Консультация для воспитателей «ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ»
консультация

Ефимова Татьяна Анатольевна

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботить­ся о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может помочь ком­плекс гимнастики, который носит вариативный характер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gimnastika_probuzhdeniya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ»

Подготовила воспитатель

Ефимова Т.А.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может помочь комплекс гимнастики, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность (в среднем от 7 до 15 мин.). Желательно в течение года использовать разные варианты гимнастики после дневного сна. Предлагаем их рассмотреть.

Гимнастика игрового характера состоит из 2—3 игровых упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены».

Разминка в постели и самомассаж, комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции; лежа в постели, поверх одеяла, они в течение 3—4 мин. выполняют 4—5 упражнений общеразвивающего воздействия: 1 — повороты головы вправо — влево; поглаживание рук, живота, ног, пяток; 2 — разведение и сгибание рук; 3 — подтягивание к себе ног, обхватив колени руками, и выпрямление их; 4 — лежа на спине, одновременный подъем обеих ног и опускание их; 5 — движения ногами, как при езде на велосипеде.

Можно предложить упражнения из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После этих упражнений по указанию воспитателя дети встают с постели, быстро выполняют несколько движений в разном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая в бег, и т. д.); выбегают из спальни в групповую комнату, хорошо проветренную (температура — 17—19 градусов).

В группе дети выполняют произвольные, танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются.

Упражнения с тренажерами или на спортивном комплексе (в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах).

Дети занимаются небольшими подгруппами по 7—10 человек. Например: одна подгруппа лазает по канату, подвесной и наклонной веревочной лестнице, передвигается по рукоходу и другому нестандартному оборудованию произвольным способом; выполняет висы на перекладине, канате; упоры стоя, лежа на перекладине и др. Воспитатель обязательно следит за качеством выполнения движений и страхует детей.

Тем временем другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с тренажерами и на велотренажерах (диск «Здоровье», «Бегущая дорожка», детский эспандер, «Велосипед» и др.). Через 5—6 мин. подгруппы меняются местами.

Этот вид гимнастики достаточно сложен, так как он рассчитан на большую самостоятельность детей и на их достаточный двигательный опыт.

В любой комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные виды ходьбы, бега, прыжков, корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например: ходьба на носках,

руки за головой; ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружно крае стопы, пальцы ног поджаты руки на поясе, локти отведены назад и др.

Пробежки по массажным дорожкам могут осуществляться воспитателем группы ежедневно или 2—3 раза неделю в сочетании с контрастна воздушными ваннами по мере пробуждения детей после дневного сна «Беговую массажную дорожку» можно обозначить в разных местах группы (спальня, игровая комната, раздевалка, коридор), насыщая ее разными физкультурными пособиями (ребристая доска, резиновые коврики с шипами, пластмассовые коврики с шероховатой поверхностью и т. д.). Инвентарь располагается таким образом, чтобы дети всей группы небольшой подгруппы могли свободно заниматься, перебегая от од пособия к другому. Введение в двигательный режим непрерывного бега в среднем темпе способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Дети занимаются в одних трусиках, босиком. После проведения разных вариантов гимнастики после дневного сна проводится водная закаливающая процедура (обливание ног, обтирание всего тела влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем и т. д.). При обливании ног желательно использовать воду контрастной температуры (вначале — 36 градусов, затем снижать до 18—19 градусов, и так чередовать далее). Для ослабленных детей температура воды меняется следующим образом: 36, 28, 36 градусов и т. д.

Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5—7 человек), при этом учитывается уровень физической подготовленности ребенка.

Как показало наше исследование, дети старшего дошкольного возраста способны пробегать в среднем темпе (2,4—2,7 м/сек) без остановок значительное расстояние — от 950 м до 1600 м — за промежуток времени от 5 до 11 мин.

Методика оздоровительного бега должна соответствовать функциональным возможностям организма ребенка. Поэтому оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее двух раз в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий во время утренней прогулки. Советуем проводить их в теплое время года в самом начале прогулки, а в холодное время — в конце ее.

При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Так, детям 5—6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать два круга (в среднем 500 метров), малоподвижным детям — один круг. Дети 6—7 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности пробегают в среднем 3—4 круга, а малоподвижные дети — 2 круга.

Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, после этого предлагаются упражнения, стоя на расслабление мышц (2—3 мин.).

Во время бега воспитателю необходимо помнить:

  • при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
  • все дистанции для бега должны быть размечены (длина полукруга и одного круга);
  • бег должен доставлять детям «мышечную радость» и удовольствие;
  • нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, определенный темп;
  • после оздоровительного бега не забывать об использовании упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания;
  • в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, но при этом учитывать одежду детей и длину дистанций, которая значительно сокращается (от 250 до 500 м).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы»

Консультация на тему: "Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы"...

Консультация для воспитателей. Гимнастика пробуждения как форма двигательной активности детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации  по проведению гимнастики после дневного сна, как  одной из форм двигательной активности детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы»

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду - это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Данный материа...

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения после дневного сна»

Консультация для воспитателей   «Гимнастика пробуждения после дневного сна»...

Консультация для воспитателей " Гимнастика пробуждения после дневного сна".

Характеристика гимнастик пробуждения после дневного сна...

Рекомендация для воспитателей «Гимнастика пробуждения»

Рекомендация   для воспитателей «Гимнастика пробуждения»...