Подвижные игры
картотека (старшая группа)

Конева Валентина Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Картотека

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

                       

               (старшая группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №1

Подвижная игра «Мышеловка»

 

Цель. Упражнять детей в беге, в подлезании, развивать у детей речь.

Правила игры. Дети делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети – мыши находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут вот напасть,

Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями – игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

 

Ст. гр. 

Карточка №2

Подвижная игра «Мы, веселые ребята»

 

Цель. Упражнять детей в беге. Развивать речь детей.

 

Правила игры. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается или выбирается детьми. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать, Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных  и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.

 Указания. Если после 2-3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка. 

Карточка №3

 

Подвижная игра «Ловишки»

 

Цель. Упражнять детей в беге. 

 

Правила игры. Дети произвольно располагаются по плдощадке. Ведущий – ловишка, назначенный педагогом или выбранный играющими, становится на середине площадки. Педагог произносит: «Раз, два, три – лови!» по этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда ловишка поймает 3-4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.

 

Указания. Для того, чтобы дети лучше ориентировались, ловишке нужно выдавать какой-либо отличительный знак – повязать на руку ленточку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком и т.п. Если ловишка оказался не ловким и долгое время не может поймать, игра останавливается и назначается другой водящий.

 

Ст. гр. 

Карточка №4

Подвижная игра «Гуси-лебеди» Цель. Упражнять детей в беге. Развивать речь детей.

Правила игры. На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место – луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются педагогом, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га-га-га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да!

Пастух. Так летите!

Гуси. Нам нельзя,

Серый волк под горой  Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гусиидут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новый волк и пастух. Игра повторяется 3-4 раза. Указания. В начале роль волка исполняет педагог. 

 

Карточка №5

Подвижная игра «Карусель» Цель. Упражнять детей в беге. Развивать речь детей.

Правила игры. Дети образуют круг, держась за шнур, концы которого связаны. Они берутся за шнур правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются в соответствии с произносимым вслух текстом:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом.

Во время бега педагог приговаривает: «Побежали, побежали!». После того как дети пробегут по кругу 23 раза педагог подает сигнал к изменению направления движения, говоря: «Поворот!2. Дети поворачиваются кругом, быстро перехватывают шнур в левую руку и бегут в другую сторону. Затем дети с педагогом произносят:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнут, подается сигнал (звонок, свисток, хлопки, удары в бубен), по которому дети снова становятся в круг, берутся за шнур, т.е. занимают свои места на карусели. Игра возобновляется, повторяется 3-4 раза.

Указания. Можно дать детям указание по условным сигналам быстро становиться в круг при повторениях игры. Игрок, не успевший занять место до третьего сигнала, не пр нимает участия в очередном катании на карусели, а ожидает следующей посадки. Оборудование. Шнур. 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №6

Подвижная игра «Затейники»

 

Цель. Упражнять детей в беге. Развивать речь детей.

Правила игры. Одного из играющих выбирают затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию) и произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идеи за шагом шаг.

Стой на месте, Дружно, вместе

Делаем…вот так.

Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети повторяют его. После 2-3 повторений игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Повторяется игра 3-4 раза.

Указания. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных.

 

Карточка №7

 

Подвижная игра «Сделай фигуру»

 

Цель. Упражнять детей в беге.

 

Правила игры. Дети разбегаются по всей площадке. По сигналу они быстро останавливаются на месте и принимают какую-нибудь позу: приседают, поднимают руки в стороны и т.п. Педагог отмечает, чья фигура интереснее.

 

Указания. К концу года игра усложняется, в нее вводятся групповые фигуры – парами, тройками. Кроме того, детям предлагается придумать фигуру в определенном положении: только стоя, стоя на четвереньках, сидя и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №8

 

Подвижная игра «Караси и щука»

 

Цель. Упражнять детей в беге.

 

Правила игры. Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 шагов, образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих, назначенный педагогом, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие – караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду. По сигналу «щука» щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раза.

 

Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.

Карточка №9

 

Подвижная игра «Перебежки. Кто сделает меньше шагов?»

 

Цель. Упражнять детей в беге.

 

Правила игры. На площадке чертят 2 линии на расстоянии 6-8м. Несколько играющих (2-3) становятся за одну линию и начинают переходить или перебегать за другую линию, стараясь шаги делать как можно длиннее. Выигрывает тот, кто сделает меньше шагов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №10

 

Подвижная игра «Пробеги тихо»

 

Цель. Упражнять детей в беге.

 

Правила игры. Один из детей садится посередине площадки и закрывает глаза. Остальные дети стоят на одном конце площадки; 6-8 из них тихо перебегают с одного конца на другой мимо сидящего посередине. Если дети бегут бесшумно, водящий не имеет право их остановить. Если же он услышит шум шагов, то говорит: «Стой» - и, не открывая глаз, указывает направление звука. Если водящий указал правильно, дети возвращаются на свои места. Бежит следующая группа детей.

 

 

 

 

 

Карточка №11

 

Подвижная игра «Поспеши, но не урони»

 

Цель. Упражнять детей в беге.

 

Правила игры. Дети (с мешочками песка на голове или на ладони вытянутой вперед руки) по 6-10 человек перебегают с одного конца площадки на другой, стараясь обогнать друг друга. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №12

 

Подвижная игра «Парный бег»

 

Цель. Упражнять детей в беге.

 

Правила игры. Дети стоят в звеньях парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки расставлены кегли (булавы, стулья, набивные мячи) по числу звеньев. Педагог подает сигнал, по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается в конец своего звена. По следующему сигналу бежит вторая пара и т.п. Пара, опустившая руки считается проигравшей. 

 

Оборудование. Кегли (булавы, стулья, набивные мячи).

 

 

 

Карточка №13

 

Подвижная игра «Встречные перебежки»

 

 

Цель: упражнять детей в беге.

 

Правила игры. Группа       делится         пополам.        Играющие           становятся       на противоположных сторонах площадки за линиями   в  шеренгу  на  расстоянии   не менее  шага      друг     от друга. У каждой группы детей на руках ленточки  своего   цвета - синие, желтые.     По сигналу "Синие", дети с синими  ленточками  бегут  на    противоположную     сторону.  Стоящие    напротив    дети    протягивают    вперед    ладошки    и    ждут,    когда   бегущие    прикоснутся   к   ним рукой.    Тот,   кого коснулись, бежит         на      другую       сторону      площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. И т. д.  

 

Оборудование. Синие и желтые ленточки.

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №14

 

Подвижная игра «Хитрая лиса»

 

Цель. Упражнять детей в беге. Развивать речь детей.

 

Правила игры. Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронулись, становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Дети хором 3 раза ( с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): «Хитрая лиса, где ты?» При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» - будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: «В круг!» Дети образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5-6 раз.

 

Указания. Если лиса выдала себя чем-нибудь, назначается другая лиса. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая можно обозначить ее границы.

 

 

Ст. гр. 

Карточка №15

 

Подвижная игра «Уголки»

 

Цель. Упражнять детей в беге.

 

Правила игры. Дети становятся возле расположенных на участке предметов физкультурного оборудования, деревьев или в обозначенных на земле кружках. Один из играющих находится в середине. Он подходит к кому-нибудь из детей и говорит: «Мышка, мышка, отдай мне свой уголок!» Мышка отказывается. Водящий с теми же словами подходит к другому ребенку. В это время все дети выбегают из своих уголков, чтобы поменяться местами. Водящий старается занять чье-нибудь место. Если ему это удастся, то водящим становится оставшийся без места. Если водящий долго не может занять уголок, педагог произносит: «Кошка!» По этому сигналу все играющие одновременно меняются местами, а водящий занимает чей-либо уголок.

Указания.  Из уголка надо выбегать, нельзя стоять в нем долго; до перебежки можно заранее уговориться с игроком, с которым хочешь поменяться местами; можно занимать уголок вдвоем и выбегать парами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №16

 

Подвижная игра «Не оставайся на полу»

 

Цель. Упражнять детей в беге, в прыжках.

 

Правила игры. Выбирается ловишка. Дети размещаются в разных местах площадки. По заданию они вместе с ловишкой ходят, бегают, прыгают в определенном темпе и ритме, обусловленным музыкальным сопровождением (ударами в бубен, хлопками и т.п.). Как только раздается сигнал «Лови», все убегают от ловишки и взбираются на возвышающиеся предметы. Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых ловишка дотронулся, сразу отходят в сторону. Игру повторяют 2-3 раза, затем подсчитывают пойманных и выбирают нового ловишку. Игра возобновляется.

Указания. Педагог следит, чтобы с возвышения дети спрыгивали на обе ноги, приучает детей разбегаться по всей площвдке, подальше от предметов, на которые они должны взобраться.

 

Оборудование. Возвышения, бубен.

Карточка №17

 

Подвижная игра «Удочка»

 

Цель. Упражнять детей в прыжках.

 

Правила игры. Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга педагог. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком. Дети внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выходит из игры. Вскоре делается небольшой перерыв, затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети.

Указания. Конец шнура с мешочком должен скользить по полу. Если все дети легко справляются с заданием, можно слегка приподнять мешочек от пола. Вращать шнур нужно не только по часовой стрелке, но и против. Для усложнения игры между двумя прыжками можно дать детям дополнительное задание: присесть и встать, повернуться 1-3 раза вокруг самого себя и др. Вместо подпрыгивания вверх можно отпрыгивать от удочки назад.

Оборудование. Шнур с мешочком с песком на конце.

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №18

 

Подвижная игра «С кочки на кочку»

 

Цель. Упражнять детей в прыжках.

 

Правила игры. Дети делятся на две группы и становятся на противоположных сторонах площадки. Между ними по всей площадке чертят кружки – кочки (расстояние между ними разное: 10, 20, 30, 40см). Педагог вызывает по несколько детей с одной, то с другой стороны площадки. Перепрыгивая с кочки на кочку, они перебираются на другую сторону площадки. Все следят, правильно ли прыгающие выполняют упражнение. Затем прыгают следующие.

Указания. Задания можно разнообразить: перепрыгивать с кочки на кочку на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге. Можно разделить детей на команды и выяснить, какая команда прыгает лучше или быстрее.

 

 

Карточка №19

 

Подвижная игра «Кто скорее добежит до флажка?»

 

Цель: Упражнять детей в беге, развивать у детей умение подлезать под предмет.

 

Правила игры: Дети делятся  на  3-4  равные  группы   и   становятся  в  колонны   в нескольких шагах одна от другой у черты, за которую они не должны выходить.  На расстоянии 4-5 м от этой черты перед каждой  колонной  расставлены  воротца.  Еще дальше впереди от линии   положены   флажки.    По       условному    сигналу    стоящие первыми  в  колоннах бегут   к   воротцам,   подлезают  под    них,    бегут   к  флажкам, поднимают флажки над головой  и   машут ими.      Потом     спокойно   кладут   флажки      на пол      и бегом   возвращаются   в  конец    своей    колонны. Выигрывает тот,   кто   прибежал первым. К флажкам бегут следующие.

Указания. Игру можно провести иначе, дав детям задание не бежать, а потом  до воротцев на четвереньках или по-пластунски. Запрещается  бросать  флажки     на  пол,    надо  наклониться  и   положить их аккуратно   палочкой   в  определенную сторону.

 

Оборудование. Дуги, флажки.    

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №20

 

Подвижная игра «Медведи и пчелы»

 

Цель. Упражнять детей в беге, в прыжках.

 

Правила игры. Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне – луг. В стороне – медвежья берлога. Одновременно в игре участвуют не более 12-15 человек. Играющие делятся на две неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи – в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только прозвучит сигнал «Медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Педагог следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.

Оборудование. Гимнастическая стенка.

 

21

 

Подвижная игра «Пожарные на учении»

 

Цель. Упражнять детей в прыжках.

 

Правила игры. Дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны (по числу пролетов). Первые в колоннах стоят на черте. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу «раз, два, три – беги» все дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Педагог отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Задание должны выполнить все дети. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми.

Указания. Педагог следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно помогает. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.

 

Оборудование. Гимнастическая стенка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №22

 

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

 

Цель. Упражнять детей в прыжках.

 

Правила игры. На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначаются домики для зайцев. В каждом домике находятся по 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «Охотник» зайцы бегут в домики, а ребенок – охотник, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.

Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.

 

Оборудование. Несколько маленьких мячей.

Карточка №23

 

Подвижная игра «Брось за флажок»

 

 

Цель. Упражнять детей в бросании предмета.

 

Дети  стоят  в  две  шеренги  друг  за  другом,  в  руках  у  первой   шеренги   мячи, мешочки с песком.  Впереди на расстоянии 4-5 м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети  одновременно  бросают  мешочки  с  песком  из-за  головы   двумя руками  или  одной,  стараясь   забросить  их  за линию флажков. Подсчитывается, сколько игроков забросили  мешочки за флажки.  Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают их своей паре.  Бросает следующая шеренга, затем сравниваются результаты. УказанияМожно  передавать мешочек  своей  паре  и  перебрасыванием.   Нужно внимательно  следить  за  местом  падения    мешочка,  так как  после  падения   он может  проскальзывать  по  полу  вперед.   Результат  броска  отмечается  по месту падения мешочка.

 

Оборудование. Мешочки с песком или мячи, флажки.

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №24

 

Подвижная игра «Попади в обруч»

 

Цель.  Упражнять  детей   в   бросании   предмета.   Развивать   у   детей  глазомер, меткость.

 

 Правила игры.  Дети  стоят  по  кругу  диаметром  8-10  метров, через  одного,  у каждого  в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу дети, у  которых  в   руках   мешочки,   передают  их  товарищам  справа  или  слева   (по договоренности).  Получив  мешочки,  дети бросают их двумя (или одной) руками снизу,  стараясь  попасть  в  обруч.  Подсчитывается,  сколько  мешочков попало в обруч у первых номеров. Дети поднимают мешочки и возвращаются на свои места в круг. Снова раздается сигнал, и дети передают мешочки своим соседям - вторым номерам и т.д. 

Сравнивается,  какие номера бросали точнее. Игра возобновляется.

Указания. Забрасывать мешочки можно и другими способами: двумя и одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях и т.п.

 

Оборудование. Обруч, мешочки с песком. 

25

 

Подвижная игра «Сбей кеглю»

 

 

Цель. Упражнять детей в бросание и  в прокатывание мяча. Развивать у детей умение действовать по сигналу.

 

Правила игры.  Играющие  (1/2 группы)  становятся  в  шеренгу за  линию,  в 3-5 метрах  от  которой  находятся кегли по числу детей. У каждого играющего по два мяча средних размеров.  Нужно  сбить  кеглю мячом, прокатывая его по полу. Тот, кто  не  попал в  кеглю  первым мячом,  прокатывает второй мяч. Затем по сигналу все  играющие  бегут,  ставят  на  место  кеглю,  собирают  мячи и возвращаются в исходное   положение.  Игра  продолжается.  Каждый   играющий    подсчитывает, сколько раз он сбил кеглю.

УказанияМяч  можно бросать,  прокатывать,  ударяя по нему ногой,  и т.п.  Игра усложняется, если для сбивания поставить 2-3 кегли для каждого ребенка.

 

Оборудование. Мячи средних размеров, кегли.    

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №26

 

Подвижная игра «Сбей мяч»

 

Цель. Упражнять детей в бросание, в беге.

 

Правила игры.  На  линии  раскладываются  небольшие  кольца,  а  на  них кладут большие  мячи.  Играющие становятся  на  расстоянии  5-6 м  колоннами  по числу мячей.  Они  по  сигналу  сбивают  с  колец  мячи  мешочками с песком.  В каждой колонне    выделяется   один    наблюдающий.   Он   поднимает  сбитые  мячи     и подсчитывает   их.   Затем   все  бегут   за  своими   мешочками,    возвращаются  и передают  их  следующим  в  колонне.  После того как все выполнят задание, мячи передают   наблюдающим.  Те  становятся  в  колонне  первыми  и  сбивают  мячи. Каждая  команда  подсчитывает  количество  сбитых  мячей. Выигрывает команда, получившая    больше   очков.    

Назначаются      новые      наблюдающие,      игра продолжается.

Варианты.   Мячи  можно  разложить  на   гимнастической  скамейке,    табуретах. Можно   распределить  играющих в команды и так: все первые - одна команда, все вторые - другая команда и т. д.

Указания.  Воспитатель  следит, чтобы  дети  не  заходили  за линию, бросая мячи. Мячи можно сбивать лишь одной рукой - правой или левой.

Оборудование. Мячи, мешочки с песком.  

Карточка № 27

 

Подвижная игра «Школа мяча»

 

 

Цель. Закреплять у детей умение подбрасывать и ловить мяч.

 

Правила игры.  Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой. Ударить мяч о землю и поймать его одной рукой. Подбросить мяч вверх,  хлопнуть в ладоши (1-3 раза)  и поймать его двумя руками.  Ударить мяч о стену, после того как он упадет на  пол  и  отскочит,  поймать  его одной  рукой.  Ударить мяч о стену,  хлопнуть в ладоши  и  поймать его одной рукой.  В парах:   ударить мяч о стену так,  чтобы он отскочил  под  углом  в сторону  партнера,  который должен поймать его.  Ударить мяч о стену снизу вверх и поймать его.  Ударить мяч о стену,  бросив  из-за спины, из-за головы, из-под ноги, из-под руки, и поймать его.

 

Оборудование. Мяч.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка № 28

 

Подвижная игра «Мяч водящему»

 

 

Цель. Упражнять детей в бросание мяча.

 

Правила игры.  Провести  две линии.  Расстояние между ними  2-3 м.  Играющие становятся  друг  за  другом  за  первую  линию.  Напротив них,  за другую линию, становится водящий.  Он бросает мяч ребенку,  стоящему в колонне первым,  а тот возвращает    мяч   водящему    и    перебегает   в   конец   колонны,   вся    колонна продвигается  вперед,  к  исходной  линии  подходит  следующий.  Когда  все дети бросят мяч, выбирают нового водящего.

Указания.  Игру  можно  провести   с   элементами  соревнования.  В  этом   случае играющим удобно встать в несколько колонн и выбрать столько же водящих. Если игроки роняют мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время.

 

Оборудование. Мяч.

29

 

Игра малой подвижности «Серсо»

 

 

Цель. Упражнять детей в умении бросать мяч. 

 

 

Правила игры.   Играют   по   двое.   Один   при   помощи   палки   (кия)   бросает деревянные  кольца,  а  другой ловит их на кий. Расстояние между играющими 3-4 м.  Если  дети  не  могут  ловить  кольца  на  кий,  можно сначала подбрасывать их рукой  и  ловить  на  руку,  а  затем  уже  использовать  кий.  Выигрывает  тот,  кто больше поймает колец.

Указания. Воспитатель следит, чтобы набрасывали кольца аккуратно.

 

Оборудование. Палка (кий), деревянные кольца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка № 30

 

Игра малой подвижности «Кто летает?»

 

Цель. Развивать у детей слух.

 

Правила игры.  Дети  с   воспитателем   стоят  по  кругу.   Воспитатель   называет одушевленные   и   неодушевленные   предметы,   которые   летают  и  не   летают. Называя  предмет,  воспитатель  поднимает  руки   вверх.  Например,  воспитатель говорит:  "Ворона летает,  стол летает, самолет летает" и т. д. Дети поднимают обе руки  вверх  и  произносят  слово  "летает"  только  в том случае, если воспитатель назвал действительно летающий предмет.

Указание.   На  роль  водящего  назначаются и дети.   Игра  проводится   сначала  в медленном темпе, затем в быстром.

 

 

 

 

31

Подвижная игра «Свободное место»

Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять детей в беге.

 

Правила игры.   Играющие сидят на полу по кругу,  скрестив ноги.   Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей.  Они встают,  становятся за кругом спинами друг к другу.  По сигналу  "раз,  два, три - беги" бегут в разные стороны, добегают до  своего  места  и  садятся.  Играющие  отмечают,  кто  первым  занял свободное место. 

Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается.

Указания. Можно вызвать для бега и детей, сидящих в разных местах круга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №32

 

Подвижная игра «Найди и промолчи»

 

Цель. Развивать у детей умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

 

Правила игры. Игру начинает педагог. Он показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Педагог предлагает всем сесть на корточки  в конце площадки лицом к стене, а сам быстро прячет игрушку и предупреждает детей о том, что тот, кто первый найдет игрушку, не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух, где она спрятана. По команде «Ищем!» дети встают, спокойно ходят и ищут. Кто нашел первым – подходит к педагогу и говорит так, чтобы остальные не услышали. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей – найдут игрушку. Отмечается самый внимательный и находчивый игрок, который первый нашел игрушку. Он и прячет ее следующим. Игра повторяется 2 раза.

 

Оборудование. Игрушка. 

33

Малоподвижная игра «Летает, не летает»

Развивать речь детей, слух. 

 

Правила игры. Дети стоят по кругу или в шеренге, педагог стоит так, чтобы его было всем видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, например:

Педагог: парашютист (поднимает руки вверх). 

Дети поднимают руки вверх.

Педагог: Самолет (поднимает руки вверх).

Дети поднимают руки вверх.

Педагог: Вертолет (поднимает руки вверх).

Дети поднимают руки вверх.

Педагог: Дом (поднимает руки вверх).

Дети не поднимают руки вверх и т.д.

В конце игры подсчитываются те играющие, которые ни разу не ошиблись и были внимательны.

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №34

 

Подвижная игра «Быстро возьми»

 

Цель. Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять детей в беге, в ловкости.

 

Правила игры. По всей площадке раскладываются кегли, кубики, мешочки с песком, маленькие резиновые игрушки, шишки, которых должно быть на одну, две меньше, чем количество играющих детей. Как только музыка прекращается, дети берут по одному предмету и поднимают его над головой. Тот, кто не успел поднять какой-нибудь предмет, считается проигравшим. Игра продолжается 2-3 раза.

 

Оборудование. Кегли, кубики, мешочки с песком, маленькие резиновые игрушки, мячи, шишки.   

 

35

Подвижная игра «Перелет птиц»

Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять детей в беге.

 

Правила игры.  На одном конце зала находятся дети – они «птицы». На другом конце зала – гимнастические скамейки, кубы и т.п. – это «деревья». По команде «Птицы улетают», дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу. По команде «Буря!» бегут к возвышенности и прячутся там. По команде «Буря прекратилась!», дети спускаются, (птицы продолжают свой полет). Во время игры педагог в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске. Игра продолжается 2-3 раза.

 

Оборудование. Гимнастическая стенка, кубы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. гр. 

Карточка №36

 

Малоподвижная  игра «У кого мяч?»

 

Цель. Развивать у детей внимание.

 

Правила игры. С помощью считалки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно, плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает педагог, в руке у него маленький мяч, идя по кругу, он отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

 

Оборудование. Маленький мяч.

 

 

 

37

Малоподвижная игра «Съедобное - несъедобное»

Развивать у детей внимание, речь.

Правила игры. Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит педагог с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей.

Водящий бросает мяч, называя съедобное или  несъедобное, например:

Педагог: Макароны с мясом.

Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Педагог: Торт.

Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Педагог: Мороженое.

Ребенок ловит мяч и бросает обратно.

Педагог: Дом.

Ребенок не ловит мяч.

Педагог: Машина.

Ребенок не ловит мяч и т.д.

Отмечаются дети, которые не раз не ошиблись.

Оборудование. Большой мяч.

 

Ст. гр. 

Карточка №38

Малоподвижная игра «Вершки, корешки» Цель. Развивать у детей внимание, речь.

Правила игры. Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит педагог с большим мячом в руках. Игру может вести также кто-нибудь из детей.

Водящий бросает мяч, называя вершки или корешки, например:

Педагог: Баклажаны.

Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает его обратно) Педагог: Редька.

Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает его обратно). Педагог: Морковь.

Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает его обратно).

Педагог: Капуста.

Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает его обратно).

Педагог: Картофель.

Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает его обратно).

Педагог: Клубника.

Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает его обратно).

Педагог: Чеснок.

Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает его обратно) и т.д.

Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

Оборудование. Большой мяч.

 

39

Малоподвижная игра «Овощи и фрукты» Цель. Развивать у детей внимание, речь.

Правила игры. Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит педагог с большим мячом в руках. Игру может вести также кто-нибудь из детей.

Водящий бросает мяч, называя вершки или корешки, например:

Педагог: Морковь.

Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает его обратно) Педагог: Капуста.

Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает его обратно).

Педагог: Апельсин.

Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает его обратно). Педагог: Ананас.

Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает его обратно).

Педагог: Огурцы..

Ребенок: Овощи (ловит мяч и бросает его обратно).

Педагог: Картофель.

Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает его обратно).

Педагог: Груша.

Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает его обратно) и т.д.

Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

Оборудование. Большой мяч

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...