Здоровье-это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Дошкольный возраст является важнейшим этапом формировании здоровья ребенка, именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Укрепление физического здоровья детей – одна из основных проблем дошкольного образования. Очень важно научить детей с самого раннего возраста беречь, ценить и укреплять своё здоровье. Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в отношении дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Задачи проекта:
Для детей
• Сохранять и укреплять физическое здоровье детей;
• Прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
• Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, личная гигиена.
Для родителей:
Изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Для педагогов:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
Этапы проекта:
Первый этап: организационный
• Подборка методического и дидактического материала
• Подборка литературы
• Разработка анкеты для родителей «Как берегут здоровье в вашей семье»;
• Разработка памятки для родителей «Здоровый образ жизни»;
• Подборка дидактических игр и сюжетно-ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
Второй этап: практический
• Утренняя гимнастика
• Беседа
• Дыхательная гимнастика
• Подвижные игры в группе и на улице
• Воспитание культурно-гигиенических навыков
• Чтение художественной литературы
• Спортивное развлечение
Третий этап: заключительный
• Оформление фотогазеты «Быть здоровым здорово»
Организация совместной деятельности воспитателя и детей (через виды детской деятельности).
Ежедневные мероприятия:
• утренняя гимнастика,
• беседа,
• прогулки,
• физкультминутки,
• гимнастика после сна, хождение по «Дорожке здоровья»
• дыхательная гимнастика,
• подвижные игры,
• самомассаж,
• Самостоятельная двигательная деятельность.
Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие
Формы работы с детьми:
-Экскурсия в кабинет врача «Врачи наши помощники»
Цель: расширять представления детей о труде врача и медицинской сестры.
-Беседа «Что такое здоровье»
Цель: формировать первичные представления детей о здоровье, своем организме. Воспитывать желание заботиться и беречь свое здоровье.
Игра-занятие «Овощи полезная игра»
Цель: формировать представления у детей о полезных продуктах, рассказать о пользе овощей для здоровья человека, о пользе витаминов.
-Лото «Овощи, фрукты и ягоды».
-Игра-лото «Одежда, обувь, головные уборы».
Цель: закрепить знания детей о видах и назначении одежды.
-Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены».
-Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН
Речевое развитие
Формы работы с детьми:
-Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены»
Цель: формировать у детей навыки ответа на простые вопросы «Кто? Какой? Что делает?»; ознакомить детей с предметами личной гигиены.
- С/ролевая игра «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: продолжить знакомить детей с профессией врача.
-Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях.
- Беседа «Кто такие микробы и где они живут?»
Цель: сформировать у детей элементарные представления о микробах.
-Д/игры
«Узнай на ощупь»
«Четвёртый лишний» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены).
Чтение художественной литературы:
А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,
И. Демьянова «Замарашка».
Потешки:
Проговаривание потешек вовремя КГН:
«Водичка-водичка», «Мылом мыли ушки,
мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться», «Кран откройся, нос умойся».
Социально-коммуникативное развитие
Формы работы с детьми:
-Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
-Беседа «Безопасность в группе»
Цель: расширять представления детей о правилах осторожного поведения в группе.
Дидактические игры:
-«Правила чистюли»
Цель: закрепление полученных знаний о здоровье зубов».
-«Оденем куклу Варю на прогулку»
Цель: закрепить знания предметов одежды; формировать умение детей одевать куклу соответственно погоде.
-«Назови части тела и лица»
Цель: познакомить детей с строением тела человека.
-«Полезные и вредные продукты»
Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах.
-«Угадай на вкус»
Цель: уточнить название фруктов и овощей формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Сюжетно-ролевые игры:
-«Больница»
-«Кукла Таня заболела»
Цель: Цель: закреплять знание о носовом платке и правилах пользования; пользе витаминов; умение взаимодействовать друг с другом в совместной игре.
-«В травматологическом пункте»
Цель: закрепить знания детей о строении тела, развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместной игре.
Художественно-эстетическое развитие
Формы работы с детьми:
-Аппликация по образцу
«Фрукты в вазе»
Цель: познакомить детей с понятием витамины, воспитать у детей потребность правильно питаться».
Лепка по образцу
«Витаминки для зверят».
Цель: формировать значении витаминов. Закреплять умение у детей раскатывать пластилин круговыми движениями.
-Рисование по образцу «Овощи, фрукты»
Цель: закреплять знания и представления детей об овощах и фруктах, о их пользе; учить рисовать округлые, овальные предметы; закрашивать, не выходя за контур.
Рисование по образцу «Овощи в банке»
Цель: закреплять знание детей об овощах и об их заготовке на зиму.
Физическое развитие
Формы работы с детьми:
-Подвижные игры на улице и в группе
-Физкультминутки, дыхательные гимнастики;
-Физкультурные занятия
- Утренняя гимнастика
-Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья».
Взаимодействия педагога с родителями воспитанников:
1.Анкетирование родителей на тему «Как берегут здоровье в вашей семье»
2.Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку»
3.Консультация «Витамины здоровья»
4.Выпуск памятки для родителей «Здоровый образ жизни».
Итоговый продукт:
Выставка фотогазеты «Здоровым быть здорово».
Результат проекта:
Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни.
Вывод:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья.