РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро
рабочая программа

Олеся Александровна Беликова

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом министра образования и науки Российской Федерации № 645 от 02 августа 2013 г.

 

 

Организация-разработчик:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский электротехнический колледж»

 

Разработчик:

Беликова Олеся Александровна,

преподаватель экономических дисциплин

первой квалификационной категории

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОТИП

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ  

«НОВОСИБИРСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБПОУ НСО

«НЭТК»

______________ Л.Ю. Тупович

                «____» ______________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

на основе Федерального государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования

по профессии

08.01.18  Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

2018

          Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом министра образования и науки Российской Федерации № 645 от 02 августа 2013 г.

Организация-разработчик:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский электротехнический колледж»

Разработчик:

Беликова Олеся Александровна,

преподаватель экономических дисциплин

первой квалификационной категории

Рекомендована предметно-цикловой комиссией профессионально-технического цикла  государственного профессионального  бюджетного  образовательного учреждения Новосибирской области  «Новосибирский электротехнический колледж»

Протокол  № ______ от «____»____________201__ г.

Председатель ПЦК                                                             А. В. Боровков

                                        


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по  укрупненной  группе  специальностей  08.00.00  Техника и технологии строительства по профессии 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по профессии Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

          учебная дисциплина «Основы экономики» является общепрофессиональной дисциплиной, относится к общепрофессиональному циклу и входит в обязательную часть учебных циклов ППКРС.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения  дисциплины: 

          В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

знать:

  • основы экономики;
  • подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом;
  • денежно-кредитную и налоговую политику;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • формы оплаты труда в современных условиях.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  81 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  54  часа;

самостоятельной работы обучающегося 27 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     практические занятия

27

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

  1. Подготовка рефератов
  2. Подготовка  презентаций

Промежуточная  аттестация –  зачет

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

10

Тема 1. 1.

Формирование и характеристика отрасли и предприятия.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

5

6

Отрасль в системе национальной экономики.

Типы производственной структуры.

Производственный и технологический процесс: понятие, содержание, структура. (ПЗ)

Производственный цикл, его структура. (ПЗ)

Длительность производственного цикла и пути его сокращения. (ПЗ)

Формы организации промышленного производства. (ПЗ)

3

Практические занятия

1.Определение длительности производственного цикла.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Примерная тематика рефератов, кроссвордов и опорных конспектов:

«Характеристика комплексов отраслей хозяйства России».

«Характеристика отрасли промышленности».

«Методы организации производства».

«Производственный процесс и принципы его организации».

«Производственная структура предприятия».

«Производственный цикл и его структура».

«Формы организации промышленного производства».

  • Ответы на вопросы для самоконтроля по разделу 1.
  • Выполнение индивидуального проектного задания по разделу 1.

Примерная тематика индивидуального проектного задания:

Разработать презентацию в электронном виде по типам производственной структуры.

Разработать презентацию в электронном виде по формам организации промышленного производства.

4

Раздел 2. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА.

71

Тема 2.1.

Предприятие в условиях рыночной экономики.

Содержание учебного материала

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Создание предприятий.

 Причины прекращения деятельности предприятий.

Юридические лица. (ПЗ)

Организационно-правовые формы предприятий. (ПЗ)

Хозяйственные товарищества.  (ПЗ)

Хозяйственные общества.  (ПЗ)

Кооперативы. (ПЗ)

Государственные и муниципальные предприятия. (ПЗ)

Некоммерческие организации. (ПЗ)

Классификация и структура предприятий. (ПЗ)

Функции деятельности предприятий.

Понятие, цели, задачи бизнес- плана.

3

Практические занятия

1. Составление схемы организационной структуры предприятия.

8

Самостоятельная работа обучающихся

     1. Примерная тематика рефератов:

«Классификация предприятий (объединений)».

«Управление и структура предприятий».

«Пути адаптации предприятий к условиям рыночной экономики».

«Среда функционирования предприятия -  внешняя и внутренняя».

«Виды и формы предпринимательской деятельности».

«Малое предпринимательство и значение его развития».

«Некоммерческие организации».

«Общество с ограниченной ответственностью».

«Акционерные общества закрытого типа».

«Акционерные общества открытого типа».

  • Ответы на вопросы для самоконтроля по теме 2.1
  • Выполнение индивидуального проектного задания по теме 2.1:

Примерная тематика индивидуального проектного задания:

Разработать презентацию в электронном виде по предпринимательской деятельности.

Разработать презентацию в электронном виде по некоммерческим организациям.

Разработать презентацию в электронном виде по государственным и муниципальным предприятиям.

Разработать презентацию в электронном виде по хозяйственным товариществам.

Разработать презентацию в электронном виде по хозяйственным обществам.

5

Тема 2.2.

Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение.

Содержание учебного материала

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Понятие, виды фондов предприятия.

Структура фондов.  (ПЗ)

Показатели использования основных фондов. (ПЗ)

Показатели использования оборотных фондов. (ПЗ)

Внутрипроизводственная логистика.

Состав, структура трудовых ресурсов.  

Среднесписочная численность персонала.   (ПЗ)

Нормирование труда. (ПЗ)

Производительность труда. (ПЗ)

Системы повременной оплаты труда. (ПЗ)

Системы сдельной оплаты труда. (ПЗ)

Понятие, виды социального обеспечения трудящихся.

3

Практические занятия:

1.Осуществление анализа данных о структуре фондов предприятия.

2.Осуществление анализа данных о структуре трудовых ресурсов предприятия.

8

Самостоятельная работа обучающихся

     1. Поиск вакансий рабочих мест по специальности через объявления в газетах, интернете и  других источниках.

     2. Примерная тематика рефератов и опорных конспектов:

«Экономическая сущность и значение основных производственных фондов».

«Улучшение использования основных производственных фондов».

«Оборотные фонды и оборотные средства: состав и структура».

«Рациональное использование оборотных фондов».

«Понятия «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал».

« Основные характеристики персонала предприятия».

«Распределение трудовых ресурсов на предприятии».

«Нормирование и оплата труда».

«Заработная плата в современных условиях».

  1. Ответы на вопросы для самоконтроля.
  2. Выполнение индивидуального проектного задания по теме 2.2:

Примерная тематика индивидуального проектного задания:

Разработать презентацию в электронном виде по основным фондам предприятия.

Разработать презентацию в электронном виде по оборотным фондам предприятия.

Разработать презентацию в электронном виде по трудовым ресурсам предприятия.

5

Тема 2.3.

Издержки производства и реализации продукции.

Содержание учебного материала

5

1

2

3

4

5

Понятие и состав издержек производства.  

Классификация затрат по признакам. (ПЗ)

Постоянные, переменные затраты производства.   (ПЗ)

Понятие, виды коммерческих расходов.

Резервы снижения себестоимости. (ПЗ)

3

Практические занятия

1. Осуществление анализа структуры затрат предприятия.

2. Вычисление суммы переменных затрат предприятия.

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Примерная тематика рефератов, презентаций, кроссвордов и опорных конспектов:

«Значение формирования себестоимости продукции на современном этапе».

«Особенности учета затрат и формирования себестоимости в некоммерческих организациях».

«Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции».

«Издержки производства и пути их снижения».

3

Тема 2.4.

Ценообразование.

Содержание учебного материала

4

1

2

3

4

Понятие, виды цен.

Функции цен.

Факторы воздействия на цену.

Виды, модели ценообразования.

3

Самостоятельная работа обучающихся

  Примерная тематика рефератов, презентаций и кроссвордов:

«Понятия, сущность и функции цены в рыночной экономике».

«Виды цен и их классификация».

«Формирование цен на макроуровне рыночной экономики».

«Ценовая и неценовая конкуренция».

3

Тема 2.5.

Денежно- кредитная и налоговая политика.

Содержание учебного материала

5

1

2

3

4

5

Содержание и элементы кредитной системы и денежно-кредитной политики.

Банковская система России и ее особенности.

Основы налогообложения.

Виды налогов РФ.

Основные направления активизации кредитно-денежной политики.

2

Самостоятельная работа обучающихся

     1. Примерная тематика рефератов:

«Цели и принципы денежно- кредитной политики».

«Особенности развития денежно- кредитной сферы в России».

«Инфляция».

«Инструменты денежно- кредитной политики и их использование».

«Денежно- кредитная политика и ее основные концепции».

«Налоговая политика России на современном этапе».

«Современные принципы налогообложения».

«Понятие, сущность и основные виды налоговой политики».

«Механизм функционирования налоговой политики».

«Федеральные налоги».

3

Тема 2.6.

Формирование финансовых результатов предприятия.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Понятие, виды прибыли.

Порядок формирования и распределения прибыли. (ПЗ)

Понятие, виды рентабельности.

Расчет показателей рентабельности.  (ПЗ)

Анализ финансовых результатов.  (ПЗ)

Сущность, значение и задачи учета и отчетности.

Виды отчетности. (ПЗ)

Выручка организации.

2

Практические занятия

1.Составление схемы формирования и распределения прибыли.

2.Вычисление показателей прибыли и показателей рентабельности.

4

Самостоятельная работа обучающихся

      1. Рефераты на темы:

«Экономическая сущность прибыли».

«Понятие налогов и основные виды налогов».

«Распределение чистой прибыли».

«Понятие и экономический смысл рентабельности».

«Цена продукции и её влияние на формирование финансового результата предприятия».

«Факторы, влияющие на формирование финансового результата».

«Доходы и расходы организации».

«Выручка от реализации».

      2. Оценка и анализ финансового состояния предприятия.

  1. Выполнение индивидуального проектного задания по теме 2.1:

Примерная тематика индивидуального проектного задания:

Разработать презентацию в электронном виде по порядку формирования и распределения прибыли.

Разработать презентацию в электронном виде по прибыли предприятия и ее видам.

Разработать презентацию в электронном виде по рентабельности производства и ее видам.

Разработать презентацию в электронном виде по анализу финансовых результатов деятельности предприятия.

4

Зачёт по курсу

2

Всего

81

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

          Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-учебные стенды по темам курса;

- комплект учебно-методической документации Основы экономики;

- комплект учебно-наглядных пособий Основы экономики;

- раздаточный материал для выполнения практических работ.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-мультимедиа проектор;

- интерактивная доска.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

        1. Гомола А. И., Кирилов В. Е., Жанин П. А. Экономика. – М.: Издательский центр «Академия», 2011

         2. Грибов В. Д., Грузинов В. П., Кузьменко В. А.  Экономика организации. – М.: КНОУС 2011

        3. Котерова Н. П. Экономика организации: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

        4. Котерова Н. П. Микроэкономика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

        Кибанов А. Я. Управление персоналом – М.: КНОРУС, 2010

        5. Морошкин В. А. Бизнес-планирование. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2009.

Дополнительные источники:

        1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие + практикум, М. 2012        

        2. Скляренко  В.К.,  Прудников  В.М.  Экономика  предприятия  (в  схемах, таблицах, расчетах.). М.: Инфра – М, 2010

        3. Справочник директора предприятия./ Под ред. Лапусты М.Г. – М.: ИНФРА – М, 2011.

Нормативный материал:

Конституция РФ

Гражданский кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданско-процессуальный кодекс РФ

Арбитражно-процессуальный кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Отечественные журналы:

1. «АПК: экономика, управление», Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Гл. редактор И. Г. Ушачев

2.  «Экономика и управление». Российский научный журнал. Гл. редактор В. А. Гневко

3. «Вопросы экономики». Всероссийское экономическое издание. Ред. коллегия: О. И. Ананьев и др.

Интернет – ресурсы:

Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru

Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru

Консультант плюс, Гарант

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

          Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

находить использовать необходимую экономическую информацию

наблюдение, практические занятия и самостоятельная работа по поиску и использованию необходимой экономической информации

оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев

оценка результатов практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации)

оценка результатов практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы

разрабатывать бизнес-план

оценка результатов практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы

анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с экономической  точки зрения

оценка результатов практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы

Знания:

действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность

устный опрос, тестирование, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования

устный опрос, тестирование, оценка результатов  внеаудиторной  и аудиторной самостоятельной работы

методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации

устный опрос, тестирование, оценка результатов внеаудиторной  самостоятельной работы

методику разработки бизнес-плана

устный опрос, тестирование, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях

устный опрос, тестирование, оценка результатов внеаудиторной  самостоятельной работы

формы оплаты труда в современных условиях

устный опрос, тестирование, оценка результатов внеаудиторной  самостоятельной работы

основы планирования, финансирования и кредитования организации

устный опрос, тестирование, оценка результатов внеаудиторной  самостоятельной работы

производственную и организационную структуру организации

устный опрос, тестирование, оценка результатов внеаудиторной  самостоятельной работы

подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом

наблюдение, практические занятия и самостоятельная работа в форме написания реферата по анализу экономической ситуации в стране и за рубежом

Приложение

Лист изменений в рабочей программе

Дата

Основание для внесения изменений

№ листа

Содержание

Протокол ПЦК, №, дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 54.01.20 ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу  к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...

Рабочая программа педагогов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа 5-6 лет).

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционной – развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую и умеренную умствен...