Артикуляционная гимнастика.
картотека (средняя группа)

Плешкова Татьяна Владимировна

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (губ, языка, щек, мягкого неба). Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

№ 1. «Рыбка шевелит губами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

№ 2. «Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

№3. «Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

№4. «Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок.

(удерживать до 10).

№ 5. «Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

№6. «Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на

нижней губе под счет: до 5, до 10…

№7. «Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком

в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

№8. «Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Удерживать до 10.

№ 9. «Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть

вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были

видны. Удерживать.

№ 10. «Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

№11. «Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед

и работать им слева направо, из одного угла рта

в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

№12. «Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка.

(8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить:

Пррр…пррр…вибрируя губами (5 раз).

№ 13. «Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх,

к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается:

вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

№14. «Непослушный язычок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата,

расслабление мышц языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю

губу и, пошлепывая его губами, произносить:

«пя-пя-пя», «пя-пя-пя»… (10 раз).

№15. «Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед,

то спрятать (8-10 раз).

№ 16. «Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить

им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

№17. «Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка

упереться в каждый нижний зуб по очереди.

Челюсть не двигается.

№18. «Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на

ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со

стола, с ладошки другого ребенка.

№19. «Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка.

При втягивании закругляем край языка, как

бы захватывая молоко.

№ 20. «Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически

их смыкая: б-б-б-б.

№ 21. «Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком.

Уколем языком то одну щечку, то другую.

№ 22. «Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и

работать им слева-направо (из угла в угол),

потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней)

(5-6 раз).

№ 23. «Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить

по нижней губе (5-6 раз), потом нижними

зубами по верхней губе, как бы причесывая

(5-6 раз).

№24. «Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно

подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик,

загоняя его между двумя кубиками, стоящими

впереди на столе. Следить, чтобы не надувались

щеки. Их можно придерживать пальцами.

№ 25. «Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край

на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы

воздушная струя шла по середине языка, и сдуть

ватку на противоположной стороне стола.

№ 26. «Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть

на горлышко пузырька. Пузырек засвистит.

№ 27. «Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком

языка за нижними зубами и поводить им из

стороны в сторону.

№28. «Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком

языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов,

выдвигать спинку языка вперед, как кошка

выдвигает спинку.

№ 29. «Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,

широким языком в форме "чашечки", прижатым

к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

№ 30. «Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за

верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

№ 31. «Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать

широкий язык к нёбу), не отрывая языка,

открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

№32. «Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,

положить широкий язык на нижнюю губу.

№ 33. «Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно

упирается в щеки, на щеках образуются твердые

шарики - "орешки".

№ 34. «Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот,

с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

№35. «Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

№36. «Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка

(поймали мышку за хвостик).

№ 37. «Лягушка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в улыбке и показать, какой

широкий рот у лягушки.

№ 38. «Хоботок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Вытянуть губы вперед, трубочкой – получится

хоботок, как у слоненка.

№ 39. «Горка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние

зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать

крутую горку.

№40. «Чашечка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик

и боковые края языка приподнять: получится

чашечка.

№41. «Грибок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу.

Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная

связка – ножка.

№42. «Домик»

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать

рот, расслабляя мышцы языка.

Удерживать губы и язык в заданном положении.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как

для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать

рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

№ 43. «Зайчик»

Цель: отрабатывать движение верхней губы

вверх и на место. Развивать подвижность и

укреплять мышцы губ.

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая

верхние зубы, и опуская её обратно.

Упражнение выполняется до 10 раз.

№44. «Обезьянка»

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным

выполнением более тонких движений.

Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между

нижней губой и нижними зубам. Удержать его в

таком положении не менее 5 секунд.

№45. «Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение

окошечка. Удерживать их в таком положении

5-10 секунд.

№ 46. «Бульдог»

Цель: тренировать подъем языка с одновременным

выполнением более тонких движений. Укреплять

мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между

верхней губой и верхними зубами. Удерживать

язык в таком положении не менее 5 секунд.

№ 47. «Хомячок»

Цель: развивать произвольные движения языка.

Укреплять мускулатуру языка и щек.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки,

задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

№ 48. «Парус»

Цель: удерживать язык за верхними зубами.

Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык

за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко

упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...