«Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
картотека (старшая группа)

НАзарук Александра Сергеевна

"Игры и игровые задания для развития речи дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi_doma.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

 Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

  Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

       Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и  третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и  чтения, нарушение памяти, низкую  концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

       Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружен   с  первых  дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

       Ваш ребенок скоро пойдет в школу…  Вам  хочется,  чтобы  он  учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли Вы сделали  для  того,  чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

       Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Дж. Родари утверждал, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребенку.

       К 4-м годам у детей  впервые  отмечается пристрастие к  играм в слова.  Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, веселыми и даже азартными, именно  благодаря словесным играм  происходит  становление культуры речи и общения. Игра - это  основной  вид  деятельности   дошкольников.   Играя,    ребенок   обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

       Играя с ребенком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  Если  задание  кажется ребенку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

       Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

 «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

 «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

Скороговорки -  языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

 «Общие слова».

1. Ребенок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2. Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, береза, клен – это…

 «Четвертый лишний».

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: ваза – роза – нарцисс - гвоздика.

 «Посчитай». Считаем все, что  можно

посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.   

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

пять красных яблок и т.д.

«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а  ребенок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех - …, лето - …, день - …, холод - …,север - … и т.п.

Глаголы: пришел - …, нырнул - …

Прилагательные: широкий - …, маленький - …, богатый -… и т.п.

Наречия: далеко -…, высоко - …

«Подбери слово»

Ребенку предлагается  подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

«Большой - маленький».

Ребенку предлагается назвать ласково,

например, ложку - ложечка, стул - стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детенышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

«Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

 «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

 «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: Кого в лесу  больше: елок  или деревьев?

 «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

 «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ребенком не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем- беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

консультация для родителей. Игры для развития речи детей....

Памятка для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он будет погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения гр...