Методическая разработка «Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОО»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, как помощь при создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в группе ДОУ.

Методическая разработка ориентирована на детей  5-7  лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Создание безопасных условий

при организации образовательного процесса в ДОО»

Воспитатель Колиниченко Е.Н.
МБДОУ №3 г Пролетарск

        Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.         Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищем новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.

Задачи данной деятельности-

  • создание в ДОУ условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности;
  •  формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни;
  •  обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.

Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  • Образовательного
  • Медико-профилактического
  • Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
  • Психологического

        Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду, в частности, в старшей разновозрастной группе:

  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  • Физическое воспитание
  • Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду

        Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

        Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. В нашем детском саду возникают трудности в составлении сетки занятий оттого, что имеются три логопедические группы, а это дополнительные занятия логопедов. Но мы стараемся так составить сетку, чтобы не нарушать требования СаНПиНа (представить сетку занятий).

        Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях и семинарах проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В нашей групповой комнате имеется «Центр здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций. Работа с родителями носит профилактическую направленность и  осуществляется в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ

Разработана система оздоровительной работы с учетом условий ДОУ и контингента детей, включающая физкультурно-оздоровительную работу , создание эмоционально-комфортной среды, способствующей формированию положительного, осознанного отношения к здоровому образу жизни. Оздоровительная работа имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.

Направления оздоровительной работы:

•        Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей.

•        Оптимальная организация режима дня, способствующая увеличению двигательной активности детей

•        Организация лечебно-профилактических мероприятий

•        Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.

        В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа.

        Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

        Физкультурная деятельность  разнообразна по форме и содержанию в зависимости от задач:

  • Традиционная НОД;
  • Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
  • Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес»;
  • Тематическая НОД: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч»;
  • Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  • Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  • Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

        Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

        После НОД наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

        Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В группе проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

        Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов

Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)

Облегченная одежда в детском саду

        Гимнастика после сна

Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст

Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой

Летом ходьба босиком по спортивной площадке

Самомассаж

Витаминотерапия

Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта

3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

        Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Мы, педагоги, стараемся уважительно относятся к каждому ребенку. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.

        Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие.

        Самообразование и внедрение ППО:

Разработаны планы прогулок с учетом двигательной активности детей в старших группах. Внедрены в работу авторские программы: «Театральные логоминутки» Хисамутдиновой Л.Р., «Дорога и дети» Кузнецовой Е.В.

Основными направлениями деятельности по обеспечению безопасности в детском саду являются:

- Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации:

•        Дорожная безопасность

•        Противопожарная безопасность

•        Антитеррористическая защищенность

•        Профилактика заболеваний

•        Информационная безопасность

   Работа с детьми включала в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

     

Проведение Недель безопасности для детей весной и летом период, включающие:

- «День пожарной безопасности»

- «Дорожная безопасность»

-  «Безопасность в доме и на улице»

- «Безопасность в быту»

- «Безопасность в летний период»

В зимний период – проведение цикла мероприятий по теме «Безопасный новый год»

В разделе «Основы безопасности жизнедеятельности» на сайте  представлены материалы по дорожной безопасности, памятки для родителей представлены в разделе «Материалы для родителей»

 https://vk.com/public211750960?w=wall-211750960_192 

Был реализован педагогический проект по социально – коммуникативному развитию «Безопасная дорога детства» для дошкольников  старшей разновозрастной  группы (5 - 6 лет)  https://nsportal.ru/node/6829983 

        

Перспектива работы по данной проблеме:

Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.

Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.

Применение  системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение создания безопасных условий организации образовательного процесса ДОУ

При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды  психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и ...

Методическая разработка «Создание безопасных условий при организации образовательного процесса»

Методическая разработка «Создание безопасных условий при  организации образовательного процесса»...

Методическая разработка "Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"

Методическая разработка "Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"...

Методическая разработка "Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ"

Методическая разработка "Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ"...

Методическая разработка «Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ»

Методическая разработка«Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ»...

Методическая разработка «Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ»

Методическая разработка«Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ»...

Методическая разработка «Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ»

Методическая разработка «Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ»...