кинезиологические упражнения
картотека (подготовительная группа)
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_kineziologicheskie.docx | 259.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения с мячиками.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.
Выполняется в паре.
У каждого по одному мячику (массажный, либо резиновый, маленький).
Способы действий с мячиками: - мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку друг другу;
- мяч в противоположной руке, перекладываем с левой в правую и другому отдаем;
- мяч в противоположной руке – себе – другому,
- мяч не в противоположной руке – другому по диагонали,
- мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому,
- 2 тебе, 2 мне, - диагонали – 2 у одного человека – он передает крест-накрест другому,
- 2 мяча у одного – он передает – по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой – диагональ,
- 2 у одного - передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху.
Упражнение групповое.
Мой веселый звонкий мяч, (Подбросить правой рукой, ловить левой 2раза.)
Ты куда пустился вскачь? (Передать мяч соседу. )
Желтый, красный, голубой- (Подбросить левой рукой, ловить правой 2раза)
Не угнаться за тобой. (Передать мяч соседу.)
Я тебя ладонью хлопал, (Четыре раза ударить правой рукой об пол.)
Ты скакал и звонко топал. (Четыре раза ударить левой рукой об пол.)
Ты пятнадцать раз подряд (Перебросить соседу отскоком об пол.)
Прыгал в угол и назад, (Обратно перебросить соседу отскоком об пол. )
А потом ты покатился, (Перекатить соседу.)
И назад ты воротился, (Перекатить соседу. )
Покатился в огород, (Перекатить под правой ногой. )
Докатился до ворот, (Перекатить под левой ногой.)
Подкатился под ворота (подбросить правой рукой вверх с хлопком.)
Добежал до поворота, (Подбросить левой рукой вверх с хлопком.)
Там попал под колесо, (Зажать мяч ногами. )
Лопнул, хлопнул вот и все. (Прыгать на месте, зажав мяч коленями.)
Упражнения с кинезиологическими мешочками
Кинезио мешочки («живые мешочки») –Суть методики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с небольшими мешочками, наполненными на 2/3 кварцевым песком с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых индивидуальных движений.
Комплекс для выполнения одним ребенком.
1. «Пробуждение мешочка». Поглаживание мешочка с обеих сторон. Сначала правая рука сверху, затем левая.
2. «Массаж» двумя руками одновременно.
3. «Покатаем мешочек». Рука ровная, вытянута вперед. Мешочек кладём на тыльную сторону ладони и начинаем плавные движения влево и вправо, вверх и вниз. Далее делаем круговые движения рукой. Меняем руки и повторяем упражнение. Мешочек не должен падать.
Усложнение данного упражнения - используется два мешочка, и участвуют обе руки ребенка одновременно. Круговые движения руками делаем сначала в одну сторону, потом в другую, затем в разные стороны.
4. «Высоко сижу…» Мешочек кладем на голову. Руки на пояс.
1) Поворот один раз на 360 градусов. В одну и в другую сторону.
2) Приседание. Вниз. Вверх.
3) Стоим в позе цапли на правой ноге, затем на левой по 5 секунд.
4) Ловим мешочек, сбрасывая его с головы в обе руки.
5) Ходим с мешочками на голове, спине, плечах и т.д.
5. «Батут». Подбрасывание мешочка по очереди каждой рукой по несколько раз. Сначала ловим мешочек на уровне груди ладонью, смотрящей вверх. Повтор несколько раз. Затем меняем захват, перехватывая его налету на уровне головы, при этом ладонь смотрит вниз – в сторону. Повтор несколько раз.
6. «Котлетка». Мешочек лежит на левой ладони. Ребром правой руки «рубим» мясо. Посолили щепоткой соли. Переложили в правую руку. Ребром левой руки порубили. Левой щепоткой поперчили. Слепили котлетку. Перебрасывание из руки в руку. Пожарили на одной стороне - на левой ладони. Покачиваем рукой. Пожарили на другой стороне - на правой ладони. «Ам» и съели. Имитируем проглатывание. Прячем мешочек за спиной. Глубокий вдох….выдох…3 раза. Пауза.
7. «Карусель». Передаем мешочек за спиной из левой руки в правую. Постепенно увеличивая темп, «раскручиваем карусель». Постепенно замедляем темп. Останавливаемся и меняем направление в другую сторону, передавая теперь мешочек за спиной из правой руки в левую. Раскручиваем «карусель» в другую сторону.
8. «Добываем огонь». Крутим мешочек между ладоней, имитируя добычу огня.
9. «Все мы любим танцевать…» Правой рукой кладем мешочек на поднятое колено согнутой левой ноги. Хлопок в ладоши. Левой рукой кладем мешочек на поднятое колено согнутой правой ноги. Хлопок в ладоши. Повтор несколько раз. Усложнением упражнения может служить перекладывание мешочка из руки в руку несколько раз.
10. «Восьмерка». Упражнение делается в наклон. Ноги на ширине плеч. Мешочек передаем между ног, обводя каждую ногу по траектории цифры восемь. Сначала правая ведущая рука, затем левая. Повтор несколько раз.
11. «Не урони!». Подбрасывание мешочка с хлопком двумя руками – хлопаем в ладоши и ловим мешочек. Ребенок стоит ровно.
12. «Волчок». Подбрасываем мешочек в прыжке, поворачиваемся на 180 градусов и ловим мешочек.
13. «Успей хлопнуть». Подбрасываем мешочек, хлопаем в ладоши под согнутой в колене ногой. Ловим мешочек.
14. «Плечо-голова-плечо». Кладем мешочек на левое плечо, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на голову, хлопок двумя руками. Кладем мешочек на правое плечо, хлопок двумя руками. Повтор несколько раз.
15. «Ухо-нос-ухо». Подбрасываем мешочек двумя руками. Дотрагиваемся до левого уха. Ловим. Подбрасываем. Дотрагиваемся до носа. Ловим. Подбрасываем. Дотрагиваемся до правого уха. Повтор несколько раз.
16. «Жонглирование». Жонглирование двумя мешочками.
17. «Строим дом». Упражнение проводится с двумя мешочками. Первый этаж – плечи. Дети, держа мешочки в руках, касаются плечей, руки крест-накрест. Второй этаж – уши. Дети поднимают руки к ушам по ровной траектории. Крыша – поднимают руки над головой конусом перекрещивая руки. Повтор несколько раз с ускорением темпа.
18. «Симметричные рисунки». «Представьте, что мешочек умеет рисовать». Дети держат мешочки в обеих вытянутых вперед руках и рисуют одновременно в воздухе круги, треугольники, квадраты, прямоугольники.
19. «Картинки половинки». «Представьте, что мешочки умеют рисовать». Дети держат мешочки в обеих вытянутых руках. Задание нарисовать в воздухе расходящимися в сторону движениями яблоко, бабочку, елочку, божью коровку, домик, человечка.
Комплекс для выполнения детьми в паре и
подгруппой.
1. «Лови». Бросание мешочков друг другу одновременно, только так,
чтобы мешочки не падали. Например, бросаем правой рукой – ловим левой,
бросаем правой – ловим правой, бросаем левой – ловим левой. Действия
проговариваем.
2. «Вышиваем крестиком». Дети передают мешочек, стоя друг
напротив, друга, из левой руки в левую руку партнера, тот перекладывает его
в свою правую руку и передает его уже в правую руку партнера. Получается
траектория крестика. Повтор несколько раз.
3. «Вышиваем крестиком с хлопком». Усложненное упражнение
вводится только после успешного выполнения облегченного варианта.
Каждый раз, когда руки остаются свободными от мешочка, ребенок должен
хлопнуть в ладоши.
4. «Передай по кругу…» Дети становятся лицом в круг. Начинаем
передавать мешочек по кругу следующим образом. Ребенок вкладывает
мешочек в правую руку соседа. Тот перекладывает его в свою левую руку и
перекладывает следующему ребенку в правую руку и так далее по кругу.
Повтор 2-3 круга. Затем меняем направление передачи мешочка в другую
сторону. Повтор 2-3 круга.
Усложнение упражнения заключается
а) в добавлении хлопков после
передачи мешочка соседу,
б) в добавлении марширования ногами в такт
передачи мешочка.
5. «Боча». В кругу ставится корзина, дети отступают на несколько
шагов, в зависимости от возраста, нужно закинуть в нее мешочек.
6. «Игры–эстафеты». Если позволяет пространство можно разделить
детей на две команды. Возможен и индивидуальный зачет, в зависимости от
условий и количества детей. Возможны различные варианты, но с главной
задачей, чтобы мешочек не упал.
Например,
а) дети переносят мешочек на
голове,
б) на вытянутой правой руке,
в) на вытянутой левой руке,
г) удерживая мешочек подбородком,
д) на плече,
е) зажав мешочек между
колен и т.д.
Усложнением может быть движение вперед спиной.
Упражнения с нейроскакалкой
Нейроскакалка – это настоящий кардиотренажер, благодаря которому мышцы быстро разогреваются, укрепляется сердце, тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, а также развивается координация, ловкость, концентрация, выносливость и внимание.
Инструктаж: как научиться прыгать
Соблюдать дистанцию примерно 1,5 м вокруг себя.
Выбрать ровную поверхность и освободить необходимое пространство.
Пластиковый обруч защелкивается вокруг щиколотки.
Для начала вращения необходимо толкнуть ролик скакалки ногой. Он будет светиться от взаимодействия с землей или полом, потом перешагиваем, затем опять толкаем и перешагиваем.
Во время прыжков одна нога вращает нейроскакалку, вторая через нее перепрыгивает.
Когда ребенок освоил прыжки, добавляем различные движения рук
Потом добавляем различные атрибуты (все делаем от простого к сложному), между прыжками делаем перерывы
Затем уже выполняем прыжки в движении и потом добавляем атрибуты
Для хорошей мозговой деятельности и проработки всей мускулатуры следует попробовать научиться работать сразу двумя ногами поочереди. Важно соблюдать ритм.
Упражнения с нейроскакалкой:
Прыжки на месте, и в движении с предметами:
· с мячом (подбрасывание и ловля мяча, отбивание мяча об пол)
· передача кубика за спиной, из рук в руки
· с султанчиками – выполняя упражнения руки вперёд, вверх, в стороны, вниз
· перебрасывание мешочка из одной руки в другую
· с массажным мячом – катание в руках, постукивание
- Чтение стихотворения, речёвок или спеть куплет из знакомой песни
- Назвать дни недели, месяцы, времена года, досчитать до 10 и обратно
- Отвечать на вопросы: например, что находиться между четвергом и субботой? Что находиться между понедельником и средой? И т.д.
- Отгадать загадку
- «Поймай мяч» - взрослый бросает мяч ребенку, который прыгает на нейроскакалке, он ловит и бросает обратно
Упражнения на координационной лестнице с кинезиологическими мячами.
Комплекс кинезеологических упражнений с использованием координационной лестницы
Регулярное выполнение таких упражнений, сочетая их в комплексы способствует активизации межполушарного взаимодействия, улучшает работу полушарий головного мозга, способствует эмоциональному настрою, снижает утомляемость на занятиях, улучшает самоконтроль, а в свою очередь происходит коррекция недостатков речевого развития дошкольников
1. Комплекс «Лошадка».
Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.
1. Шаг правой ногой с высоким подниманием колен в первую ячейку лестницы.
2. Шаг левой ногой с высоким подниманием колен в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге).
Выполнить упражнение до конца лесенки.
Усложняем: добавление когнитивной нагрузки с сохранением предыдущей моторной программы. Чередуем хлопки- в первой ячейке лестницы хлопок перед собой, во второй- хлопок по коленям. Выполнить упражнение до конца лесенки.
Усложняем: добавление артикуляционной гимнастики.
В первой ячейке лестницы после хлопка перед собой выполняем упражнение "Лягушка" (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта "пять", затем вернуть губы в исходное положение).
Во второй – после хлопка по коленям упражнение "Слоник" (сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта "пять", вернуться в исходное положение).
2. Комплекс «Рачки».
Исходное положение — стоя, спиной к лесенке, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.
1. Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.
2. Шаг левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге).
Выполнить упражнение до конца лесенки.
Усложняем: добавление когнитивной нагрузки с сохранением предыдущей моторной программы. Чередуем хлопки- в первой ячейке лестницы хлопок справа, во второй- хлопок слева. Выполнить упражнение до конца лесенки.
Усложняем: добавление артикуляционной гимнастики.
В первой ячейке лестницы после хлопка справа выполняем упражнение "Часики" (улыбнуться, открыть рот. Тянемся языком к правому углу рта, нижняя челюсть при этом неподвижна. Во второй – после хлопка слева тянемся языком к левому углу рта, нижняя челюсть при этом неподвижна).
3. Комплекс «Кузнечик»
Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.
1. Прыжком ноги врозь, поставив ноги снаружи первой ячейки лестницы.
2. Прыжком ноги вместе, поставив ноги в первую ячейку лестницы.
3. Выполнить упражнение до конца лесенки.
Усложняем: добавление когнитивной нагрузки с сохранением предыдущей моторной программы. Чередуем хлопки- в первой ячейке лестницы хлопок над головой, во второй- хлопок за спиной. Выполнить упражнение до конца лесенки.
Усложняем: добавление артикуляционной гимнастики.
В первой ячейке лестницы после хлопка над головой упражнение «Сытый хомячок» (нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении). Во второй – после хлопка за спиной упражнение «Голодный хомячок» (щеки втягиваются внутрь).
.