Исследовательская работа была представлена на областную конференцию "Диалог" (Кемерово, 2013 г.), где ей было присуждено 1 место на секции "Лингвистика"
Вложение | Размер |
---|---|
tema_rodiny_v_tvorchestve_fedorova.doc | 111.5 КБ |
Городское управление образования г. Полысаево
Информационно-методический центр
Научно-исследовательская конференция обучающихся общеобразовательных
учреждений города «Шаг в будущее»
Лексическое воплощение концепта «родина»
в творчестве Василия Фёдорова
Исследовательская работа
Выполнила:
Ивонина Дарья,
ученица 7 класса
МБОУ «Школа № 14»
Руководитель:
Фомина Т.Н.,
учитель русского языка
и литературы
Полысаево 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….3
Концепт и пути его изучения в современной филологии..……..………......5
Лексическое воплощение концепта «родина» в произведениях
В.Фёдорова…….……………………………………………………………….9
Заключение…….……………………………………………………………...17
Список литературы…….……………………………………………….….…18
Введение
Актуальность данного исследования определяется следующими факторами:
пристальным вниманием современной гуманитарной науки к проблемам менталитета и национального характера;
активным развитием концептуального анализа текста как одного из плодотворных направлений функциональной лингвистики, направленного на выявление специфики идиостилей отдельных писателей;
незначительным вниманием к наследию кузбасского поэта В. Фёдорова и неизученностью данной темы в творчестве В.Фёдорова.
Цель исследования – изучение и описание особенностей словесно-художественного воплощения концепта «родина» в творчестве В.Фёдорова.
Предмет исследования – лексическое воплощение концепта «родина» в художественных текстах В. Фёдорова.
Объект исследования – произведения В. Фёдорова разных периодов.
Задачи исследования:
Источник исследования: стихотворения и поэмы В.Фёдорова.
Материал для исследования: стихи и поэмы Фёдорова разных периодов творчества. В результате сплошной выборки было зафиксировано 71 стихотворение и 11 поэм и определен материал исследования – 113 фрагментов текста, объективирующих исследуемый концепт.
Кроме того, для раскрытия и уточнения лексического содержания концепта «родина» в системе русского языка нами использовался лексикографический материал: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля; «Словарь русского языка» С.И. Ожегова; «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера и «Большой энциклопедический словарь».
Методы исследования: в качестве основного используется специальный лингвистический метод – метод концептуального анализа, включающий в себя следующие приемы: 1) словарный анализ лексической парадигмы слова «родина», 2) сплошную выборку из текстов лексических единиц, апеллирующих к концепту «родина», 3) контекстуальный анализ для выявления содержания концепта «родина». Также использовались методы теоретического исследования: анализ, синтез и дедуктивный метод (переход от общих представлений о концепте «родина» к частным выводам), сравнение.
Научная новизна исследования заключается в том, что тема родины в творчестве Василия Федорова впервые становится предметом целостного изучения. Статьи о творчестве поэта носят преимущественно обзорный характер. Также в данной работе сделана попытка рассмотрения художественного концепта «родина» в произведениях В. Фёдорова.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и полученных результатов в изучении регионального компонента на уроках литературы в основной и старшей школе, при обучении лингвистическому анализу поэтического текста.
Концепт и пути его изучения в современной филологии
История языка неотделима от истории народа, носителя языка. Язык в своем развитии тесно связан с развитием устного народного творчества, литературой. У каждого народа имеются свои представления о мире, явлениях, происходящих в мире, своё понимание определенных понятий, слов, ассоциаций, связанных с этим предметом или явлением. Языковые представления формируются у человека в течение всей его жизни. Так возникает языковая картина мира человека, народа и общества в целом.
Языковая картина мира отражается в ключевых словах – концептах.
В лингвистических работах слово «концепт» толковалось как синоним «понятия»: такое представление отражено, например, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» под редакцией В.Н. Ярцевой [7].
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение концепта: «Концепт (от лат. conceptus – мысль, понятие) – смысловое значение имени (знака), т.е. содержание понятия, объект которого есть предмет имени (например, смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли)» [2].
Однако многими учеными осознаются семантические различия данных слов. Понятие, по мнению занимающихся философией языка, отражает лишь наиболее общие, существенные, логически конструируемые признаки предметов и явлений; концепт же фиксирует любые, необязательно существенные признаки объекта.
В современной лингвистической науке можно выделить три основных подхода к пониманию сущности концепта: собственно лингвистический, когнитивный и культурологический.
Лингвистический подход представлен в работах С.А. Аскольдова [1], Д.С. Лихачева [8], В.В. Колесова [5], предложивших научной общественности собственные взгляды на природу концепта.
Д.С. Лихачев считал, что концепт существует для каждого словарного значения, и предлагал рассматривать концепт как алгебраическое выражение значения. По мнению Д.С. Лихачева, концепт возникает как «отклик на предшествующий языковой опыт человека». Особое внимание ученый уделяет соотношению данного феномена со значением слова. «Концепт не только подменяет собой значение слова и тем самым снимает разногласия в понимании значения слова, он в известной мере и расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, для эмоциональной ауры слова» [8, С.4]. Таким образом, представители лингвистического направления понимают концепт как потенциал значения слова вместе с его коннотативными элементами.
Сторонники когнитивного подхода в понимании сущности концепта ориентируются на явления ментального характера.
Так, З.Д. Попова, И.А. Стернин [10], и другие представители воронежской научной школы относят концепт к мыслительным явлениям, определяя его как глобальную мыслительную единицу. В частности, «Краткий словарь когнитивных терминов» под редакцией Е.С. Кубряковой трактует концепт как единицу «ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [6].
Представители третьего из вышеназванных подходов (Ю.С. Степанов, С.Г. Воркачёв, Н.Ф. Алефиренко, В.И. Карасик) при рассмотрении концепта уделяют основное внимание культурологическому аспекту, представляя поле культуры совокупностью концептов и отношений между ними. Концепт в их трактовке предстает основной ячейкой культуры в ментальном мире человека. Концепт признается Ю.С. Степановым и его сторонниками, с одной стороны, базовой единицей культуры, с другой – её когнитивным центром. В книге «Константы. Словарь русской культуры» дано следующее определение: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру» [11, С.43]. Именно на это определение концепта мы и будем опираться в данной работе.
По словам Ю.С. Степанова, «концепт – это основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [11, С.43].
Анализ исследовательской литературы позволяет говорить о своеобразной взаимосвязи концепта и художественного произведения.
В художественном тексте, являющемся результатом речемыслительной деятельности, автор вербализует свою концептуальную картину мира. Исходя из этого, на основе когнитивного анализа художественного текста возможна реконструкция модели концептуальной картины мира автора или выявление фрагментов её содержания – концептов [14, С. 237-239].
Современная наука при исследовании художественного текста, языка отдельного автора всё чаще рассматривает концепт в рамках идиостиля.
Добавим, что изучение художественного (авторского) концепта являет собой частичное переосмысление или варьирование общекультурного концепта. Авторский мир отличается от мира объективного (коллективного). В свою очередь авторский концепт отличается от общеязыкового. Именно поэтому мы считаем, что наиболее полное изучение художественных авторских концептов представляется через художественный текст и через его интерпретацию, которая позволяет постичь смыслы, составляющие структуру художественного концепта.
Художественный концепт по своей природе представляет собой совокупность индивидуально-авторского и общекультурного содержательных компонентов, поэтому он является важным элементом ментальной основы идиостиля.
Для анализа художественного концепта «родина» в нашей работе мы также придерживались теоретических положений одного из путей концептуального анализа. Это «оттекстовый» путь анализа, который специально применяется для исследования концептов, реализованных в того или иного рода текстах (З.Д. Попова, И.А. Стернин).
Для анализа концепта использовалась одна из схем, предложенная В. Зусманом [4]. Первым шагом в анализе концепта является в данном случае выявление значения слова по данным толковых и этимологических словарей. В случае антиномии находится пересечение в значении и устанавливается связь выбранных концептов. Затем проводится последовательный анализ концепта в контексте определённого художественного произведения, где выявляются текстовые связи с другими концептами, создающими комплексный поток ассоциаций и дополняющими картину анализируемого концепта.
Большое значение для формирования концептов имеют повторяющиеся в тексте слова, называемые по-разному: слова-лейтмотивы, лексические доминанты, но чаще – ключевые слова.
Как видим, концептуальный анализ художественного текста предполагает, во-первых, выявление набора ключевых слов текста; во-вторых, определение базового концепта этого пространства; в-третьих, описание обозначаемого ими [ключевыми словами] концептуального пространства.
Ориентируясь на «полевое» структурирование концепта, мы терминологически не выделяли в его структуре ядро и периферию, хотя и исследовали словарные значения и наиболее частотные выражения со словом-репрезентантом концепта. Затем данные лексикографического анализа интерпретировались и сопоставлялись с индивидуально-авторским воплощением концепта в произведениях В.Фёдорова.
Лексическое воплощение концепта «родина» в произведениях
В. Фёдорова
«Я люблю мою Россию. Люблю не только за воспоминания детства с речкой в золотых песках, с озером в кувшинках, с лугами в травах и цветах. Люблю не только за память юности с первым свиданием и первым поцелуем, но и за то, что она, добрая и требовательная, научила меня труду: научила пахать, ковать железо, управлять самолетом. Она учит меня быть ее поэтом». [13, Т.3, С.8]
Тема родины занимает значительное место в творчестве Василия Федорова. По его стихотворениям о родине можно безошибочно определить ценностные ориентиры поэта, его нравственные принципы, понимание смысла человеческой жизни, назначения поэта и поэзии.
Ядро концепта составляют зафиксированные в словарях значения. Слово «родина» толкуется следующим образом:
Родина – 1. Место, страна, где человек родился; где сложился, возник этнос. 2. Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо [2].
Родина – 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения чего-нибудь. Приехать на родину [9].
Родина – родимая земля, место рождения; земля, государство, где родился [3].
Родина – «отечество», тогда как укр. родина – «семья», блр. родзiна – то же, болг. родина – «родина, место рождения», сербохорв. родина – обилие плодов», словен. rodina – то же, чеш., слвц. rodina – «семья», польск. rodzina – то же. Произведено от род [15].
Слово «родина», ее образ – один из повторяющихся когнитивно-культурологических мотивов в поэзии В. Фёдорова [13]. Есть несколько стихотворений, в которых слово «родина» и его производные вынесены в название стихотворений: «На родине моей повыпали снега...», «Роднюсь с красавицей Москвой...», «Над родной стороной...», «Я гляжу на родные места».
В. Фёдоров включает в понятие «родина» прежде всего село Марьевка, его малую родину:
Прощай, село!
Я сын твоих полей.
Мне мил простор твоих зелёных пашен.
В прощальный час торжественно налей
Свой дикий хмель в приподнятую чашу.
…Промчится время – много, много лет,
Посмотрят люди, спросят мимоходом:
– Откуда он? –
И скажут им в ответ:
– Он – марьевский
И поступью и родом [13,Т.1,с.72] . (Здесь и далее цитируется по этому источнику – примеч. автора).
Синонимом слова «село» для поэта становится лексема «деревня».
Для поэта важно ощущение неразрывной связи с крестьянской, деревенской родиной. Отметим, что само слово «деревня» и производное от него «деревенский» обретают в стихах В. Фёдорова обобщенное значение, отраженное, например, в самохарактеристике:
Нет, друзья мои,
Вас я ещё не забыл
И столичную жизнь
Иногда вспоминаю.
Деревенский я весь,
Даже больше, чем был
До того, как увидел трамваи [Т.3, С.61-62].
В стихах В. Фёдорова нередко возникает противопоставление деревенской и городской жизни, выраженное в лексической оппозиции.
Тема малой родины, воспевание ее своеобразной красоты является сквозной в поэзии В. Фёдорова. Неоднократно со словом Марьевка встречается лексема «свет», при этом обращает на себя внимание ассоциативная связь: родная Марьевка – тоска по родимому краю, частичкой света которого всегда ощущал себя поэт.
В поэтическом описании сельской родины важную роль играют образы родной природы: деревья (сосна, дуб, берёза, черемуха, яблоня), трава, цветы и злаки, природные явления, реки, родник.
Среди слов-наименований деревьев чаще всего встречается сосна, её поэт называет «древом жизни». Символично, что в трудные минуты жизни, вспоминая родные места, поэт сравнивает сосну с матерью, используя олицетворение (Стихотворение «Грустно мне бывает и тревожно...»).
С родной Марьевкой связаны лексемы, словосочетания, связанные с понятиями: «трава», «цветы». С понятием родины у Федорова ассоциируется поле, рожь, хлеб:
Любовь и хлеб –
Извечные темы.
Славя хлеб, как любимой имя,
Несу домой, приподняв его,
Как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими [Т.1,С.227].
В. Фёдоров, создавая поэтический образ родины, утверждает мысль о том, что русская земля и природа органически связаны с русским сознанием и русской душой самым глубочайшим образом. Лексемы, связанные с природными явлениями (снег, пурга, метель, дождь), встречаем во многих стихотворениях поэта. Федоровский образ родины рисуется через пространство и движение, ощущается как ветер, как бушующая вольная дикая стихия, в которой совмещаются восторг и отчаяние.
Примечательно, что, живя далеко от заснеженной Марьевки, поэт тоскует по её морозам, ревущему ветру, вихрям.
На родине моей
Повыпали снега,
Бушует ветер в рощах голых.
На родине моей,
Должно, шумит пурга
И печи топятся в притихших сёлах [Т.1,С.89].
Малая родина у В.Фёдорова отождествляется и со звенящим родником, рекой.
Мой родничок,
Конечно, ты не Дон
И Волгу не зовёшь
Себе в подруги,
Но, если б ты журчал
На крымском юге,
Тебя, мой друг,
Одели бы в бетон [Т.3,С.59].
Обращает на себя внимание использование В.Федоровым топонимов: наименований населенных пунктов (Марьевка, Владимирка, Ижморка, Тайга), названий рек, озер (Яя, Кайдор).
Понятие родины для В. Фёдорова неотделимо от представления о родительском доме-пятистенке, образ которого создается – в разных текстах – при помощи ряда бытовых деталей (обстановка, предметы домашнего обихода, еда и т.д.).
Вспоминается детство
И мать моя, жница,
Пятистенной избы
Вековой полумрак,
А в переднем углу
Вся в иконах божница,
На которой я прятал
Свой медный пятак [Т.1,С.143].
Важная примета родины в текстах В.Федорова – наша русская дорога, по которой движется человек и несутся кони.
Цветовая лексика играет значительную роль в создании В. Фёдоровым образа родины. Пространство окрашено в светлые, радостные тона («белый снег», «утром снег синей», «чистая и светлая», «звезда России засияла», «золотобокие кувшинки», «розовые стоки», «за дымком зеленым», «черемуха белела»).
Анализ реализации концепта «родина» в поэтических текстах В. Фёдорова позволяет говорить об антропоцентричности образной составляющей концепта. Концепт «родина» и его воплощения отождествляются с женщиной, матерью, наделяются человеческими чувствами. Она может пожалеть, защитить, приласкать:
Россия-мать,
Все для тебя мы дети,
Россия-мать,
Качай меня,
Качай [Т. 2,С.413].
Как сын, любит поэт родину-мать. Эта любовь возвышенна и священна.
Родина неразрывно связана с образами отца, деда и односельчан.
Родина – это и могилы родных и близких людей:
Могила –
Простой бугорок...
В нём отчего края начало,
В нём будущей жизни залог [Т.2,с.193].
Воспоминания о малой родине – это воспоминания о заводе, с которым связана молодость и начало литературной деятельности:
Три года живу я в столице,
Люблю я столицу...
И вот
Когда она вся озарится,
То чем-то напомнит завод[Т.1, с.91].
Образ родины – Руси, России является более масштабным по сравнению с «малой родиной», хотя есть и схожие черты. Это прежде всего Русь с её лесами, реками и озерами, дорогами. Это Россия с точными географическими координатами (автор и тут использует топонимы-названия рек: Ангара, Обь, Иртыш, Катунь, Волга; населённых пунктов: Москва, Тверь, Комарово), историческими лицами (Афанасий Никитин, Пушкин, боярыня Морозова, Саврасов, Твардовский, Юрий Гагарин).
Пространство родины является обширным:
Живу,
Влюбляюсь
И дивлюсь,
Что, разлучая с небесами,
Судьба мне подарила Русь
С её полями и лесами [Т.1,С.206].
Представления о родине у В.Фёдорова тесно связаны с Москвой, именно к столице нашего государства поэт не раз обращается в стихах:
Москва, Москва,
Бывало ль хорошо,
Бывало ль плохо,
Бодрый иль усталый,
Как через сердце
Родины большой,
Я шел через тебя
Кровинкой малой [Т.2,С.403].
В лексико-семантическое поле концепта «родина» входят слова: русый, Русь, русский – причём, последнее встречается в используемых автором словосочетаниях: русский язык, русская речь, русская земля, русская верста, русские пейзажи, русский вид:
Загудела,
Зашепталась хвоя...
А за нею, где-то вдалеке,
Где-то за морями волки воют
На моем,
На русском языке [Т.1, С.202].
Как у многих россиян, у В.Фёдорова родина ассоциируется с гармонью:
Любил я скрипку.
Но в тот час
На опечаленном перроне
Не скрипки провожали нас,
А наши русские гармони [Т.2, с.407].
В широком смысле слова родина у В. Фёдорова – это Земля, это часть земного шара:
В молву стоустую
Свой добрый голос влив,
И под ногами чувствую
Шестую часть Земли [Т.1 с.168-169].
Как настоящий сын своей родины, лирический герой В. Фёдорова готов служить родине, встать на её защиту:
Лишь прикажи,
Что выстроить,
Какую песнь сложить.
Мне без тебя не выстоять,
Мне без тебя не жить.
Ты мне сама наградою,
Ты радость мне и грусть,
И верою и правдою
Служу тебе я, Русь [Т.1 с.168-169].
Базовая лексема-имя концепта «родина» используется только в стихотворениях патриотического и гражданского звучания. В стихотворениях указанной тематики встречаем номинанты: Русь, Отчизна, держава, Россия, словосочетания с отыменным прилагательным родной: родная Русь, родная земля.
Примечательно, что поэт неоднократно акцентирует внимание на причастности лирического героя ко всему происходящему с родиной, при этом используя притяжательные местоимения мой, наш. Неожиданной представляется ассоциация, возникшая в сознании поэта и образовавшая парадигму из имён собственных: Василий – Россия:
Моё имя
Василий,
И должна понимать, –
Мое имя с Россией
Хорошо рифмовать [Т.1, с.411].
В поэтической картине мира В.Фёдорова можно выделить малую родину, которая ассоциируется с Марьевкой, и Родину – Россию, гражданином которой он является и по отношению которой поэт испытывает сыновние чувства.
Таким образом, В.Федоров, поэт-лирик, отождествляет родину с Марьевкой; поэт-гражданин, считает своей родиной Русь, Россию, поэт-философ, называет родиной планету Земля. Родина, будучи ключевым концептом культуры, в поэтической картине мира В.Фёдорова наделяется высшей ценностью, она формирует главные ориентиры личности.
Заключение
В настоящей работе мы рассмотрели концепт «родина» в творчестве В. Фёдорова. Для достижения намеченных целей нами были рассмотрены некоторые существующие подходы, определения современной филологии.
Пришли к следующим выводам:
Вопрос изучения концептов остается актуальным научным направлением в современной лингвистике. Для нашего исследования художественный концепт представляет особый интерес, поскольку он формируется и вербализуется в пространстве художественного текста в рамках определенной национальной художественной картины мира.
В работе был проведен анализ лексического воплощения концепта «родина» в произведениях В. Фёдорова. Это базовый концепт поэтической системы В. Фёдорова, а его особенности являются ключевыми для картины мира данного автора и существенными для составления наиболее полного представления о национальной картине мира в целом.
Исследование значений художественного концепта «родина» показало, что в фёдоровской картине мира концепт «родина» совмещает в себе малую родину, Россию, планету Земля и внутренний мир лирического героя. В. Фёдорова по праву можно назвать народным поэтом. Он, будучи носителем национальной культуры, родного языка, отразил в своём творчестве дух народа и времени.
Перспективы настоящего исследования видятся в дальнейшей разработке вопросов изучения концептов с точки зрения типологии лингвокультур, а также углубленного анализа отдельных концептов и особенностей их лексического воплощения. Это позволит выявить определенные смысловые доминанты художественных текстов, закрепленные в семантике языковых единиц определенного этноса.
Список литературы
Городецкая роспись
Философские стихи Кристины Россетти
Горячо - холодно
А теперь — мультфильм
Прекрасное далёко