Игры и упражнения на развитие эмпатии для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

Игры и упражнения на развитие эмпатии для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_empatiyu.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие эмпатии.

Игра «Сделай как Я»

Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.

Ход игры: Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д. Если ребенок с ОВЗ затрудняется самостоятельно выполнить данную инструкцию, то взрослому необходимо помочь дополнительной инструкцией, наглядной демонстрацией или способом «рука в руке»

Игра «Проснись!» 

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

Ход игры: Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями). Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д. Если ребенок с ОВЗ затрудняется самостоятельно выполнить данную инструкцию, то взрослому необходимо помочь дополнительной инструкцией, наглядной демонстрацией или способом «рука в руке»

Игра «Передай улыбку по кругу» 

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры: участникам группы предлагается по кругу взяться за руки, пожать их и улыбнуться соседу. Детям с ОВЗ необходимо дополнительно показать широкую улыбку и при необходимости попробовать ее вызвать.

Игра «Маски» 

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Ход игры: Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление. Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

Игра «Лягушки» 

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, стимулирование эмпатии.

Ход игры: А) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, лягушки довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

Б) Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей.

Упражнение «Мое настроение» 

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка. Ребенку с ОВЗ в данном упражнении, скорее всего, понадобится организующая и разъясняющая помощь. Заранее для него можно подготовить готовые варианты изображения эмоциональных состояний и чувств.

 

Упражнение «Собери пиктограмму» 

Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.

Ход: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников — как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму.  В помощь детям, можно самому пантомимически изобразить это состояние. Или повесить картинки с этими эмоциями, как наглядный образец. Обязательно должна быть проведена предварительная работа с детьми по изучению и определению эмоций.

Упражнение «Представься с помощью игрушки»

Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга. Материал: различные игрушки в виду людей и животных или перчаточные куклы.

Ход: Ребенку предлагают представиться с помощью игрушки и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: «Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь?» и т. д.

Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» 

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.  Инструкция (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

 • Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

• Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

• Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

 

Упражнение «Интонация» 

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ход: Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

Игра «Царевна Несмеяна» 

Цель: развитие умения выделять положительные качества других, умения говорить комплименты и приятные слова, повышение самооценки.

Ход игры: Дети встают в круг, в центр круга ставится стул. Один из детей садится на стул и объявляется «Несмеяной». Дети по очереди подходят к Несмеяне и говорят комплементы. Инструкция: «Для того, чтобы развеселить нашу Несмеяну, нужно сказать ей побольше приятных слов!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с игрушками, с рамками и вкладышами, с крупой и орехами, с пластилином, тестом и глиной....

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Данный материал поможет воспитателям на занятиях развития речи в старшей группе.картотека игр и упражнений подобрана в соответствии возрасту ребенка....

Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...

Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Задачи:-формировать умения различать и называть различные эмоции;-формировать способности понимать и активно выражать переживание других людей;-формировать умения различать понятия «добро...