Взаимосвязь формирования моторной деятельности и развития речевой функции у детей младшего дошкольного возраста (доклад к презентации)
консультация (младшая группа)

Морозова Анна Владимировна

Данная работа рассматривает взаимосвязь формирования моторной деятельности и развития речевой функции у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_morozova.docx232.53 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Слайд»

«От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном детстве, что позволит растущему организму накопить силы и развить физические качества, что в дальнейшем обеспечит всестороннее, гармоничное развитие личности».

Василий Александрович Сухомлинский

С каждым годом становится всё больше детей с проблемами развития. По данным Всемирной организации здравоохранения, стойкие трудности обучения испытывают до 30% детей во всём мире. Это означает, что почти каждый третий ребёнок в классе неуспевающий.

«Слайд»

Основной удар принимает на себя речь как самая сложная психическая функция, зависящая от множества компетенций. На пирамиде обучения Вильямса и Шелленберга видно, какой огромный путь должен пройти в своём развитии ребёнок, чтобы у него сформировалась полноценная речь и возникли предпосылки к успешному академическому обучению.

C:\Users\user\Desktop\движение\i_003.png

Наша многолетняя практика работы показывает, что детей с проблемами развития и трудностями обучения действительно стало больше.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-моторная координация). Также снижена двигательная память.

Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, ползать (многие дети и вовсе пропускают этот важный этап) и т.д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

«Слайд»

Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.

«Слайд»

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений  (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно».

C:\Users\user\Desktop\slide-11.jpg

«Слайд»

 Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда».

C:\Users\user\Desktop\homunculus_penfilda_anatomy_1.jpg

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.

С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, с телефоном, играя в малоподвижные игры) увеличивается нагрузка на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма.   Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него правильных движений, тем меньше вероятность возникновения отставания и отклонений в его физическом развитии и более положительно влияние занятий на его нервно-психическое развитие. Предупредить отставание в физическом развитии ребенка легче, чем его корректировать. Именно поэтому возрастает роль дошкольного учреждения во всестороннем физическом развитии детей.  Целенаправленная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные занятия, в том числе занятия на свежем воздухе. Обучение детей проходит в игровой форме, с музыкальным сопровождением, что позволяет сделать упражнения интересными, разнообразными и приводит к появлению стойкой мотивации детей к занятиям физической культурой и двигательной деятельности.

В перерывах между занятиями, связанными с умственной деятельностью, двигательную активность используют для переключения на новую деятельность, что обеспечивает отдых ребёнку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей психолого-логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динам...

Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"...

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания, для детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры на формирование речевого дыхания, предполагают выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков: звуки произн...

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" содержит опыт работы по приобщению детей к чтению. Образовательная область "...

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности  у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"...

Консультация для воспитателей "Звукоподражания как начальный этап развития речевой функции у ребенка (младший дошкольный возраст)"

Звукоподражание или речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз....

Взаимосвязь формирования моторной деятельности и развития речевой функции у детей младшего дошкольного возраста

Данная работа затрагивает вопросы взаимосвязи формирования моторной деятельности и развития речевой функции у детей младшего дошкольного возраста....