Пальчиковые игры для старшей группы
картотека (старшая группа)

Помощь родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch._igry_st._gr.docx57.98 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр.

Сентябрь. Тема: «День Знаний. Детский сад».

«Детский сад».

Детский сад, детский сад. (Хлопки)

 Он всегда детям рад. (Сжимать и разжимать кулачки)

 Буду в садике играть

И конструктор собирать.

Буду бойко танцевать

 И лепить, и рисовать. (Загибать пальчики на каждое занятие)

«Наша группа».
В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками по столу) 

Самый младший - это я.

 Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

«Встали пальчики».
Этот пальчик хочет спать (
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца.)

 Этот пальчик -прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул

Этот пальчик уж заснул

 Тише, тише, не шуми, Пальчики не разбуди. (Пожать большой пальчик) 
Встали пальчики – «Ура!» 
В детский сад идти пора! (
Кулачки разжать и растопырить пальцы)

СентябрьТема: «Игрушки»

«Есть у нас игрушки» 
Есть у нас игрушки: (Хлопки )
Пластмассовые погремушки
, (Встряхивают кулачки 0.
Мишка мягкий меховой, (
Сжимают и разжимают пальцы.)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (
Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой.)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)


«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Сентябрь. Тема: «Осень. Признаки осени»

«Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, 
Вот кленовый 
(Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку 
(Спокойно уложить ладони на стол)

«Осень»
Ветер северный подул, (подуть на пальцы)
Все листочки с липы сдул с-с-с 
(смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились. 
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил, 
Листья все насквозь пробил, 
(постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, 
( плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу)

«Осенний букет»
Пошли пальчики гулять
Стали листья собирать: (
пальчики идут по столу)
Красный листик, желтый листик…(
сжимают и разжимают кулачки)
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре, пять! (
загибают пальчики на руке)
Сколько листиков собрали?
Пять! (
раскрывают кулачки и растопыривают пальцы)
С листьями осенними
Будем мы играть. (
протягивают вперёд ладошки)

«Вышел дождик погулять»

  Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики)

  Вышел дождик погулять. (удары по столу пальчиками)

  Шел неспешно, по привычке, (шагают пальчиками)

  А куда ему спешить?

  Вдруг читает на табличке: (грозят указательным пальцем)

  «По газону не ходить!»

  Дождь вздохнул тихонько: (хлопок в ладоши)

  - ОХ!

  И ушел. (хлопки по столу)

  Газон засох.

Сентябрь. Тема: «Овощи – огород».

«Капуста»

Я – зелёная капуста, (руки соединены основанием ладоней и кончиками пальцев.) Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня,        (Сжимаем и разжимаем кулачки.) И останусь только я! (Стряхиваем руки)


«Овощи» 

У Лариски –  Две редиски.  (На каждую строчку загибают пальчики) У Алёшки –  Две картошки. 
У Серёжки сорванца – Два зелёных огурца.
А у Вовки – Две морковки.
Да ещё у Петьки – Две хвостатых редьки.


«Щи»

Чищу овощи для щей, (вертикальные движения рук, словно отряхиваем землю)

 Сколько нужно овощей?

 Три картошки, (загибаем три пальца левой руки)

Две морковки, ( плюс ещё два пальца)

 Луку полторы головки,

 Да петрушки корешок,

 Да капустный кочешок. (загибаем поочерёдно три пальца на правой руке)

 Потеснись – ка, ты, капуста,

 От тебя в кастрюле густо. ( раздвигаем руки в стороны)

 Раз, два, три, огонь зажжён,(хлопки)

 Кочерыжка, выйди вон!(стряхиваем руки)


Сентябрь. Тема: «Фрукты. Сад».

«Компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

(Опять «варят» и «мешают»)

«На базар ходили мы» 

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз – 
Это самый вкусный груз! 
(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)


«Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, 
(показывают 10 пальцев)
А он один. 
(показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. 
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! 
(«бегут» пальцами по столу)

«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
Фрукт для вас и для нас. (
Показывают ладошками вокруг и на себя).

Сентябрь. Тема: «Грибы. Ягоды».

«Дети в лес грибной пошли»

Дети в лес грибной пошли

(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили,

Засолили, засушили,

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)

«Сбор грибов»

Мы съедобные грибы

Долго собирали,

А потом своим друзьям

Вот что рассказали:

(дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)

В бору вырос боровик,

А под дубом дубовик,

На пеньке сидят опята –

Очень дружные ребята.

Вырос подосиновик

Под молодой осиною,

Крупный подберезовик –

Под белою березою.

Если с нами в лес пойдете,

(«идут» пальчиками по столу)

Много вы грибов найдете.

(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)


«На полянке возле кочки»

На полянке возле кочки

Мы увидели грибочки:

Две горькушки,

Две серушки,

Две волнушки,

Две свинушки.

А два беленьких грибочка

Мы увидели на кочке.

(дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы)


По ягоды».

Мы шли-шли-шли,        (Шагают пальчиками  по столу. )

Землянику нашли,          (Изображают   землянику.)    

Раз , два, три, четыре ,пять,     ( «Пальчики здороваются».)                               Мы идём искать опять.        ( Шагают пальчиками   по столу)         


«Ягоды»

( загибаем пальчики - считаем ягоды)

Сколько ягод в мире есть?

Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

И крыжовник, и брусника,

А ещё смородина

Чёрная и красная.

Ох, варенье вкусное!

Ягода прекрасная! 

Есть малина и черника,

Клюква есть и голубика,

А ещё есть виноград.

Винограду каждый рад!


Октябрь. Тема: «Лес. Деревья».

«У нашего у Гришеньки»

У нашего Гришеньки              (Дети сжимают ладони в кулаки.

Ставят ладони на ребро.)

Под окошком вишенки.     (Разжимают кулаки, показывают  ладони.)

У Семена в саду клены,          (Сжимают кулаки.)

 У Алены дуб зеленый. (На левой руке загибают пальцы,  начиная с мизинца.)

У Марины куст малины,

У Арины куст рябины,  (Загибают пальцы на правой руке,  начиная с мизинца.)

А у Вани на плетень            (Показывают ладонь, затем кулак.)

Зелененький                        (Показывают ладонь, затем кулак.)

Вьется хмель.                                    

«Деревья».
Вот деревья:
Клен, рябина, липа,
Дуб, береза, вяз,
Ясень, тополь, елка, пихта,
Мы в лесу встречаем вас.
(Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.)

Октябрь. Тема: «Перелётные птицы».

«Перелетные птицы.»

Тили- тели, тили- тели- (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка- (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж- (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».)

«Птички».

  Пой-ка, подпевай-ка, (Хлопки руками)

  Десять птичек – стайка!

  Эта птичка  - соловей, (сжимают и разжимают пальчики)

  Эта птичка – воробей,

  Эта птичка – совушка,

  Сонная головушка. (складывают ладошки под щёчку)

  Эта птичка свиристель,

  Это птичка коростель.

  Эта птичка – скворушка,

  Серенькое пёрышко,

  Это зяблик, это – стриж,

  Это развесёлый чиж. (загибают пальчики)

  Ну а это -  злой орлан. (сгибают пальчики как когти)

  Птички, птички, по домам. (машут ручками и прячут ладошки под мышки)

 

«Скворечник»

Мы построили скворечню

Для веселого скворца, (постукивают кулаками друг об друга)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца. (сводят руки над головой – «скворечник»)

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том: (попеременно ударяют кулак о кулак , ладонь о ладонь)

Мать, отец и скворушки

Черненькие перышки.

(ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно – «колечки», по 2 раза)

Е. Тараховская

ОктябрьТема: «Домашние животные и птицы».

Беленький,  пушистый котик

Моет язычком животик. ( Ребёнок поглаживает правой ладонью левую ладонь. )

Моет ушки,  моет лапки,  (Ребёнок поглаживает левой ладонью правую ладонь. )

А на лапках цап-царапки.

(Ребёнок сцепляет по очереди указательные,  средние,  безымянные,  мизинчики и тянет руки в разные стороны по два раза. )

«Петушок»

 «Домашние птицы.» 
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. 
(Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета 
Начинается с утра: 
(Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут 
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. 
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).

«Птицы»
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок, 
У каждой мамы малыши 
Все красивы, хороши! (
Показывают пальчики, играя ими.)


Октябрь. Тема: «Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме».


«Белка»

Скачет белка шалунишка,            

бегают» пальцами по столу).

Рвет с сосновых веток шишки,  ( сжимают в щепоть пальцы на правой, затем на левой руке).

Лапками сжимают ловко              

(поочередно сжимание  кулак пальцев    на правой, затем на левой руке.

И несет в свою кладовку          

 («бегают» пальцами по столу.)

«Белочки.»

Раз, два, три, четыре, пять, (Выставить пять пальцев.)

Пришли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину.)

Четыре белочки осталось. (Выставить четыре пальца.)

А теперь скорей смотри – (Спрятать руку за спину.)

Их уже осталось три. (Выставить три пальца).

Ну и ну, какая жалость, ( Спрятать руку за спину).

Только две у нас осталось. ( Выставить два пальца).

Эта новость так грустна – ( Спрятать руку за спину.)

Осталась белочка одна. (Выставить один палец)

Пока мы с тобой считали, (Спрятать руку за спину.) Белочки от нас сбежали.


 «Дикие звери». 

 «На водопой»

  Жарким днем лесной тропой

  Звери шли на водопой.

  За мамой лосихой топал лосенок,

  За мамой лисицей крался лисенок,

  За мамой ежихой катился ежонок,

  За мамой медведицей шел медвежонок,

  За мамою белкой скакали бельчата,

  За мамой зайчихой косые зайчата,

  Волчиха вела за собою волчат,

  Все мамы и дети напиться хотят. («шагают» по столу.)

 ( На каждое двустишие разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца. Делают «ушки» «шагают» по столу.)


«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,   (Дети загибают пальцыначиная с мизинца

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

 Колючий ежик и барсук.

Только заиньке не  спится                   (Показывают большой палец,

Убегает от лисицы.                                вращают им.)

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!              (Соединяют большой палец правой руки     с указательным пальцем левой и    наоборот)

Ноябрь. Тема: «Моя страна. Моя Родина – Россия»

«День народного единства».

«Город чудный»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

 «Родная земля!»

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

Холмы, перелески, (правой рукой)

Луга и поля — 

Родная, зелёная (левой рукой)
Наша земля. 

Земля, где я сделал (правой рукой) 
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то 
(левой рукой)
К развилке дорог.
И понял, что это 
(правой рукой) 
Раздолье полей — 
Частица великой 
(левой рукой)
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

Ноябрь. Тема: «Рыбы. Животные морей, океанов, водоёмов»

«Рыбка».

Рыбка плывет в водице,                             (Сложить ладони вместе и показать,)

Рыбке весело играть.                             (Как плывет рыбка).

Рыбка, рыбка, озорница,                      ( Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.                      (Медленно сблизить ладони.)

Рыбка спинку изогнула,                       (Снова показать, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла      ( Сделать хватательное движение    двумя руками. )  

Рыбка хвостиком махнула,                  (Снова показать, как плывет рыбка).

Рыбка быстро уплыла.

 «Медузы»

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ноябрь. Тема: «Зимующие птицы»



 «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,             (Четыре хлопка руками.)
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки.                   (
Изображают «крылышки»)
Греются на солнышке.
Головой вертят,                        
   (Повороты головой).
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
                   (Вращательные движения кистями рук)
За метелью, за метелью!


 «Сорока»

Летела, летела сорока         

(Ладони скрещиваются, большие пальцы  рук    зацепляются   друг за друга).

Через бабушкины ворота.                             

  (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Вот она крыльями забила,                               (Хлопают в ладоши).

Бабушкин кисель разлила.        ( Руки перед собой, пальцы  растопырены.)

«Я зимой кормлю всех птиц».

(Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.)


НоябрьТема: «Семья. День Матери».

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)



«Моя семья»
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: 
(в соответствии с текстом)
Это – мама, ( 
в определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я, (сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,)
Это – бабушка моя, (
средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

«Мамы»

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер, (
поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) 
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны, (
сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (
разводят руки, поднимают ладошками вверх)

 «Мамочка»

 Мамочка, мамочка                                                        Поочерёдно загибаем пальчики

 Любимая моя,                                                                правой руки, начиная с большого,

 Ведь ты знаешь, мамочка,                                            затем то же на левой руке.

 Как я люблю тебя.                                                        Правую руку сжать в кулак,

                                                                                         ладошкой левой крепко его обхватить.


ДекабрьТема: «Части тела. Предметы гигиены».

«Палец Толстый и Большой» 

Палец Толстый и Большой (Загибать пальцы на левой руке)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.


«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

 

ДекабрьТема: «Одежда. Головные уборы. Обувь».

 «Гномики-прачки»

Жили были в домике

Маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, Чики – носочки,

Пики – платочки, Мики умница был,

Лики – штанишки, Всем водичку носил. (загибают пальчики, начиная с больших)


 «Маша варежку надела….»
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, 
(Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: 
(Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, 
(Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Рукавицы».
Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: 
(Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! 
(Потереть ладони друг о друга).

«Обувь».

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь считать:

Раз – туфли,  (Ребенок загибает пальцы на руке.)

Два – сапожки,

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять.

Ножкам надо отдыхать.

ДекабрьТема: «Зима. Признаки зимы».

«Пришла зима»
Пришла зима, ( трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (
пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (
трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа )
Снег, ( плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (
ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)

«Зима»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (
Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь)
Сильно надо растереть
Пальчики мы согреваем, (
Греем руки круговыми движениями,)
Их сжимаем – разжимаем! (
сжимаем и разжимаем кулачки.)

ДекабрьТема: «Новый год».

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:

(ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

 «Подарки»

Дед Мороз принёс подарки:

(шагают пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

(на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)

ДекабрьТема: «Новогодний калейдоскоп. Зимние забавы».


«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательными и средними пальчиками) Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки) Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щёку)


«Давай, дружок, смелей, дружок!»

Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)


ЯнварьТема: «Сказки».


«Будем сказки называть» 

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.


«Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец.)

«Колобок»

Лепим, лепим колобка,  (имитация лепки)

тесто месим мы слегка.  (сжимаем и разжимаем пальцы)

А потом его катаем,  (катаем)

на окошко сажаем.  (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник!  (вращение кистями)


«Сидели три медведя».

Сидели три медведя  (сжимать пальцы в кулак и разжимать).
В избушке за столом  
(показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они 
мололи (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтоб печь пирог потом  
(«печь» пирожки).
Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе (
показать указательный палец на левой руке, затем на правой).
Все испачкались в муке  
(отряхнуть ладошки).
Нос в муке, хвост в муке  
(потереть нос, показать хвост).
Уши в кислом молоке  
(потереть уши).

ЯнварьТема: «Электробытовые приборы».

«Бытовая техника»
Мы компьютер покупаем,                   (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ждал его я целый год!                          (
Хлопают в ладоши.)
Но одно меня смущает:                        (Сжимают и разжимают пальцы. )
Мышь в компьютере живет.               (
Пальцы «бегут» по столу.)

«Пылесос.»
Пылесос, пылесос, (Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд))
Ты куда суёшь свой нос? (
то же, но ладони обращены друг к другу).
Я жужжу, я жужжу, ( Соприкосновение кончиков пальцев)
Я порядок навожу. 

ЯнварьТема: «Дикие животные жарких стран. Животные севера».

«В жарких странах».
Если в жаркую страну
Я случайно попаду
, (Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.)
То увижу там шакала, (Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам).
Кенгуру, гиппопотама, (Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.)
Обезьяну, тигра, льва, (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.)
Крокодила и слона. (Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.)
Хорошо живется им – (
Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.)
Не бывает снежных зим. (
Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.)

«Слон».
В зоопарке стоит слон,
Уши, хобот – всё при нём.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

(Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью.)


«Белые медведи.»
Белые медведи мороза не боятся, (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять).
Нравится им в море ледяном купаться. (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.)
Не страшны им в Арктике 
Клыкастые моржи, (
Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого).
На рыбу и тюленей охотятся они. (
Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого)

ФевральТема: «Дом. Части дома».

«Пол»

В доме жалуется пол:                        ( Дети поочередно кладут кисти рук на стол.)

«До чего мой труд тяжел:                           

Тумба, кресло и столы,         

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца).

Там кровать, а тут шкафы.                       

  Еле — еле их терплю                     (  Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.)

Только жалобно скриплю!»

«Братья»

Большаку — дрова рубить.                (Пальцы сжаты в кулак).

Указке — воду носить,                     ( Разгибают по одному, начиная с  большого.)

 Середняку — печку топить,

 Сироте — обед варить,

А мальчишке песни петь, 

Песни петь да плясать,                    

(Поочередное  сжимание разжимание  пальцев  правой, левой  рук.)

Родных братьев забавлять!               

«Дом»

На горе мы видим дом.                           (Кистями рук сложить « домик».)  

Много зелени кругом.                             (Волнообразное движение кистями рук.)

Вот деревья, вот кусты.                          (Руками изобразить деревья, кусты. )

Вот душистые цветы.                 ( Пальцами показать бутон, распускающийся цветок )    

Окружает все забор.                              (Пальцами показать забор.)      

За забором – чистый двор.                   (Погладить ладонями стол. )   

Мы ворота открываем,        (Кистями рук показать ворота, как  ворота     открываются)

К дому быстро подбегаем.               (Пальцами быстро « пробежаться» по  столу.)

В дверь стучимся:                                 (Постучать кулаками по столу. )  

«Тук – тук – тук!»

Кто –то к нам идет на стук…              (Ладонь приставить к правому уху: прислушаются.)

 

«На полянке дом стоит»

На полянке дом стоит,                               (Дети делают из ладоней «крышу».)

Ну а в домик путь закрыт.                   (Делают из ладоней «ворота».)

Мы ворота открываем,         (Ставят ладони параллельно   друг другу.)

В домик в гости приглашаем.            (Делают из ладоней «крышу».)


ФевральТема: «Мебель».


«Наша квартира»

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

 

ФевральТема: «Профессии».

«Много есть профессий знатных»

«Письмо»

Почтовый ящик открываем,                      Сжимание и разжимание кулачков

Сколько писем! Посчитаем?                    Пальцы разжаты и сильна оттопырены.

Кате, Ване, Михаилу,                            Загибают по одному пальчику

Александру и Данилу.                               на каждой руке, начиная с мизинца.

«Что принёс нам почтальон?»

Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«В переулке дом растет»

В переулке дом растет.                        (Дети складывают руки «домиком» над головой. )

Стены каменщик кладет.                (Сгибают их в локтях, делают  «лесенку» снизу вверх.)

В новый дом маляр пришел,                    («Ходят» пальцами по столу.)

 Красит стены, красит пол.            (Имитируют работу с кистью (обеими руками).

То не град, то не гром —                         ( Грозят указательным пальцем.)

 Кровельщик на крыше.                ( Складывают руки «домиком» над   головой.

Бьет он громко молотком,                       (Стучат кулаками друг о друга.)

Вся округа слышит.                       (Прикладывают правую ладонь к    правому уху)

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(ребром ладони стучат по столу

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.

(загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!

(разводят руками)

ФевральТема: «Наша Армия».

«Барабан».

Левой, правой!       ( Стучат по столу левой, )

Левой, правой!       (затем правой рукой.)

На парад  идет отряд      («Ходят» пальчиками по столу вперед-назад )

На парад   идет отряд      («Ходят»  пальчиками по столу вперед-назад )

Барабанщик очень рад:                  (ритмично стучат кулачками по столу.)

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

 «Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)


 «Пограничник». 
Пограничником я буду,

(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.)
Чтоб границы защищать,

(Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.)
И страна могла спокойно

(Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.)
Крепким сном ночами спать.

(Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.)


«Сегодня праздник всех отцов.»
Сегодня праздник всех отцов, (Сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, ( Хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить! 
(Сжимают и разжимают пальцы)

Март. Тема: «Инструменты».

«Идет Кузьма из кузницы»

Идет Кузьма из кузницы,            

 (Дети «ходят» пальцами по столу.)

Несет Кузьма два молота.           

(Ударяют кулаками по столу.)

 — Тук, тук, тук!                           

(Попеременно ударяют кулаками друг о   друга.)

Вот ударим разом вдруг:

Для всех людей                             

(Делают ритмичные хлопки.)

Накуем гвоздей!                           

(Попеременно ударяют кулаками друг о   друга)   

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка,     

 (Левая ладошка раскрытав правой руке   воображаемая иголка. )     

Пальцу больно,                             (Иголка «шьет» и задевает кончик)

Пальцу колко.                                (указательного пальца на левой руке.)

А наперсток           ( Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)

В тот же миг                                

К девочке на пальчик    Прыг!

 Говорит иголке: - Шей,                           («Шьют».)

А колоться ты не смей! 


Март. Тема: «Мамин праздник. Профессии мам».


Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».  (
обнимаем себя за плечи)

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке. (
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.)
От ветерка качается,                          (
Движения руками вправо-влево.)
И мне улыбается!
                                   (Мимика, жесты).
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!


«Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю,                                 обнимают себя за плечи

Я всегда ей помогу:                                    хлопают в ладоши

Я стираю, полоскаю,                                  (движения по тексту)

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету,                                 ладошками гладят по столу

И дрова ей наколю.                                    ладошки «ребром» стучат по столу 

Маме надо отдыхать,                                 прикладывают ладошки к уху

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,                                 идут пальчиками по столу

И ни разу, и ни разу,

Ни словечка не скажу.                               прикладывают указ. палец к губам

Март. Тема: «Посуда».


«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик5 тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)


 «Посуда» 

Вот большой стеклянный чайник, (загибают пальчики на каждое название)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. (
показывают прямые ладошки)


 «Чайник»
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, 
(руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, 
(хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, 
(наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)


Март. Тема: «Продукты питания. Витамины. Хлеб».

«Продукты питания».

В сахарницу сахар насыпаем, Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук.
Хлеб и булку в хлебницу кладем. Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук.
Молоко в молочник наливаем, Сгибать одновременно безымянные пальцы рук.
А в солонку соли наберем. Сгибать одновременно мизинцы

«Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем! (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно))
Пироги мы испечем. (
руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

«Салат».
Мы морковку чистим- чистим, (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. 
(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (
Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! 
(Поглаживают ладошкой живот)

 

 

Март. Тема: «Транспортные средства. ПДД».

«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай. 
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

«По шоссе идут машины»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

 «Лодочка»
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву. 
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, 
(Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам 
(Имитация движений волн и рыбок)..
Плывут рыбки тут и там.

 «Гонки»
Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят 
(катают машинку по пальцам, которые слегка согнуты)
Закрылись. (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. 
(заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).

«Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (
хлопки руками)
И всегда их выполнять
. (показывают «класс!» большим пальцем)

Апрель. Тема: «Весна. Признаки весны».

«Весна пришла»

Весна пришла по снежному,                   ( Ходят пальчиками по столу)

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,                       ( Руки на столе ладонями вниз.)

Посеяла траву.                                         (Раздвигают — сдвигают пальцы.)

Теперь зовет со всех концов         (Руки согнуты в локтях, пальцы    открыты.)    

Гусей, стрижей и аистов,                     ( Загибают по одному пальчику на каждой руке.)

Кукушек и скворцов                             

Апрель. Тема: «Космос».

«Космонавтом хочешь стать?»

 Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки – 
Значит можно начинать. (
Выполнять движения по тексту.)

«Космонавт»

 В тёмном небе звёзды светят (Сжимают, разжимают кулачки) 

Космонавт летит в ракете. (Ладони соединены под острым углом.) 

День летит и ночь летит. 

И на Землю вниз глядит. (Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз.) 

Видит сверху он поля, (Загибают по одному пальцу.) 

Горы, реки и моря. 

Видит он весь шар земной, 

Шар земной наш дом родной. (Ладонями изображают шар.)

Апрель. Тема: «Земля – наш общий дом».

 

«Любимая наша Земля»

 Любимая наша Земля: (Ладонями изображают шар.)
Это озера, луга и поля, 
(поочерёдно загибать пальчики)
Лесные ключи, родники и пруды,
Море, пустыни, долины, сады.
Горы, овраги, леса, города.
Ясное солнце, ночная звезда.
И облака, что идут чередой,
И купол небесный над головой:
То серый, то синий, то голубой.
Звери и птицы, и мы с тобой.

«На берегу моря»
К берегу бежит волна
(гибкое движение ладони правой руки вверх, затем вниз).
Вслед за ней еще одна.
(левая рука тем же движением догоняет правую руку).
Эта - выше,
Эта – ниже,
(высокая волна правой рукой, немного пониже – левой).
Эта вовсе не видна.
(еле заметная пологая волна правой рукой).
А на берегу морском,
Будем мы играть с песком.
(собрать невидимый песок в ладони, высыпать его).
Будет башня из песка,
Как до неба, высока.
(Поочередно ставить один кулак на другой, постепенно поднимая руки.
Встать на цыпочки, вытянуть руки вверх, показывая высоту башни).

Апрель. Тема: «Наш город. Моя улица».

«Город- это улицы…»

 Город – это улицы, проспекты и дома, (Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу).
Площади, музеи, парков тишина, (
Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин, (
Разводить пальцы в стороны и соединять.)
Быстрое движенье (Круговые движения руками, согнутыми в локтях).
Прохожих и машин (Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

Май.. Тема: «День Победы».

«На параде».
Как солдаты на параде, (Сжимаем, разжимаем кулачки.)
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой — раз, левой — раз, (
Хлопки в ладоши).  
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки 
Громче и быстрей!

«Наша армия»

Аты — баты, аты — баты!

 (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

 Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

«День Победы»

Что такое День Победы, (Рисуем пальчиками в воздухе вопрос)

Это праздник, ордена, (кулачок прикладывают к груди)

И награды боевые,

И салюты золотые, (руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках)

Тюльпанчики цветные, (показываем руками бутон)

И чистая земля! (рисуем в воздухе большой круг)

Май.. Тема: «Цветы. Растения луга и леса».

«На лугу»

Ранним утром на лугу                                 (Дети «ходят» пальцами.)

По сырой траве иду,

Соберу цветы друзьям    

(Округленные ладони с раздвинутыми пальцами отводят в стороны.)   

И по одному раздам:

Роме — ромашку,                                     (Показывают большой палец.)

Алле — фиалку,                                        (Показывают указательный палец.)

Васе — василек,                                        (Показывают средний палец.)

Синенький цветок.

Колокольчик — Коленьке,                      (Показывают безымянный палец. ) Одуванчик — Поленьке,                          (Показывают мизинец.)

Он растет в широком поле,                      (Делают ритмичные хлопки). Подарю подруге Поле.

(Упражнение начинают с правой руки, а затем повторяют левой рукой.)

 «Цветы»

Наши алые цветы
Распускают лепестки, 
(Плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. 
(Машут перед собой руками.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, 
(Плавно сжимают руки в кулаки.)
Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку)
Головой качают. (Качают головой.)

«Цветок.»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе- врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

«Цветы».

На клумбу я цветы сажаю: (Дети попеременно ударяют кулак о кулак.)

Тюльпаны, розы поливаю. («Поливают» из лейки цветы.)

Нарцисс, гвоздику солнцем греет. (Разводят руки в стороны и вверх)

Астры я сейчас посею. (Имитируют посадку семян.)

Стебли, листики растут. (Прямые руки вверх.)

Все цветы на клумбе тут. (Чередуют хлопки и удары кулак о кулак.)

(В.Орлова)

Май.. Тема: «Насекомые».

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера                   

(Взмахи перекрещенных кистями рук).

 Полосатая пчела.                          

А за нею шмель –  шмелек            

(На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца.)

И веселый мотылек,

Жук – жучок и стрекоза,

Как фонарики, глаза.                     

(«Колечки» - указательные и большие   пальцы    соединены.)

Пожужжали, полетали,                  

(Взмахи перекрещенными кистями рук.)

От усталости упали.                       

(Тихо кладут руки на стол.)

«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять –

(Сжимать - разжимать пальцы в кулак.)
Насекомых надо знать:

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…

(Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног!

(Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.)

 «Комар».
Дружно пальчики считаем –

(Сжимают и разжимают пальцы.)
Насекомых называем. 
Бабочка, кузнечик, муха,

(Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это жук с зелёным брюхом. 
Это кто же тут звенит?

(Вращают мизинцем.)
Ой, сюда комар летит! 
Прячьтесь!

(Прячут руки за спину.)

«Божьи коровки».
Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. 
(за голову хватаются) 
Улети на небо, 
(руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (
руки вперед)
Черного и белого 
(две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят) 

Май.. Тема: «Школа. Школьные принадлежности».

«В школу»

В школу осенью пойду.

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

(загибают по одному пальчику с мизинца)

Но свой садик не забуду!

(грозят указательным пальчиком)

«В школе»

Громко прозвенел звонок. (дети хлопают в ладоши )
Начинается урок.
Ранец свой я открываю, 
(сжимают, разжимают кулачки на обеих руках)
Карандаши, чтоб рисовать, (загибают пальчики, начиная с мизинчика правой руки )
Ручку, чтобы записать, 
Что учитель нам велит.
Потом тетради, учебники 
И школьный дневник.
Есть и линейка в ранце моём,
Краски, кисти и альбом.
Всё это в школе мне пригодится, (
сжимают, разжимают кулачки на обеих руках)
Всё это надо, чтобы учиться! 
(хлопают в ладоши)

 «Звук»

Чтоб здоровыми мы были,                

(Сжимают и разжимают ритмично  кулачки.)

Звуки все произносили,                  

Сжимают и разжимают пальцы,  собранные в щепоть.)

Кто заботится о нас?                      

Сжимают и разжимают ритмично   кулачки.)

Логопеды, воспитатели,                   

(Открывают по одному пальчику на каждой руке,  начиная с большого.)

Массажисты, медсестра                   

И, конечно, доктора.

Май.. Тема: «Лето».

«Лето»

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

«Я рисую лето».

Я рисую лето : (рисуют пальчиком на столе) Красной краской - солнце, (рисуют круг в воздухе)На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы) На лугах - покосы, Синей краской - небо(рисуют в воздухе облака) И ручей певучий. (пальчики бегут по столу)

«Летом».

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики)

Будем летом мы играть: (хлопки в ладоши)

Будем плавать и качаться, (плавные движения ладонями)

Будем прыгать и кататься, (стучать пальчиками по столу)

Будем бегать, загорать (пальчики бегут по столу)

И грибочки собирать. (сжимать и разжимать кулачки)

«Цветы».

Наши алые цветы
Распускают лепестки
, (Плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.( Машут перед собой руками.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (
Плавно сжимают руки в кулаки.)
Тихо засыпают, ( Кладут руки под щеку)
Головой качают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для старшей группы.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует р...

Конспект открытого занятия по развитию речи через пальчиковые игры в старшей группе «Прогулка в зоопарк»

Тема «Прогулка в зоопарк»Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные зоопарка». Закрепить приемы аппликации в технике торцеван...

Пальчиковые игры средняя, старшая группа

Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких д...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Обратите внимание! Замечено, что речь начинает хорошо развиваться, когда движения пальцами становятся точными. Пальчиковая гимнастика важна для детей любого возраста. Она способствует развит...

" Пальчиковые игры" для СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Веселые упражнения для пальчиков и рук....