КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека (старшая группа)

Дмитриева Ольга Николаевна

Игры носят сюжетно-ролевой характер, это помогает успешному решению игровой задачи. Игры имеют воспитательное значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПУСТОЕ МЕСТО
(ВАРИАНТ НАРОДНОЙ ИГРЫ)


Особенности игры и ее воспитательное значение. В отличие от предыдущих игр, в данной дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Это новый шаг на пути формирования волевых качеств и овладения своим поведением.
Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников.
Поэтому игра влияет на взаимоотношения детей в группе. Содержащийся в ней элемент соревнования (кто раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не нарушить правила поведения в совместной деятельности.
Описание игры и приемы ее проведения. «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» — обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:


Огонь горит, вода кипит,
Тебя сегодня будут мыть,
Не буду я тебя ловить!


Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три — беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителя награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.
Правила игры.
1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.
2. Бежать по кругу в противоположные стороны.
3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.

Советы воспитателю. Игра очень проста по своей организации.
Она не требует большого пространства и может проводиться как на улице, так и в помещении. Следует учитывать, что малышам трудно стоять долго на месте, они утомляются, становятся невнимательными и беспокойными. Поэтому вначале проведите игру в помещении, где есть возможность посадить детей или на ковер, или на приготовленные стульчики.
Игра должна проходить быстро, живо. Важно удовлетворить желание каждого ребенка участвовать в соревновании. Вместе с тем не менее важно приучать детей считаться не только с собой, но и с другими и выполнять роль активных болельщиков в соревновании.
Если малыш не может быстро выбрать себе партнера в соревновании, помогите ему, шепнув на ушко имя достойного соперника.


ЛИСА И ГУСИ
(ВАРИАНТ НАРОДНОЙ ИГРЫ)


Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. Но главная цель ее— вызвать желание помогать другому. Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе). Таким образом, игра имеет важное значение для нравственного воспитания детей, так как вселяет в них убеждение, что никто не должен остаться в беде, что нельзя смеяться над чьей-либо неловкостью, потому что это может случиться с каждым.
Игра носит сюжетно-ролевой характер, это помогает успешному решению игровой задачи.
Описание игры и приемы ее проведения. В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.
Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25—30 шагов. За одной из них- дом хозяина и гусей, а за другой — луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается.
Хозяин провожает гусей на луг.
Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:


Хозяин. Гуси-гуси!
Гуси. Га-та-га.
Хозяин, Есть хотите?
Гуси. Да-да-да!
Хоз я и н. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.
Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.


Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!
Лиса. Не отдам!
Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!


Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» — говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем — потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «по-тя-нем!» (два-три раза).
Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой.
Затем выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.
Правила игры.
1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина «Ну, летите».
2. Лиса не должна
хватать гусей, достаточно лишь осалить
бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.
3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.
4. Как только выручающие перетягивают лису (она делает шаг вперед), пойманные гуси считаются свободными и возвращаются к хозяину.


Советы воспитателю. Ваше поведение в этой игре будет служить примером для детей. Постарайтесь провести игру динамично, весело, вызовите у детей стремление выручить попавших в беду гусят, раскройте им нравственный смысл совершаемых поступков, Когда дети выстроятся в цепочку, чтобы вытянуть лису, нужно показать им, как сохранить равновесие во время перетягивания (расставить широко ноги, одну ногу выставить немного вперед, руки положить партнеру, стоящему впереди, на талию).
Если первый ребенок будет крепко держаться за воспитателя, цепочка не развалится. Для того чтобы усилия всех детей были одновременными, воспитатель произносит сигнальное слово:
«По-тя-нем!»
В конце игры, когда лиса будет побеждена, нужно подвести итог. Объясните малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.


АЙ, ГУГУ (ВАРИАНТ НАРОДНОЙ ИГРЫ)


Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что помощь друг другу дети оказывают уже индивидуально и по собственному побуждению.
Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Переходя от одного ребенка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из малышей. «Хочешь играть со мной? — спрашивает он. — Тогда пойдем вместе». Взрослый берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, декламируя: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно воспитатель собирает в одну цепочку всех детей. Последнего ребенка он просит остановиться, не отпуская руки соседа, затем подходит к нему и замыкает круг. Взрослый объясняет детям, как нужно играть. Он читает текст и просит их повторять за ним движения, наглядно объясняя таким образом содержание игры.

Слова:

Движения:

Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружися на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!

Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

Дети ведут хоровод вправо и с последним словом слегка приседают.
Держась за руки, идут влево и с последним словом присе-дают.
Опускают руки, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к лу-


Воспитатель подходит к любому ребенку, берет его за руки и помогает выскочить из лужи. Спасенный ребенок может по собственному желанню помочь любому из играющих выскочить из лужи. Так дети вместе с воспитателем спасают всех, и игра начи-нается сначала.
Правила игры.
1. Выполнять движения в соответствии с текстом, вовремя переходить от одного движения к другому.
2. Разрешается помогать любому, кого выберешь.

Советы воспитателю. Своеобразное начало игры поможет вам создать непринужденную обстановку в группе, обратиться к каждому ребенку и пригласить его поиграть со всеми. При, повторении игры в этот же день можно опустить это вступление. Однако такое приглашение, настраивающее детей на общую игру, очень важно, так как дает возможность почувствовать ребенку внима-ние и доверие сверстников, понять, что он является равным среди них.
Постарайтесь провести игру живо, весело, непринужденно.
Раскованное, эмоциональное поведение воспитателя должно служить для детей примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека народных подвижных игр для старшего школьного возраста"

Картотека народных  подвижных игр для младшего и среднего возраста...

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрасте

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрасте...

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрасте

Картотека подвижных игр в старшей группе в зимнее время года....

Картотека русских народных подвижны игр для старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).

Через народные игры для дошкольников дети познают окружающий мир. Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры для дошкольников - своеобразная школа ребён...

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрасте Подвижные игры малой подвижности «Снежная королева»

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрастеПодвижные игры малой подвижности«Снежная королева»Цель: формирование умения напрягать и расслаблятьпоочередно мышцы всего тела, ...

Папка-передвижка для родителей "Картотека народных подвижных игр для младшего дошкольного возраста"

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, развивают нравственны чувства, физически укрепляют ребёнка,Русские народн...