Картотека игр и упражнений "Профилактика плоскостопия"
картотека

Федорова Юлия Владимировна

В таблице представлены название игр, их цель и правила игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_ploskostopiyu.docx30.26 КБ
Файл kartoteka_uprazhneniy_po_ploskostopiyu.docx228.39 КБ

Предварительный просмотр:

Название игры

Цель игры

Правила игры

«Загрузи машину»

Формировать навыки правильной осанки, укреплять

мышечную систему,  укреплять мышцы и связки стоп с

целью   профилактики   плоскостопия,   воспитывать

сознательное отношение к правильной

осанке.

Дети, стоя в шеренге, по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу

и загружают палочками машинку.

«Сидя по – турецки»

Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по - турецки рядом с гимнастической стенкой.

Встают, придерживаясь за опору, ноги с крестно. Нужно постоять на наружных краях стопы. Сесть. При повторении

упражнения вреди другая нога.

«Увези машину»

Формировать навыки правильной осанки, укреплять

мышечную  систему,

укреплять  мышцы

и  связки  стоп  с

целью   профилактики   плоскостопия,   воспитывать

сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге, по очереди (руки на поясе спина прямая)  передают  пальцами  ног  ниточку,  к  которой

привязана машинка с грузом.

«Нарисуй картину»

Формировать навыки правильной осанки, укреплять

мышечную  систему,  укреплять  мышцы  и  связки  стоп  с целью   профилактики   плоскостопия,   воспитывать

сознательное отношение к правильной осанке.

Дети,  стоя  (сидя)  должны  нарисовать  ногами  любой  рисунок.

.

«Поймай рыбку»

Формировать навыки правильной осанки, укреплять

мышечную  систему,

укреплять  мышцы  и  связки  стоп  с целью   профилактики   плоскостопия,   воспитывать

сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются камешки, детки пальцами ног

ловят рыб.

«Зайцы и волк»

Укрепление мышц туловища, рук, ног.

По команде: «Зайцы» - дети прыгают по залу (группе)

По  команде:  «Волк» - «Зайцы»  бегут  в  домики  на массажные коврики. «Волк» старается поймать «зайцев».

«Сидячий футбол»

Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты.

Отталкивают мяч от себя сидящему напротив.

«Ловкие ноги»

Развитие  координации  движений,  чувства

равновесия;  укрепление  мышц  туловища,  связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.

Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами

- палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять

платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки.

«Канатоходцы»

Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Упражнение на равновесие.

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

«Цапли»

Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Упражнение на равновесие.

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую), удерживая равновесие.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

«Барабан»

Закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных

положениях.

Оборудование: стульчики или скамейки.

Дети сидят на стульях (скамейке), стопы параллельны, пятки прижаты к полу. Педагог сидит напротив  и  в определенном  ритме  отбивает  такт

поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног  одновременно.  Дети  повторяют  упражнение.  Пятки

остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, но такт  отбивается  пятками,  а  носки  в  это  время  плотно

прижаты  к  полу.  Одновременно  нужно  контролировать правильность осанки.

«Великан и другие»

Закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных

положениях.

Дети выполняют игровые упражнения по сигналу педагога. «Великан» - ходьба на носках, поднимаясь как можно

выше (5-7 минут).

«Гномы» - ходьба  на  согнутых  ногах  (4-5  минуты).

«Маленький -

большой»

Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Упражнение на равновесие.

По команде как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться. (Повторить 10 - 12 раз).

«Ловкие ноги»

Укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного

сустава.

Оборудование: мячи.

Дети садятся на пол, опираясь сзади на

руки,  ноги  вытянуты  вперед,  между  стопами - мяч.

Обхватив  мяч  стопами,  перекладывать  его  в  сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами.

«Каракатица»

Закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных

положениях.

Оборудование: деревянные   или   пластмассовые гимнастические палки.

Участники делятся на две команды,

каждый участник принимает положение сидя на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки

выстраиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигналу педагога «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и

пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обрат

но, не прекращая стопами перекатывать

гимнастическую  палку.  Передав  эстафету  партнеру  по команде,  ребенок  встает  за  последним  участником

команды.

«Гигантские шаги»

Закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев

в различных исходных

положениях.

Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см.

Коврики раскладываются по кругу на

расстоянии  большого  шага ребенка.  Дети  по  очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые,  боковые  шаги,  на  пальцах,  на  пятках,  спиной вперед).

«Веселая дорожка»

Укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного

сустава.

Резиновые массажные коврики 30x30 см.

Массажные коврики располагаются на

полу  хаотично,  на  расстоянии  небольшого  прыжка. Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

«Кто дальше пройдет по дорожке»

Укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного

сустава.

Оборудование:резиновые массажные коврики 30x30 см.

Дети  делятся  на  две  команды.

Командам  дается  задание,  например:  «По  дорожке  ты шагай, четко фрукты (овощи, имена) называй». По сигналу

дети  начинают перешагивать  с коврика  на  коврик  и  на каждый шаг называют один из фруктов. Выигрывает тот,

чья дорожка окажется длиннее (кто дальше уйдет от линии старта).

«Сложи фигуру»

Укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

«Башенка»

Укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Оборудование: кубики.

Сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

 «Соберём урожай»


Укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

«Снежки»

Укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.

По сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

«Стирка»

Формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

На полу платочки. пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, (опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду ( стирают- 2 раза) а потом собирают в гармошку и отжимают.

 

 



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Виды плоскостопия :

Различают продольное и поперечное плоскостопие. Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное давление, это приводит к деформации стопы и к определённому виду плоскостопия.

Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.
Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.

Причины плоскостопия:

Раннее вставание и ходьба;

Избыточный вес;

Генетическая предрасположенность;

Травмы стопы;

Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;

Плохо подобранная обувь;

Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);

Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Профилактика плоскостопия:

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

— соблюдать профилактику плоскостопия;

— проводить закаливание детей;

— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;

— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

Виды упражнений по профилактике плоскостопия

Ходьба: ​

  • на месте, не отрывая носки от  пола; ​
  • на носках, в приседе на носках, в  полуприседе ; ​
  • на пятках; ​
  • перекатом с пятки на носок; ​
  • на внешней стороне стопы; ​
  • приставным шагом по: ​

               - обручу ​

               - палке, веревке, канату ​

               - ребристой дорожке ​

  • по кочкам; ​
  • по ребристой дорожке, по  упаковке от яиц; ​
  • по сенсорным дорожкам (в  группе); ​
  • на ходунках.

 

Прокатывание предметов  ногами(подошвами): ​

  • на счетах; ​
  • игольчатых мячиков; ​
  • палочек; ​
  • мелких шариков. ​

 ​

Собирание пальцами ног: ​

  • шишек; ​
  • мелких игрушек (от Киндера). ​

 ​

Самомассаж: ​

  • ежиками; ​
  • шишками.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Цель:  укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение:  пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование:  крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение:  сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование:  контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

Выполнение:  сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Оборудование:  кубики.
Выполнение:  сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование:  пуговицы разного размера.

Выполнение:  пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование:  грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Игровое упражнение «Уберём игрушки».

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»

Выполнение:  пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование:  листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение:  дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование:  по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение:  по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование:  палочки дл. 20 см.

Выполнение:  дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.


Игровое упражнение «Барабанщик».

Оборудование: не требуется. 

Выполнение: Сидя на скамье, ребенок отбивает пальчиками ног ритм стишка, предложенного воспитателем.

Игровое упражнение «Качели».

Оборудование: не требуется.

Выполнение: Для выполнения этого упражнения ребенка необходимо усадить на гимнастическую скамью, попросив вытянуть ноги с упором пятки в пол. При специальном отсчете в игровой форме, ребенок подтягивает носочки к себе, а потом опускает их в начальное положение.

Игровое упражнение «Паучок».

Оборудование: обруч                                                                                       Выполнение:  Малышу предлагается обхватить пальцами на ногах обруч (гимнастическую палку), а потом медленно передвигаться по нему, не отрывая пальчиков ног, приставными шагами.

Игровое упражнение «Художник» .

Оборудование: не требуется.                                                                         Выполнение: Исходное положение стоя, руки необходимо положить на пояс. Ногами ребенок должен рисовать различные фигуры, не сходя со своего места.

Игровое упражнение «Веселый ежик».  

Оборудование:  мячВыполнение: Упражнение выполняется стоя. Для него понадобится гимнастический мяч, который ребенок будет катать ногами (от носка к пятке) с периодической сменой ног.

Игровое упражнение «Улитка».  

Оборудование: не требуется.                                                                    Выполнение: Ребенок стоит, приподнимая пальцы ног и подгибая их, упираясь в пол, постепенно передвигаясь. Затем встает на пятки, приподняв носок и наоборот, а затем опускается на полную стопу.

Игровое упражнение «Маляр».   

Оборудование: не требуется.                                                                                      Выполнение: Исходное положение – лежа на спине. При этом ребенок водит одной ногой по другой, меняя их.

 Игровое упражнение: «Растем вместе»
Оборудование: не требуется                                                                                  Выполнение: Дети поднимаются на носки, считают до 3-х и опускаются.


Игровое упражнение: «Эстафета»                                                          Оборудование:  мячик, палочка, кубик или что-то другое                                                                                                           Выполнение: Ребята делятся на 2 команды. Выбирается два одинаковых предмета, которые будут передаваться ногами от одного дошколенка к другому. Какая команда успеет первой передать предмет (мячик, палочка, кубик или что-то другое) от первого участника к последнему, та и победила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии закрепляет навыки правильной установки стопы. Укрепляет мышцы пальцев стоп и голеностопного сустава. Игра - это ведущий вид деятельности, где дети учат...

Картотека игр профилактике плоскостопия и укрепления осанки

Не забывайте — ребенок должен много двигаться; сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия....

Картотека по профилактике плоскостопия

Картотека игр и упражнений для профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста...

Картотека "Игры и упражнения для профилактики плоскостопия"

Картотека "Игры и упражнения для профилактики плоскостопия" для детей дошколього возраста....

Картотека игр "Профилактика плоскостопия"

Таблица. В таблице представлены название игр, их цель и правила игры....

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...