«Расти здоровым, малыш»
рабочая программа (младшая группа)
Программа
«Расти здоровым, малыш»
вторая младшая группа
Пояснительная записка
«Забота о здоровье – это важнейшее направление работы воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Разрабатывая программу, стремилась к тому, чтобы она органично вошла в жизнь детского сада, решала вопросы психологического, физического благополучия воспитанников, имела связь с другими видами деятельности и, самое главное была доступна и нравилась детям.
Разрабатывая программу исходила из результатов оценки системы физкультурно-оздоровительной работы данной возрастной группы: комплексной оценки здоровья дошкольников (анализ заболеваемости); анализа результатов физической подготовленности детей; характеристики физкультурно-оздоровительной работы в группе.
Программа ориентирована на сохранение и укрепление здоровья детей, путем использования следующих форм организации здоровьесберегающей работы:
- Благодаря утренней гимнастике стимулируются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, улучшается обмен веществ, активизируется работа всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в активное состояние различные анализаторы. Кроме того, утренняя гимнастика организовывает детей, создает у них бодрое настроение. Можно отметить, что перевозбужденных детей гимнастика успокаивает, а малоактивных бодрит и задает определенный ритм работы. После утренней гимнастики дошкольники уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности и выдержки.
- Дыхательная гимнастика влияет на повышение общего жизненного тонуса ребёнка, отмечается рост сопротивляемости организма, его закалённости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы, улучшает обмен кислорода в лёгких; улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения. Кроме того гиперактивные дети благодаря дыхательной гимнастики, учатся расслабляться, успокаиваться. Главная задача дыхательной гимнастики – это научить ребенка правильно дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.
- Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения. Повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство и любые, даже незначительные стрессовые ситуации, перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.
- Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
- Физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности во время непосредственно образовательной деятельности. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство, наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Физкультминутки могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с темой занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).
- Артикуляционная гимнастика - работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе над формированием правильного звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Такая гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
- Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Кроме того они доставляют детям неподдельную радость.
- Гимнастика бодрящая – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, упражнения имеющие при правильном руководстве оздоровительный характер. Увлекательные и интересные детям комплексы должны способствовать приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, мотивировать на физическое самосовершенствование.
- Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Цель данной программы: — создать условия для полноценного физического развития ребенка.
Задачи:
- Обеспечить оптимальный режим двигательной активности.
- Способствовать своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
- Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей.
- Укрепить здоровье детей.
- Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Принципы работы
- Активности и сознательности.
- Систематичности и последовательности.
- «Не навреди».
- Доступности и индивидуализации.
- Системности.
- Оздоровительной направленности.
- Научности
- Доступности.
- Оптимальности.
Организация диагностических исследований
Параметры диагности-рования | Критерии диагностирования | Средства, формы диагностики | Сроки | Ответственные |
1. Состояние здоровья воспитанников | Посещаемость, заболеваемость детей
Группы здоровья детей
Хронические заболевания детей | Карта анализа посещаемости и заболеваемости
Профилакт. осмотр детей: Журнал профилактических осмотров Таблица распределения детей по группам здоровья Антропометрия |
| |
2. Эмоциональное благополучие детей в детском саду | Уровень адаптации детей к условиям ДОУ Уровень адаптации детей. Отношение детей к детскому саду. | Адаптационный лист |
|
График проведения
оздоровительных мероприятий
Формы работы с детьми | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в утренние часы | Упражнения подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. |
Подвижные игры | Ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе. | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. |
Физкультурные минутки | Во время совместной деятельности | Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. |
Пальчиковая гимнастика | Индивидуально, с подгруппой и со всей группой. | Рекомендуется детям сречевыми проблемами. Проводится в любое время. |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур. |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки. | Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности. |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно | Комплексы физ.упражнений в спальне и группе. |
Артикуляционная гимнастика | Ежедневно | Рекомендуется показ воспитателя |
Релаксация | Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости | В НОД в виде игр. |
Расписание
закаливающих мероприятий
День недели | Формы работы с детьми | Время проведения в режиме дня | Используемая литература |
Понедельник | 1.Утренняя гимнастика 2. Дыхательная гимнастика 3. Релаксация 4. Гимнастика для глаз 5. Физкультминутка 6. Артикуляционная гимнастика 7. Подвижные игры 8. Гимнастика бодрящая 9. Пальчиковая гимнастика | 8.00 8.10 8.55
9.15 9.20 9.25 15.00 15.15 | Картотека |
Вторник | 1.Утренняя гимнастика 2. Дыхательная гимнастика 3. Релаксация 4. Гимнастика для глаз 5. Подвижные игры 6 Гимнастика бодрящая 7. Артикуляционная гимнастика 8.Пальчиковая гимнастика | 8.00 8.10 8.55
9.15 9.20 9.25 15.00 | Картотека |
Среда | 1.Утренняя гимнастика 2. Дыхательная гимнастика 3. Релаксация 4. Физкультминутка 4. Гимнастика для глаз 5. Артикуляционная гимнастика 6. Подвижные игры 7. Гимнастика бодрящая 8. Пальчиковая гимнастика | 8.00 8.10 8.55
9.15 9.20 15.25
15.00 | Картотека |
Четверг | 1.Утренняя гимнастика 2. Дыхательная гимнастика 3. Релаксация 4. Гимнастика для глаз 5. Подвижные игры 6. Гимнастика бодрящая 7. Артикуляционная гимнастика 8.. Пальчиковая гимнастика | 8.00 8.10 8.55 9.15 9.25 в течении дня 15.00 15.15 | Картотека |
Пятница | 1.Утренняя гимнастика 2. Дыхательная гимнастика 3. Релаксация 4. Гимнастика для глаз 5.Физкультминутка 6. Артикуляционная гимнастика 7. Подвижные игры 8. Гимнастика бодрящая 9. Пальчиковая гимнастика | 8.00 8.10 8.55
9.15 9.20 9.25 15.00 15.15 | Картотека |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/16/izobrazhenie_2025-01-16_111747380.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка проекта "Расти здоровым, малыш!"
методическая разработка "Расти здоровым, малыш!". целью разработки является формирование у детей потребности в здоровом образе жизни...
Расти здоровый малыш.
Данная презентация поможет малышам усвоитьправила ЗОЖ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-66870.jpg)
Тема проекта: РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ!
Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В.А.Сухомлинского - «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, - говорил В.А.Сухомлинский – от жиз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/20/picture-96912.jpg)
Проект "Расти здоровым, малыш"
Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-115105-1349374418.jpg)
презентация для родительского собрания на тему "Расти здоровым малыш"
Предлагаю вашему вниманию презентацию для тематического родительского собрания на тему "Расти здоровым малыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-157226-1385577885.jpg)
"РАСТИ ЗДОРОВЫМ МАЛЫШ!" консультация для родителей.
Вопросы закаливания в семье очень полезны, особенно для родителей, чьи дети часто болеют....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/04/picture-929438-1496529269.jpg)
Проект недели здоровья для детей средней группы на тему: "Расти здоровым малыш"
Целью проекта является формирования у детей основы здорового образа жизни....