Консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Пугачева Эльвира Махмутовна

Закаливание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zakalivanie.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание -  это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли др. не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания. Следует знать, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, то есть в одно и то же время регулярно.

Рассмотрим принципы закаливания, которые мы проводим:

1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий. При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры.

2. Систематичность закаливания - это регулярное повторение закаливающих воздействий. Следует помнить, что закалить ребенка на продолжительное время, навсегда, невозможно, какие бы усилия к этому не прилагались.

3. Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка – состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих агентов.

4. Наличие обязательной эмоционально - положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.

5. Многофакторность закаливания - использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды и др. (нельзя закаливать ребенка, только, например, водными процедурами или нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания) .

6. Сочетать общих и местных охлаждений. При обливании стоп тело остается незакаленным и, наоборот, процедуры (обливание до пояса) не обеспечивают устойчивости стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области тела (стопы, носоглотка, поясница).

Основные факторы закаливания детей.

Закаливание детей воздухом. Закаливание детей в детском саду осуществляется, прежде всего, путем создания гигиенических условий их жизни, обеспечивая чистоту и постоянную смену воздуха (проветривание одностороннее или сквозное, а также температура воздуха 22-20 градусов). Малышей постепенно приучаем находится в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводим в отсутствии детей, допуская снижение температуры в групповых до 16 градусов, и прекращаем его за 20-30 минут до их возвращения. При любом виде закаливания воздухом очень важно правильно одевать детей - соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

Закаливание водой. Можно проводить общее влажное обтирание. Для этого вначале чистой сухой фланелью растирают руки, ноги, тело малыша до появления легкой красноты. После 2-х недель сухого обтирания переходят к влажным, температура такая же, как и при обливании. Отирают руки, ноги, от пальцев к стопе и от стопы к пальцам. Затем – грудь, живот, спину. Каждую часть тела после обтирания сразу вытирают досуха. Продолжительность процедуры 3-4 минуты, проводят ее перед дневным сном. Ткань после выполнения процедуры необходимо прокипятить.

Обливание проводят летом, температура воды - 35 градусов, зимой – 36-37. Температуру снижают постепенно: зимой каждую неделю, летом – через 3-5 дней. Сначала обливают спину, затем левое и правое плечо, голову не обливают.

Обливание ног оказывает не только местное, но и общее действие на организм, так как при охлаждении ног возникает рефлекторная сосудистая реакция со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Температура 35-36 градусов постепенно снижаем через 3 дня на 1градус, доводят до 22-24. Обливают нижнюю часть голени и стопу. После насухо вытирают и растирают докрасна.

Контрастное обливание начинается с температуры 36 градусов до 25-18. Температура постепенно снижается, а затем снова повышается до 36 градусов.

Душ как закаливающее применяется только с 1,5лет. Он оказывает более сильное воздействие на организм, через обливание. Температура воды для душа такая же, как при обливании. Продолжительность данной процедуры: 1-2 минуты.

Полоскание горла прохладной водой—один из методов закаливания. Оно направлено на профилактику ангины. Ребенок после предварительной санации носоглотки начинает полоскать горло водой 36-37 градусов, доведя ее до 8-10. Полоскание горла применяется с 3-х лет.

Закаливание солнцем. Продолжительность свето -  воздушных ванн для детей 3 до 10минут при температуре не ниже 23градусов, затем продолжительность увеличивают на 5 минут 1 раз в 4дня, доводят до 30 минут. Одежда должна предохранять тело от перегрева. Начинают процедуру при температуре 20градусов, затем можно и при более низкой температуре. Первая процедура не должна длиться больше 5 минут. Педагогу необходимо следить за кожей ребенка, соблюдать питьевой режим. Прием солнечных ванн следует закончить обливанием при температуре воды +25, 26градусов, после чего ребенка насухо вытирают. После этого рекомендуется непродолжительный отдых в тени.

Для текущего контроля за проведением закаливающих процедур и влиянием их на здоровье детей воспитатель должна знать внешние признаки перегревания и охлаждения организма.

Различают три фазы действия холодного фактора на организм:

  • спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной;
  • расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, наступает ощущение тепла;
  • застой крови в результате спазматического состояния капилляров, появление бледности с цианотическим оттенком, мышечная дрожь, съеживание (поза сохранение тепла).

Если физиологическая реакция проявляется при первой и второй фазах, внешние признаки которых свидетельствуют об эффективности закаливающей процедуры, то третья фаза —патологическая, она сигнализирует о том, что организм переохладился. Эту фазу закаливания допустить нельзя. Также как переохлаждение, недопустимо и перегревание. Если наблюдается покраснение лица и потоотделение, ребенка необходимо отвести в тень, напоить чаем или морсом, дать немного отдохнуть, переключив на спокойную игру.

Методика солевого закаливания.

Метод показан всем детям дошкольного возраста. Проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок ходит или топчется босиком по хлопчатобумажной ткани, смоченной в 10 % растворе соли комнатной температуры в течение двух минут. Затем по ребристой доске или по дорожке нашитыми разнокалиберными пуговицами или по сухому коврику. Вся процедура длится не более трех минут. Лучше сочетать с физическими упражнениями для рук, ног и туловища.

Таким образом, закаливание  — системные мероприятия, направленные на повышение устойчивости определенных генетических механизмов защиты и приспособления детского организма ко многим факторам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...