Тренинг для педагогов "Психотерапия профессиональной усталости"
материал

Тарасевич Галина Рихардовна

Каждая профессия так или иначе влияет на здоровье человека. Воспитывать детей – дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства – всё это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.

   Физическое и эмоциональное состояние педагога – существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. Таким образом, самочувствие педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы. У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное сгорание» и «профессиональная усталость». Синдром «эмоционального сгорания» определяется как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений. «Сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время «вкладываясь» в других, они начинают испытывать разочарование, так как не всегда удаётся достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей энергии, ведёт к психосоматической усталости и эмоциональному истощению, а как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка, нарушение сна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_psihoterapiya_professionalnoy_ustalosti.odt31.34 КБ

Предварительный просмотр:

   Психотерапия профессиональной усталости

 

   Постоянная погруженность воспитателя в общество маленьких детей вызывает эмоциональный фон напряжения и пресыщения, который получил условное название «феномен профессиональной усталости». «Феномен профессиональной усталости» оказывает значительное воздействие на педагогический процесс, проявляясь в стремлении снять напряжение и обеспечить собственный внутренний покой любыми средствами. Одна из форм снятия напряжения – прямое «бегство» от детей, предоставление их самим себе. Можно наблюдать воспитателей, которые в свободное от организованных занятий время занимаются хозяйственными делами, мастерят какие-либо пособия, даже если в последних нет особой нужды, или на прогулке общаются с коллегой, оставив детей без внимания.

   Стремление педагога снять возникающее напряжение может проявляться «в профессионально приемлемой форме» (как бы маскироваться ею) – в явном предпочтении фронтальных занятий с их излишней заорганизованностью, что обеспечивает воспитателю определённый внутренний покой через отстранённость от детей. «Феномен профессиональной усталости» может приводить к тому, что реальная практика педагога идёт вразрез с его ценностными установками: жёсткое давление на детей при вполне гуманистической идеологии и, наоборот, периодически возникающее попустительство и безразличие к поведению детей при жёстких авторитарных установках.

   Профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике синдрома «эмоционального сгорания», а обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приёмам и способам саморегуляции является важнейшим компонентом психологического образования.

   Регулярное выполнение упражнений, направленных на снижение негативных переживаний и трансформации их в положительные эмоциональные состояния позволит педагогу оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического самовоздействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения.

 Содержание

1.      Упражнение «Встреча»

Инструкция. Представьте, что вы дома. Сидите там, где вам особенно уютно и хорошо. Внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к себе. А теперь мысленно встаёте и идёте по направлению к двери. Открываете её и медленно спускаетесь по ступенькам. Выходите из затемнённого подъезда на улицу – в светлое пространство солнечного летнего дня. Навстречу вам идёт девочка. Она подходит всё ближе и ближе. Приглядитесь: эта девочка – вы сами, какой вы были, когда ходили в детский сад. Посмотрите, как она одета, какое у неё выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть её. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать ответ. После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь к себе домой.

   После выполнения упражнения ведущий предлагает всем открыть глаза, потянуться, встать. Педагоги садятся на стулья, расположенные полукругом перед ведущим. Обсуждение проводится на основе следующих вопросов:

  • Опишите себя в детстве и тот образ, который сейчас возник в вашем воображении.
  • Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?
  • Опишите свои переживания и впечатления.

 2.      Упражнение «Подарки»

Информация для ведущего. Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его. Благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-то участнику. И т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трёх игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

3.      Упражнение «Противоядие против самоистязательских игр»

Ведущий. Суть самоистязательских игр в том, что посредством ориентации на негативное вы попадаете в заколдованный круг и постоянно раскручиваете спираль плохого настроения или депрессии. Нередко люди не отдают себе отчёта в том, что источник зла находится в них самих, поскольку их мысли денно и нощно вертятся вокруг неудач прошлого и тревог о будущем. Чтобы разрушить данный стереотип, следует разобраться в своих подходах и попытаться направить мысли в более позитивное русло. Попробуйте сверить ход своих мыслей со следующим списком утверждений.

Раздел А (позитивные мысли)

1.      Я живу интересно.

2.      Я кое-что значу в этой жизни.

3.      Живу не тужу.

4.      У меня большие планы на будущее.

5.      Я умею контролировать ситуацию.

6.      Любопытное явление.

7.      Приятно провести свободный вечерок.

8.      У меня достаточно времени для своих любимых занятий.

9.      В целом люди мне нравятся.

10.  Можно сказать, что я счастливый человек.

11.  Забавная (комичная) ситуация.

12.  Не хотел бы я пропустить такое событие.

                  Раздел Б (негативные мысли)

1.      Я никогда не избавлюсь от сексуальной закомплексованности.

2.      Я сбит с толку происходящим.

3.      Любви не существует.

4.      Моя жизнь бессмысленна.

5.      Мне страшно.

6.      Никто меня не любит.

7.      По нынешним временам дружба не в цене.

8.      Мне не хватает терпения.

9.      Всё это не имеет никакого смысла.

10.  С моей стороны это была глупость.

11.  Так и в психушку загреметь недолго.

12.  Человеческое существование, жизнь человека бессмысленны.

13.   Я отвратителен.

14.  Я не умею выражать свои чувства.

15.  Никогда не могу сказать точно, чего хочу.

16.  Я не способен полюбить.

17.  Я ни на что не гожусь.

18.  Я сам во всём виноват.

19.  Почему я такой невезучий?

20.  В голову лезут одни неприятности.

21.  Прямо не за что ухватиться.

22.  Производить на свет детей жестоко, человеческая жизнь ничего не значит.

23.  Я никогда не сумею избавиться от депрессии.

24.  Обстоятельства настолько запутаны, что всякое противодействие бессмысленно.

25.  У меня недостаёт силы воли.

26.  Просыпаться и то не хочется.

27.  Иногда кажется, что лучше  было бы умереть.

28.  Люди наговаривают на меня.

29.  Дела мои чем дальше, тем хуже.

30.  У меня плохое настроение.

31.  Что бы ни делал, людям всё равно не угодишь.

32.  Жизнь – штука несправедливая.

33.  У меня никогда не будет настоящих друзей.

34.  Не могу себе представить, какой будет моя жизнь через 10 лет.

35.  Со мной происходит что-то неладное.

36.  Я эгоист.

37.  Память у меня ни к чёрту.

38.  Я чувствую себя не в своей тарелке.

39.  Я легко ранимый, обидчивый человек.

Инструкция. Прочитайте данный список, помечая крестиком утверждения, которые согласуются с мыслями, посещавшими вас в течение последних шести недель. Далее подсчитайте количество крестиков в разделе А (позитивные мысли) и в разделе Б (негативные мысли). Число негативных мыслей разделите на число позитивных. Если ваша оценка превысит два балла, то именно вам и предназначена следующая игра. Сделайте что-то вроде словарика и по нескольку раз в день с одной его стороны записывайте всё позитивное, что приходит к вам в голову, а с другой – всё негативное (можете пользоваться положениями приведённого списка, но ничто не мешает вам  расширить его в соответствии со своими представлениями). По-видимому, вам не удастся записать каждую мысль, приходящую вам на ум в течение дня. Поэтому наметьте время, когда вы в течение недели будете вносить свои записи в словарик (после завтрака, обеда, перед ужином, сном). Создайте собственный список позитивных и негативных мыслей. Вполне естественно, что некоторые из них будут повторяться. Подведите итоги тем же способом, что и прежде. Вы должны научиться контролировать свои мысли.

 

4.      Упражнение «Типичная поза»

Инструкция. Встаньте и примите характерную для вас позу. Вы имеете обыкновение опираться на одну ногу, а вторую ставить на каблук? Значит, вы непосредственны в общении и любите компании, но категоричны и иногда стараетесь навязать свою волю и взгляды другим. Возможно, это лишь ширма, маскирующая робость и неуверенность в себе?

   Любите стоять, скрестив ноги, опираясь всем телом на одну, о вторую ставя на носок? Это говорит о неуверенности в сложных жизненных ситуациях. Для вас характерна осторожность, граничащая с подозрительностью, что затрудняет контакты с людьми, осложняет отношения в семье и на работе.

   Ставите ноги так, что носки обуви касаются один другого? Это говорит об инфантильности или чрезмерной простоте.

   Ставите ноги по-военному – пятки вместе, носки врозь? Это поза деловой женщины, реалистки, на которую можно положиться. Вы решительны, в нужный момент смело даёте отпор, за словом в карман не лезете. Однако, порой вы слишком нетерпеливы, и это усложняет жизнь. «Спортивная стойка» - ноги на уровне плеч (может быть, одна чуть впереди, другая сзади) – говорит не о характере, а о том, что женщина устала, что ею владеет безразличие.

5.      Упражнение «Парное рисование»

Информация для ведущего. Пусть каждый выберет в партнёры того, с кем он хочет познакомиться поближе или с кем у него не выяснены отношения. Партнёры садятся за один стол. Между ними кладут большой лист бумаги, и каждый получает много цветных мелков. Бумага – это пространство для совместного творчества. Партнёры начинают с того, что смотрят друг другу в глаза. Потом молча начинают рисовать на общем листе бумаги, выражая таким образом свои чувства. Общаются партнёры только посредством линий, фигур и цветов. Окончив рисование, они могут обменяться впечатлениями, поговорить о своих эмоциональных реакциях на рисунки партнёра, обратить внимание на параллели между рисунками и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнёров старается узнать что-то о другом. Упражнение помогает понять межличностные взаимоотношения и конфликты.

6.      Упражнение «Пять минут»

Инструкция. Представьте, что вы идёте к автобусной остановке и видите, что подъезжает нужный вам автобус. Что вы будете делать? Скажете себе, что не станете торопиться, ведь вскоре подойдёт другой, или резко побежите за автобусом, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам всё-таки удастся догнать автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами… Или пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течение этих пяти минут, которые вам удалось сэкономить, затратив определённые усилия? Затем всем предлагается провести групповое обсуждение.

   Информация для ведущего. В ходе группового обсуждения часто выясняется, что педагоги находятся в постоянном цейтноте, стремятся сэкономить каждую минуту, даже когда в этом нет особой необходимости. Многие действительно не способны представить, что можно делать в течение пяти минут, и приходят к выводу о бесполезности «стресса торопливости» и его вредном влиянии на самочувствие.

Цель упражнения – преодолеть его, нейтрализовать эмоциональное напряжение, укрепить стремление достичь внутренней уравновешенности.

7.      Упражнение «Фантазии» 

   Каждому дают по шесть небольших пронумерованных листков бумаги. Фамилии не подписываются.

Инструкция. Необходимо ответить на следующие вопросы. Нумерация каждого листка должна соответствовать номеру вопроса.

1.      Если бы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

2.      Если бы вы могли на недельку поменяться с кем-либо местами, то кого бы (из присутствующих здесь, ваших родственников, знакомых) вы для этого выбрали? Почему?

3.      Если бы добрая фея обещала исполнить три ваших желания, что бы вы пожелали?

4.      Если бы вы были три дня невидимы, как бы вы этим воспользовались?

5.      Если бы обладали способностью читать мысли другого человека, кого бы (из присутствующих здесь, ваших родственников, знакомых) вы для этого выбрали?

6.      Если бы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле или даже во Вселенной либо в другую эпоху, то куда бы вы предпочли отправится?

После выполнения упражнения ответы зачитываются.

8. Упражнение «Ярость»

Как всё подвластно настроению! То сходу решаются неразрешимые проблемы, то пустяковый вопрос оказывается непреодолимым препятствием! И причина этому – ваше настроение. Только хорошо известно, что настрой каждый может сам себе создать. Если настроение плохое, то можно сделать работу, которую вы давно откладывали на потом. Как ни странно, для этого надо ещё ухудшить ваше настроение, а это сделать совсем несложно. Достаточно вспомнить несколько последних неудач, когда вам очень не повезло. Достаточно вспомнить всё, что вас раздражает и вызывает негативные эмоции. Стоит лишь представить хотя бы часть того, чего вы лишились, не воспользовавшись случаем, и это при том, что другим повезло! Как же не прийти в ярость от этого! И если вы действительно пришли в ярость, вы не сможете усидеть на месте, вас поднимет на ноги чувство негодования, и тогда уже ваша задача – направит этот порыв в необходимое для вас русло. Нужно что-то свершить! Нужно направить вашу кипучую ярость на созидательные цели. Заметьте, что ведь только не находя себе места вы совершаете движение, и это движение может быть направлено на созидание! Ощутите, как вскипает в вас ярость, злость, раздражение собственным несовершенством. Вы превращаете это ощущение в задор, в яростное стремление направить своё возбуждение на полезное созидательное дело, которое вам до сих пор никак не удавалось совершить. Пусть это какая-то трудная физическая механическая работа! Пусть это то, на что у вас не хватало времени и не было настроения! С глубокой яростью вы берётесь за эту работу и быстрее, чем ожидали, без каких-либо остановок и перерывов её сходу завершаете. Одно стремление – скорее эту работу закончить, и покончить тем самым с эти агрессивным настроением. Как только вы заканчиваете работу, проходит яростное возбуждение и вы погружаетесь в приятное состояние удовлетворения от выполненной работы Пожалуйста, проделайте всё так, как здесь сказано, и вы получите глубокое удовлетворение.

9. Упражнение «Исследование Я-концепции»

Инструкция. Задайте себе вопрос «Кто я?» и запишите десять первых пришедших в голову ответов. Затем ответьте на этот же вопрос устами одного из ваших близких (матери или отца, мужа или брата). А что бы рассказали о вас ваш лучший друг и подруга? Сопоставьте три группы ответов: в чём сходство? В чём различие? Проанализируйте себя в общении с другими людьми, постарайтесь понять: в чём состоят их ожидания? Соответствуете ли вы им? В какой степени их восприятие объективно, в какой – определяется их особенностями? Справедливы ли ваши представления? Проверьте это в реальном общении с ними.

   В конце ведущий делает обобщение: «Цель этого упражнения – показать возможность самоисследования и расширения представлений о себе путём сопоставления различных точек зрения на себя. Обратите внимание на то, устойчивы ли ваши представления».

10. Упражнение «Песочный домик»

Ведущий просит участников закрыть глаза.

Инструкция педагогам:

Давайте представим, что мы все на берегу тёплого южного моря. Светит солнце, плещут волны. Под нами чистый жёлтый песок. Давайте слепим песочные домики! У каждого будет свой домик: у одного он похож на средневековый замок, у другого – на городской многоквартирный дом, у третьего – простой деревянный деревенский домик.

   Дальше, по ходу игры, ведущий комментирует происходящее, эмоционально одерживая участников. После выполнения игры проводится обсуждение того, как себя чувствовали участники группы, как изменилось их внутреннее состояние, понравилось ли им это упражнение.

   С целью снятия психологического напряжения, синдрома хронической усталости, при депрессивных состояниях, а также при повышенной возбудимости, плаксивости, страхах рекомендованы следующие мероприятия:

∙€€€€€€€€ музыкотерапия

∙€€€€€€€€ применение кислородных коктейлей

∙€€€€€€€€ цветотерапия

∙€€€€€€€€ ароматерапия (применение эфирных масел)

∙€€€€€€€€ звукотерапия (шум волн, звуки леса, пение птиц и т.п.)

∙€€€€€€€€ смехотерапия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...

Профессиональная усталость

Практический семинар...

Тренинг для педагогов «Снимаем усталость и напряжение»

Современный педагог все чаще подвержен профессиональному выгоранию. Для профилактики возникновения данного явления, мной ведется тренинговая работа со всеми педагогами учреждения. Тренинги проходят дв...

Тренинг для снятия «Феномена профессиональной усталости» и синдрома эмоционального выгорания.

Тренинг для снятия «Феномена профессиональной усталости» и синдрома эмоционального выгорания....

Тренинг для педагогов "Сбрось усталость"

Профессия педагога очень энергоемкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....

Тренинг для педагогов "Сбрось усталость".

Тренинг для педагогов "Сбрось усталость"....

Тренинг для педагогов "Сбрось усталость"

Тренинг для педагогов "Сбрось усталость" по профилактике професионального выгорания...