Статья "Профилактика утомляемости у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Сорокина Наталия Николаевна

В данной статье рассматриваются причины утомляемости дошкольников, признаки появляющейся утомляемости и  формы снижения усталости детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_utomlyaemosti_u_detey.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 Калининского района  г. Санкт-Петербурга

Статья

«Профилактика утомляемости у детей

старшего дошкольного возраста»

Составила: воспитатель  Сорокина

 Наталия Николаевна

Санкт-Петербург

2025 г.

Почему возникает утомляемость у дошкольника?

Возраст 5-6 лет характеризуется активным физическим развитием детей. Активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые  при выполнении большинства движений.

Происходят большие изменения и в развитии нервной системы дошкольников. Совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано и с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.  

Утомление возникает и при умственной, и при физической нагрузке, когда она превышает комфортную норму  воздействия на нервную систему ребёнка. Время полезной  активности зависит от возраста ребенка. Если  дети 1-2 лет устают уже после 5-10 минут однообразных занятий, то дошкольники 5-6 лет могут эффективно заниматься без перерыва около 20-25 минут.

Если малыш чем-то увлечен и это доставляет ему удовольствие, то он может заниматься делом и намного дольше. Но важно отслеживать реакции детей и вовремя реагировать на изменения в поведении детей.

Утомляемость – это психологическое и физиологическое состояние человека, которое субъективно ощущается как усталость. 

Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения. Они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом,  нарушают дисциплину. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными. Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.


Некоторые признаки утомляемости ребенка-дошкольника.

- вялость;

 - жалобы ребёнка на плохое самочувствие.

- капризность и плаксивость «без причины»;

- двигательная расторможенность (постоянно ерзает; проявляет признаки беспокойства - барабанит пальцами, ёрзает на стуле, теребит пальцами волосы, одежду и т. д.); чрезмерная разговорчивость;

- резкие эмоциональные всплески — крик, прыжки, падение на пол и т.д.

- агрессия по отношению к окружающим: отбирает и намерено швыряет игрушки, дерётся, кусается;

- повышенная отвлекаемость, рассеянность;

- нарушение координации: часто запинается, из рук всё время выпадают предметы и т.п.

- мимические признаки: напряженное лицо, кривляния, частая зевота, трёт глаза

У детей признаки утомления нестойкие и обычно быстро исчезают после смены деятельности,  отдыха или после возвращения домой.

Работа на занятиях требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением выполнить задание и достигнуть планируемых  результатов, продолжительным произвольным вниманием и т.д.

Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к образовательной нагрузке, случаи сильного утомления после занятий у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются примерно у половины детей.
Состояние детей в процессе обучения зависит не только от правильной организации деятельности.


Причины утомления:

- нарушение режима  (ребёнок поздно ложится спать, мало находится на свежем воздухе, чрезмерный просмотр телепередач, длительное использование гаджетов);

- перенесённая недавно болезнь или начинающееся заболевание;

- эмоциональные нагрузки (стресс, эмоциональные переживания, конфликты с друзьями или членами семьи);

- однообразие деятельности, излишняя статичность детей на занятии;

- неправильно подобранный материал, излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности;

- большое количество детей в группе (шум);

- неправильное соотношения нагрузки и отдыха (слишком длительное занятие, много дополнительных кружков и секций после детского сада, чересчур активные развлечения);

- неправильное питание (несбалансированное меню или нерегулярное питание).



Средства предупреждения утомления у детей.
 

Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключить недосыпание,  правильно организовать чередование нагрузки и отдыха и увеличить их пребывание на свежем воздухе.
На занятиях важно , чтобы объем и степень сложности учебного материала соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Положительный эмоциональный настрой ребенка тоже играет большую роль. В случае неудач (не смог поймать мяч, не получился рисунок, неправильно ответил на вопрос и т.д.) дети могут испытывать стресс и негативные эмоции, что, в свою очередь, может спровоцировать утомляемость. Поэтому важно не допускать отрицательных оценок и стараться поддерживать ребенка в случае неудачи.

Некоторые формы снижения усталости у детей 5–6 лет:

- Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения выполняются 2–5 минут, можно стоя, сидя и лёжа на спине. 

- Гимнастика для глаз. Это комплексы простых упражнений для  снятия зрительного утомления. Длительность проведения упражнений — от 1,5 до 3 минут. 

- Физкультминутки. Проводятся во время занятий 2–5 минут, по мере утомляемости детей. 

- Пальчиковая гимнастика. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. 

- Самомассаж. Это массаж, выполняемый самим ребёнком. Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение. 

- Упражнения с водой. Например, взбивание пены, выдувание из пены мыльных пузырей, переливание из сосуда в сосуд, стирка кукольного белья, мытьё игрушек. 

Помимо создания благоприятных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении, необходимо, чтобы после возвращения домой и на выходных родители так же не пренебрегали профилактикой утомляемости своих детей.

Как предотвратить утомляемость детей?

Соблюдение режима дня. Хорошо, когда он есть и соблюдается даже на выходных. Нужно обратить внимание на полноценный сон дошкольника:  ребенок до 6 лет должен спать не менее 11 часов в сутки (с учетом дневного сна). Если ребенок предшкольного возраста отказывается спать днем, то можно предложить ему просто полежать и почитать ему книгу.

Смена видов деятельности. Хорошо, когда занятия детей в течение дня разнообразны и умственная активность чередуется с физической. Например, если ребенок сидел за столом и занимался изобразительной деятельностью (лепка, рисование, аппликация, ручной труд), то после творческого процесса желательно провести подвижную игру или физкультминутку. Только не рекомендуется резко отрывать детей от увлекательного занятия. Нужно заранее предупредить ребенка и дать ему время на завершение игры.

Качественное питание.  Если родители не совсем понимают, как обеспечить ребенка дома полноценным питанием, то можно ориентироваться на меню в детских садах: оно строится с учетов всех необходимых растущему организму продуктов. Так же следует обратить внимание на индивидуальные пищевые особенности ребёнка: исключить продукты, вызывающие аллергию, учитывать непереносимость некоторых продуктов. Отрицательные реакции организма могут существенно ухудшить качество жизни ребёнка.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Старайтесь гулять по два раза в день. А во время прогулок открывайте дома окна, чтобы проветрить помещения. При должной вовлечённости взрослого прогулки расширяют кругозор и навыки дошкольника не меньше, чем занятия в кружках. Кроме того, прогулки отлично восполняют потребность ребёнка в двигательной активности.

Дозированный доступ к гаджетам. Время не стоит на месте, и представить нашу жизнь без современных устройств невозможно. Умение пользоваться телефоном и компьютером - нормальный этап развития современного ребенка. Гаджеты позволяют тренировать внимательность, скорость реакции, изучать сложные объекты, которые не увидишь в обыденной жизни. Но они не должны стать основным источником знаний, потому что являются сильным раздражителем для нервной системы ребенка. 

Следите за самочувствием ребёнка. Если у ребенка наблюдаются признаки усталости, симптомы заболевания, то не стоит вести его в таком состоянии в детский сад. По возможности, необходимо дать ребёнку отдохнуть, заняться лечением ребенка своевременно, чтобы не спровоцировать более сильную степень переутомления или ухудшения здоровья.

Новые знания и опыт расширяют кругозор и развивают детей, но излишнее пребывание в насыщенной информационной среде может быть опасным для них. Важно  вовремя замечать признаки утомляемости.

Таким образом, профилактика утомления у детей  - это учёт их возрастных особенностей   и создание   рациональных  условий для комфортного развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...