Режим дня в жизни ребенка раннего возраста
материал (младшая группа)

Мария Александровна Прокопова

Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка. Наиболее целесообразна очередность, при которой он сначала ест, затем активно бодрствует и спит.

Ребенок после 1 года 6 месяцев спит днем один раз, поэтому кормление может быть в середине и даже в конце бодрствования (обед, ужин).

С возрастом существенно изменяется не только длительность, но и характер бодрствования ребенка, его деятельность становится более разнообразной. Это способствует поддержанию активности на протяжении все более длительного времени. Длительные однообразные занятия, одно и тоже положение тела ведут к быстрому снижению активности во время бодрствования и появлению утомления. Чем младше дети, тем больше они нуждаются в частой смене деятельности, изменении характера активности. Этим определяется и длительность занятий в детском учреждении.

Установлено, что лучшее время для занятий — первая половина бодрствования, когда нервная система ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости (но не сразу после еды, а спустя 30 минут).

С изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями в течение первых трех лет жизни режим меняется несколько раз. Каждый ребенок должен жить по режиму своего возраста. Но длительность бодрствования и потребность в сне у детей одного и того же возраста может быть различной в зависимости от их индивидуальных особенностей. Пристального внимания требуют дети после болезни, в период выздоровления, физически ослабленные. Вследствие меньшей выносливости и работоспособности нервной системы, ослабленные болезнью, они нуждаются в более частом отдыхе, длительном сне.

Иногда взрослые, идя на поводу у ребенка (случайный отказ от сна, длительное засыпание), преждевременно меняют режим — переводят его с трехразового дневного сна на двухразовый или с 2 дневных снов на один — на режим детей более старшего возраста. Следует помнить, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат энергии при чрезмерно длительном бодрствовании малыша, в результате он переутомляется.

Труден для детей переход на режим с 2, затем с 1 дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов. Поэтому переводить на новый режим надо постепенно. Сначала сокращать длительность каждого дневного сна и увеличивать бодрствование, затем общее количество дневного сна за счет, увеличения длительности каждого периода. До полного привыкания ребенка к новому ритму, необходимо максимально сократить длительность его бодрствования, раньше накормить, сразу уложить спать и т.д.

В летний период (по сравнению с зимним) увеличивается время пребывания детей на воздухе. Учитывая это, при составлении режимов следует предусматривать проведение некоторых занятий с детьми на воздухе (гимнастика, подвижные игры, игры с водой, песком и др.). Закаливающие процедуры проводить после прогулок, перед обедом.

Показателем правильности режима является поведение малыша: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.

Во время бодрствования важна смена видов деятельности: самостоятельная игра должна сменяться занятием с воспитателем, игра в комнате — прогулкой. Необходимо создавать условия для двигательной активности и самостоятельной игры детей, эмоционального общения со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_dnya_v_zhizni_rebenka_rannego_vozrasta.docx375.26 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст ребенка 2-3 лет характеризуется интенсивным развитием психофизиологических процессов. Но вместе с тем организм ребенка этого возраста отличается повышенной ранимостью - низкая его сопротивляемость заболеваниям, эмоциональным нагрузка, невозможность противостоять различным нестандартным ситуациям, стрессам – все это отрицательно сказывается на общем развитии детей. Известно, что режим способствует созданию у детей уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния.

Что такое режим дня. Это сочетание периодов сна, бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше. Четкий режим увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.

Ребенок спит, принимает пищу, играет и гуляет в строго определенное время. Благодаря такой предсказуемости вырабатывается внутренняя дисциплинированность и формируется привычка к планированию времени. 

Итак, на что следует обратить внимание при составлении режима дня вашему крохе:

За основу режима дня необходимо взять сон. В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12—13 часов, из них ночью 10—11 и среди дня 1,5—2,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5—5,5 часов, не больше.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

При составлении режима дня стоит учитывать сезонность. В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять.

Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Если малыш посещает ясли, то его домашний режим должен подстраиваться под ясельный.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Остается одно — вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Ребенок 2—3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, после того как он одет, умыт, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.

После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может помочь, принять участие маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает.

Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, находиться в деятельном состоянии.

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30— 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек.

После обеда дневной сон.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи, старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой. Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена и это можно сделать на прогулке.

При составлении режима дня стоит учитывать такую важную потребность ребенка как потребность в активной двигательной активности.

Большинство двухлетних детей уже умеют прыгать, бегать, к 3 годам ребенок уже достаточно развит физически, он очень активен, он может выполнять два действия одновременно, он легко перешагивает через препятствие, прыгает, бегает, учится кататься на трехколесном велосипеде, спрыгивает с небольшой высоты, может ловить мяч, лезть по лесенке, скатывается с горки. У малыша уже усложняются движения рук, он уже крепче все держит, его координация стала лучше.

Рекомендуется больше гулять с ребенком на улице, поскольку именно там он сможет реализовать весь свой потенциал, свою активность.

При составлении режима дня важно учитывать то, что ребенок раннего возраста обладает особой восприимчивостью к обучению и воспитанию, а также учитывать такую потребность ребенка как потребность в общении, в получении новых впечатлений, смело включайте обучающие занятия в режим дня ребенка..

С физиологической точки зрения 2-3 летний малыш достаточно усидчив, 30-40 минут он может заниматься одним делом, однако следует помнить, что сам регулировать свою деятельность ребенок пока еще не может. Задача родителей обеспечить смену деятельности через каждые 30-40 минут, чтобы не перегрузить ребенка. В этом возрасте ребенок уже готов впитывать все, что видит и слышит вокруг, поэтому очень важно разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы, прививать ему чувство прекрасного, а также понятие об обязанностях и ответственности.

В структуру режима дня ребенка входит также время приема пищи. Для полноценного и правильного питания ребенку раннего возраста необходимо 4-5 разовое питание.

Кто-то из родителей возможно уже придерживается определенного расписания и данные рекомендации помогут им четче сформировать режим дня. Вероятно есть такие родители, которые не уделяли должное внимание и не задумывались о том, что необходимо придерживаться каких-либо правил, принимая во внимание наши рекомендации, пересмотрят свое отношение. В любом случае стоит помнить, что:

- приобщать к режиму ребенка стоит постепенно, внимательно наблюдая за ним;

- приобщение ребенка к режиму должно создавать у него только положительные эмоции, избегайте получения ребенком неприятных ощущений. Для этого каждый из режимных моментов может проходить на фоне игры, можно применять считалки, можно нарисовать и повесить красивые картинки, с изображениями основных режимных моментов и др.

- придерживайтесь одного режима по отношению к ребенку, одних требований от всех членов семьи (например, чтобы в вашей семье не получилось так: мама не разрешила смотреть мультики, а папа разрешил…)

- осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью. Также помните о том, что ребенок – это ваше зеркало и невозможно будет научить ребенка, например, чистить зубы на ночь, если вы сами этого не делаете.

- замечайте, поощряйте, хвалите ребенка в выполнении им определенных новых действий.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Показателями правильно составленного режима являются:

  1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).
  2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.
  3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.
  4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.
  5. Малыш принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.

Отвечая на самый главный вопрос а нужен ли режим, подводя итог вышесказанному скажу следующее: безусловно режим ребенку нужен, он должен быть регулярным, удобным, логичным для малыша и оптимально учитывать его индивидуальные физиологические, психологические особенности и биоритмы, а также изменяться с возрастом и взрослением ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игра в жизни ребенка раннего возраста"

Презентация для родителей, какие игрушки рекомендуется покупать детям раннего возраста. Критерии выбора игрушек....

«Режим в жизни ребенка раннего возраста»-консультация для родителей

Представление о режиме, как о значительном факторе в жизни ребенка....

Мир природы в жизни ребенка раннего возраста

Экологическое воспитание детей раннего возраста....

Методическая разработка на тему "Игра в жизни ребенка раннего возраста"

Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет предметно-игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются, прекрасным средством развития маленьких де...

Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста.

Значение прогулки в жизни ребенка....

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста.

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста....