Статья "Организация подвижных игр с дошкольниками"
статья (подготовительная группа)
В статье рассмотрена характеристика подвижных игр, их значение для развития двигательной активности детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация подвижных игр с дошкольниками
Одним из основополагающих принципов стандарта дошкольного образования является сохранение уникальности и самоценности детства. В чем же заключается самоценность детства сегодня? Прежде всего, в удовлетворении ребенком насущных потребностей и желаний, инициатив и предпочтений, в реализации ведущего для развития вида деятельности - игры.
На вопрос: «Что вам больше всего нравится делать в детском саду?» наши ребята вам ответят: «Мы любим играть в подвижные игры!»
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом. Игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих - сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Подвижные игры в детском саду проводятся ежедневно. И чем разнообразнее движения, тем больше информации ребенок получает, тем интенсивнее идет его психическое развитие.
Несмотря на небольшое образовательное пространство, в группе созданы условия так, чтобы его можно было использовать для многих видов деятельности, в том числе и организации подвижных игр. Трансформация зон для двигательной активности в группе обеспечивается разметкой зон маркерами, ширмами.
Конечно такие игры повышенной активности, как «ловишки», «выбивной» и спортивные игры, в группе не организовать, но в некоторые игры мы внесли коррективы. Например:
Играя в подвижную игру «Мы веселые ребята», ведущий не догоняет детей, а следит за тем, чтобы ребята прыгали друг за другом, не повторяя действий впереди прыгающего ребенка. Немного изменили слова «Мы веселые ребята, любим прыгать и скакать. Раз, два, три, скачи».
Еще одна из любимых игр наших детей, в которую мы с удовольствием играем в группе «Два Мороза» - ребята выполняют любимые движения, стараясь не повторять друг за другом, а «Морозы» следят: кто не двигается, тот «замерзает».
Помогает ребятам не повторятся в движениях использование разнообразных спортивных атрибутов. В центре двигательной активности размещено игровое оборудование, спортивный инвентарь, способствующий активизации двигательной деятельности. Он яркий, регулярно обновляется. Все игровые и спортивные материалы доступны детям, безопасны и достаточно прочны.
А нравится ли нашим детям прогулка? Конечно! Вот где можно вдоволь побегать, поиграть. В зимнее время наши воспитанники предпочитают кататься на санках, ледянках и тюбингах, именуемых в народе «ватрушками». Некоторые из детей осваивают ходьбу на лыжах. Но наибольшее предпочтение отдают спортивным играм, таким как хоккей. Организовать игру в хоккей несложно. Всего-то необходимо взять клюшки, шайбу и установить ворота. Детская клюшка не является редким или очень дорогим оборудованием. Сегодня клюшки есть, пожалуй, в каждой группе. Вместо ворот можно поставить ориентиры в виде кегель или корзин. Шайбой может стать обычный пластмассовый кубик. И вперед!
Ежегодно в летний оздоровительный период усилиями педагогов и родителей на участке детского сада оборудуется спортивно-игровая площадка для организации активного досуга дошколят на свежем воздухе. В этом году у нас появилась захватывающая игра «Веревочный лабиринт». Она вызвала огромный интерес у ребят. Участники игры дружно проходят все ячейки, не задевая натянутых веревочек. Игры с мячом - самое любимое занятие детей на прогулке. Волейбол - это не просто спортивная игра, а множество разнообразных подвижных игр и упражнений. Ребята свободно держат мяч, перебрасывают через сетку, умеют следить за его полетом, стараются поймать мяч.
Что так привлекает детей в футболе? Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях. Именно футбол, как спортивная, командная игра – может помочь малышу стать сильным, уверенным и успешным в социуме.
Поддерживать двигательную активность в неблагоприятные для прогулки дни помогают «Классики». Традиционно в «классики» играют на улице летом, а наши воспитанники – круглый год. Для этой игры не надо специального оборудования, и даже специально отведенного места. Наши девочки с удовольствием осваивают разнообразные виды прыжков, заражая своим азартом и мальчишек.
Музыкально-спортивный зал - вот место в детском саду, где всегда проводятся подвижные игры на физкультурных занятиях, динамических часах, во время актированных дней.
Здесь воспитанники играют в «Ловишки» в разных вариациях, «Пингвины на льдинах», «Хитрая лиса», «Рыбаки и рыбки», играют с фитболами, в различные игры с бегом, с прыжками, в игры на ловкость и с мячом, на равновесие, в игры с лазанием и ползанием, выполняют различные виды движений.
Для того чтобы наши игры проходили весело, дружно и приносили удовольствие всем участникам, мы с ребятами выработали свои «золотые правила»:
- Никогда не огорчаться если проиграешь
- Поддерживать игроков, у которых не сразу получилось…
- Если прозвучал сигнал – остановись и посмотри на воспитателя
- Соблюдать меры безопасности (не толкаться, смотреть вперед, когда бежишь)
- Соблюдать правила игры
Моим ребятам очень нравятся подвижные игры, проводимые под музыкальное сопровождение. Музыка помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать игру, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает эмоциональный отклик и создаёт нужное настроение. Например: такие игры, как «Бездомный заяц», «Цирковые лошадки», где ребята весело бегут или скачут под музыку, а с ее окончанием занимают обозначенные места. Спокойная музыка помогает воспитанникам восстановить дыхание после активной игры, расслабить мышцы и настроиться на более спокойный вид деятельности.
Подвижные игры выбираются не случайно. Планирование происходит на основе календаря жизни детского сада, а также зависит от времени года. Например, игры «Построим чум!», «Ловля Оленей» - планируем при реализации темы недели «Мой заснеженный, северный город», подвижные игры «Снежная королева», «Метелица» - планируется в зимние месяцы. Также, с целью закрепления физических навыков, планируются подвижные игры в соответствии с рабочей программой по физическому развитию. Не только дети, но и мы с коллегами всегда в движении и постоянно работаем над пополнением картотеки подвижных игр.
Не лишайте детей радости движения и заряда бодрости, играйте с ними в подвижные игры!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека развивающих и подвижных игр для дошкольников
Различные подвижные и логические игры, собранные в игротеку для удобного использовани в формате А5....
Подвижные игры для дошкольников
подвижные игры в стихотворной форме для дошколят...

Подвижные игры для дошкольников
Предлагаю картотеку подвижных игр и народных игр для детей старшего дошкольного возраста....

Подвижные игры для дошкольников на свежем воздухе
В материалах рассказвыается о пользе игр с детьми на свежем воздухе и примеры игр....

Сюжетные подвижные игры для дошкольников по теме «Дикие животные»
Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил; это игра, в основе которой лежат разнообразные движения (ходьба, бег, метание, лазание, ползан...

Картотека подвижных игр для дошкольников младшей группы
Материал включает разнообразные подвижные игры с младшими дошкольниками....

Картотека подвижных игр для дошкольников средней группы
Материалы включают подвижные игры с детьми средней группы. Игры могут использоваться как инструктором по физической культуре, так воспитателем в совместной двигательной деятельности с дошкольник...