"Прогулки в дошкольном учреждении с применением здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка (старшая группа)

Саломатина Алла Александровна

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

 «Прогулки в дошкольном учреждении  с применением

здоровьесберегающих  технологий»

        В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников .Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

- приобщение детей к физической культуре

- использование развивающих форм оздоровительной работы.

Цель:

- обеспечение  здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, на прогулках.

Задачи:

- осуществлять планирование прогулки с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;

-  сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического;  

- обеспечит детям полноценный активный отдых на прогулке,

- создать эмоциональный комфорт у детей;

- стимулировать детей к включению в процесс двигательной активности;

-развивать физические качества: ловкость, выносливость, скорость, точность,

- пробуждать у детей дух соревнования, стремление к победе;

- приобщения детей к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье- сберегающими технологиями.

 Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.

        Одним из основных факторов оздоровления детей в детском саду являются прогулки с детьми. Прогулки – это надежное средство укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует аппетиту, усвояемости питательных веществ и оказывает закаливающий эффект. Свет и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина Д, необходимого для укрепления костного аппарата.

        Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50 процентов суточной потребности в активных движениях. Прогулка должна дать ребенку: разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях деятельности.

        В любое время года при проведении прогулки воспитатель обязан наблюдать за самочувствием и тепловым состоянием детей. В холодное время года не допускать переохлаждения, а в теплое – перегревания. В летний период обязан соблюдать питьевой режим на прогулке.

        Комфортное состояние детей на прогулке обеспечивается ее интересным содержанием. Для того, чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели должны ежедневно планировать содержание прогулки. Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.

        Во время прогулки можно выделить 5 основных компонентов:
1. Наблюдения за сезонными изменениями в живой и неживой природе. Закреплять знания детей о времени года. Развивать наблюдательность. Во время прогулки взрослый обращает внимание детей на окружающую природу, на погодные изменения, на труд в природе. Это существенно расширяет кругозор ребенка. Ведь можно наблюдать за птицами, за опадением листьев, за цветением растений, за звуками природы. Можно выбрать один объект, например, посадить свое дерево и наблюдать за его ростом, за природными изменениями в нем (почки, листочки, листопад).

2. Трудовая деятельность. Приобщать ребенка к труду в природе – одна из задач воспитания. Какими видами труда может заниматься маленький человечек во время прогулки? Главное помнить, что труд для ребенка должен быть посильным! Это может быть подметание листьев, уборка дорожек от снега, пополнение песочницы песком, полив и окучивание растений. Трудовую деятельность на прогулке можно разделить на индивидуальную или коллективную. 

3. Подвижные игры и упражнения на прогулке. Ни что так не закаляет организм ребенка, как двигательная активность на открытом воздухе. Организовать детей на подвижную игру не составит большого труда – они с удовольствием будут играть все вместе и сами предлагать различные, уже знакомые и любимые, подвижные игры.

4. Индивидуальная работа. Во время прогулки педагог проводит индивидуальную работу с детьми. В чем она заключается? Воспитатель знает, какие есть проблемы в развитии того или иного ребенка и постоянно пытается помочь ему в их решении. Можно подозвать ребенка к себе и вместе с ним, например, совершенствовать какое-либо физическое движение, которое не получалось у него, заучивание стихов, беседы др.

5. Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в руководстве.

Конспекты проведения прогулок.

"Зимний день"

Цель: Прививать детям стремление к здоровому образу жизни.

Программные задачи:

-систематизировать и дополнить знания детей о: времени года – зима; животных.

-учить осуществлять дедуктивное наблюдение, находить ответы на поставленные вопросы.

-формировать трудовые умения, связанные с очисткой от снега и украшением горки.

-обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней прогулке.

-создать эмоциональный комфорт у детей.

-стимулировать детей к включению в процесс двигательной активности,

укреплять здоровье детей.

- развивать физические качества: ловкость, выносливость, скорость, точность.

Ход прогулки:

Орг. Момент. Дети с воспитателем выходят на улицу, встают в круг.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите какая сегодня погода?

А какое сейчас время года? Какой первый месяц зимы?

Знаете ли вы такую пословицу – «Декабрь год кончает — зиму начинает».

Есть такая народная примета – «Теплая зима к холодному лету».

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

За каким месяцем идет декабрь?

Ребята, а давайте с вами покажем зимушке – зиме, какие мы веселые ребята.

П/И «Мы веселые ребята»

Игровое упражнение : "Помоги Кузе" Упражнения на развитие внимания

П/И «Хитрая лиса»

Пальчиковая гимнастика :«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили,

Круглый, крепкий,

Очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Индивидуальная работа:   –спортивные мини соревнования: Эстафета.

Разделить по парам, на две пары. Один ребенок держит обруч, второй пролезает в обруч, добегает до отметки, оббегает и обратно, также пролезает в обруч, меняются местами с напарником.

Трудовая деятельность детей по постройке горки.

Ну а теперь, когда наша горка такая стала красивая, нужно на ней покататься, но для начала вспомним правила поведения на горке.

Дети вспоминают правила. Все дружно и весело катаются на горке.

Самостоятельная игровая деятельность детей .

"Весна идет"

Цель: обобщение знаний детей о весенних признаках, укрепление здоровья детей через использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Программные задачи:

- закрепить знания о временах года, их характерных признаках;

- уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе;

- упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, развивая равновесие

- продолжать развить связную речь, интонационную выразительность, внимание;

- развивать мелкую моторику, умение согласовывать речь с движениями;

- продолжать приобщать к совместному выполнению трудовых действий;

- укреплять здоровье детей через использование элементов здоровьесберегающих технологий – дыхательную гимнастику, пальчиковую игру, гимнастику для глаз, подвижную игру;

- воспитывать интерес к окружающему.

Ход прогулки

Загадка:

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Отступает непогода,

Это к нам пришла…

(Весна).

        Какое удивительное время года - весна! Ребята, я предлагаю вам посмотреть вокруг и назвать, какие изменения в природе произошли с приходом весны.

- Солнце ярко светит и сильнее греет, появилась зеленая травка, на березах набухли почки, а на иве появились маленькие листочки, по траве ползают насекомые – муравьи, пауки, на мокром асфальте появились земляные черви, весело поют птицы.

А мне бы хотелось обратить ваше внимание на воздух. Весной воздух становится особенным, он свежий, им легко дышится. Давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательная гимнастика « Птицы поют».
Исходное положение : основная стойка 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Чик – чирик, чик – чирик!» Повторить 3 – 4 раза.

Почувствовали, какой свежий воздух?

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

- Ребята, с приходом весны настроение у всех отличное, но мы должны помнить, что всем людям весной предстоит много потрудиться. Что делают люди весной?

 - Весной убирают мусор, сажают деревья, цветы, овощи.

Трудовые поручения по уборке мусора

: - Я предлагаю вам, поиграть в пальчиковую игру .

Пальчиковая игра "Весна"

Стучат всё громче дятлы, (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть. (Раскрывают кулачки, растопыривая пальцы).

Бегут ручьи под горку, (Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты друг к другу).

Растаял весь снежок, (Поочередное поглаживание рук).

А из под старой травки (Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок... (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

Раскрылся одуванчик (Руки локтями вниз. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна, (Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка одуванчика).

Динь-динь, поет тихонько, (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.

        Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»

Гимнастика повторяется 2 – 3 раза.

- Ребята, давайте погуляем по полянке с одуванчиками, но только аккуратно, чтобы им не навредить.

Индивидуальная работа по отработке основных видов движений «Не наступи на цветок».

Ходьба по ограниченной поверхности. И.п. – руки на поясе, ходьба с высоким подниманием колен, не наступая на цветы.

Подвижная игра "Весенний букет"

"Раз, два , три - к дереву беги"

Самостоятельная игровая деятельность детей, играми по интересам.

"Лето красное- время прекрасное"

Цель: Формирование представлений о здоровье, как одной из главных частей человеческой жизни в разных видах деятельности.

 Программные задачи:

 Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт. Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.

Воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

Ход прогулки:

Наблюдение за изменениями в природе.

Вопросы:

 -Какое сейчас время года?

-Какие признаки лета вы знаете?

-Для кого прогноз погоды особенно важен?

-Зависит ли от погоды наше здоровье? А наше настроение

-Зачем нужны прогулки? (Ответы детей)

-Да прогулки полезны для здоровья.

-Что еще нужно знать, чтобы быть здоровым?

Подвижные игры на спортивной площадке.

(дети в кругу с помощью подвижной игры «Пузырь»)

Игра «Части тела»

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде ведущей «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары. Ведущая может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «рука-нос» и другое.

Игра «Море волнуется»

    Игроки под слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Спортивная фигура на месте замри!» Водящий по очереди прикасается к замершим игрокам и угадывает, какую фигуру загадал участник игры.

Игра (в кругу) «Полезно – Вредно»

    Детям называются продукты или действия - они должны, если полезно – хлопать в ладоши, а если вредно – топать ногами.

Индивидуальная работа: отработка броска мяча вверх с хлопком.

Трудовая деятельность : Сбор игрушек, наведение порядка на участке.

Самостоятельная игровая деятельность детей , игры со спортивным инвентарем.

"Осеннее настроение"

Цель: Формирование понятия о смене времени года. 

Программные задачи:

- закрепить знания о временах года, их характерных признаках;

- уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе;

- развивать мелкую моторику, умение согласовывать речь с движениями;

- продолжать приобщать к совместному выполнению трудовых действий;

- укреплять здоровье детей через использование элементов здоровьесберегающих технологий –пальчиковую игру, гимнастику для глаз, подвижную игру;

- воспитывать интерес к окружающему.

Ход прогулки:

Художественное слово:

Кроет уж лист золотой,

Влажную землю в лесу

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

А. Н. Майков

Вопросы: Какие знаете признаки осени? Что делает человек осенью?

Как приспосабливаются животные к жизни осенью?

Наблюдение за осадками. 

Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Что можно сказать о дожде осенью?

Опытно-поисковая деятельность:

Найдите дерево, которое первое готовится к осени (осина, береза). 

Найдите самый красивый лист березы, осенний осиновый лист. 

 Подвижные игры:"Хитрая лиса"

Упражнять в быстром беге, развивать ловкость.

«Северные олени».

Закрепить умение передвигаться вперед на двух ногах.

Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев.

 Учить детей создавать у себя и других детей радостное настроение от 

выполненной работы. Воспитывать экологическую культуру. 

Пальчиковая гимнастика : "Листья"

Гимнастика для глаз "Сделай правильно"

 Индивидуальная работа по развитию движений . Прыжки с продвижением вперед. Отрабатывать технику прыжка.

Трудовая деятельность : сбор опавших - листьев

 Самостоятельные игры с выносным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

Организация прогулки в дошкольном учреждении

Краткие методические рекомендации...

Организация прогулки в дошкольном учреждении

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растите...

АКТИВИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

     Одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей является пребывание на открытом воздухе с использованием природных источников здоровья и активной двигательной деятел...

Консультация "Организация прогулки в дошкольном учреждении"

В данной статье приводятся основные особенности организации прогулки в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с САНПиН...

Консультация на тему: "Прогулки в дошкольном учреждении"

quot;Прогулки в дошкольном учреждении"...