Проект подготовительной к школе группы по теме «Здоровье – главная ценность».
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект подготовительной к школе группы по теме
«Здоровье – главная ценность».
Автор проекта: Егорова Т.Х.
Вид проекта: практико – ориентированный.
Продолжительность: краткосрочный (одна неделя).
Участники: дети, воспитатели, родители, специалист по физическому воспитанию.
Актуальность. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. Гармонично совершенствоваться и развиваться, способен только здоровый ребенок. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача сохранения и укрепления, а также охраны здоровья ребенка, повышения его умственной и физической работоспособности.
Специально организованная досуговая деятельность является эффективным средством формирования здоровья и выработки правильных привычек дошкольников.
Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости и других качеств сильной личности. Беседы, игры по теме помогают сформировать предпосылки к здоровому образу жизни. Продуктивная деятельность помогает детям отобразить свои впечатления.
Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. навыков сохранения здоровья, привычки к здоровому образу жизни.
Задачи. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать ценностное отношение к здоровью человека. Способствовать формированию потребности здорового образа жизни у детей, желанию заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Воспитывать у всех участников проекта активную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создать условия для поддержания этой позиции
Закреплять умение работать сообща, самостоятельно распределяя работу в подгруппе.
Закрепить представления об опасности непослушания, знания правил безопасного обращения с предметами.
Познавательное развитие: закрепить представления о способах сохранения здоровья, учить оказывать себе элементарную помощь, закрепить знания о полезных продуктах.
Обобщить представления о видах спорта и спортивных сооружениях.
Уточнить представления о полезных для здоровья продуктах.
Учить определять время по часам, пересчитываться в обратном порядке, используя числительные мужского и женского рода, понимать отношение «целое – часть», графически изображать целое и составляющие части. Познакомить с понятием величины целого, состоящего из совокупности величин предметов двух видов. Развивать представления о сохранении количества.
Речевое развитие: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; учить включать в рассказ описание природы, окружающей обстановки.
Активизировать употребление в речи однокореннных слов (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный; зима, змний, зимовье, зимушка, зимовать). Учить составлять небольшой рассказ (2-3 предложения) с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу.
Продолжать учить проводить звуковой анализ слова, определять ударный гласный звук, называть слова с заданными звуками.
Воспитывать чуткость к образной речи. Уточнить понимание особенностей народных сказок и отличие их других прозаических произведений.
Побуждать развернуто рассказывать о своих рисунках, объясняя ситуацию и правильное поведение в ней.
Художественно-эстетическое развитие: закреплять умение создавать постройки из стройматериала по представлению.
Побуждать отражать в рисунке имеющиеся знания, изображать опасные ситуации в помещении и на улице. Развивать умение рисовать фигуру человека в движении.
Уточнить понятие о натюрморте. Закрепить умение передавать форму знакомых предметов, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться точности в передаче формы, создавать красивую композицию.
Физическое развитие: познакомить с несложными приемами самомассажа, прививать любовь к физическим упражнениям, учить самостоятельно следить за своим здоровьем.
Закрепить представления о пользе физических упражнения и занятий спортом, о пользе для здоровья прогулок и спортивных упражнений на свежем воздухе.
Ожидаемый результат:
- Расширятся знания детей о своем здоровье.
- Возникнет желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
- Познакомятся с ролью витаминов в жизни человека.
- Узнают причины болезней и как их избежать.
- Расшириться кругозор, появиться интерес и желание узнать больше о здоровом образе жизни.
Этапы работы над проектом.
1 этап (подготовительный).
1. Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у всех участников проекта.
2. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
3. Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы, энциклопедий по теме проекта;
- подбор поговорок, пословиц и загадок по теме проекта;
- подготовка традиционного и нетрадиционного физкультурного оборудования;
- подбор иллюстраций, предметных и сюжетных картинок по теме.
4. Разработать план работы по реализации проекта «Здоровье – главная ценность».
5. Подготовить информационный материал для родителей по темам: «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребёнка к школе».
2 этап (основной).
1.Проведение цикла тематических занятий и бесед в ООД и в процессе образовательной деятельности детей в режимных моментах.
2.Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по теме проекта.
3.Подготовка выставки детских рисунков по теме «Зимний спорт».
4.Чтение художественной литературы по теме.
5.Консультации для родителей.
6. Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры.
7. Создание образовательно – игровой ситуации «Осанка – красивая спина».
3 этап (заключительный).
1.Создание коллажа «Дерево здоровья».
2.Проведение спортивного соревнования «Спорт – это здорово!».
ООД
П О Н Е Д. | Занятие № 1 | Занятие № 2 | Занятие № 3 |
Познавательное развитие (окружающий мир) «Береги свое здоровье» Голицына, стр.288 | Физическое развитие. | Речевое развитие. «Наши игры на участке» Ушакова, № 19 | |
В Т О Р Н. | Познавательное развитие (ФЭМП) Парамонова, № 16 | Художественно – эстетическое развитие. Рисование «Опасности вокруг нас», Голицына, стр.299 | Художественно – эстетическое развитие (музыкальное воспитание) |
С Р Е Д А | Речевое развитие (обучение грамоте) Журова, № 16 | Художественно – эстетическое развитие. Лепка «Натюрморт», Голицына, стр.303 | Физическое развитие. |
Ч Е Т В. | Познавательное развитие (ФЭМП) Парамонова, стр. 453 | Познавательное развитие (экология) «Здоровый человек», приложение № 1 | Художественно – эстетическое развитие (музыкальное воспитание). |
П Я Т Н И Ц А | Речевое развитие. Рассказывание рус.нар.ск. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Голицына, стр. 297 | Художественно – эстетическое развитие. Рисование «Зимний спорт», Голицына, стр. 300 | Художественно – эстетическое развитие Конструирование «Стадион», Голицына, стр.294 |
ОДРМ (понедельник)
Виды деятельности | I половина дня | Прогулка | II половина дня |
Игровая | ДИ «Продолжи фразу» НПИ Домино» | ДИ «Кому что нужно» СРИ «Больница» | |
Коммуникативная | Беседа «Как победить плохое настроение» | . | |
Познавательно – исследовательская | Просмотр и обсуждение мультфильма «Кому нужна зарядка» | Наблюдение: чем отличаемся мы от детей младших групп. | |
Двигательная | ПИ «Коршун и наседка», «Береги предмет» | Самомассаж лица и шеи. | |
Речевая | Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки» | Загадки о спорте. | Чтение рассказа Шорыгиной «Про девочку Таню» |
Трудовая | Сервировка стола. | Сбор снега на участке для построек. | |
Конструктивная | «Больница для кукол» (из стройматериала) | ||
Изобразительная | Узоры из геометрических фигур. |
ОДРМ (вторник)
Виды деятельности | I половина дня | Прогулка | II половина дня |
Игровая | ДИ «Съедобное – несъедобное» НПИ «Шашки» | ДИ «Наше тело» СРИ «Поликлиника» | |
Коммуникативная | Беседа «Солнышко здоровье дарит» | ||
Познавательно – исследовательская | Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни. | Наблюдение: погода. | |
Двигательная | ПИ «Кто быстрее», «Золотые ворота» | Дыхательная гимнастика «Любимый носик» | |
Речевая | ИУ «Как правильно сказать?» | Чтение К Чуковского «Мойдодыр» | |
Трудовая | Дежурство по занятиям. | Чистим дорожки от снега. | |
Конструктивная | |||
Изобразительная | Лепка «Моя семья» |
ОДРМ (среда)
Виды деятельности | I половина дня | Прогулка | II половина дня |
Игровая | ДИ «Вредно – полезно» НПИ «Лото» | ДИ «Зеркало» СРИ «Аптека» | |
Коммуникативная | Беседа «Чтобы зубы не болели» | ||
Познавательно – исследовательская | Рассматривание иллюстраций «Виды спорта» | Наблюдение: игры детей младших групп. | |
Двигательная | ПИ «Гуси – лебеди», «Стоп» | Массаж спины «Дождик» | |
Речевая | ИУ «О чем я рассказываю?» | Чтение А.Барто «Девочка чумазая» | |
Трудовая | Сбор снега на участке для построек. | ||
Конструктивная | По замыслу. | ||
Изобразительная | Рисунки на снегу. |
ОДРМ (четверг)
Виды деятельности | I половина дня | Прогулка | II половина дня |
Игровая | ДИ «Продолжи фразу» НПИ «Гусек» | ДИ «Что изменилось» СРИ «Семья» | |
Коммуникативная | Беседа «Полезная пища» | ||
Познавательно – исследовательская | Опыт «Сухая и жидкая пища» | Наблюдение: ветер. | |
Двигательная | ПИ «Гори, гори ясно», «Кот и мыши» | Дыхательная гимнастика «Ветер – ветерок» | |
Речевая | ИУ «Цепочка слов» | Чтение Рассказа Шорыгиной «Полезные и вредные привычки» | |
Трудовая | Дежурство по столовой. | «Лечим»книги. | |
Конструктивная | Постройки из снега. | ||
Изобразительная | Раскраски «Овощи и фрукты» |
ОДРМ (пятница)
Виды деятельности | I половина дня | Прогулка | II половина дня |
Игровая | ДИ «Ты начни, а я закончу» НПИ «Крестики – нолики» | ДИ «Вершки – корешки» СРИ «Магазин» | |
Коммуникативная | Беседа «Грязные руки» | Беседа «Что мы знаем о здоровом образе жизни». | |
Познавательно – исследовательская | Просмотр и обсуждение мультфильма «Митя и микробус» | Наблюдение: птицы в январе. | |
Двигательная | ПИ «Машины», «Ловишки» | ИУ «Массаж спины» | |
Речевая | ИУ «Слова – приятели» | Чтение рассказа Шорыгиной «Кто с закалкой дружит…» | |
Трудовая | Труд в уголке природы: полив растений, рыхление почвы. | ||
Конструктивная | |||
Изобразительная | Рисование «Веселый человечек» |
Приложение № 1
Конспект ООД по экологии «Здоровый человек»
Цель. Развитие понятий о здоровом образе жизни, интеллектуальных и творческих способностей дошкольников через овладение действиями наглядного моделирования. Выяснение влияния окружающей среды на здоровье человека.
Материал: Карточки с условными обозначениями: схема человека, схема основных органов человека (сердце, печень, лёгкие, мозг, желудок).
Карточки: грязная, чистая вода; чистый воздух, дым; заводские трубы; телевизор; конфеты; фрукты; овощи; чипсы; лес; горы; жвачка. Карточки: зелёная и красная. «Газовый» платок.
Предварительная работа: Беседа «Как победить плохое настроение», «Солнышко здоровье дарит», игра – «Вода для хвори беда», «Угадайка».
Ход ООД. Задание первое. Предложить детям игру «полезно, не полезно». Правило игры: у детей две карточки красная и зелёная, говорится утверждение, если оно правильное, то поднимается зелёная карточка, если неправильное, то красная.
1. Очень полезно мыть руки перед едой.
2. Очень полезно гулять на свежем воздухе.
3. Очень полезно есть много конфет.
4. Очень полезно есть витамины.
5. Очень полезно смотреть долго телевизор.
6. Очень полезно слушать громко музыку.
7. Очень полезно заниматься спортом и т. д.
Затем идёт обсуждение: почему дети поднимают ту или иную карточку. Дети делают вывод: что полезно, что вредно для здоровья человека.
Задание второе. На столе лежат: схематическое изображение контура человека и схемы карточки органов человека. Детям предлагается разложить схемы карточки в контур человека (мозг, печень, желудок, лёгкие). Дети уточняют, правильно ли они разложили, затем воспитатель просит дорисовать:
1. То, что держит весь организм человека.
2. То, чем дышит человек.
3. То, чем слушает человек.
Дети обсуждают, договариваются, дорисовывают. Сделать вывод: что каждый орган необходим, для организма человека.
Физкультминутка.
Руки на пояс поставьте в начале,
влево и право качайте плечами,
вы дотянитесь мизинцем до пятки
и тогда будет всё в полном порядке.
Задание третье. Воспитатель предлагает: закрыть глаза, послушать тишину, биение сердца, своё дыхание.
Упражнение «Поймай воздух». Все дети берутся за концы «газового» платка, одновременно поднимают его вверх и опускают концы вниз (получается купол, заполненный воздухом).
Воспитатель говорит, что воздух окружает землю, но мы его не видим. Детям предлагается вдохнуть и выдохнуть воздух (при этом положить ладонь на грудную клетку).
Вопросы к детям:
- Что мы вдыхаем и выдыхаем?
- Что бы произошло, если б не было воздуха?
- Почему мы не видим воздух?
- Человеку нужен не просто воздух, а чистый воздух. От чего же воздух становится грязным? (от фабрик, заводов, машин).
Сделать вывод: если воздух грязный мы быстро устаём, болит голова. Чтобы чувствовать себя хорошо надо: проветривать помещение, делать влажную уборку и иметь комнатные растения.
Задание четвёртое. Воспитатель обращает внимание детей на схематический контур человека и набор карточек. На карточках схематически изображены чистая и грязная вода, телевизор, фрукты, овощи, витамины, мяч, скакалка, чипсы, лес, горы, трубы заводов, слив производственных отходов. Дети раскладывают с одной стороны карточки с изображением того, что положительно влияет на здоровье человека, а с другой стороны с изображение того, что вредит здоровью. Предлагается расставить стрелки, какие органы пострадают из-за грязной воды, грязного воздуха, долгим просмотром телевизора и т. д. Как влияет чистая вода, свежий воздух, занятие спортом. И дети определяют, где человек здоров, а где – нет. Дети делают вывод: для того чтобы, человек был здоров, ему необходимо: вести здоровый образ жизни - рациональное питание, экологически чистые продукты и вода, включающие необходимые витамины; занятие спортом, пребывание на свежем воздухе; здоровый сон; внимательное отношение к своему организму.
Приложение № 2
Игровая образовательная ситуация: «Осанка – красивая спина»
Цель:
- формирование привычки следить за своим здоровьем;
- побуждение к выполнению физических упражнений;
- умение радоваться достигнутому результату.
Ход.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две очень знатные семьи. Одна семья – горбунов – была очень гордой. Они так и говорили про себя: «Мы самые знатные, мы самые богатые, мы самые красивые. У нас круглые спины, а голова всегда смотрит вниз – мы все видим, что лежит на земле» (показать иллюстрацию).
А семья стойкого оловянного солдатика была очень скромной. Отец всегда говорил сыну: «Смотри всегда вперед, сынок. Не склоняй голову перед трудностями. Расправь свои плечи, подставь свою грудь навстречу всем ветрам, и никогда ничего не бойся» (показать иллюстрацию).
- Ребята, как вы думаете, в какой семье люди красивее? (Ответы детей).
- Красота у человека бывает внутренняя (это его мысли, его чувства, его характер) и внешняя (это черты лица, рост, фигура, осанка).
- У кого более красивая осанка: у горбуна или у солдатика?
Игра-имитация «Покажите, с какой спиной ходили в семье горбунов. Покажите, с какой спиной ходили в семье оловянного солдатика».
- Ребята, а как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека или на сутулого? А вам как больше понравилось ходить: выпрямив спину или сгорбившись? (Ответы детей).
- Приятно смотреть на стройного человека, стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте. У стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку и другим важным органам. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, в юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась на костную.
Об этом знал оловянный солдатик. Потому что с детства занимался физическими упражнениями, спортом, и не раз слышал от родителей: «Не сгибай спину! Расправь плечи! Сиди прямо!»
- Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве научиться держать спину прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
- А в семье горбунов родители не учили своих детей держать спину ровно. Они ходили, уткнувшись носом в землю, и не замечали, как прекрасен окружающий мир. Они никогда не говорили своим детям: «Следи за осанкой! Выпрями плечи, подними голову!» их дети часто болели, жаловались на боли в спине. Их спины все больше и больше искривлялись и горбатились.
- Ребята, кто хочет проверить свою осанку?
Упражнение 1
Сядьте так ровно, как у кого получится. (Воспитатель хвалит детей за ровные спины.)
Упражнение 2
Подойдите к стене и встаньте так, чтобы затылок. Лопатки, пятки плотно прилегли к ней. Отойдите от стены и постарайтесь сохранить это положение как можно дольше.
Упражнение 3
Положите себе на голову мешочек с песком и ходите (медленно, затем быстрее). В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, мешочек упадет.
- Ребята, а кто знает, почему у горбунов такие кривые спины? (Ответы детей).
- У горбуна – нарушение осанки. Эта болезнь называется сколиозом. Это значит, что позвоночник деформирован, т.е. искривлен. Эта болезнь лечится трудно и долго. Держать правильно осанку нам помогает позвоночник – это основной стержень тела. Он проходит посередине спины. К позвоночнику присоединены ребра, они защищают внутренние органы от повреждений.
- Ребята, как вы думаете, может ли ребенок сам сформировать правильную осанку, или, наоборот, деформировать ее? Почему искривляется позвоночник у детей?
Оловянный солдатик знал, что, если держать позвоночник в прямом положении, мышцы закрепляются, привыкают к такому положению. А без физических упражнений мышцы слабеют и дряхлеют. Если с детства помнить об этом, систематически заниматься физкультурой, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в спортивные игры, то скелетные мышцы укрепятся, и осанка останется ровной.
В семье горбунов дети были очень ленивые. Они считали, что их спины и так красивые, поэтому не стоит прилагать лишних усилий, чтобы сделать осанку стройной.
Но однажды случилась беда. У всех детей в семье горбунов заболели спины, они не смогли встать с постели, не могли ходить в школу. Что делать? И тут они вспомнили, как стойкий оловянный солдатик приговаривал всегда: «Я позвоночник берегу…Я от болезней убегу…» и решили позвать солдатика, чтобы он помог им. Оловянный солдатик сразу же пришел к ним на помощь и дал следующие полезные советы:
1.Не лениться, выполнять трудовые поручения дома, в детском саду, в школе, на даче и т.д.
2.Ежедневно делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями.
3.Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову.
4.При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если носить портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
5.Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
6.При письме или чтении каждые 15-20 минут менять позу, потягиваться, двигаться, делать физкультминутку.
7.Если при работе приходится долго стоять, следует через 15 минут обязательно поменять позу, подвигаться, дать позвоночнику отдохнуть.
8.Больше гулять на свежем воздухе, играть в спортивные игры: в футбол, в баскетбол, в волейбол, в теннис, в городки, играть с прыгалкой, обручами, мячами и т.д.
9.Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое будет вам напоминать, какая у вас осанка.
- После того, как дети горбунов стали выполнять советы оловянного солдатика, произошло чудо. Все дети выздоровели и стали действительно красивыми, стройными, подтянутыми. А главное – они перестали гордиться и стали дружить с оловянным солдатиком. Кто умеет трудиться, тот не умеет гордиться!
Приложение № 3
«Воспитание навыков здорового образа жизни в семье».
Воспитание детей — большая радость и большая ответственность, и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие необходимо, чтобы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения.
Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребёнка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребёнка. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).
К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь являются правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.
При поступлении ребёнка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребёнка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребёнка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учёбе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координация движений; а также в игровой деятельности детей.
Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.
Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями — увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Заниматься должны уже сейчас. Когда ребёнок ходит в детский сад.
Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизнь ребёнка стало началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми, затем родителям надо хорошо ознакомится с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьёмся более высоких результатов в физическом развитии наших детей.
Приложение № 4
Консультация для родителей «Физическая готовность ребёнка к школе».
Когда наши дети идут в школу, все мы хотим, чтобы они хорошо учились. Важным фактором успешного обучения является физическая готовность. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
Все дети индивидуальны и развиваются по–разному. В старшем дошкольном возрасте относительно хорошо развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук.
Нужно развивать мелкую моторику, так как она оказывает влияние на формирование готовности руки к письму, развивает детскую усидчивость, речь ребёнка.
Одно из самых эффективных способов развития мелкой моторики является игры – шнуровки по Монтессори. В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки.
Данное занятие отлично развивает мелкую моторику детских ручек, укрепляет мышцы кистей рук, развивает воображение, цветовостприятие, логическое мышление, ловкость рук, пальчиков.
В этом возрасте велик риск развития плоскостопия. Очень важно вовремя предотвратить его развитие. Одним из неблагоприятных факторов развития этой патологии является неправильно изготовленная или приобретённая обувь. Для стимуляции мышц и связок очень хорошо могут выступать жёсткая трава, камни, песок, земля. Детская обувь должна быть с небольшим каблучком, жёстким задником супинатором. Последствия плоскостопия – нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе позвоночника.
Особое внимание родителям следует уделить формированию правильной осанки дошкольника. Чтобы к школьному возрасту была правильная осанка, ребёнку нужно обеспечить:
- Полноценное правильное питание;
- Прогулки на свежем воздухе;
- Правильно оборудованное соответственно росту рабочее место (стол, стул);
- Регулярные физические нагрузки согласно возрасту (гимнастика, танцы, ЛФК);
- Полноценный отдых и сон;
- Подходящее спальное место (ортопедический матрац, подушка);
Нужно прививать привычку правильно сидеть за столом, во время занятий, просмотра телевизора, компьютерных игр.
Итак, стол должен иметь высоту на 2-3 см выше локтя свободно опущенной руки ребенка. Высота стула должна быть равна высоте голени, т.е. ноги сидящего ребенка должны доставать до пола и быть согнуты в коленях под прямым углом. Спина должна плотно прикасаться к спинке стула, которая имитирует естественный поясничный изгиб. Между грудью ребенка и краем стола должно быть расстояние не мание 2 см, голова слегка наклонена вперед.
Но нужно помнить, уважаемые родители, что длительное сидение в одной позе так же вредно, как и неправильная посадка. Разминки, смена положения и рода занятий способствуют сохранению физического здоровья.
Предлагаем Вам несколько простых упражнений для домашних физкультминуток.
- И. п. – стоя около письменного стола, руки на поясе.
На счёт 1–3 – поднять руки вверх, прогнуться, потрясти кистями (вдох). 4 – 6 – опустить руки на пояс (выдох). Повторить 6 раз.
- И. п. – упор присев.
1–3 – встать, прогнуться (вдох).
4–6 – вернуться в и. п. (выдох). 4 раза.
3. И. п. – стоя, руки на поясе.
1–2 – наклон вправо (вдох).
3–4 наклон влево (выдох). 5 раз.
Дыхание ребёнка отличается от взрослого, он дышит более поверхностно и учащенно. Такое дыхание ухудшает вентиляцию лёгких и вызывает в них застой воздуха. Поэтому нужно в системе проветривать помещение, занятия физическими упражнениями проводить по возможности на свежем воздухе. А также полезна дыхательная гимнастика.
При подготовке детей к школьному обучению советуем обратить внимание на следующие моменты.
1.Среди родителей, а подчас и учителей, существует мнение, что учить детей усидчивости следует за столом, чаще привлекая их к «сидячим» занятиям. Это не верно. Усидчивость возможно развивать лишь при условии полного удовлетворения потребности в движении.
Поэтому, прежде чем усаживать ребёнка за стол читать или писать, необходимо убедиться, что он достаточно перед этим двигался. В противном случае занятия не дадут нужного результата, вызвав переутомление.
2. Считается, что умственное развитие осуществляется только в процессе специального организованных бесед, чтения книг с непременным участием взрослого. Это не совсем верно. Движения и здесь окажут неоценимую услугу.
Например, в самостоятельной игре с мячом ребёнок получает интенсивную тренировку многих мозговых центров, тренируются не руки, а прежде всего мозг. В игре ребёнок упражняет память, внимание, волю, учится соподчинять движения рук и глаз, приобретает разносторонние знания о свойствах мяча, определённые пространственно – временные представления. Огромную зарядку получают мышцы, сердце и другие органы.
Следовательно, одна из главнейших задач семьи при подготовке детей к школе заключается в правильной организации двигательного режима, который можно рассматривать и как средство развития интеллекта, речи ребёнка, и умения управлять собой.
3. В семье обязательными должны стать утренняя гимнастика в сочетании с закаливанием, физические упражнения и подвижные игры на воздухе со сверстниками. Полезны семейные туристические походы, лыжные прогулки, выезды на природу с плаванием, весёлыми играми и соревнованиями. Интересны внутри и межсемейные соревнования под девизом «Мы – спортивная семья». Участие в них детей – прекрасная школа для развития не только движений, но и организованности, настойчивости в преодолении трудностей.
Уважаемые родители! Помните, что хорошая физическая подготовка ребёнка помогает ему не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками, укрепить иммунитет, улучшить здоровье ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Здоровье — главная ценность человеческой жизни». Непосредственно- образовательная область :«Здоровье».
Интеграция: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация»....

Проект старшей группы «Капелька» Тема: «Здоровье - главная ценность человека».
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общес...

Районное методообъединение интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Здоровье — главная ценность человеческой жизни».
Районное методообъединение интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Здоровье — главная ценность человеческой жизни»....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Здоровое питание»
Цель: раскрыть принципы правильного питания, создать условия для формирования навыков здорового питания.Задачи: - Формировать у детей представление о важности правильного питания, как состав...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: «Здоровый образ жизни»
Цель: Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детейЗадачи: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующи...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе № 1 Тема: «Здоровый образ жизни. Нужные советы».
Задачи: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей....

презентация образовательного проекта подготовительной к школе группы "Чай пить-здоровым быть"
Создать условия и мотивировать детей на самостоятельную познавательно – исследовательскую и творческую деятельность в процессе реализации детского проекта....