Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики
рабочая программа на тему

Авдеева Елена

Рабочая программа разработана для специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА  МОСКВЫ    

  «КОЛЛЕДЖ  ПОЛИЦИИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины Основы экономики

код, специальность 031001 Правоохранительная деятельность

Москва

2015

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией дисциплин профессиональных модулей специальности «Право и организация социального обеспечения»

           наименование комиссии

                     

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения

код, наименование специальности

Протокол №________

от «____»__________20____г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________/Авдеева Е.А./

           подпись                           Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе

_____________/Л.Г.Журавлева/

Подпись                                 Ф.И.О.

Составитель (автор):  Авдеева Е.А., преподаватель первой  категории КБПОУ Колледж полиции      Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

Рецензент:________________________________________________________

                                          Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  031001  Правоохранительная деятельность, входящей в укрупненную группу специальностей 030000 – «Гуманитарные науки».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ 07) и реализует следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3.  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска,  и нести за них ответственность.

ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 7. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

ОК 13.  Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать:
  • общие положения экономических теорий;
  • механизм рыночного ценообразования;
  • экономические основы деятельности фирмы;
  • проблемы экономического роста;
  • структуру экономики страны;
  • основы денежно-кредитной и налоговой системы страны;
  • основы правового регулирования экономической деятельности;
  • микро- и макроэкономические проблемы российской экономики;

  • уметь:
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях;
  • использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности.

1.4. Использование вариативной части ОПОП:

Дополнительные знания и умения

Наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в программу

ОК 01, ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 10, ОК 13

ОГСЭ 07. Учебная дисциплина «Основы экономики»

48

На основании учебного плана по подготовке специальности 031001 Правоохранительная деятельность

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося    48   часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   32   часа;

самостоятельной работы обучающегося     16      часов.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

8

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

составление конспекта

написание эссе

подготовка сообщений, презентаций,

ответы на вопросы

составление таблиц, схем

16

2

2

6

2

4

Итоговая аттестация в форме                                        контрольной  работы


2.2. Тематический план и содержание  учебной дисциплины:  Основы экономики

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

   Раздел: I

Роль экономики в жизни общества

14

Тема 1.1.

Назначение экономики

Содержание учебного материала

4

Понятие экономики как хозяйственной деятельности человека. Назначение экономики и ее главная проблема. Наука экономика.

Взаимосвязь потребностей и производства. Потребности общества,  понятие и виды благ. Факторы производства и производственные возможности. Эффективность  производства, производительность труда

Стадии развития производства: доиндустиральная, индустриальная и постиндустриальная. Структура современного производства. Роль услуг в современной экономике.

2

Практические занятия

2

1

«Построение графика  производственных возможностей»

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся :по выбору

Написание эссе: «Связь семьи с экономикой»

Подготовка сообщений по истории экономической теории

2

Тема 1.2.

Экономические отношения в обществе

Содержание учебного материала

4

2

Понятие собственности. Экономические отношения собственности. Субъекты и объекты собственности. Право собственности.  Типы собственности: частная, общая долевая и общая совместная собственность.

Изменение отношений собственности при капитализме и в России. Реформы собственности:  цели, этапы  и результаты приватизации.

Кооперация и разделение труда. Натуральное и товарное производство. Экономическая система. Сравнительный анализ традиционный, рыночной, командно-административной и смешанной экономической системы  

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка рефератов: Криминальная экономика

2

Раздел  II

Основы микроэкономики

18

Тема 2.1.

Рыночное хозяйство

Содержание учебного материала

2

   2

Понятие и признаки рыночного хозяйства, система рынков, рыночная инфраструктура. Спрос, закон спроса, эластичность спроса. Предложение, закон предложения, эластичность предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Механизм рыночного ценообразования. Деньги и их экономическая роль. Виды  и функции денег.

Практические занятия

2

2

Построение графиков спроса и предложения

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Составление конспекта по учебнику : Экономическая роль  денег

2

Тема 2.2.

Конкуренция и монополия

Содержание учебного материала

Понятие конкуренции. Виды конкурентной борьбы. Правила конкурентного поведения. Значение конкуренции в экономике. Понятие монополия.  Виды монополий: естественная, легальная, искусственная, абсолютная монополия и монопсония.  Методы монопольной борьбы. Государственное антимонопольное регулирование. Сочетание конкуренции и монополии. Особенности олигополии и монополистической конкуренции.

4

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка сообщений: Антимонопольное регулирование

2

Тема 2.3.

Экономические основы бизнеса

Содержание учебного материала

2

Понятие предпринимательства. Функции предпринимателя. Виды     предпринимательской деятельности. Принципы коммерческого расчета.

2

Основной и оборотный капитал фирмы. Издержки предприятия, основные виды издержек, факторы, снижающие издержки предприятия. Прибыль предпринимателя. Факторные доходы: заработная плата,  прибыль, процент, рента.

Практические занятия

2

3

Расчет экономических показателей деятельности предприятия

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Работа с учебником: составление таблицы «Основные и оборотные средства»

2

Раздел  III

Основы макроэкономики

16

Тема 3.1.

Национальная экономика

Содержание учебного материала

2

1

Понятие макроэкономики, территориальная и отраслевая структура экономики страны. Национальное богатство, его состав. Основные макроэкономические показатели  экономики страны: ВНП, ВВП, ЧНП, НД, их взаимосвязь. Экономическая политика страны, ее цели. Угрозы экономической безопасности страны. Социальная политика государства и регулирование доходов населения.

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка сообщений: Современное состояние  экономики РФ

2

Тема 3.2.

Экономический рост и неустойчивость развития экономики

Содержание учебного материала

3

Понятие и необходимость экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Цикличность экономического развития. Кризисы в экономике,  их виды, функции и значение. Понятие  безработицы. Виды безработицы: структурная, фрикционная и циклическая.

Определение последствий безработицы и ее влияния на экономику страны. Неустойчивость денежного обращения. Понятие, виды и причины инфляции. Способы борьбы с инфляцией.

2

Практические занятия

2

4

Решение вариантных задач и упражнений

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Составление таблицы: Последствия безработицы

2

Тема 3.3.

Финансовая и денежно-кредитная системы страны

Содержание учебного материала

4

Финансовая система страны. Понятие и виды финансов. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Способы сокращения дефицита бюджета. Банковская система страны. Центральный банк РФ, коммерческие и специализированные банки. Регулирования денежной массы в обращении. Налоговая система страны. Уровни взимания налогов, виды налогов, налоговые ставки и налоговые органы. Понимание социально-экономической роли налогов. Формирование налоговой культуры

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Ответы на контрольные вопросы по теме

2

Всего

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методический комплекс по дисциплине.

Технические средства обучения:

 - компьютер;

-  интерактивная доска;

- мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Борисов Е.Ф. Основы экономики – учебник для СПО. М.: Дрофа, 2011

2. Слагода В.Г. Экономика. М.: Форум, 2014.

Дополнительные источники:

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум; задачи, тесты, ситуации. М.: Высшая школа, 2008
  2. Коробов В.О. Антимонопольное законодательство; экономика и применение. – Й.-Ола, 2007.
  3. Любимов Л.Л., Липсиц Л.В. Основы экономики. М.: Просвещение, 2006 г.
  4. Океанова З.К. Основы экономической теории. М.:  Форум-ИНФРА-М, 2009                  
  5. Рябчиков А.К. Азбука экономики: учебное пособие, - М., 2007.
  6. Человек и его дело. Основы рыночной экономики. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  7. Экономика: учебник для юристов (под ред. Валового Д.В.). М.: Щит-М, 2002.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.gramotey.com/?open_file=1269016468 –  Борисов Е. Ф.  Электронный учебник  по Основам экономики
  2. http://www.bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/index.htm   Е.Г. Ефимова, Экономика для юристов, электронный учебник
  3. http://www.knacits.ru/Metod_komplex/main/5_Kovaleva_UP_Ekonomika.htm   Учебное пособие по основам экономики
  4. http://www.economy.gov.ru/minec/main - сайт Министерства экономического развития РФ


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • знать:
  • общие положения экономических теорий;
  • механизм рыночного ценообразования;
  • экономические основы деятельности фирмы;
  • проблемы экономического роста;
  • структуру экономики страны;
  • основы денежно-кредитной и налоговой системы страны;
  • основы правового регулирования экономической деятельности;
  • микро- и макроэкономические проблемы российской экономики;

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3.  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска,  и нести за них ответственность.

ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

Тестирование;

Оценка выполнения практических заданий;

Оценка и анализ высказываний

обучающихся при индивидуальном и

групповом опросе в устной форме;

Оценка содержания реферативных

сообщений.

  • уметь:
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности.

ОК 7. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

ОК 13.  Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

Экспертное наблюдение за действиями обучающихся;

Оценка выполнения практических работ;

Анализ высказываний, аргументов

обучающихся при проведении

дискуссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы экономики"

Данная программа разработана на основании рекомендаций ФИРО...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики

По профессии начального профессионального образования Сварщик (электросварочные и газосварочные работы...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы экономики" специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистов средн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...