Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в системе взаимодействия ДОУ и семьи.
статья
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в системе взаимодействия ДОУ и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_zozh.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Хлюстова Екатерина Анатольевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Краснояружский Центр развития ребёнка – детский сад»
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в системе взаимодействия ДОУ и семьи.
Подготовила: воспитатель
Хлюстова Екатерина Анатольевна,
МДОУ «Краснояружский Центр развития ребенка – детский сад»
п. Красная Яруга
2023г
Программа охраны и укрепления здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития, формирование привычки к здоровому образу жизни – всегда актуальна и не теряет своей значимости сегодня. И это вполне объяснимо – только здоровый ребёнок может развиваться гармонично. Здоровье и развитие ребёнка напрямую зависит от того, в каких условиях он живёт, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
К сожалению, результаты исследований и практика убеждают нас в том, что у детей и молодежи еще не сформирована внутренняя готовность к укреплению здоровья, соблюдению элементарных гигиенических навыков, систематическим занятиям физической культурой. Проблема здоровьесбережения является ведущей в развитии общества.
Культура здорового образа жизни ребёнка - дошкольника это совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, психологической самопомощи и помощи. В период дошкольного детства важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Применительно к детям надо иметь в виду, что сам ребенок не может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей и педагогов.
Одно из основных направлений по формированию основ здорового образа жизни ребенка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно.
Проведение начальной диагностики по формированию основ здорового образа жизни (Тест Захарова А.И.) показало:
-высокий процент часто болеющих детей;
- имеются у детей нарушения в психоэмоциональной сфере (Тест Захарова А.И.) 68 % детей испытывают психоэмоциональный дискомфорт; 46% семей воспитанников не ориентированны на ЗОЖ.
Таким образом, проблема просвещения родителей в вопросах формирования здорового образа жизни является особенно актуальной в настоящее время, поскольку от них, в значительной степени зависит здоровье детей дошкольного возраста, и именно они организуют и обеспечивают жизнедеятельность своих детей. Поэтому родители должны иметь достаточный объем знаний о здоровом образе жизни и являться положительным примером для своих детей.
В условиях современной природной и социально- экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого ребёнка определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищать от них по возможности, усиливая воздействия полезных для здоровья факторов. С другой стороны, воспитать ребёнка, не просто здорового, но и стремящегося к сохранению, улучшению своего здоровья, осознающего величайшую ценность здоровья каждого человека – трудная, но достижимая цель.
На сегодняшний день вопрос организации работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников очень актуален. Следует отметить, что формирование у детей навыков и основ ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей.
В Федеральном «Законе об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте.
Проблема есть, поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет не только снять конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы. Работа с родителями строится на основе диалога, взяв за основу, где положен принцип партнерства. Родители - не ученики, а партнеры по общению.
Исходя из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования который говорит о формировании общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. А также, ФГОС предусматривает такую образовательную область как «Физическое развитие», одной из задач которой является формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования основ здорового образа жизни, путем применения комплексного подхода и реализации работы в системе «воспитатель– ребёнок – родитель» и недостаточного методического пособия в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.
Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.
Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам — так гласит восточная мудрость.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
В своих высказываниях В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» .
В работе над темой были использованы теоретические и практические положения, содержащиеся в трудах многих исследователей: В. Г. Алямовской, Ю. Ф. Змановским, А. В. Юматовой, Н. В. Нежиной и др.
Понятие «здоровый образ жизни» является одним из важнейших производных категории «здоровье», так как в современных условиях именно образ жизни непосредственно влияет на индивидуальное здоровье человека.
В основу данной темы положены определения здорового образа жизни Ю. П. Лисицына и Э. Н. Вайнера, как способа жизнедеятельности, соответствующей генетически обусловленным особенностям данного человека и конкретным условиям жизни.
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков) , психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).
В трудах психолого-педагогических и социологических исследований (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства . Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Взаимодействие — это воздействие поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей привычек здорового образа жизни, приобщения их к физкультуре и спорту.
Проблемой работы с родителями в системе ДОУ занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др. [9; 19]. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В.М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье - Д.О. Дзинтере.
Здоровьесберегающая компетентность дошкольника выражается в том, что он:
- имеет представления о здоровье и активен в способах его сохранения и укрепления;
- имеет положительную социальную позицию по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
- владеет гигиенической культурой, навыками самообслуживания;
- умеет регулировать свою двигательную активность, владеет двигательными действиями в соответствии с возрастными возможностями;
- управляет своим поведением и способами общения;
- способен выбрать адекватную форму поведения;
- хорошо ориентируется в новой обстановке;
- знает меру своих возможностей;
- умеет попросить о помощи и оказать ее;
- уважает желания других людей;
- может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
- заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
- способен избежать нежелательного общения
Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста осуществлялось на основе принципов взаимодействия с семьей:
1.Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открыты для общения.
2.Принцип «Активного слушателя». Это стремиться внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства.
3.Принцип согласованности действий. Стараться подробно познакомить родителей с правилами, действующими в детском саду, и согласовать эти правила с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни.
4.Принцип самовоспитания и самообучения. Призывать родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.
5.Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.
6. Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делиться им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их
7.Принцип безусловного принятия ребенка. Этого принципа придерживаться в своей повседневной работе, и объясняем родителям, что принимать ребенка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.
Целью данной темы является повышение формирования основ здорового образа жизни в системе взаимодействия ДОУ и семьи.
Исходя из цели, были определены и задачи:
1. Определить формы и методы работы ДОУ с родителями для повышения активности родителей.
2.Создать благоприятные условия для развития физических качеств детей, накопления и обогащения двигательного опыта.
3. Заложить основы ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Началом работы по теме стало проведение диагностики по формированию основ здорового образа жизни (Приложение №3); оформление карт здоровья (Приложение №2), уровня тревожности (Приложение №4), анкетирования родителей. (Приложение №1)
Проведение начальной диагностики по формированию основ здорового образа жизни показало:
-высокий процент часто болеющих детей;
- имеются у детей нарушения в психоэмоциональной сфере (Тест Захарова А.И.) 68 % детей испытывают психоэмоциональный дискомфорт; 46% семей воспитанников не ориентированны на ЗОЖ (Приложение №5).
Известно, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.
Для эффективного решения поставленных задач был использован ряд педагогических технологий
А именно:
- Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Коротко остановимся на видах здоровьесберегающих технологий используемых в работе.
- Технология сохранения и стимулирования здоровья:
дорожки здоровья, самомассаж, дыхательная гимнастика,пальчиковая гимнастика, коррегирующая гимнастика, подвижные и спортивные игры, фитбол
- Технологии обучающие ЗОЖ:
утренняя гимнастика, организованная образовательная деятельность, спортивные игры (баскетбол, футбол и т.д.), физкультурные досуги, дни Здоровья.
- Коррекционно - развивающие технологии:
музыкальное сопровождение
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
- Личностно- ориентированные технологии.
Целевой ресурс личностно-ориентированного образования в контексте здоровьесбережения состоит в том, чтобы "заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления личностного образа, что в итоге и позволит ему быть здоровым в полном смысле этого слова. Личностно-ориентированные технологии предполагают использование разнообразных форм и методов организации детской деятельности.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех участников, а именно детей и родителей;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование участников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор деятельности.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья дошкольников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию этих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
- Технология проектной деятельности.
Актуальность технологии проектного обучения определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением воспитанниками системными базовыми знаниями многостороннее развитие растущей личности.
- ИКТ: использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности.
Необходимо отметить, что мероприятия в детском саду имеют свою специфику: они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. ИКТ в детском саду уверенно заняли место в организованном обучении, досугах, на праздничных утренниках, и в работе с родителями:
- позволяют эффективно информировать родителей о работе в ДОУ, её результатах и путях улучшения, об особенностях физического развития детей. Их двигательных предпочтениях, результатах их двигательной деятельности;
- помогают осуществлять пропаганду здорового образа жизни, проводить детско-родительские мероприятия;
- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объёмами информации;
- обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления мероприятий;
- делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям;
- способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
- используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;
- позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательской работы;
- повышают качество педагогического труда.
- Игровые технология.
Понятие «игровые технологии» трактуется как достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Использование данных технологий направлено на воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, на обучение детей практическим навыкам при помощи физкультурных упражнений, подвижных игр, специальных занятий помощи своему здоровью, умению сохранять бодрость; воспитание полезных привычек и формирование негативного отношения к вредным привычкам, знакомство с использованием физических упражнений, точечного массажа, элементов релаксации в управлении своим здоровьем.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента психического здоровья дошкольника. Поэтому можно отметить тот факт, что за счет введения в педагогический процесс здорового образа жизни значительно уменьшился процент тревожных детей, наметилась положительная тенденция снижения психоэмоционального напряжения у дошкольников. Задача формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста актуальна, своевременна и достаточно сложна. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что формирование здорового образа жизни возможно посредством специального организованного взаимодействия семьи и ДОУ.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
доклад для воспитателей детского сада по взаимодействию работы педаогов и родителей....
Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит ...
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....
Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Из опыта работы....
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья:Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья: Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и ...