирование в ценные бумаги | 4 | |
10 | Сравнительный анализ предложений на рынке ипотечного кредитования | 4 | |
11 | Современные финансовые технологии | 2 | |
12 | Планирование личных финансов | 4 | |
13 | «Зеленая» экономика: курс на устойчивое развитие. | 2 | |
14 | Питч-сессия | 4 | |
15 | Инновации, которые изменили жизнь | 2 | |
16 | Форсайт-сессия «Инновационные технологии будущего» | 2 | |
17 | Цифровая экономика Российской Федерации | 2 | |
18 | Анализ безубыточности деятельности | 2 | |
19 | Построение карты рисков | 2 | |
20 | Оценка темпов экономического роста | 2 | |
21 | Как реализовать экспортный потенциал России? | 2 | |
22 | Заключительное занятие | 1 | |
Итого: | 68 |
5.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...
Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умницы»,4 класс
Система Занкова...