Роль двигательной активности в развитии ребенка
консультация (средняя группа)
Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека. Двигательные возможности могут достигать высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные движения (двигательные действия), как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №70»
Консультация для родителей
на тему:
«Роль двигательной активности в развитии ребенка»
Подготовила воспитатель:
Ващенко Т.А.
Ярославль,
2025г.
Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека. Двигательные возможности могут достигать высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные движения (двигательные действия), как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многое другое.
Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.
О значении двигательной активности в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов и др.
Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.
По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие. Познание окружающего посредством движений более всего характеризует психологические и возрастные особенности детей первых трех лет жизни. Вот почему детям этого возраста особенно необходима двигательная активность.
Между развитием тонких движений пальцев рук и речевой моторикой существует определенная функциональная связь. Так, установлено, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие пальцевой моторики ребенка соответствует его возрасту, то и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает — задерживается, как правило, и развитие речи. По наблюдениям ученых, словесная речь ребенка начинает развиваться, когда движения пальцев рук достигнут достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает речевой аппарат, стимулируя его на овладение различными движениями, для последующего формирования речи.
Отмеченные особенности моторного развития (несовершенства двигательной сферы), имеющиеся у детей специальных учебно-воспитательных учреждений, могут наблюдаться и у части детей массовых детских садов и школ.
Устранение недостатков в моторном развитии детей в специальных детских учреждениях осуществляется нами в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима. Благодаря различным лечебно-оздоровительным, физкультурным и другим мероприятиям, проводимым разными специалистами (врачами и методистами по лечебной физкультуре, педагогами и психологами, учителями физической культуры и руководителями спортивных секций и кружков и др.) в соответствии с распорядком дня детского учреждения, нормализуются и развиваются двигательные и другие функции ребенка.
К сожалению, во многих семьях на развитие и совершенствование двигательной сферы детей должного внимания не уделяется. Большинство родителей полагает (особенно после того, как ребенок встал на ноги и пошел), что разнообразные движения (двигательные действия), жизненно необходимые ребенку, появляются у него с возрастом сами собой без особых усилий со стороны взрослых путем подражания их двигательным операциям в различных ситуациях. В лучшем случае ребенка учат в семье пользоваться столовыми приборами, одеваться, застегивать, зашнуровывать, завязывать и т.д. Однако нередко можно встретить детей, принимаемых в детские сады или поступающих в школу, у которых даже эти элементарные двигательные навыки по самообслуживанию бывают не сформированы.
Дети, не владеющие соответствующими двигательными навыками, приспосабливаются обходиться без них, прибегая к различным уловкам: надевают и снимают обувь, не расшнуровывая и не расстегивая ее; надевают и снимают головные уборы, не развязывая тесемок или вовсе отрывают их; обрывают пуговицы на одежде и т.п. Это ведет к еще большему отставанию детей в моторном развитии и, как правило, появлению у них в связи с этим различных вредных привычек.
Как известно, на формирование различных моторных навыков, на развитие определенных двигательных качеств направлено физическое воспитание в массовых детских учреждениях. В большинстве своем родители, чьи дети посещают эти образовательные заведения, считают, что для нормального двигательного развития их детей вполне достаточно занятий физической культурой в детском саду или школе. Однако даже в случае повышенного внимания к физическому развитию детей в том или ином образовательном учреждении с таким мнением родителей вряд ли можно согласиться. Если бы уроков физической культуры, других всевозможных занятий по формированию движений в детском саду и школе хватало для высокого уровня моторного развития ребенка, то не встречались бы так часто дети и подростки с неправильной осанкой и шаркающей походкой, с двигательной неловкостью и неуклюжестью в элементарных бытовых действиях, с невыразительной мимикой и невнятной речью, со многими другими особенностями в двигательном поведении. Причем эти особенности чаще всего не обусловлены каким-либо заболеванием, связанным с двигательной сферой, а являются результатом педагогической запущенности. Они без соответствующей коррекционной работы не исчезают, а, наоборот, закрепляются и остаются на всю жизнь. Весьма не часто можно встретить ребенка, а тем более взрослого с правильной осанкой и красивой походкой, с ловкими и в то же время изящными движениями в быту или иной обстановке, с хорошей общей пластикой тела, если для этого не проводились специальные занятия, не уделялось достаточного внимания.
Конечно, школа движений, основные двигательные навыки закладываются в процессе физического воспитания в детских образовательных учреждениях. И все же, отработка, оттачивание, придание грациозности, изящества любому двигательному проявлению ребенка должны проходить, на наш взгляд, в семье. И легкая походка, и приятная улыбка, и грациозные движения, и многие другие двигательные акты требуют длительного кропотливого формирования при непосредственном терпеливом участии взрослых.
В связи со сказанным в особом внимании нуждаются дети, не посещающие в силу различных причин образовательные учреждения, и тем более дети с отставанием или какими-либо нарушениями в моторном развитии.
Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие. Здесь уместно будет, перефразировав известное высказывание, заметить, что предупредить отставание в моторном развитии ребенка легче, чем устранить (с корригировать) его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое родительское собрание на тему: «Роль двигательной активности в развитии ребёнка»
Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей....

Роль двигательной активности в развитии ребенка
В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги и конечно огромную роль в этом процессе играют родители. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только со...
РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, п...

Консультация для родителей «Роль двигательной активности для развития детей»
Рассказать родителям о формах двигательной активности и их влиянии на развитие ребёнка....

«Роль двигательной активности в развитии ребенка»
Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей. В систему мероприятий, необходимых для правильного ф...

Статья Калининой В.В., инструктора ФК." Роль двигательной активности в жизни ребенка и роль родителей в безопасном воспитании детей здоровыми"
Выступление на родительском собранииРоль двигательной активности в жизни ребенка и роль родителей в безопасном воспитании детей здоровыми.Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, ве...

Роль двигательной активности в развитии ребенка 3-6 лет.
Физическая активность играет решающую роль в развитии детей в возрасте от 3 до 6 лет. Это критический период в жизни ребенка, когда он переживает быстрый физический, когнитивный и социальный рост. Вот...