Использование здоровьесберегающих технологий в среднем возрасте
консультация (средняя группа)
Что такое здоровье? Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Дети наше будущее. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья развитие физических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в среднем возрасте
Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Что такое здоровье? Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Дети наше будущее. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья развитие физических качеств.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. Растет число детей, страдающих заболеванием нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата и т.д. Более того, многие родители предпочитают, чтобы их дети проводили время за компьютерными играми, просмотром телевизионных программ, лишь бы не отвлекали от личных дел. Как результат - низкий уровень двигательной активности, слабое развитие речи.
В связи с этим очень остро стоит проблема здоровья детей и его сохранения в современном обществе.
В образовательных учреждениях возникает необходимость активно внедрять современные здоровьесберегающие технологии.
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Практическая значимость нашего опыта заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми специалистами, работающими с детьми.
Начиная работу, мы поставили перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, формирование у родителей и воспитанников культуры здоровья путем внедрения здоровьесберегающих технологий.
Исходя из цели, выделили задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
- совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
- систематизировать знания о здоровьесберегающих технологиях с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни и их применении в режимных моментах;
- повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей;
- создать условия здоровьесберегающего пространства для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении.
В своей работе с детьми используем следующие здоровьесберегающие технологии:
Технология обучения здоровому образу жизни.
Образовательная деятельность по физической культуре имеет особое значение в воспитании здорового ребенка. ОД проводится согласно сетке занятий.
Организация утренней гимнастики способствует поднятию эмоционального и мышечного тонуса детей, вырабатывает полезную привычку, задает настроение ребенку.
Сюжетно игровая деятельность «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Витамины»,
просмотр иллюстраций: «Мой организм», «Полезные продукты» и т.д.,
беседы: «Для чего нужен спорт?» «Предметы гигиены»
Где детям дается представление о строении собственного тела, что полезно и вредно для организма, а так же прививаются элементарные навыки по уходу за собой.
физкультурные праздники, спортивные досуги, «День здоровья» «День зимних игр».
Оказывают благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
Технология сохранения и стимулирования здоровья
Гимнастика пробуждения Постепенный подъем под звуки приятной музыки и, лёжа в кровати, выполняют 5-6 упражнений. Далее выполняют ходьбу по массажным дорожкам. Затем садятся на стульчики и с помощью тренажеров выполняют упражнения направленные на профилактику плоскостопия. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Гимнастика для глаз. С целью профилактики нарушений зрения, снятию напряжения дошкольников. Проводим гимнастику для глаз, мы используем методику Владимира Филипповича Базарного.
На ватмане нарисован офтальмологический тренажер: схема универсальных символов ("СУС", при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом.
Дети поочередно обводят указкой траектории с одновременным слежением за ним органом зрения.
Данный тренажер чаще используем после ОД, которая требовала от детей приложения усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Во время прогулок используем различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю» много других игр.
В образовательной, свободной деятельности используем пальчиковую гимнастику. Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Имеется картотека.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка. Изготовили тренажеры для дыхательного упражнения, их целью является тренировка легких и силы дыхания для развития речи и профилактики болезней органов дыхания.
В своей работе используем методику Александры Николаевны Стрельниковой.
Коррекционные технологии
В игровой форме в виде пятиминутного занятия проводим самомассаж Весёлые стихи, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различных видах деятельности.
Дети с удовольствием выполняют самомассаж. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает эмоциальное напряжение.
Артикуляционная гимнастика. Разучивание артикуляционных упражнений проводим в индивидуальной форме, в утренние и вечерние часы. В дальнейшем по подгруппам по 2-3 воспитанника. Используем артикуляционную гимнастику в индивидуальной работе с детьми, а также фронтально в качестве части занятия, перед режимными моментами.
Су-джок терапия. Упражнения с использованием Су-джок шарика развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулирует речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма.
Работа с родителями
Очень важная роль по внедрении здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении отводится семье. Ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Для повышения родительской компетентности проводим беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаем материал о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур.
На родительских собраниях и индивидуальных консультациях рассматриваем вопросы ЗОЖ. Данными действиями добиваемся активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада. Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.
Применяя эти технологии в своей работе, мы достигли следующих результатов:
- повышение уровня физического развития детей.
- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе (за последний год в среднем на 10 % и соответственно повышение процента посещаемости).
Планируем и дальше продолжать работать в этом направлении.
Считаем использование здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе
Задачи: Учить детей ходить по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие. 2. Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в ползании на четверенька...
Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней разновозрастной группе. Тема: «Озорные медвежата».
Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней разновозрастной группе.Тема: «Озорные медвежата»....
Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Приключения кота Рыжика"
Занятие обогащает музыкальные впечатления детей. выспитывает любовь к окружающим , сверстникам. Знакомит детей с оздоровительными музыкально-ритмическими движениями....
Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Приключения кота Рыжика»
Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе. «Приключения кота Рыжика»Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности...
Конспект занятия по валеологии с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "На помощь зайчику"
Конспект открытого занятия по валеологии с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «На помощь зайчику»....
Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Веселые медвежата".
Конспект НОД по физкультуре с использованием различными видами массажа и подвижной игрой "Медведь"....
Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Озорные медвежата». Воспитатель МКДОУ «Белозёрский детский сад» Завгородняя Вера Васильевна.
Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе«Озорные медвежата»....