Картотека артикуляционной гимнастики
картотека
1. «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель:
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание:
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2. «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель:
Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание:
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3. «Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель:
Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.
Описание:
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, затем медленно закрыть.
4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель:
Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание:
Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель:
Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
6. «Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель:
Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание:
Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
7. «Качели»
Качели вверх, качели вниз –
Язычок старался,
То поднимался к небу он,
То вниз опускался.
Цель:
Развивать подвижность языка, укреплять его мышцы, учить направлять язык вверх и вниз.
Описание:
Приоткрыть рот, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить к нижним. Повторить 8-10 раз.
8. «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок спешит вот так:
Вправо, влево – без помех,
Отработаем успех!
Цель:
Развивать боковые движения языка, укреплять его мышцы.
Описание:
Слегка открыть рот, двигать языком из стороны в сторону, касаясь уголков губ. Выполнить 10 раз.
9. «Грибочек»
Гриб красивый, на поляне,
Будто в шляпе оловянной!
Цель:
Укреплять мышцы языка, развивать подвижность уздечки.
Описание:
Широко открыть рот, прижать язык к верхнему нёбу, удерживать 5-10 секунд, затем расслабить. Повторить 5-7 раз.
10. «Маляр»
Кисточку смочу я в клей,
Покрашу потолок скорей!
Цель:
Тренировать подвижность языка, развивать умение двигать им вверх-вниз.
Описание:
Открыть рот, кончиком языка «красить» верхнее нёбо вперед-назад. Выполнить 10 раз.
11. «Конфетка»
На язык я положу,
И в рот быстро уберу.
Цель:
Развивать умение поднимать язык вверх.
Описание:
Положить кончик языка за верхние зубы, прижать и удерживать 5-7 секунд. Повторить 5-10 раз.
12. «Лошадка»
Лошадка скачет: цок-цок-цок!
И несёт меня в лужок!
Цель:
Укреплять мышцы языка, развивать подвижность уздечки.
Описание:
Хлопать языком по нёбу, издавая звук «цок-цок», как лошадка. Повторить 10 раз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционной гимнастики
1. «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель:
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание:
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2. «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель:
Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание:
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3. «Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель:
Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.
Описание:
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, затем медленно закрыть.
4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель:
Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание:
Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель:
Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
6. «Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель:
Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание:
Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
7. «Качели»
Качели вверх, качели вниз –
Язычок старался,
То поднимался к небу он,
То вниз опускался.
Цель:
Развивать подвижность языка, укреплять его мышцы, учить направлять язык вверх и вниз.
Описание:
Приоткрыть рот, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить к нижним. Повторить 8-10 раз.
8. «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок спешит вот так:
Вправо, влево – без помех,
Отработаем успех!
Цель:
Развивать боковые движения языка, укреплять его мышцы.
Описание:
Слегка открыть рот, двигать языком из стороны в сторону, касаясь уголков губ. Выполнить 10 раз.
9. «Грибочек»
Гриб красивый, на поляне,
Будто в шляпе оловянной!
Цель:
Укреплять мышцы языка, развивать подвижность уздечки.
Описание:
Широко открыть рот, прижать язык к верхнему нёбу, удерживать 5-10 секунд, затем расслабить. Повторить 5-7 раз.
10. «Маляр»
Кисточку смочу я в клей,
Покрашу потолок скорей!
Цель:
Тренировать подвижность языка, развивать умение двигать им вверх-вниз.
Описание:
Открыть рот, кончиком языка «красить» верхнее нёбо вперед-назад. Выполнить 10 раз.
11. «Конфетка»
На язык я положу,
И в рот быстро уберу.
Цель:
Развивать умение поднимать язык вверх.
Описание:
Положить кончик языка за верхние зубы, прижать и удерживать 5-7 секунд. Повторить 5-10 раз.
12. «Лошадка»
Лошадка скачет: цок-цок-цок!
И несёт меня в лужок!
Цель:
Укреплять мышцы языка, развивать подвижность уздечки.
Описание:
Хлопать языком по нёбу, издавая звук «цок-цок», как лошадка. Повторить 10 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы
Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
картотека артикуляционная гимнастика
картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....