Тренинг для педагогов «Сохранение психического здоровья»
методическая разработка

Ямова Елена Евгеньевна
  • Профилактика психологического здоровья педагогов, знакомство  участников тренинга с методами релаксации и возможностью практиковать в своей жизни изложенные техники, получая действительно эффективные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_psihich.zdorovya_s_pedagogami.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Сохранение психического здоровья»

10.10.2024

Цель

  • профилактика психологического здоровья педагогов, познакомить участников тренинга с методами релаксации и предоставить возможность практиковать в своей жизни изложенные техники и получать действительно эффективные результаты.

Задачи: 

  • знакомство с понятием психическое здоровье, его характеристиками;
  • снижение уровня эмоционального выгорания педагогов, организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги,
  • сплочению коллектива,
  • развитию навыков взаимоподдержки;
  • развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  •  помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Формы и методы работы: Групповая дискуссия, игровые методы, метод фрактального рисунка, релаксационные.

Ожидаемые результаты: у участников повысится самооценка и появится уверенность в себе, участники овладеют навыками стрессоустойчивости.

Продолжительность: 30 мин

Участники: Педагоги

Материалы и оборудование: мягкая игрушка, доска, бумага, ручки, цветные карандаши, подборка мелодий для релаксации, рисунок дерева, листочки, массажные мячики.

Ход занятия

10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (с 1992 года). В России День психического здоровья отмечается с 2002 года по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.

 Согласно Всемирной Организации Здравоохранения,

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в своё сообщество.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

Всем хорошо известно, что профессия педагога, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема его здоровья очень актуальна.

Важное правило: « Отдыхать надо раньше, чем устал!»

         Игра «Положительные моменты утра» Педагоги передают мячик по кругу и  вспоминают, что хорошего произошло с ними утром.

«Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны».

Игра «Я знаю, что я…»

Это,  простое, на первый взгляд, упражнение может  выявить  скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.

Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку  и по очереди зачитывают.

  1. Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
  2. Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
  3. Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
  4. Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
  5. Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
  6. Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
  7. Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.
  8. Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
  9. Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
  10. Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
  11. Я знаю, что я бойкая, непорочная, красавица восточная
  12. Я знаю,  что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
  13. Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
  14. Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
  15. Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
  16. Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
  17. Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
  18. Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
  19. Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.

Любые наши эмоции находят свое отражение в нашем теле. Неприятные эмоции часто проявляются мышечным напряжением в разных частях тела. Мышечное напряжение может стать постоянным, привычным, это уже мышечный зажим. Накопление мышечных зажимов приводит к снижению эмоционального фона, ухудшению здоровья (психосоматика).

Для устранения таких зажимов можно использовать такую игру.

Игра «Мячики» массажные мячики катаем в руках под стихотворение

«Ласковый ёж»

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

«Еж и мышка»

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И колючками своими

Колется, колется

А я ежику, ежу, ту тропинку покажу

Где катают шишки маленькие мышки!

Игра «Рисование»  используется метод фрактального  рисунка,

Как рисовать:
1. Лист перед собой расположить по горизонтали.
2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.
3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 50 секунд.
4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.
6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов:
круговых форм;
петлеобразных форм;
8-образных форм;
геометрических форм.

А затем разукрашивают ячейки разными цветами.

Рефлексия занятия.

Участникам предлагается на листочках (желтых) написать свои отзывы о занятии и прикрепить их к нарисованному на бумаге – дереву.

Я очень всем благодарна за то, что вы нашли время и не поленились придти сегодня на занятие. Хочу вам пожелать здоровья, женского счастья, нежной Любви, открытых улыбок и Внутренней Гармонии вам и вашим близким.

Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья.

Цель: профилактика психоэмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

- познакомить педагогов с понятием «психическое здоровье»«мышечный зажим»«психической саморегуляция»;

-обсудить, что влияет на психическое здоровье человека;

- продемонстрировать приемы самодиагностики и саморегуляции.

Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, легко справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всем хорошо известно, что профессия педагога, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема его здоровья очень актуальна.

Профессии, связанные с постоянными контактами с людьми, по статистическим данным относится к категории профессий, носители которых наиболее подвержены стрессу. Служа людям, мы склонны игнорировать накапливаемые напряжение и усталость, забывая важное правило: "Отдыхать нужно раньше, чем устал". Верно это утверждение? (обсуждение в группе)

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы относимся к происходящему. Но почему на одно и то же событие разные люди реагируют по-разному? Почему одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях? (обсуждение в группе)

Но не только собственные эмоции влияют на нас.

Притча “Человек на мосту”

Полицейский увидел человека, который собирался прыгнуть с моста и спросил у него: “Проблемы с деньгами?” “Нет” - ответил он. “Проблемы в семье?” - задал другой вопрос полицейский, “Нет. Меня волнуют мировые проблемы”- ответил самоубийца, стоя на перилах моста. “Все не так уж и плохо, спускайся, давай поговорим”- сказал полицейский. Человек спустился с перил, около часа, они, беседуя, прохаживались по мосту. Потом спрыгнули с моста оба”.

Обсуждение ситуации: Как вы считаете, в чем ключевая идея, рассказанной ситуации? (О подверженности чужим эмоциям, “эмоциональном заражении”. О неумении регулировать свое эмоциональное состояние, отделять “свое” и “чужое” настроение).

Любые наши эмоции находят свое отражение в теле, проявлении физических ощущений. Это может быть напряжение, холод, жар, сердцебиение и т. д. Так называемые, неприятные эмоции часто проявляются мышечным напряжением в разных частях тела. Если одна и та же эмоция повторяется, либо эмоция очень ярко выраженная, то мышечное напряжение может стать постоянным, привычным. Это мышечный зажим. Накопление мышечных зажимов приводит к снижению эмоционального фона, ухудшению здоровья (психосоматика).

Упражнение-самодиагностика

Сядьте удобно, закройте глаза. Дышите глубоко и медленно. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот). Локализуйте его. Почувствуйте характер этих ощущений, их интенсивность. Возможно у вас получится вспомнить как давно они появились, как часто появляются. Запомните их. Позже вы сможете к ним вернуться, возможно уже с новыми знаниями и навыками, с другим взглядом. Откройте глаза. (обсуждение в группе)

Существует много приемов, помогающих адекватно реагировать на решение сложных ситуаций, возникающих в деятельности сохранения психического здоровья. К ним относят различные приемы психической саморегуляции.

Под психической саморегуляцией рассматривают воздействие человека на самого себя с помощью техник, слов и соответствующих мысленных образов. Иначе говоря - это самовоздействие для целенаправленной регуляции психической деятельности, процессов, реакций и состояний. Сегодня мы с вами освоим некоторые из них.

Практика показывает, что в наибольшей мере отвечают этим требованиям следующие методы: дыхательные и релаксационные техники, визуализация, аутотренинг.

Человек вполне способен научиться регулировать свое эмоциональное состояние, управлять своим настроением, одним из таких способов является релаксация. Чтобы справится с негативными эмоциями и их последствиями, необходимо научиться снимать мышечное напряжение. Это приемы нервно-мышечной релаксации.

Упражнение: Постарайтесь напрячь кисти рук, а затем максимально их расслабить и т. п. Прочувствуйте, как вместе с расслаблением приходит и ощущение освобождения от напряжения, которое возможно усиливать.

Следующее упражнение: Сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь. (обсуждение в группе)

Еще мы познакомимся с методом визуализации. Данное упражнение задействует наше воображение. Оно поможет расслабиться, обрести душевное равновесие, активизировать нашу интуицию и внутренние ресурсы.

Визуализация “Водопад”

Условия проведения: сенсорная комната, вучит спокойная музыка.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с вашей спины, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…. (30 секунд пауза)

Ощутите и запомните все приятные ощущения и чувства, которое подарил вам водопад света. Может быть вам даже удастся их увидеть, подержать их в руках, услышать звуки, исходящие от них, почувствовать их аромат. Теперь положите эти чувства в надежное место внутри вас, откуда вы сможете достать их, когда пожелаете.

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он для вас сделал. Немного потянитесь, выпрямитесь и открой глаза.

Анализ упражнения: Опишите водопад света, каким он был? Какие чувства вы ощутили? И т. д.

В завершении нашей встречи давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились? Может узнали что-то новое? Чему-то удивились? Что запомнилось? Что возьмем для себя? И т. д.

Тренинг для педагогов «Психологическое здоровье педагогов»


Цель тренинга: снятие психического напряжения, повешение чувства собственной значимости, развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

Задачи тренинга:

- снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

- развить навыки эффективной коммуникации и взаимодействия.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищем? А может многим из нас сокровище даётся при рождении? Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» - говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: «здоровье – это ещё не всё. Но без него всё остальное – ничто».

Во все времена здоровье считалось эквивалентом красоты, а красота - признаком здоровья. Помните содержание сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»? Чтобы удостовериться в своей красоте, царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

1. Упражнение «Зеркало»

С помощью этого зеркальца предлагаю узнать ответ на вопрос: «Что такое здоровье? (каждый педагог, глядя в зеркальце, даёт свою формулировку понятия «здоровья», передавая зеркальце друг другу по кругу.)

Да здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

А как вы заботитесь о своём здоровье? Как вы думаете, что способствует укреплению здоровья? Какие факторы вредят здоровью?

Вы, верно отвечаете, а теперь предлагаю проверить, насколько активно, вы сами заботитесь о своём здоровье и способствуйте его укреплению.

2. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»

(педагоги встают со своих мест, немного отодвигая свой стул, в центре круга стоит вывеска «Здоровье»)

Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный - не двигайтесь.

- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

- я посещаю бассейн, тренажёрный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;

- я периодически провожу разгрузочные дни;

- у меня отсутствуют вредные привычки;

- я соблюдаю режим дня;

- я правильно питаюсь;

- я эмоционально уравновешен;

- я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»?

Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведёте ли здоровый образ жизни. И каждому из нас есть о чём задуматься.

Также наше здоровье зависит от нашего настроения.

Для начала, я предлагаю немного потанцевать для создания хорошего настроения.

3. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен:

- танец головы

- танец плеч

- танец рук

- танец ног

- танец бедер

- танец всего тела

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

При помощи данного упражнения, мы с вами избавились от мышечных зажимов, «выплеснули» кто –то в полной мере, а кто-то нет негативную энергию.

4. Упражнение «Ловец блага»

Инструкция.

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

Комментарии для ведущего.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

5. Упражнение "Удовольствие"

Вам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

Эти любимые виды деятельности и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.

6. Релаксация «Дивный сад»

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… Вас окружают великолепные цветы, издающие не- обыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Двигайтесь дальше по тропинке… К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше… Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево. Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой… Перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости. С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием… Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами. Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью… Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно… В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья… Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

7. И напоследок, хотелось бы дать вам несколько рекомендации, как снять нервное напряжение.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- громко запеть;

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

15.  Я знаю, что я белая и пушистая. Классная, игристая!

16. Я знаю, что я хозяйственная, опьянительная и очень восхитительная!

17. я знаю, что я милашка, вкусняшка , скромняшка и вообще крутяшка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Условия сохранения психического здоровья ребенка в детском саду и семье"

               В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузк...

Семинар для педагогов и специалистов "Роль образовательного учреждения в сохранении психического здоровья детей"

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Тренинг для педагогов "Сохранение психического здоровья"

10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (с 1992 года). В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитри...

Тренинг для педагогов «Сохранение психологического здоровья»

Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищем? А может многим из нас сокровище даётся при рождении? Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!&r...

программа педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов "Нам по пути"

Цель: помочь педагогическим работникам преодолевать стресс и психичекое напряжение...

Тренинг "Сохранение психического здоровья"

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, познакомить участников тренинга с методами релаксации и предоставить возможность практиковать в своей жизни изложенные техники и получ...