Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в системе взаимодействия ДОУ и семьи.
статья

Екатерина Анатольевна Хлюстова

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста  в системе взаимодействия ДОУ и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_zozh.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Хлюстова Екатерина Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Краснояружский Центр развития ребёнка – детский сад»

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста  в системе взаимодействия ДОУ и семьи.

Подготовила: воспитатель

 Хлюстова Екатерина Анатольевна,

МДОУ «Краснояружский Центр развития ребенка – детский сад»

п. Красная Яруга

2023г

     Программа  охраны и укрепления здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития, формирование привычки к здоровому образу жизни – всегда актуальна и не теряет своей значимости сегодня. И это вполне объяснимо – только здоровый ребёнок может развиваться гармонично. Здоровье и развитие ребёнка напрямую зависит от того, в каких условиях он живёт, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.

        К сожалению, результаты исследований и практика убеждают нас в том, что у детей и молодежи еще не сформирована внутренняя готовность к укреплению здоровья, соблюдению элементарных гигиенических навыков, систематическим занятиям физической культурой. Проблема здоровьесбережения является ведущей в развитии общества.

    Культура здорового образа жизни ребёнка - дошкольника это совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, психологической самопомощи и помощи. В период дошкольного детства важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

     Применительно к детям надо иметь в виду, что сам ребенок не может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей и педагогов.

     Одно из основных направлений по формированию основ  здорового образа жизни ребенка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно.

     Проведение начальной диагностики по формированию основ здорового образа  жизни (Тест Захарова А.И.) показало:

-высокий процент часто болеющих детей;

- имеются у детей нарушения в психоэмоциональной сфере (Тест Захарова А.И.) 68 % детей испытывают психоэмоциональный дискомфорт;  46% семей воспитанников не ориентированны на ЗОЖ.

     Таким образом, проблема просвещения родителей в вопросах формирования здорового образа жизни является особенно актуальной в настоящее время, поскольку от них, в значительной степени зависит здоровье детей дошкольного возраста, и именно они организуют и обеспечивают жизнедеятельность своих детей. Поэтому родители должны иметь достаточный объем знаний о здоровом образе жизни и являться положительным примером для своих детей.

     В условиях современной природной и социально- экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого ребёнка определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям,  защищать от них по  возможности,  усиливая воздействия полезных для здоровья факторов.  С другой стороны, воспитать ребёнка, не просто здорового, но и стремящегося к сохранению, улучшению своего здоровья, осознающего величайшую ценность здоровья каждого человека – трудная, но достижимая цель.

     На сегодняшний день вопрос организации работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников очень актуален.  Следует отметить, что формирование у детей навыков и основ ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей.  

     В Федеральном «Законе об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте.

     Проблема есть, поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет  не только снять конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы.   Работа с родителями строится  на основе диалога, взяв за основу, где положен  принцип партнерства. Родители - не ученики, а  партнеры по общению.

     Исходя из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования который говорит о формировании общей культуры личности детей,  в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и  повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. А также, ФГОС  предусматривает такую образовательную область как «Физическое развитие»,  одной из задач которой является формирование начальных представлений о ЗОЖ.

     Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

     Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений  способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

     Таким  образом,  обнаруживается противоречие  между  необходимостью формирования  основ  здорового образа жизни, путем применения комплексного подхода и реализации работы в системе «воспитатель– ребёнок – родитель» и недостаточного методического пособия в рамках  образовательного процесса дошкольного учреждения.

     Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.

     Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам —  так гласит восточная мудрость.

     Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.  

В своих высказываниях В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» .

     В работе над темой были использованы теоретические и практические положения, содержащиеся в трудах многих исследователей: В. Г. Алямовской, Ю. Ф. Змановским, А. В. Юматовой, Н. В. Нежиной и др.

     Понятие «здоровый образ жизни» является одним из важнейших производных категории «здоровье», так как в современных условиях именно образ жизни непосредственно влияет на индивидуальное здоровье человека.

В основу  данной темы положены определения здорового образа жизни Ю. П. Лисицына и Э. Н. Вайнера,  как способа жизнедеятельности, соответствующей генетически обусловленным особенностям данного человека и конкретным условиям жизни.

     Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков) , психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

     В трудах психолого-педагогических и социологических исследований (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства . Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

     Взаимодействие — это воздействие поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей привычек здорового образа жизни, приобщения их к физкультуре и спорту.

     Проблемой   работы с родителями в системе ДОУ занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др. [9; 19]. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В.М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье - Д.О. Дзинтере.

Здоровьесберегающая компетентность дошкольника выражается в том, что он:

  • имеет представления о здоровье и активен в способах его сохранения и укрепления;
  • имеет положительную социальную позицию по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • владеет гигиенической культурой, навыками самообслуживания;
  • умеет регулировать свою двигательную активность, владеет двигательными действиями в соответствии с возрастными возможностями;
  • управляет своим поведением и способами общения;
  • способен выбрать адекватную форму поведения;
  • хорошо ориентируется в новой обстановке;
  • знает меру своих возможностей;
  • умеет попросить о помощи и оказать ее;
  • уважает желания других людей;
  • может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
  • заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
  • способен избежать нежелательного общения

     Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста  осуществлялось  на основе принципов взаимодействия с семьей:

 1.Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открыты для общения.

 2.Принцип «Активного слушателя». Это стремиться внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства.

 3.Принцип согласованности действий.  Стараться подробно познакомить родителей  с правилами, действующими в детском саду, и согласовать эти правила  с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни.

 4.Принцип самовоспитания и самообучения. Призывать родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.

 5.Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия. 

6. Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делиться им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их

7.Принцип безусловного принятия ребенка. Этого принципа придерживаться в своей повседневной работе, и объясняем родителям, что принимать ребенка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что   он есть.   

     Целью данной темы является повышение формирования основ здорового образа жизни  в системе взаимодействия ДОУ и семьи.

Исходя из цели, были определены и задачи:

1. Определить формы и методы работы  ДОУ с родителями  для повышения активности родителей.

2.Создать благоприятные условия для развития физических качеств детей,  накопления и обогащения двигательного опыта.

3. Заложить основы ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

     Началом работы по теме  стало проведение диагностики по формированию основ здорового образа  жизни (Приложение №3); оформление карт здоровья (Приложение №2), уровня тревожности (Приложение №4), анкетирования родителей. (Приложение №1)

     Проведение начальной диагностики по формированию основ здорового образа  жизни показало:

-высокий процент часто болеющих детей;

- имеются у детей нарушения в психоэмоциональной сфере (Тест Захарова А.И.) 68 % детей испытывают психоэмоциональный дискомфорт;  46% семей воспитанников не ориентированны на ЗОЖ (Приложение №5).

     Известно, что в  старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

     Для эффективного решения поставленных задач был использован ряд  педагогических технологий

А именно:

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Коротко остановимся на видах здоровьесберегающих технологий используемых в работе.

  • Технология сохранения и стимулирования здоровья:

дорожки здоровья,  самомассаж, дыхательная гимнастика,пальчиковая гимнастика, коррегирующая гимнастика, подвижные и спортивные игры, фитбол

  • Технологии обучающие ЗОЖ:

утренняя гимнастика, организованная образовательная деятельность, спортивные игры (баскетбол, футбол и т.д.), физкультурные досуги, дни Здоровья.

  • Коррекционно - развивающие технологии:

музыкальное  сопровождение

    Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

  • Личностно- ориентированные технологии.

 Целевой ресурс личностно-ориентированного образования в контексте здоровьесбережения состоит в том, чтобы "заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления личностного образа, что в итоге и позволит ему быть здоровым в полном смысле этого слова. Личностно-ориентированные технологии  предполагают использование разнообразных форм и методов организации детской деятельности.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех участников, а именно детей и родителей;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование участников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

     Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор деятельности.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья дошкольников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию этих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

  • Технология проектной деятельности.

     Актуальность технологии проектного обучения  определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением воспитанниками  системными базовыми знаниями многостороннее развитие растущей  личности.

  • ИКТ: использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности.

     Необходимо отметить, что мероприятия в детском саду имеют свою специфику: они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. ИКТ в детском саду уверенно заняли место в организованном обучении, досугах, на праздничных утренниках, и в работе с родителями:

     - позволяют эффективно информировать родителей о  работе в ДОУ, её результатах и путях улучшения, об особенностях физического развития детей. Их двигательных предпочтениях, результатах их двигательной деятельности;

- помогают осуществлять пропаганду здорового образа жизни, проводить детско-родительские мероприятия;

- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;

- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объёмами информации;

- обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления  мероприятий;

- делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям;

- способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;

- используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;

- позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательской  работы;

- повышают качество педагогического труда.

  • Игровые  технология.

    Понятие «игровые технологии» трактуется как достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.  Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

     Использование данных технологий направлено на воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, на обучение детей практическим навыкам при помощи физкультурных упражнений, подвижных игр, специальных занятий помощи своему здоровью, умению сохранять бодрость; воспитание полезных привычек и   формирование  негативного отношения к вредным привычкам, знакомство с использованием физических упражнений, точечного массажа,  элементов релаксации в управлении своим здоровьем.

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента психического здоровья дошкольника. Поэтому можно отметить тот факт, что за счет введения в педагогический процесс здорового образа жизни  значительно уменьшился процент тревожных детей, наметилась положительная тенденция снижения психоэмоционального напряжения у дошкольников. Задача формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста актуальна, своевременна и достаточно сложна. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

   Таким образом, проведенное нами исследование показало, что формирование здорового образа жизни возможно посредством специального организованного взаимодействия семьи и ДОУ.

     Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

   Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит ...

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....

Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Из опыта работы....

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья:Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья: Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и ...