Отчет по самообразованию по теме: «Формирование у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №26"
Воспитатель Яковлева Екатерина Владимировна
Отчет по самообразованию по теме:
«Формирование у детей здоровьесберегающей культуры,
навыков здорового образа жизни.»
Самообразование
АКТУАЛЬНОСТЬ. Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Цель: Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Формирование здоровьесберегающей среды.
2.Воспитание у детей привычки здорового образа жизни для повышения защитных свойств организма, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
3.Развитие потребности в двигательной активности.
4. Просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка.
Ожидаемые результаты:
1.Снижение уровня заболеваемости детей;
2. Создание и поддержание положительного микроклимата в группе.
3.Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
4. Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей;
5. Пополнение предметно-развивающей среды по направлению «Физическая культура» и «Здоровье».
В рамках работы над данной темой мною проведена следующая работа:
изготавливала массажные коврики для занятий в спортивном зале для детей;
открытый показ ОД в ходе режимных моментов «Непослушные медвежата» , где применялась здоровьесберегающая технология вместе с другими технологиями;
изготавливали различные поделки из бумаги, развивая при этом мелкую моторику рук;
изучали различные пальчиковые игры;
Модель жизни ребёнка в группе составлена с учётом смены статических занятий и двигательной деятельности, разнообразной деятельности детей во время прогулок, достаточного времени для сна, занятий и игр (в соответствии с требованиями ФГОС к общему объему обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требованиям СанПиН).
В увлекательной, наглядно-практической форме стараюсь обогащать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Использую игры - путешествия, игры - драматизации, сюжетные игры, беседы по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Надеюсь, что, полученные в детском саду, знания, умения и навыки, станут фундаментом здорового образа жизни, и как следствие, залогом успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.
Для реализации поставленных задач использовала следующие методы организации: игры; занятия; беседы; дидактические игры; рассматривание иллюстраций; сюжетно-ролевые игры; развлечения; решение ситуаций.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная и двигательная деятельность.
Не обошлась без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стали следующая литература:
Волошина Л. «Организация здоровье сберегающего пространства» Дошкольное воспитание.2004.N1.С.114-117.
Терновская С.А., Теплякова Л.А. «Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении», Методист.2005.N4.С.61-65.
Т.Г. Кобзева, «Организация деятельности детей на прогулке», Волгоград, издательство «Учитель», 2013г
Е.А.Бабенкова. «Игры, которые лечат»,Москва, творческий центр, 2013.
О.А.Новиковская, «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», Санкт-Петербург, детство-пресс, 2010.
Н.Л.Стефанова, «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет», Волгоград, 2014.
О.В.Дыбина «Игры для детей с использованием нетрадиционного оборудования», Москва, творческий центр, 2010.
В.В.Цвынтарный, «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1999.
И многую другую.
Работа велась по трем направлениям:
-обогащение предметно-развивающей среды (дополнены атрибуты к с/р играм: «Аптека», «Больница», «Скорая помощь», «Ветлечебница», обновлен информационный уголок для родителей и прочее).
- работа с детьми (занятия, беседы, игры и другое).
- работа с родителями (анкетирование, консультации).
Этапы самообразования
№ п/п | Этапы | Срок |
1 | Подбор и изучение методической литературы | Сентябрь - октябрь 2021уч.г. |
2 | Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования | Сентябрь -май 2021-2022уч.г. |
3 | Внедрение в практику | Сентябрь -май 2021-2022 уч.г. |
4 | Представление опыта по теме | Май 2022 уч.г. |
Перспективный план работы
месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи |
сентябрь | -Диагностика уровня физического развития детей -Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни -Анкетирование родителей Беседа: «Я и другие люди», «Моя семья», «Хорошие поступки», «Мои друзья». Рисование: «Мой портрет», «Моя семья», «Хорошее настроение», Подвижные игры: «Ходим кругом друг за другом», «Найди себе пару», | - Формировать представление о человеке как о целостном разумном существе; умение осознавать себя в социуме; навыки взаимодействия с детьми и взрослыми; представления о половой принадлежности |
октябрь | Беседы: «Фрукты и овощи полезны взрослым и детям», «Наши помощники – витамины», «Главные правила еды». Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Сложи картинку» (фрукты). Сюжетно/ролевые игры: «Овощной магазин», «Угостим куклу компотом». | Закрепить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека. Учить детей осознанно подходить к своему питанию. Помочь осознать, что рекламируют не самое полезные продукты питания. Учить отличать полезные продукты. Здоровье зависит от правильного питания. |
ноябрь | Беседа: «Как устроено тело человека». П/и: «Море волнуется.» «Раздувается пузырь» Рисование: «Нарисуй портрет ладошки». Лепка: «Веселые человечки». Рассматр-е Детской энциклопедии, «Тело человека». | учить различать и называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище и т.д.). - формировать представления об их функциональном назначении. |
декабрь | Беседы: «Как правильно заботиться о своем здоровье», «От чего возникают разные заболевания». Экскурсия в медицинский кабинет. Рисование: «Шарфик для больной куклы». Чтение х/л А. Барто «Я лежу болею», Игры-предположения: «Что будет, если съесть много мороженого?»,«Если ты простудился», Беседа «Вредные привычки» | Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь». - Учить заботиться о своем здоровье, сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения. -Совершенствование умения выполнять общепринятые нормы поведения, стремление к здоровьесберегающему поведению; |
январь | Проблемное задание: «Что ты делаешь утром? днем? вечером?» Игры имитации: «Как ты моешь руки?», «Как ты расчесываешь волосы?», «Подстриги ногти», «Почисть зубки» Дидактические игры: «Мой день», «Когда это бывает» П/и: «День и ночь». Игровые задания: «Что надо делать, чтобы жить долго», «Для чего нужна утренняя гимнастика» Составление рассказа из личного опыта «Мой режим дня»; | - Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. - Расширять представления о значимости чистоты и режима дня для здоровья человека. |
февраль | Творческое рассказывание «Мой любимый вид спорта» беседа – рассуждение «Я - спортсмен»; Физиологические опыты (обращать внимание детей на то, как изменяется работа нашего организма во время подвижных игр, физической нагрузки (покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение, упражнения в определении пульса в разных состояниях (за 10 с.). Отгадывание кроссворда «Виды спорта»; Рассматривание альбома «Легенды спорта» Спортивный праздник «Детские олимпийские игры» | Развивать интерес к различным видам спорта. Закрепить знания о видах спорта. --Прививать любовь к спорту. -Знакомить с «Легендами спорта» |
март | Беседы: «Какие продукты нам полезны», «Когда я ем – я глух и нем» Д/и: «Полезное угощение», «Что растет на грядке», «Найди полезные продукты», «Съедобное и несъедобное»,«Поведение за столом» Лепка : «Завтрак для мамы!» Экскурсия на кухню детского сада. Чтение х /л: «Ю.Тувим «Овощи», Н.Носов «Мишкина каша». Спортивное развлечение «Ловкая, умелая, мамочка моя!» | Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания. - Актуализировать представления о рациональном питании. - Научить определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. -Воспитывать к/г навыки(поведение за столом). |
апрель | Беседа « На игровой площадке» Д/и «Один дома», «Съедобное- не съедобное» Рисование «Встречи в лесу» Занятие «Общение с другими людьми» Аппликация на тему «Осторожно пожар» Педагогическая ситуация: «Осторожно, лекарство! » Беседа – практикум «Защити себя сам». | Дать представление о том, что предметы домашнего быта- источники потенциальной опасности для детей. -Познакомить с правилами безопасного для здоровья поведения дома, на улице,на площадке,в лесу,в воде. -Поведение при контакте с незнакомыми детьми. - Дать представления о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Учить различать грибы по картинкам. |
май | Игра-загадка: «Угадай каким видом спорта я хочу заниматься» (имитация) Подвижные игры: игры- эстафеты, подвижные игры согласно возрасту детей. Чтение х л/: Е.Успенский «Детский врач», Г.Сапгир «Будьте здоровы», С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Просмотр мультфильма «Ох и Ах». Спортивный праздник «Здравствуй лето». Презентация детского альбома «Здоровый образ жизни» | Формировать представление о составляющих здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, эмоциональное равновесие, дыхание, охрана здоровья. - Воспитывать положительное отношение к нему. |
Работа с родителями.
месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Анкетирование родителей |
Октябрь | Консультация для родителей: «Здоровое питание – здоровый ребенок». |
Ноябрь | Консультация для родителей « Признаки утомляемости ребенка дошкольника» |
Декабрь | -Консультация: «Здоровый образ жизни в семье». |
Январь | Консультация для родителей «Как правильно провести гимнастику с ребенком» |
Февраль | Беседа с родителями «Закаливание» |
Март | Консультация для родителей «Игры с детьми на свежем воздухе» Памятка «Опасные предметы дома» |
Апрель | -Консультация для родителей «Внимание: солнце!» |
Май | Рекомендации для родителей: «Травматизм у дошкольников и способы его предотвращения» |
Педагогическая целесообразность
В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Результаты обобщения работы
- Снизился уровень заболеваемости детей;
2. Создалось и поддерживалось положительного микроклимата в группе;
3. Дети освоили смысл здорового образа жизни, овладели разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
4. Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей;
Анализируя период работы в группе, следует отметить, что посещаемость детей увеличилась, дети стали активнее выполнять все оздоравливающие мероприятия. Положительный результат есть.
Тема. "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с использованием парциальной программы «Наураша» "
Цель. Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию начальных представлений из области живой
природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.).
Развивающие:
- способствовать развитию детской познавательной инициативы;
- развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении
проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- развивать мыслительные операции, связную речь, память;
- создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные:
- создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Предполагаемый результат:
Проявление интереса к исследовательской деятельности;
Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
Развитие коммуникативных навыков.
разобраться с различными явлениями
уметь действовать приборами для измерений и объектами-
индикаторами.
Дети должны понимать:
О начальных представлениях из области
живой природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
Дети должны применять (уметь):
уметь выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
измерять температуру,
понимать природу света и звука,
познакомятся с чудесами магнитного поля, от чего зависит освещенность, измерять и сравнивать силу , пульс, измерять кислотность.
ОБЛАДАТЬ:
- положительным отношением к исследовательской деятельности;
- творческой активностью и мотивацией к деятельности;
- приемами индивидуального и совместного экспериментирования
Методы организации учебно–исследовательской и проектной
деятельности:
беседы;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
опыты;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
трудовой деятельности
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие;
ситуации;
трудовые поручения, действия.
Форма проведения занятий:
занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия,
игры-соревнования.
Игровые приѐмы:
моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
повтор инструкций;
выполнение действий по указанию детей;
«намеренная ошибка»;
проговаривание хода предстоящих действий;
предоставление каждому ребѐнку возможности задать вопрос взрослому или другому
ребѐнку;
фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего
повторения и закрепления.
Этапы самообразования
№ п/п | Этапы | Срок |
1 | Подбор и изучение методической литературы | Сентябрь - октябрь 2020уч.г. |
2 | Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования | Сентябрь -май 2020-2021уч.г. |
3 | Внедрение в практику | Сентябрь -май 2020-2021 уч.г. |
4 | Представление опыта по теме | Май 2021 уч.г. |
Изучение методической литературы
- Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников: Методическое руководство для
педагогов.- М.: Издательство «Ювента», 2015.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Спб.:
«Издательство «Детство- Пресс», 2011
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – Спб.: ООО
«Издательство «Детство Пресс», 2015
- Развитие познавательно-исследовательских умений у старших
дошкольников. Авторы составители: З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева,
Л.М.Кларина, З.А.Серова – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
5. Надольская Я.В. Мыльные пузыри. 77 познавательных экспериментов в
домашней лаборатории. – М.: Издательство «Ювента», 2015
Перспективный план работы
месяц | Формы работы, методические приемы | Задачи |
сентябрь | Изучение литературы по программе
Знакомство с Наурашей и страной Наурандией
Работа в лаборатории «звук» Занятие: «Что такое звук, громкость» Задания на измерения звука. Занятие: «Звук по воздуху.» Исследования: голоса детей, воспитателя. " Кто громче-тише скажет". | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение). Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории. Знакомить детей с органом слуха, обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. продолжать знакомить детей с органом слуха, познакомить детей с понятием "звук"," звуковая волна", "высокие и низкие, громкие и тихие звуки". |
октябрь | Работа в лаборатории. «Температура» Беседа. Занятие: «Что такое температура. Градус» Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: Измерить температуру тела, воздуха в помещении и за окном. Работа в лаборатории. «Температура» Занятие «кипение и замерзание воды» Опыты с использованием научной лабораторией «Наураша»: измерить температуру холодной горячей воды, льда, эксперимент со свечей. | учить определять температуру воздуха в комнате, за окном и температуру тела. Подвести детей к понятию «температура», «градус», «температура тела человека». - Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. подвести детей к пониманию, что разные объекты имеют разную температуру, которая может меняться в зависимости от разных условий. Учить определять температуру воздуха и воды опытно-экспериментальным путём. Закрепить полученные знания о температуре. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы. подвести детей к пониманию, что разные объекты имеют разную температуру, которая может меняться в зависимости от разных условий. |
ноябрь | Занятие: «Что такое свет» Опыт с красителем. Использование цифровой лаборатории "Наураша": измерить силу света фонариков, освещенности в комнате. Занятие: «Прохождение света через объекты» Опыт с фильтрами. Использование цифровой лаборатории " Наураша". Работа в лаборатории. «Свет» Занятие: «Влияние света на жизнь растений.» Опыт с отражателем. Использование цифровой лаборатории «Наураша | Формировать элементарные представления о том, что такое «свет», «фотоны» Учить сравнивать освещённость различных объектов. Опираясь на уже известные ребенку понятия "светло" и "темно" познакомить с понятием освещенность. (сравнивать освещенность различных объектов). расширить знания детей о прозрачности, способности материала пропускать сквозь себя свет. Учить сравнивать освещённость различных объектов. Объяснить, как освещённость влияет на жизнь растений и других живых организмов. |
декабрь | Работа в лаборатории. «магнит.» Тема: «Магнитное поле.» Занятие: «Магнит. Полюсы магнита.» Исследование: «Кольцевой магнит. Плоский магнит. Поле на разных полюсах магнита.» Опыты с использованием научной лабораторией «Наураша». Работа в лаборатории. «магнит.» Тема: «Магнитное поле.» Занятие: «Земля -это магнит.» Исследование немагнитного предмета. Сравнение двух магнитов. Занятие: «Остаточный магнетизм.» Опыт: " Магнитная гравитация, опыт с экранированием. | Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». Учить измерять поле различных магнитов. познакомить детей с понятием " магнитное поле Земли", расширить знания о работе компаса, о южном и северном полюсах земли. познакомить детей с понятием "магнитные и не магнитные материалы". способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям. |
январь | Электричество Знакомство с понятием «Электричество». Опыт «Электрическое яблоко». Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах. Изучение электрической лампочки, Опыты с электромотором. Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением. Основы безопасного экспериментирования с напряжением. | Закрепление пройденного материала: вспомнить с детьми, что такое электричество. 2. Обратить внимание детей на то, что не во всех лампах светится нить накаливания, например, в лампах дневного света, энергосберегающих и других. 3. Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: «Водное электричество». |
февраль | Пульс Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс. Фонендоскоп. Измерение пульса (взрослого, ребёнка). Пульс и упражнения. Создание пульса (медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще. | 1. Познакомить детей с человеком. Рассказать детям о том, что человек живѐт благодаря сердцу. 2. Учить определять расположение сердца. 3. Опыт: слушать, как стучит сердце с помощью стетоскопа. Рисунок строения сердца, набор для исследований «Наураша». |
март | Сила Знакомство с понятиями «Сила», «Вес предмета». Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы. Измерение веса. Измерение силы удара, силы пальцев. Игра «Кто сильнее ударит». Давление под колёсами автомобиля. Сила в единстве. Игровые измерения (сильный, слабый удар, удар средней силы). | «Что такое сила, вес?» 1. Познакомить детей с понятием силы и вес как физической величины, учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. 2. Опыт: с использованием научной лаборатории «Наураша»: |
апрель | Пульс Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс. Фонендоскоп. Измерение пульса (взрослого, ребёнка). Пульс и упражнения. Создание пульса (медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще. | 1. «Когда сердце бьется чаще». 1. Вспомнить свойства и расположения сердца у человека. 2. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. 3. Опыт с использованием научной лаборатории: «Пульс и упражнения». Оборудование: рисунок строения сердца, набор для исследований «Наураша». 2. «Человек. Пульс». 1. Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма. 2. Знакомить детей с органами кровообращения. 3. Опыт: с использованием фонендоскопа, набор для исследований «Наураша».Сердце. Пульс человека. Фонендоскоп. Измерение пульса с помощью фонендоскопа, датчика. Здоровый образ жизни. |
май | Кислотность Введение в понятие «Кислотность». Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка». Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды. Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков. Основы ухода за лабораторным оборудованием. | 1.Познакомить с понятием «кислотность». 2.Научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами. 3. Опыт: пробуем на вкус: яблоком, лимоном и апельсином, влажные салфетки. |
Работа с родителями.
Содержание | месяц |
Консультация для родителей по экспериментированию с водой | октябрь |
Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | ноябрь |
Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» | декабрь |
Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» | январь |
Памятка для родителей «Детское экспериментирование» | март |
Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!» | апрель |
Приобщение родителей к воспитанию познавательного интереса у детей через экспериментирование. | май |
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское
экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в
связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной
жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать
выводы
Результаты обобщения работы
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались эксперименты и практические работы в лаборатории. Действительно, различные формы проведения занятий по программе экспериментирования смогли сделать более интересными .
Значительно повысился уровень знаний дошкольников в области занимательной физики
Расширился кругозор детей
Развитие познавательного интереса
Развитие навыков безопасного экспериментирования.
Значительно вырос уровень знаний о приборах и способах их использования . Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на мой взгляд, воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что работа по данной программе интересна детям и полезна для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Выступление на тему:
"Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе работы с использованием парциальной программы «Наураша» "
Воспитателя: Яковлевой Екатерины Владимировны.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Из ходя из цели, поставила задачи.
Задачи:
- сформировать у детей представления об окружающей среде;
- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);
- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.
Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям
современных детей и их родителей и ориентирована на детский и родительский спрос к исследовательской деятельности.
Еще одним важным аспектом является создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка.
Поскольку экспериментирование предполагает наличие специальных
инструментов и оборудования для изучения и исследования, в детском саду
создана лаборатория опытно-экспериментальной деятельности, в которой
каждый желающий может попробовать себя в роли ученого. Для детского
экспериментирования используется цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», которая состоит из восьми модулей, каждая из которых посвящена
отдельной теме:
-Температура
-Свет
-Звук
-Сила
-Электричество
-Кислотность
-Пульс
-Магнитное поле
Отличительной особенностью парциальной программы «Наураша»
является то, что изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым – поддерживать детскую инициативу.
Именно это учитывается в работе кружка «Наураша». Дать возможность действовать, думать, отвечать на вопросы самостоятельно или прибегая к помощи взрослого, приложить максимум усилий для достижения поставленных целей.
Ребенку с детства хорошо знакомы слова «горячо» и «холодно», «светло»
и «темно», «кислый» и «сладкий», «тихо» и «громко». Благодаря детской
цифровой лаборатории эти знания в интересной игровой форме можно
углубить, пополнить, насытить новыми понятиями. Современный мир насыщен
разного рода электронными приборами, все это окружает ребенка ежедневно,
является частью его развивающей среды. Работая в лаборатории, мы помогаем
ребенку разобраться с различными явлениями, ввести простейшие понятия,
описывающие эти явления.
Детям очень интересно быть исследователями, самостоятельно или при
помощи взрослого действовать приборами для измерений и объектами-
индикаторами.
Помня, что игра занимает большое место в жизни дошкольников, мы
стараемся, чтобы свои первые научные открытия дети совершали в игровой
форме и с большим интересом
Задачи:
Образовательные:
• способствовать формированию начальных представлений из области
живой природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени,движении и покое, причинах и следствиях и др.);
Развивающие:
• способствовать развитию детской познавательной инициативы;
• развивать умение рассуждать, высказывать свои предположенияпри
решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные
решения,опираясь на свои знания и умения;
• развивать мыслительные операции, связную речь, память;
Первая модель Вторая модель Третья модель
В обязательной части ООП
путем включения в
образовательную область
«Познавательное
развитие»
В части, формируемой
участниками
образовательных
отношений в режиме
кружковой работы
Как дополнительная
образовательная услуга за
рамками ООП
• создать условия для становления самостоятельности, целенаправленности
и саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного
возраста.
Воспитательные:
• создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со
сверстниками;
• создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
сообществу детей и взрослых;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и
Творчества
«Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров.
В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры будут также увлекательны и интересны взрослым.
Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).
Ожидаемый результат:
Значительное повышение уровня знаний дошкольников в области занимательной физики
Расширение и обогащение кругозора
Развитие познавательного интереса
Развитие навыков безопасного экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"
Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни "Путешествие в город Здоровье"
Конспект занятия Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие....

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий.
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год....

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»
совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ,...

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий
Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий...

План по самообразованию на 2021-2024 учебный год. «Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий».
Цель: совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни....