«Расти здоровым, малыш»
рабочая программа (младшая группа)

MarinaMikelevich

Программа

«Расти здоровым, малыш»

вторая младшая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

«Забота о здоровье – это важнейшее направление работы воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Разрабатывая программу, стремилась к тому, чтобы она органично вошла в жизнь детского сада, решала вопросы психологического, физического благополучия воспитанников, имела связь с другими видами деятельности и, самое главное была доступна и нравилась детям.

Разрабатывая программу исходила из результатов оценки системы физкультурно-оздоровительной работы данной возрастной группы: комплексной оценки здоровья дошкольников (анализ заболеваемости); анализа результатов физической подготовленности детей; характеристики физкультурно-оздоровительной работы в группе.

Программа ориентирована на сохранение и укрепление здоровья детей, путем использования следующих форм организации здоровьесберегающей работы:

  • Благодаря утренней гимнастике стимулируются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, улучшается обмен веществ, активизируется работа всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в активное состояние различные анализаторы. Кроме того, утренняя гимнастика организовывает детей, создает у них бодрое настроение. Можно отметить, что перевозбужденных детей гимнастика успокаивает, а малоактивных бодрит и задает определенный ритм работы. После утренней гимнастики дошкольники уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности и выдержки.
  • Дыхательная гимнастика влияет на повышение общего жизненного тонуса ребёнка, отмечается рост сопротивляемости организма, его закалённости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы, улучшает обмен кислорода в лёгких; улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения. Кроме того гиперактивные дети благодаря дыхательной гимнастики, учатся расслабляться, успокаиваться. Главная задача дыхательной гимнастики – это научить ребенка правильно дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.
  • Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения. Повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство и любые, даже незначительные стрессовые ситуации, перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.
  • Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
  • Физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности во время непосредственно образовательной деятельности. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство, наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Физкультминутки могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с темой занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).
  • Артикуляционная гимнастика - работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе над формированием правильного звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Такая гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
  • Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Кроме того они доставляют детям неподдельную радость.
  • Гимнастика бодрящая – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, упражнения имеющие при правильном руководстве оздоровительный характер. Увлекательные и интересные детям комплексы должны способствовать приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, мотивировать на физическое самосовершенствование.
  • Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Цель данной программы: — создать условия для полноценного физического развития ребенка.

Задачи:

  1. Обеспечить оптимальный режим двигательной активности.
  2. Способствовать своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
  3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей.
  4. Укрепить здоровье детей.
  5. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Принципы работы

  1. Активности и сознательности.
  2. Систематичности и последовательности.
  3. «Не навреди».
  4. Доступности и индивидуализации.
  5. Системности.
  6. Оздоровительной направленности.
  7. Научности
  8. Доступности.
  9. Оптимальности.

Организация диагностических исследований

 

Параметры

диагности-рования

Критерии диагностирования

Средства, формы диагностики

Сроки

Ответственные

1. Состояние здоровья воспитанников

Посещаемость, заболеваемость детей

 

Группы здоровья детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Хронические заболевания детей

Карта анализа посещаемости и заболеваемости

 

Профилакт. осмотр детей:

Журнал профилактических осмотров

Таблица распределения детей по группам здоровья

Антропометрия

 

 

2. Эмоциональное

благополучие

детей в детском

саду

Уровень адаптации детей к условиям ДОУ

Уровень адаптации детей.

Отношение детей к детскому саду.

Адаптационный лист

 

 

 

График проведения

оздоровительных мероприятий

 

Формы работы с детьми

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Утренняя гимнастика

Ежедневно в утренние часы

Упражнения подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.

Подвижные игры

Ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.

Физкультурные минутки

Во время совместной деятельности

Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.

Пальчиковая гимнастика

Индивидуально, с подгруппой и со всей группой.

Рекомендуется детям сречевыми проблемами. Проводится в любое время.

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.

Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности.

Гимнастика бодрящая

Ежедневно

Комплексы физ.упражнений в спальне и группе.

Артикуляционная гимнастика

Ежедневно

Рекомендуется показ воспитателя

Релаксация

Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости

В НОД в виде игр.

Расписание

закаливающих мероприятий

День недели

Формы работы с детьми

Время проведения в режиме дня

Используемая литература

Понедельник

1.Утренняя гимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3. Релаксация

4. Гимнастика для глаз

5. Физкультминутка

6. Артикуляционная гимнастика

7. Подвижные игры

8. Гимнастика бодрящая

9. Пальчиковая гимнастика

8.00

8.10

8.55

 

9.15

9.20

9.25

15.00

15.15

Картотека

Вторник

1.Утренняя гимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3. Релаксация

4. Гимнастика для глаз

5. Подвижные игры

6 Гимнастика бодрящая

7. Артикуляционная гимнастика

8.Пальчиковая гимнастика

8.00

8.10

8.55

 

9.15

9.20

9.25

15.00

Картотека

Среда

1.Утренняя гимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3. Релаксация

4. Физкультминутка

4. Гимнастика для глаз

5. Артикуляционная гимнастика

6. Подвижные игры

7. Гимнастика бодрящая

8. Пальчиковая гимнастика

8.00

8.10

8.55

 

9.15

9.20

15.25

 

15.00

Картотека

Четверг

1.Утренняя гимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3. Релаксация

4. Гимнастика для глаз

5. Подвижные игры

6. Гимнастика бодрящая

7. Артикуляционная гимнастика

8.. Пальчиковая гимнастика

8.00

8.10

8.55

9.15

9.25

в течении дня

15.00

15.15

Картотека

Пятница

1.Утренняя гимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3. Релаксация

4. Гимнастика для глаз

5.Физкультминутка

6. Артикуляционная гимнастика

7. Подвижные игры

8. Гимнастика бодрящая

9. Пальчиковая гимнастика

8.00

8.10

8.55

 

9.15

9.20

9.25

15.00

15.15

Картотека

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка проекта "Расти здоровым, малыш!"

методическая разработка "Расти здоровым, малыш!". целью разработки является формирование у детей потребности в здоровом образе жизни...

Расти здоровый малыш.

Данная презентация поможет малышам усвоитьправила ЗОЖ....

Тема проекта: РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ!

Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В.А.Сухомлинского - «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, - говорил В.А.Сухомлинский – от жиз...

Проект "Расти здоровым, малыш"

Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизн...

презентация для родительского собрания на тему "Расти здоровым малыш"

Предлагаю вашему вниманию презентацию для тематического родительского собрания на тему "Расти здоровым малыш"...

"РАСТИ ЗДОРОВЫМ МАЛЫШ!" консультация для родителей.

Вопросы закаливания в семье очень полезны, особенно для родителей, чьи дети часто болеют....

Проект недели здоровья для детей средней группы на тему: "Расти здоровым малыш"

Целью проекта является формирования у детей основы здорового образа жизни....