Проект "Семья и ЗОЖ"
проект (средняя группа)
Краткосрочный проект по здоровьесбережению в средней группе "Семья и ЗОЖ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe_semya_i_zozh_.docx | 323.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Проект
Тема проекта «Здоровье - это здорово!»
Тип проекта информационно-исследовательский, творческий.
По количеству участников групповой
Средняя группа 4-5 лет
Сроки реализации проекта 2 недели ()
Авторы проекта:
Воспитатель - Алиева У.И.
Воспитатель- Сократова Е.В.
Санкт-Петербург
2024 г
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Самой актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т.к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется поведение, складываются привычки.
Цель: Формировать представление у дошкольников о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, умению следить за своим здоровьем самостоятельно, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные: умение использовать полученные знания и навыки для сознательного отношения к своему здоровью.
Развивающие: развивать память, внимание, фантазию, отвечать на заданный вопрос полным ответом.
Планируемые результаты:
- Формирование представления о здоровом образе жизни
- соблюдение элементарных правил ЗОЖ
- любознательности-активности
- творческих способностей
- самостоятельности.
- Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.
- Повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка.
Продукт проекта:
• выставки детских работ зимних видов спорта (#1075;)
• Мастер-класс парной гимнастики детей с родителями в средней группе (#1075;)
Результаты проекта:
в ходе проведения данного проекта:
• Сформировались представления о здоровом образе жизни,
• У детей появился интерес к здоровому образу жизни; сохранению и укреплению здоровья.
• Вовлечены родители в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
1 этап – подготовительный
#1055;остановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
2. Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстративного материала по данной проблеме.
3. Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.
2 этап – основной
Формы реализации:
- непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- художественно-творческая деятельность.
Работа с детьми:
Образовательная область “Познавательное развитие” (Приложение 1)
ОД «Путешествие в страну здоровья»
Образовательная область “Развитие речи” (Приложение 2)
#1041;еседа с детьми «Мое здоровье»
#1041;еседа «Зачем нужны витамины?»
#1044;идактическая игра «Части тела»
4. Дидактическая игра «Полезные продукты»
8. Загадки про спорт и здоровый образ жизни.
#1063;тение пословиц и поговорок о спорте и здоровом образе жизни.
#1063;тение произведений А. Барто «Зарядка», « Физкультура всем нужна»; А. Кутафин «Вовкина победа» Токмакова И. "Мне грустно – я лежу больной".
Успенский Э. "Дети, которые плохо едят в детском саду".
Чуковский К.И. "Айболит", "Мойдодыр"и др.
МУЛЬТФИЛЬМЫ О СПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ.
«Смешарики» из цикла «Азбука здоровья»:
- «Скажи микробам нет», «Кому нужна зарядка», «Экономия времени», «Личная гигиена», «Здорово быть здоровым», «Распорядок».
Сюжетно ролевые игра: «Доктор»
«Художественно-эстетическое развитие»
- Рисование (свободное раскрашивание) «Дети на прогулке»
- ОД аппликация «Фигуристы»
- ОД лепка «Лыжник»
«Физическое развитие»:
- Профилактическая гимнастика (дыхательная, осанка, плоскостопие, зрение)
- Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»,
«Организация работы с родителями»
#1047;накомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.
2. Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз»
3. Консультация «Закаляемся правильно»;
#1050;онсульткция «Двигательная активность и здоровье ребёнка»
Консультация
для родителей
"Двигательная активность и здоровье ребенка"
Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору, и мы не можем увести их домой. Это представляется нам шаловливостью, нежеланием подчиняться нашим требованиям. Так ли это?
Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если его движения ограничивать на протяжении 2-3 часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью.
В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях. Задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей.
Почему это важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.
Вашему ребенку пять лет, через год он идет в школу. Занятия в школе, учебные нагрузки, необходимость продолжительной время сидеть за партой могут привести к ограничению его двигательной активности. Закономерно встает вопрос – как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в семье?
Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять.
Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание – и вялости, сонливости, как не бывало.
В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!
Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике, подвижных играх, - обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.
Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретайте их.
В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, плаванье. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия.
Если ваш ребенок посещает детский сад, то там занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенно увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.
Вечером, когда вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.
Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.
Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но и способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.
Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.
Помните: физические упражнения, подвижные игры на воздухе – мощное средство укрепления здоровья вашего ребенка!
Анкета для родителей «О здоровье всерьёз!»
1. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно; б) часто; в) очень редко; г) не занимаюсь.
2. Часто ли болеет ваш ребенок? а) часто б) редко в) не болеет
3. На что на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка:
а) соблюдение режима; б) рациональное питание; в) полноценный сон;
г) достаточное пребывание на свежем воздухе; д) здоровая гигиеническая среда;
е) благоприятная психологическая атмосфера; ж) наличие спортивных и детских площадок; з) физкультурные занятия; и) закаливающие мероприятия.
4. Какие закаливающие процедуры наиболее применимы для Вашего ребенка:
а) облегченная форма одежды на прогулке; б) облегченная одежда в группе;
в) обливание ног водой контрастной температуры; г) хождение босиком;
д) систематическое проветривание помещений группы; е) прогулка в любую погоду;
ж) полоскание горла водой комнатной температуры;
з) умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
5. Есть ли в Вашем доме спортивные снаряды? а) да; б) нет.
Если есть, то какие? ________________________________________________
6. Делаете ли Вы с ребёнком дома утреннюю гимнастику? а) да; б) нерегулярно; в) нет.
7. Считаете ли Вы питание Вашей семьи рациональным? а) да; б) отчасти; в) нет;
8. Установлен ли для Вашего ребёнка режим дня? а) да; б) нет.
9. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям? а) да; б) отчасти; в) нет;
10. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка дома? а) да б) нет в) частично.
3 этап- заключительный
Конспект занятия в средней группе по формированию здорового образа жизни «Путешествие в страну здоровья»
Цель: воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, желание закаливать свой организм.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, умению следить за своим здоровьем самостоятельно, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательная: умение использовать полученные знания и навыки для сознательного отношения к своему здоровью.
Развивающая: развивать память, внимание, фантазию, отвечать на заданный вопрос полным ответом.
Оборудование: Полезные и «не полезные» продукты питания (фрукты, чипсы, кириешки, жевательная резинка, молоко, сметана, йогурт), предметы для уборки квартиры, конверт с загадками, платки.
Ход занятия: (Дети входят в зал, здороваются с гостями и садятся на свои места)
Воспитатель: ребята, сегодня, я хочу предложить вам отправиться в путешествие в страну здоровья. Вы хотите быть здоровыми?
Дети: да.
Воспитатель: как вы понимаете, что значит быть здоровым?
Дети: не болеть, хорошо спать, кушать и т.д.
Воспитатель: верно, это когда не болеешь, хорошо растешь, когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и много можешь сделать. Ну, что пойдем?
Дети: да.
Воспитатель: наш путь будет не прост, в дороге нас будут поджидать трудности, и мы должны их преодолевать. Согласны пройти испытания?
Дети: да.
Воспитатель: тогда отправляемся в путь. Встаем за мной друг за другом.
(дети встают за воспитателем и под музыку идут за воспитателем)
Воспитатель: вот и первая остановка, она называется «Чистюлькино». Посмотрите ребята, здесь лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нём (читает загадки).
Воспитатель: ускользает, как живое, но не выпущу его я, белой пеной пенится, руки мыть не ленится.
Дети: мыло.
Самомассаж «Умывалочка»
Надо, надо нам помыться- (трем руки друг о друга)
Где тут чистая водица (Показываем ладошки,)
Кран откроем ш-ш-ш (имитация открывания крана)
Руки моем ш-ш-ш (трем ладошки друг о друга)
Нос и щечки не забыли и водичкой всё умыли. (Погладили нос и щеки, а затем всё лицо)
Воспитатель:
В тюбике она живёт, змейкой из него ползёт
Неразлучна с щёткой часто, мятная зубная (паста)
Воспитатель – Ребята, а вы чистите зубы?
Дети – Да
Воспитатель – Сколько раз в день надо чистить зубы?
Дети – 2 раза, утром и вечером
Воспитатель – А для чего?
Дети – (чтобы сохранить зубы здоровыми и белыми)
Воспитатель – Улыбнитесь друг другу и посмотрите, какие у вас хорошие, здоровые зубки?
Дети (обращают внимание на свои зубы)
Воспитатель:
Хожу брожу не по лесам, а по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей.
Дети: (расческа.)
Воспитатель:
Пластмассовая спинка, жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит нам усердно служит.
Дети: зубная щетка.
Воспитатель:
И сияет, и блестит никому оно не льстит
А любому правду скажет – все как есть, ему расскажет.
Дети: Зеркало.
Воспитатель: ребята, скажите, а для чего нужны эти предметы?
Дети: для того, чтобы быть чистыми.
Воспитатель: «Где чистота – там здоровье». Молодцы, ребята, кто следит за чистотой, тот реже болеет. А ещё чтобы не болеть нужно чтобы и дома было чисто. (читает стихотворение)
Если мама на работе,
Если папа на работе,
Если брат ушел гулять
Значит можно очень долго
Очень, очень, очень долго
Нам в уборку поиграть.
В туалете две, три тряпки
Ты под краном намочи!
Пыль играет с нами в прятки.
Ты её везде ищи.
На серванте, под диваном
На столе и за столом
За старинными часами
На стекле и за стеклом.
А потом помой посуду
Все тарелки до одной
Я с тобою рядом буду
Вытирать её потом.
Вот и кончилась уборка.
И родители пришли
Нам с тобою за уборку
Угощенье принесли.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на столе.
Дети: зубная паста, расческа, порошок и т.д.
Воспитатель: правильно ребята нужно чтобы вы разобрали средства личной гигиены и предметы для уборки квартиры по разным контейнерам.
(дети перебирают средства личной гигиены и предметы, которые нужны нам для уборки квартиры)
Воспитатель: молодцы ребята вы справились, ну что отправляемся дальше.
Дети: да. (Дети встают и под музыку идут за воспитателем)
Воспитатель: вот мы и приехали, а эта остановка называется «Вкусняшкино». Ребята, а почему эту остановку так назвали?
Дети: там много вкусного.
Воспитатель: а всё ли вкусное можно кушать?
Дети: нет.
Воспитатель: ребята, посмотрите в этой корзине много продуктов, но мы возьмем с собой только полезные для здоровья. (Дети кладут в корзину «полезные продукты)
Воспитатель: посмотрим, что вы выбрали. (Воспитатель берет продукты показывает его детям, они называют его и говорят полезный или вредный для здоровья и почему).
Воспитатель: ну что, тогда отправляемся дальше? (под звуки музыки дети друг за другом идут за воспитателем).
Воспитатель: следующая остановка «Закаляйкино». Оказывается, чтобы быть здоровым нужно закаляться.
Айболит: здравствуйте ребята. А я Айболит, чтобы быть здоровыми нужно закаляться, и я вам в этом помогу, мы с вами будем босиком ходить по гимнастическим дорожкам. (ходьба по гимнастическим дорожкам)
Айболит: молодцы ребята, а сейчас немного отдохнём.
Физминутка.
Айболит: ребята вы такие молодцы, мне с вами так понравилось, давайте с вами поиграем, я для вас приготовил угощение, но вы должны угадать, что это закрыв глаза и открыв рот. (Детям завязывают глаза и кладут каждому в рот кусочки фруктов. Дети угадывают что это такое).
Воспитатель: ребята вы сейчас пробовали полезные или «не полезные продукты».
Дети: полезные, в них много витаминов.
Воспитатель: спасибо тебе Айболит, подлечил нас витаминчиками. До свидания.
Айболит: до свидания ребята.
Воспитатель: ну, а нам пора обратно. (под звуки музыки дети друг за другом идут по кругу и возвращаются на свои места)
Воспитатель: вот мы и побывали в замечательной стране «Здоровья». Вы сегодня отлично поиграли, многое узнали, у вас хорошее настроение, оно помогает вашему здоровью. Хорошее настроение –это защита от болезней. Ребята вам понравилось.
Дети: да
Воспитатель: а что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
– Давайте пожелаем нашим гостям быть здоровыми, не болеть, быть веселыми, счастливыми и красивыми, побольше улыбаться.
– Этого же дети я и вам желаю.
– Наше путешествие подошло к концу.
Воспитатель: давайте скажем нашим гостям до свидания.
-Беседа с детьми «Мое здоровье»
Цель беседы: формировать у детей представления о здоровом образе жизни.
Программное содержание:
Образовательная область «Здоровье»:
Продолжать воспитывать опрятность, привычки следить за своим внешнем видом;
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
Закреплять умение пользоваться расческой;
Воспитывать потребность употреблять в пищу овощи и фрукты, другие полезные продукты;
Дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах;
Расширять представления о важности для здоровья гигиенических процедур, движений, закаливания;
Дать представление о значении физических упражнений для организма человека.
-Беседа «Зачем нужны витамины»
Цель: дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.
Материал: картинки продуктов питания для игры «Где ты, витаминка?», корзинки с фруктами и овощами.
-Дидактическая игра «Части тела»
Цель: Формирование знаний детей о строении тела человека, расположения
различных органов. Усвоить внешнее строение и функции органов; научить
называть находить и показывать части тела на картинках, умение правильно
расположить органы на соответствующих частях тела.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о разных частях тела;
2. Развивать связную речь, внимание, память;
3. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам, желание играть вместе.
-Дидактическая игра «Полезные продукты»
Цель: Способствовать формированию у детей представлений о роли правильного питания в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
Рассказать детям о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание».
Развивающие: Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания, умение выделять полезные и вредные продукты.
Воспитательные:
Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, правильно питаться.
Активизация словаря: «питательные вещества», «правильное» или «здоровое питание», вредные и полезные продукты, витамины.
Предварительная работа: беседы с детьми о полезных и вредных продуктах питания, о том, как правильное питание важно для здоровья человека.
Материалы:
- картинки с изображением продуктов питания :
мясо, молоко, овощи, фрукты, чипсы, чупа-чупс, пепси-кола, мороженое, конфеты и др.
Используемая литература.
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, - 72 с.
2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берсеневой. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».
3. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.