Использование здоровьесберегающих технологий в среднем возрасте
консультация (средняя группа)

Сеидова Валентина Викторовна

Что такое здоровье? Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Дети наше будущее. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья  развитие физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx44.45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в среднем возрасте

Забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Что такое здоровье? Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Дети наше будущее. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья  развитие физических качеств.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. Растет число детей, страдающих заболеванием нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата и т.д. Более того, многие родители предпочитают, чтобы их дети проводили время за компьютерными играми, просмотром телевизионных программ, лишь бы не отвлекали от личных дел. Как результат - низкий уровень двигательной активности, слабое развитие речи.

   В связи с этим очень остро стоит проблема здоровья детей и его сохранения в современном обществе.

В образовательных учреждениях возникает необходимость активно внедрять современные здоровьесберегающие технологии.

      Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Практическая значимость нашего опыта заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми специалистами, работающими с детьми.

Начиная работу, мы поставили перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, формирование у родителей и воспитанников культуры здоровья  путем внедрения здоровьесберегающих технологий.

Исходя из цели,  выделили задачи:

  1. Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
  2. совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
  3. систематизировать знания  о здоровьесберегающих технологиях с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни и их применении в режимных моментах;
  4. повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей;
  5. создать условия здоровьесберегающего пространства для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении.

В своей работе  с детьми  используем следующие здоровьесберегающие технологии:

Технология обучения здоровому образу жизни.

Образовательная деятельность по физической культуре  имеет особое значение в воспитании здорового ребенка. ОД проводится согласно сетке занятий.

 Организация утренней гимнастики способствует поднятию эмоционального и мышечного тонуса детей, вырабатывает полезную привычку, задает настроение ребенку.

 Сюжетно игровая деятельность «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Витамины»,

просмотр иллюстраций: «Мой организм», «Полезные продукты» и т.д.,

беседы: «Для чего нужен спорт?» «Предметы гигиены»

Где детям дается представление о строении собственного тела,  что полезно и вредно для организма, а так же прививаются элементарные навыки по уходу за собой.

физкультурные праздники, спортивные досуги, «День здоровья» «День зимних игр».

Оказывают благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость),  способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

Технология сохранения и стимулирования здоровья

Гимнастика пробуждения   Постепенный подъем  под звуки приятной музыки и, лёжа в кровати, выполняют 5-6 упражнений. Далее выполняют ходьбу по массажным дорожкам. Затем садятся на стульчики и с помощью тренажеров выполняют упражнения направленные на профилактику плоскостопия. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

  Гимнастика для глаз. С целью  профилактики нарушений зрения, снятию напряжения дошкольников. Проводим гимнастику для глаз, мы используем методику Владимира Филипповича Базарного. 

На ватмане нарисован офтальмологический тренажер: схема универсальных символов ("СУС", при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом.

Дети поочередно обводят указкой траектории с одновременным слежением за ним органом зрения.

Данный тренажер  чаще используем после ОД, которая требовала от детей приложения усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

  Прогулка –  один из важнейших режимных моментов, вовремя которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности.  Во время прогулок  используем различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю» много других игр.

 В образовательной, свободной  деятельности используем пальчиковую гимнастику. Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Имеется картотека.

    Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка. Изготовили тренажеры для дыхательного упражнения,  их целью является тренировка легких и силы дыхания для развития речи и профилактики болезней органов дыхания.

В своей работе используем методику Александры Николаевны Стрельниковой.  

    Коррекционные технологии

     В игровой форме в виде пятиминутного занятия проводим самомассаж Весёлые стихи, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различных видах деятельности.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж.  Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает эмоциальное  напряжение.

Артикуляционная гимнастика. Разучивание артикуляционных упражнений проводим в индивидуальной форме,  в утренние и вечерние часы. В дальнейшем по подгруппам по 2-3 воспитанника. Используем артикуляционную гимнастику в индивидуальной работе с детьми, а также фронтально в качестве части занятия, перед режимными моментами.

   Су-джок терапия. Упражнения с использованием Су-джок шарика развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулирует речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма.

 

Работа с родителями

Очень важная роль по внедрении здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении отводится семье. Ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Для повышения родительской компетентности проводим беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаем материал о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур.

На родительских собраниях и индивидуальных консультациях  рассматриваем вопросы ЗОЖ. Данными действиями добиваемся активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада. Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Применяя эти технологии в своей работе, мы достигли следующих результатов:

- повышение уровня физического развития детей.

- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе (за последний год в среднем на 10 % и соответственно повышение процента посещаемости).

Планируем и дальше продолжать работать в этом направлении.

 Считаем использование здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе

Задачи: Учить детей ходить по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие.  2. Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в ползании на четверенька...

Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней разновозрастной группе. Тема: «Озорные медвежата».

Конспект НОД  по физической культуре  с использованием здоровьесберегающих технологий в средней разновозрастной  группе.Тема: «Озорные медвежата»....

Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Приключения кота Рыжика"

Занятие обогащает музыкальные впечатления детей. выспитывает любовь к окружающим , сверстникам. Знакомит детей с оздоровительными музыкально-ритмическими движениями....

Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Приключения кота Рыжика»

Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе. «Приключения кота Рыжика»Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности...

Конспект занятия по валеологии с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "На помощь зайчику"

Конспект открытого занятия по валеологии с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе  «На помощь зайчику»....

Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Веселые медвежата".

Конспект НОД по физкультуре с использованием различными видами массажа и подвижной игрой "Медведь"....