Картотека артикуляционной гимнастики
картотека

Скачкова Алиса Вадимовна

 

 

1. «Улыбка»

 

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

 

Цель:

 

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

 

Описание:

 

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

2. «Хоботок»

 

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

 

Цель:

 

Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

 

Описание:

 

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

3. «Домик открывается»

 

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

 

Цель:

 

Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

 

Описание:

 

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, затем медленно закрыть.

 

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»

 

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

 

Цель:

 

Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

 

Описание:

 

Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

 

5. «Любопытный язычок»

 

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

 

Цель:

 

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

 

Описание:

 

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

 






6. «Лягушка»

 

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

 

Цель:

 

Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

 

Описание:

 

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

 

7. «Качели»

 

Качели вверх, качели вниз –

Язычок старался,

То поднимался к небу он,

То вниз опускался.

 

Цель:

 

Развивать подвижность языка, укреплять его мышцы, учить направлять язык вверх и вниз.

 

Описание:

 

Приоткрыть рот, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить к нижним. Повторить 8-10 раз.

 

8. «Часики»

 

Тик-так, тик-так,

Язычок спешит вот так:

Вправо, влево – без помех,

Отработаем успех!

 

Цель:

 

Развивать боковые движения языка, укреплять его мышцы.

 


Описание:

 

Слегка открыть рот, двигать языком из стороны в сторону, касаясь уголков губ. Выполнить 10 раз.

 

9. «Грибочек»

 

Гриб красивый, на поляне,

Будто в шляпе оловянной!

 

Цель:

 

Укреплять мышцы языка, развивать подвижность уздечки.

 

Описание:

 

Широко открыть рот, прижать язык к верхнему нёбу, удерживать 5-10 секунд, затем расслабить. Повторить 5-7 раз.

 

10. «Маляр»

 

Кисточку смочу я в клей,

Покрашу потолок скорей!

 

Цель:

 

Тренировать подвижность языка, развивать умение двигать им вверх-вниз.

 

Описание:

 

Открыть рот, кончиком языка «красить» верхнее нёбо вперед-назад. Выполнить 10 раз.

 

11. «Конфетка»

 

На язык я положу,

И в рот быстро уберу.

 

Цель:

 

Развивать умение поднимать язык вверх.

 



Описание:

 

Положить кончик языка за верхние зубы, прижать и удерживать 5-7 секунд. Повторить 5-10 раз.

 

12. «Лошадка»

 

Лошадка скачет: цок-цок-цок!

И несёт меня в лужок!

 

Цель:

 

Укреплять мышцы языка, развивать подвижность уздечки.

 

Описание:

 

Хлопать языком по нёбу, издавая звук «цок-цок», как лошадка. Повторить 10 раз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_art_gimn.odt13.99 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики

1. «Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель:

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2. «Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель:

Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание:

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3. «Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель:

Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

Описание:

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, затем медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель:

Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание:

Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель:

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание:

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.






6. «Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель:

Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание:

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Качели»

Качели вверх, качели вниз –

Язычок старался,

То поднимался к небу он,

То вниз опускался.

Цель:

Развивать подвижность языка, укреплять его мышцы, учить направлять язык вверх и вниз.

Описание:

Приоткрыть рот, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить к нижним. Повторить 8-10 раз.

8. «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок спешит вот так:

Вправо, влево – без помех,

Отработаем успех!

Цель:

Развивать боковые движения языка, укреплять его мышцы.


Описание:

Слегка открыть рот, двигать языком из стороны в сторону, касаясь уголков губ. Выполнить 10 раз.

9. «Грибочек»

Гриб красивый, на поляне,

Будто в шляпе оловянной!

Цель:

Укреплять мышцы языка, развивать подвижность уздечки.

Описание:

Широко открыть рот, прижать язык к верхнему нёбу, удерживать 5-10 секунд, затем расслабить. Повторить 5-7 раз.

10. «Маляр»

Кисточку смочу я в клей,

Покрашу потолок скорей!

Цель:

Тренировать подвижность языка, развивать умение двигать им вверх-вниз.

Описание:

Открыть рот, кончиком языка «красить» верхнее нёбо вперед-назад. Выполнить 10 раз.

11. «Конфетка»

На язык я положу,

И в рот быстро уберу.

Цель:

Развивать умение поднимать язык вверх.



Описание:

Положить кончик языка за верхние зубы, прижать и удерживать 5-7 секунд. Повторить 5-10 раз.

12. «Лошадка»

Лошадка скачет: цок-цок-цок!

И несёт меня в лужок!

Цель:

Укреплять мышцы языка, развивать подвижность уздечки.

Описание:

Хлопать языком по нёбу, издавая звук «цок-цок», как лошадка. Повторить 10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....