консультация для педагогов "Профилактика простудных заболеваний у детей в осенне-зимний период"
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение «Детский сад№3»

Консультация для педагогов на тему: «Профилактика простудных заболеваний у детей в осенне-зимний период»

Подготовила : инструктор по

физической культуре

Попова Л.А.

г.Оренбург 2024г.

Как только теплое лето сменяется осенней прохладой, количество ОРВИ резко возрастает. Респираторными инфекциями заражаются дети любого возраста, от грудничков до подростков, да и взрослые не отстают от них. Иногда болезни следуют буквально одна за другой, сливаясь в бесконечный круг. Неудивительно, что с началом сезона у родителей возникает вопрос: что можно дать ребенку для профилактики ОРВИ и как защититься от бесконечных простуд детям и взрослым.Любые памятки по профилактике гриппа и ОРВИ для родителей детей любого возраста должны начинаться не с препаратов, а с общего режима. Именно быт, питание, гигиена и другие общие мероприятия позволяют иммунитету ребенка работать максимально активно.

Бытовые условияБольшую часть времени ребенок проводит именно дома, вот почему от обстановки и микроклимата в помещениях во многом зависит состояние его иммунитета. Чтобы предотвратить размножение и распространение болезнетворных микроорганизмов, врачи рекомендуют:избегать чрезмерно жары в помещениях: оптимальной является температура 18-22 градуса; поддерживать влажность на уровне 40-60%;уменьшить количество вещей, накапливающих большое количество пыли (текстиль, ковры, мягкие игрушки);регулярно проветривать помещения для доступа свежего воздуха.Если дома кто-то заболел, ежедневная влажная уборка, а также обработка антисептиком дверных ручек, мест общего пользования и т.п. снизят риск дальнейшего распространения инфекции. Разумеется, заболевший должен носить маску, иметь свою собственную посуду и по возможности находиться в отдельном помещении.

Полноценное питание Вопросы питания актуальны не только для аллергиков или детей с нарушением обмена веществ. Правильно подобранный рацион поможет укрепить защитные силы организма. Важно, чтобы в ежедневном меню присутствовали все необходимые для организма макроэлементы (белки, жиры, углеводы) и микроэлементы (минералы, витамины и т.п.). Сладкие блюда, консервы, копчености, а также продукты с большим количеством добавок лучше минимизировать, отдавая предпочтение сезонным овощам и фруктам, качественному мясу и рыбе, сложным углеводам и т.п. При этом меню должно быть разнообразным и, безусловно, приятным для ребенка.Важное значение имеет водный режим. Здоровому ребенку старше 2 лет требуется выпивать не менее 1 литра жидкости в день, причем значительную часть этого объема должна составлять чистая вода. Во время гриппа или ОРВИ это количество должно быть увеличено, чтобы не допустить обезвоживания.

Гигиенические мероприятияГигиена – это первое, что приходит в голову, когда мы задумываемся о профилактике ОРВИ. Основные правила знакомы большинству из нас с детства. Необходимо:мыть руки после прихода с улицы, после посещения туалета и перед едой; альтернативой может стать использование антисептика;промывать нос физиологическим раствором после посещения общественных мест;в период эпидемии носить одноразовую маску в местах с большим количеством людей;не трогать лицо, рот, нос, глаза грязными руками.Соблюдение этих правил поможет снизить микробную нагрузку на организм и уменьшить вероятность заражение респираторными инфекциями в период эпидемии.

Режим дня Чем младше ребенок, тем важнее для него соблюдение режима дня. Равномерный ритм повседневной жизни снижает уровень стресса и повышает сопротивляемость организма инфекциям. Важными аспектами режима дня для человека любого возраста являются:полноценный ночной сон, соответствующий возрастной норме (для подростка и взрослого – не менее 8 часов);регулярные прогулки на свежем воздухе; в идеале нужно гулять в любую погоду, за исключением запредельного мороза или жары; при этом необходимо одеваться по погоде, не забывать про головной убор в солнечную погоду, а в период эпидемий избегать мест большим количеством людей;физическая нагрузка; в идеале она должна быть ежедневной, посильной и не чрезмерной; можно сочетать занятия спортом с прогулками на воздухе.Если речь идет о школьнике, важно обеспечить чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом и игрой. Не нужно допускать переутомления, которое значительно снижает защитные силы организма.

ОРВИ в детском саду и школе. Как только ребенок начинает активно контактировать с большим количеством сверстников, риск ОРВИ значительно возрастает. Как правило, в первый год посещения ДДУ малыш много болеет, поскольку его организм сталкивается с большим количеством возбудителей. Полностью избавиться от простуд в этот период невозможно. Общие меры профилактики помогут снизить вероятность заражения. Кроме того, очень важно оставить ребенка дома при первых признаках ОРВИ. Это поможет не только избежать распространения инфекции в коллективе, но и поможет детскому организму быстрее справиться с заболеванием.

Медикаментозная профилактика гриппа и ОРВИ у детей. Общих мероприятий вполне достаточно для защиты от вирусных и бактериальных инфекций в относительно спокойное время. В разгар эпидемии многие родители задумываются, что можно дать детям для профилактики ОРВИ. Для этой цели можно использовать различные группы лекарственных препаратов:солевые растворы для промывания полости носа; препарат освобождает нос от избытка слизи, а также пыли и болезнетворных микроорганизмов, снижая вероятность заражения; это один из самых безопасных способов избежать инфекции;противовирусные препараты: могут использоваться и для лечения, и для профилактики ОРВИ у ребенка; средство должно быть подобрано в соответствии с возрастом и с учетом противопоказаний; лучше, если это сделает лечащий педиатр;мази и гели для полости носа; снижают вероятность проникновения болезнетворных микробов в слизистую носовых ходов; могут использоваться в сочетании с растворами для промывания;витаминные препараты: обеспечивают достаточное поступление в организм витаминов и микроэлементов, что особенно актуально в зимний и весенний период, когда выбор свежих овощей и фруктов ограничен.Если у ребенка уже появились симптомы ОРВИ, необходимо вызвать врача для назначения лечения. Попытки самостоятельной терапии, в том числе с использованием народных средств могут усугубить течение заболевания.

Вакцинация от гриппа. Вакцинация – это эффективный способ защитить от гриппа и детей (старше 2 лет), и взрослых. Именно это заболевание протекает наиболее тяжело, сопровождается сильной интоксикацией и может вызвать опасные для жизни осложнения. Вакцины меняются каждый год в соответствии с наиболее распространенными в этом сезоне штаммами. В идеале прививку нужно сделать за 1-2 месяца до начала ежегодной вспышки, поскольку иммунной системе нужно время для выработки антител. Перед вакцинацией необходимо обратиться к педиатру, чтобы он осмотрел ребенка и убедился в отсутствии противопоказаний.

Профилактика гриппа и ОРВИ, особенно в период эпидемии – это непростая задача. Однако если приучить себя и детей к режиму дня, правильному микроклимату в помещениях, хорошему и полезному питанию, если вовремя сделать прививки и не забывать про гигиену, вероятность болезни будет намного ниже.

Эпидемический процесс при острых респираторных заболеваниях (ОРЗ) характеризуются сезонными вспышками и возникающими эпидемиями различной интенсивности. Патологические изменения, возникающие при этих заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, нарушают проходимость бронхов, что ведёт к ухудшению лёгочной вентиляции. Это нередко приводит к развитию рецидивирующих (повторяющихся) и хронических неспецифических бронхо -лёгочных заболеваний. Далее мы познакомимся с элементами дыхательной гимнастики, носовой гимнастики и т.д. А также разучим и выполним представленные упражнения и игры.

1.Значение функции дыхания для развития речи детей. А ведь, как известно, с функцией дыхания, с процессом дыхания связаны такие жизненно важные процессы и функции как речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной, иммунной систем, биологические ритмы организма. Поэтому при изменении температуры тела и окружающей среды, загрязнении воздуха, физических нагрузках, нервном возбуждении, неправильном питании, эмоциональном напряжении и т.п. возникают ответные реакции дыхательного центра, что приводит к избыточной вентиляции лёгких и снижению содержания углекислого газа в организме.А мы знаем, что нормальное содержание СО– важнейшее условие поддержания нормальных показателей кислотно-щелочного равновесия в организме, сохранения постоянства его внутренней среды и, как следствие этого, оптимального обмена веществ.Также углекислый газ активно участвует в подавлении свободных радикалов, что обеспечивает ПРОТИВОВОСПОЛИТЕЛЬНЫЙ эффект. Углекислый газ – естественный, природный регулятор тонуса гладких мышц бронхов, артериол и капилляров, кишечника, желчного пузыря, мочеточников. Если содержание углекислого газа нормальное – это естественным путём обеспечивает нормальный тонус гладких мышц и нормальную функцию бронхов, сосудов, внутренних органов.

Особое значение функции дыхания проявляется в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция, доступная для произвольной регуляции уже с 3-4-летнего возраста. Как отмечают исследователи, навыки произвольной регуляции дыхания развиваются вместе с речью ребёнка уже в первые годы жизни, когда дыхание начинает изменяться на звуковой, мыслительный или речевой стимул. Поэтому уже с первых осмысливаемых движений детей можно обучать правильному дыханию, как в условиях покоя, так и при выполнении физических упражнений. Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объёма речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащённый дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Из-за лёгкой возбудимости дыхательного центра, недоразвития нервной регуляции практически любое физическое напряжение, эмоциональное волнение и даже небольшое повышение температуры тела у детей вызывает учащение ритма дыхания.Неумение малышей управлять своим дыханием также вносит дезорганизацию в произношение звуков. Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Для хорошего развития речи особенно важно умение ребёнка дышать равномерно, плавно, с удлинённым выдохом.Ведущее значение функции дыхания в жизнедеятельности организма, её доступность к произвольной регуляции уже в раннем возрасте обусловливает необходимость и возможность обучения детей в дошкольном возрасте.

2. Носовая гимнастика.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляется гладкая мускулатура бронхов.Компоненты носового дыхания входят во все комплексы дыхательной гимнастики. Свободное носовое дыхание укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма ребёнка. Приучить себя к правильному носовому дыханию можно с помощью гимнастики.Заниматься можно на свежем воздухе при плюсовой и безветренной погоде или в хорошо проветренной комнате. Следует помнить, что носовая гимнастика не выполняется во время болезни и при повышении температуры тела. Возобновить занятия следует через 2-3 дня после нормализации температуры. 

2.1.Упражнения носовой гимнастики.Равномерно, спокойно дышите обеими ноздрями в течение 30 – 60 секунд. Повторяйте это после каждого выполненного упражнения.Прижмите правую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите левой половиной носа в течение 30 – 60 секунд.Прижмите левую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите правой половиной носа в течение 30 – 60  секунд.Если поначалу дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом.При улучшении носового дыхания от равномерного, спокойного ритма переходите к форсированному (усиленному) дыханию. При данном виде дыхания следует активно работать мышцами шеи, плечевого пояса и грудной клетки. Однако форсированное дыхание может вызвать головокружение, головную боль, так как при усиленном притоке кислорода в сосуды мозга происходит раздражение расположенных в них нервных окончаний, спазм сосудов и вследствие этого недостаточное снабжение кислородом мозга. Сделав 2-3 усиленных вдоха, нужно перейти на обычное дыхание. Носовой гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты до тех пор, пока вы или ваш ребёнок не станете дышать носом постоянно.Для контроля за эффективности гимнастики спустя 2-3 недели после начала занятий рекомендуется к кончику носа поднести зеркало. На нём должно образоваться запотевшее пятно, по величине которого можно сделать заключение о том, как подействовала носовая гимнастика. Если справа или слева пятно меньше, значит, эта половина носа меньше участвует в дыхании. Тренироваться следует до тех пор, пока запотевание с обеих сторон не станет равномерным. 

2.2 Игры при болезнях носа и горла (ринит, ринофарингит, гайморит, аденоиды).

1.«Кто самый громкий?»Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкание губ.Ход игры. Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательным пальцем левой руки прижать левую ноздрю к носовой перегородке, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «МММ», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «МММ» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем выполняется с правым носовым ходом. 

2.«Совушка - сова».Цель игры: развитие коррекции движения рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углублённый выдох).Ход игры. Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети-«совы» медленно поворачивают головы вправо и влево. По сигналу «ночь» дети смотрят вперёд, взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «ууфф». Повторяют 2-4 раза.

3. «Домовитый хомячок».Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.Ход игры. Ребёнку – «хомячку» необходимо донести зёрнышки до норки. Ребёнок надувает щёчки и проходит заданный отрезок пути до «норки». В норке он легко похлопывает себя по щёчкам – «хомячок вычищает зёрнышки». Побеждает тот, кто не собьётся с темпа ходьбы и не откроет рот, то есть не потеряет свой запас. 

4. Дыхательные упражнения.Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешивают два разных понятия дыхательная гимнастика и повседневное дыхание.  Целью дыхательной гимнастики является совершенствование произвольной регуляции дыхания, тренировка механизмов или составных компонентов дыхательного акта.Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.В детском учреждении необходимо включение элементов дыхательной гимнастики в физкультурное занятие, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в гимнастику после сна, так как это позволит эффективно решать следующие задачи:Повышать общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо - и кровообращение в лёгких.

Дыхательные упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возрастаВ младшем и среднем дошкольном возрасте активно используются общеразвивающие упражнения для рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные, образно-подражательные упражнения.Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном темпе с небольшим (4-5 раз) количеством повторений.Большинство упражнений в этом возрасте начинаются из исходного положения «стоя»; некоторые упражнения для туловища – из положения «сидя», «лёжа на спине», «стоя на четвереньках». 

1.Упражнения из положения «стоя».

«Лови комара». И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить.Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над головой), сказать: «Хлоп!».Вернуться в и.п. – вдох.

«Помаши крыльями, как петух».И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить.Поднять руки в стороны – вдох, затем хлопая ими по бёдрам, делать выдох и произносить:«Ку-ка-ре-ку!». 

«Косарь».И.п. – встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак.Поворачиваться направо, налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками и произносить с выдохом: «Жух! Жух!». 

«Гуси шипят».И.п. –всать прямо, ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной.Наклоняться вперёд, смотря вперёд, вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш».Возвратиться в и.п. – вдох. 

Упражнения из положения «сидя», «лёжа на спине», «стоя на четвереньках», «стоя на коленях».

«Гребцы».И.п. – сесть, ноги врозь, руки согнуты в локтях.Наклониться вперёд, коснуться руками носков ног, выдохнуть, произнося: «У-х-х-х».Выпрямиться, слегка развести локти в стороны – вдох. 

«Прижми колени» или «Спрятались».И.п. сидя на полу, ноги вперёд, руки вверх.Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести: «Вот».Вернуться в и.п. – вдох.

«Мишка спит».И.п. – лёжа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища.Согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: «У-х-х-х».Вернуться в и.п.

Игровые упражнения.

«Заблудился».Дети спокойно ходят по залу или по группе, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: «А-у-у-у! А-у-у-у! А-у-у-у!». 

«Собираем цветы».Взрослый предлагает «понюхать ароматные цветочки». Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос (сильный), выдох ртом, произнося: «А-а-а-а». 

«Гуси летят».Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох и, с выдохом, опуская руки, и произносят: «Гу-у-у-у! Г-у-у-у!». 

3.2 Дыхательные упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счёт большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперёд, назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лёжа. Большое внимание уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того выполняются имитационные упражнения.Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз. 

Упражнения на удлинение выдоха.

«Наклоны вперёд».И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.Спокойный вдох в и.п. 1-2-3 – пружинистые наклоны вперёд с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперёд.4- вернуться в и.п. 

«Наклоны в сторону» или «Наклоны с зонтиком».И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и.п.1-2-3- -тройной наклон в сторону, поднять разноимённую руку над головой – «накрылись зонтиком» – выдох.4 – вернуться в и.п. 

«У кого дольше колышется ленточка».Каждый ребёнок берёт в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон. 

Специальные дыхательные упражнения.

«Задуй свечку».Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

 «Полное дыхание».Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперёд («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

 Упражнения на укрепление мышц носоглотки и верхних дыхательных путей. 

«Ёжик».Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом сделать вдох носом, короткий и шумный (как ёжик) с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. 

«Ушки».Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный. 

Правила проведения массажа по системе А.А.Уманской:

Методика основана на воздействии девяти биоактивных точечных зон организма, каждая из которых отвечает за функции определённого органа.

Простая 5-минутная техника укрепит иммунитет, нормализует сон, стабилизирует психику, повысит работоспособность, и является отличной профилактикой гриппа и ОРВИ.

Начинать массаж нужно всегда с 1 зоны, после чего переходим ко 2-й зоне, затем к 3-й и т.д. Переставлять зоны нельзя.

Сначала нужно надавить на точку подушечками одного или нескольких пальцев. Затем делаем вращения-   9 раз по часовой стрелке и 9 раз против нее. Количество вращений в обе стороны должно быть одинаковое.

Более слабое надавливание возможно в профилактических целях, максимальное — в лечебных.

На симметричные точки можно воздействовать сразу двумя руками.

 

Зона 1. Область всей грудины

Зона 1 — область всей грудины.

Поставить под яремную ямку 4 своих пальца. Это место может немного выступать.

Делаем надавливание и вращательные движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки.

При воздействии на эту зону улучшается кровоснабжение в области трахеи, бронхов, легких, пищевода, сердца, усиленно образуются стволовые клетки, проходят грудные боли, уменьшается кашель, улучшается настроение.

 

 Зона 2. В центре яремной впадины

Зона 2 – в центре яремной впадины, примерно на 1 см. выше её края.

Делаем легкие надавливающие и вращательные движения. Массаж делается осторожно. Нельзя надавливать слишком сильно. 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки.

При воздействии на зону улучшается кровоснабжение в области вилочковой железы, повышается сопротивляемость инфекциям, продлевается молодость.

  

Зона 3. На передней поверхности шеи с двух сторон

Зона 3 –симметричная. Находится на передней поверхности шеи с двух сторон.

Легкие надавливающие и вращательные движения не более 40 секунд. Делаем массаж щадяще, нежно, чтобы не нарушить работу сонной артерии.

Улучшается кровоснабжение гломусов. Приходят в норму качество крови, обмен веществ, АД, повышается иммунитет в слизистых глотки, гортани, улучшается состояние при диабете и других нарушениях функций щитовидной железы.

 

Зона 4. Область 1-5 шейных позвонков в верхних задне-боковых отделах шеи.

Зона 4 - область 1-5 шейных позвонков в верхних задне-боковых отделах шеи.

В этой зоне поглаживающие движения и надавливание производится только сверху вниз.

Воздействие на эту зону активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища. Улучшается общее здоровье. Уменьшаются или проходят шум и боли в голове, ушах, исчезают сердечные боли.

 5. Впадина между 7-м шейным и 1-м грудным позвонками

Зона 5 — впадина между 7-м шейным и 1-м грудным позвонками. В этом месте могут быть жировики, уплотнения или сильная болезненность.

Делаем надавливание и вращательные движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки.

Массаж этой точки нормализует деятельность сосудов, сердца, бронхов, легких. Проходят головные боли, головокружения, онемения конечностей.

 

Зона 6. Область носа и гайморовых пазух.

Зона 6 - симметричная — область носа и гайморовых пазух. Находится по краям крыльев носа, прямо над зубами-клыками, где обнаруживаются ямочки.

Также надавливание и вращательные движения 9 раз по часовой и 9 против часовой стрелки

Воздействие на эту зону стимулирует организм на выработку своего интерферона и других биологически активных веществ, улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, проходит насморк.

 

 Зона 7. Область начала роста бровей

Зона 7 симметричная- область начала роста бровей (чуть ниже).

Надавливание и вращательные движения 9 раз по часовой и 9 против часовой стрелки

Воздействие на эту зону улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга.

 

Зона 8. Область уха, козелка.

Зона 8 симметричная — область уха, козелка.

Делаем надавливание и вращение 9 раз по часовой и 9 против часовой стрелки

При воздействии на эту зону снижается шум и боли в ушах, укрепляется слух, проходят головокружения, нормализуется деятельность всех органов и систем.

 

 Зона 9. Симметричные точки на кистях рук.

Зона 9 – симметричные точки на кистях рук.  Прижмите друг к другу большой и указательный пальцы; на вершине бугорка располагается 9-я зона

Также надавливание и вращательные движения. Сначала на одной руке, затем на другой 9 раз по часовой и 9 против часовой стрелки

Стимуляция этой точки усиливает и закрепляет целительное влияние массажа всех предыдущих зон. Нормализует многие функции организма. Повышается иммунитет.

 В качестве профилактики массаж точек делать ежедневно 5-6 раз.

В период заболевания (при острой стадии) каждые 40-60 мин. Массаж ускоряет выздоровление и предотвращает осложнения.   Перерыв на один и более дней ведёт к снижению лечебного эффекта.

 Противопоказания: гнойничковые заболевания кожи, родинки, бородавки, папилломы и другие новообразования в точках воздействия.

Точечный массаж по Уманской — замечательный метод восстановления иммунитета. укрепления общего здоровья и избавления от многих болезней без лекарств.

Приложение

Комплексы массажа головы, рук, ушей

 № 1 Точечный массаж

Точечный массаж + пальчиковаягимнастика

Крылья носа разотри – раз,два, три

И под носом себе утри – раз,два, три

Брови нужно расчесать – раз,два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба –раз, два

Серьги на уши повесь, еслиесть.

Заколкой волосы скрепи – раз,два, три

Сзади пуговку найди изастегни

Бусы надо примерять, примеряйи надевай.

А сюда повесим брошку,разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивыеманжетики.

Девочки и мальчики,приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились икрасиво нарядились

Осталось ноги растереть и небудем мы болеть

 № 2 Массаж рук

Интенсивное воздействие накончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствуетпсихоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональнуюдеятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

-  Большими указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец

-Массируемтыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

- Переплетаемвытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони впротивоположные стороны.

- Переплетённыепальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

- Вытягиваемпальчики вверх и шевелим ими.

-Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

 Примечание. Упражнениеможно сопровождать стихами.

Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «по мочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора

 № 3   Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основанна стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине исвязанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен,в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма отпростудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

 «Поиграем с ушками»

1. Организационныймомент.

Воспитатель привлекает детейк игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

 «Найдём ипокажем ушки»

Дети находят свои ушки,показывают их взрослому

· «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за ушии загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами.Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок долженощущать хлопок.

«Потянем ушки»

Малыш захватывает кончикамибольшого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затемопускает.

 «Покрутимкозелком»

Ребёнок вводит большой палецв наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок –выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает иповорачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.

«Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкамладони и тщательно трёт ими всю раковину

Дети расслабляются и слушаюттишину.

Примечание. Количествоповторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем этосоставляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождатьстихами:

Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра, 
Наступила ти-ши-на!

  Массаж ушей.

Теперь к ушам мы перейдем,

Их мы немного разотрем,

И лучше слышать мы начнем.

Ухо зажимаем между указательным и большим пальцем

Сначала сверху, посередке,

Мы мочку нежно разотрем.

Давайте уши мы потянем,

И убедимся, что же станет;

Вращательными движениями массируем каждую складку

Сначала вверх, как обезьянки,

И вниз, как у слона.

Вот здорово!

Еще немного покрутить,

И уши можно отпустить!

Мягко и медленно потянуть вверх, вниз, в сторону. Кругообразные движения вперед, назад.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период"

Вот так неожиданно после неимоверной жары пришла осень с прохладной погодой и дождями. Следовательно, не за горами и первые простуды у детей всех возрастов.Что сделать, чтобы ребенок не простудился в ...

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период»

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период»...

Консультация для родителей "Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период".

С наступлением осени как никогда актуальным становится вопрос профилактики простудных заболеваний. Каждую маму волнует вопрос, как избежать простудных заболеваний вообще или минимизировать длительност...

Консультация для родителей на тему «Здоровье детей в осенний зимний период».

Детский организм слабеет с наступлением осеннего и зимнего периода число детей, подхвативших простуду, резко увеличивается. Многие врачи считают, что сезонные заболевания – это вполне норм...

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период»

Консультация для родителей«Профилактика простудных заболеванийу детей в осенний период»...

"«Здоровье детей в осенне-зимний период». Детский организм слабеет с наступлением осеннего и зимнего периода. Резко увеличивается количество детей, подхвативших простуду. Многие врачи считают, что сезонные заболевания – это вполне нормальное явление. И в"

Детский организм слабеет с наступлением осеннего и зимнего периода. Резко увеличивается количество детей, подхвативших простуду. Многие врачи считают, что сезонные заболевания – это вполне норма...