Артикуляционная гимнастика.
картотека (средняя группа)
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (губ, языка, щек, мягкого неба). Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика.
№ 1. «Рыбка шевелит губами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.
№ 2. «Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.
№3. «Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
№4. «Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок.
(удерживать до 10).
№ 5. «Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.
№6. «Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на
нижней губе под счет: до 5, до 10…
№7. «Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком
в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
№8. «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.
Удерживать до 10.
№ 9. «Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть
вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были
видны. Удерживать.
№ 10. «Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.
№11. «Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед
и работать им слева направо, из одного угла рта
в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
№12. «Лошадка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка.
(8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить:
Пррр…пррр…вибрируя губами (5 раз).
№ 13. «Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх,
к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается:
вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
№14. «Непослушный язычок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата,
расслабление мышц языка.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю
губу и, пошлепывая его губами, произносить:
«пя-пя-пя», «пя-пя-пя»… (10 раз).
№15. «Веселая змейка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед,
то спрятать (8-10 раз).
№ 16. «Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить
им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).
№17. «Посчитаем нижние зубки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка
упереться в каждый нижний зуб по очереди.
Челюсть не двигается.
№18. «Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на
ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со
стола, с ладошки другого ребенка.
№19. «Котенок лакает молоко»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Быстрое выбрасывание и втягивание языка.
При втягивании закругляем край языка, как
бы захватывая молоко.
№ 20. «Поиграем на губах»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Через губы вдуваем воздух, периодически
их смыкая: б-б-б-б.
№ 21. «Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком.
Уколем языком то одну щечку, то другую.
№ 22. «Крестик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и
работать им слева-направо (из угла в угол),
потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней)
(5-6 раз).
№ 23. «Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить
по нижней губе (5-6 раз), потом нижними
зубами по верхней губе, как бы причесывая
(5-6 раз).
№24. «Загнать мяч в ворота»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно
подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик,
загоняя его между двумя кубиками, стоящими
впереди на столе. Следить, чтобы не надувались
щеки. Их можно придерживать пальцами.
№ 25. «Кто дальше загонит мяч»
(выработка плавной, непрерывной струи,
идущей по середине языка)
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, положить широкий передний край
на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы
воздушная струя шла по середине языка, и сдуть
ватку на противоположной стороне стола.
№ 26. «Паровозик свистит»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Высунуть вперед край языка и через него подуть
на горлышко пузырька. Пузырек засвистит.
№ 27. «Почистим за нижними зубами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком
языка за нижними зубами и поводить им из
стороны в сторону.
№28. «Киска сердится»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком
языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов,
выдвигать спинку языка вперед, как кошка
выдвигает спинку.
№ 29. «Парашютик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме "чашечки", прижатым
к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
№ 30. «Барабанщик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за
верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
№ 31. «Гармошка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать
широкий язык к нёбу), не отрывая языка,
открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
№32. «Блинчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.
№ 33. «Орешки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно
упирается в щеки, на щеках образуются твердые
шарики - "орешки".
№ 34. «Пароход гудит»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, открыть рот,
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
№35. «Маляр»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
№36. «Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка
(поймали мышку за хвостик).
№ 37. «Лягушка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в улыбке и показать, какой
широкий рот у лягушки.
№ 38. «Хоботок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Вытянуть губы вперед, трубочкой – получится
хоботок, как у слоненка.
№ 39. «Горка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние
зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать
крутую горку.
№40. «Чашечка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик
и боковые края языка приподнять: получится
чашечка.
№41. «Грибок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу.
Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная
связка – ножка.
№42. «Домик»
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать
рот, расслабляя мышцы языка.
Удерживать губы и язык в заданном положении.
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как
для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать
рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
№ 43. «Зайчик»
Цель: отрабатывать движение верхней губы
вверх и на место. Развивать подвижность и
укреплять мышцы губ.
Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая
верхние зубы, и опуская её обратно.
Упражнение выполняется до 10 раз.
№44. «Обезьянка»
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным
выполнением более тонких движений.
Укреплять мышцы языка.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между
нижней губой и нижними зубам. Удержать его в
таком положении не менее 5 секунд.
№45. «Окошко»
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение
окошечка. Удерживать их в таком положении
5-10 секунд.
№ 46. «Бульдог»
Цель: тренировать подъем языка с одновременным
выполнением более тонких движений. Укреплять
мышцы языка.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между
верхней губой и верхними зубами. Удерживать
язык в таком положении не менее 5 секунд.
№ 47. «Хомячок»
Цель: развивать произвольные движения языка.
Укреплять мускулатуру языка и щек.
Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки,
задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
№ 48. «Парус»
Цель: удерживать язык за верхними зубами.
Укреплять мышцы языка.
Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык
за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко
упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...