Консультация на тему: «Ориентиры лета. Современные формы организации летнего отдыха детей».
консультация
Лето – особый период в жизни каждого ребенка. Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем, чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики
Консультация на тему:
«Ориентиры лета.
Современные формы организации летнего отдыха детей»
Подготовила: Егошина Е.В.
Лето – особый период в жизни каждого ребенка. Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем, чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса. От окружающих зависит то, как ребёнок проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. При планировании работы с дошкольниками необходимо предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе, соответствующую продолжительность сна и других видов отдыха, достаточную двигательную активность в течение дня, обогащение детей новыми знаниями и формирование у них новых умений и навыков. Нужно шире использовать разнообразные формы двигательной деятельности - подвижные игры, элементы спортивных игр и т.д.
Современные формы организации летнего отдыха:
1.КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ.
Среди широко используемых игровых технологий можно выделить квест-технологию. Квест- это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице.
Квест-это командная игра, идея игры проста-команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов воспитанников. С помощью такой игры можно и достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умение детей.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 - 7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
2.ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАТОБА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
Организованная образовательная деятельность это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Организованные мероприятия летом должны исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма. Физические упражнения подбираются в зависимости от возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования. Планируются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), праздники, развлечения еженедельно в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада).
Утренняя гимнастика.
Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей.
Подвижные игры.
Рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей.
Виды игр:
• сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа);
• несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания; •дворовые;
• народные;
• с элементами спорта (бадминтон, футбол).
Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.
Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы).
Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности. Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции Элементы видов спорта, спортивные упражнения (для детей младшей группы). Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Прикладное значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих трудовых навыков и бережное отношение к инвентарю.
Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного сна. Гимнастика сюжетно-игрового характера. Разминка после сна проводится с использованием различных упражнений:
• с предметами и без предметов;
• на формирование правильной осанки;
• на формирование свода стопы;
• имитационного характера;
• сюжетные или игровые;
• с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, гантели, утяжелители, резиновые кольца, эспандер);
• на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
• в равновесии
• на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
• в равновесии.
Индивидуальная работа в режиме дня.
Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал в процессе ОД, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки. Проводится в спортивном зале. Время устанавливается индивидуально. Закаливающие мероприятия.
Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей:
• элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, обтирание, обливание до пояса);
• закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (правильно организованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями);
• специальные водные, солнечные процедуры, которые назначаются врачом.
3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Наступило лето. Чем занять ребѐнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой, не используя при этом сложных и дорогостоящих игрушек? В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности. Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:
- «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
2. «Из чего состоит песок». С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
3. «Ветер». Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
4. «Своды и тоннели». Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
5. «Песочные часы». Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода». Игры с водой у бассейна – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:
1. «Тонет, не тонет». В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
2. «Подводная лодка из яйца». В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
3. «Цветы лотоса» Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
4. «Чудесные спички». Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).
5. «Веселые кораблики». Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер». Игры с воздухом.
На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах:
1. «Помашем веером». Предложите ребѐнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребѐнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
2. «Поймаем воздух». Дайте ребѐнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».
3. «Упругий воздух». Дайте ребѐнку круг для плавания и предложите его накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.
4. «Живой пластилин». Налейте вместе с ребѐнком 2 стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во второй стакан – газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зѐрнышко). Задайте ребѐнку несколько вопросов: Что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? Помогите малышу сделать вывод: в первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилин тонет, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
5. «Холодный воздух». Остудите заранее в холодильнике бутылку и предложите ребѐнку надеть на горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте, что происходит и задайте несколько вопросов: Что происходит с шариком? Как он изменился? Помогите ребѐнку сделать вывод: шарик увеличивается от того, что газ в шарике согревается воздуху становится в шарике тесно. Поэтому он надувается. Проведите еще один эксперимент: поставьте бутылку в холодную воду. Понаблюдайте что происходит. Сделайте ещѐ один вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.
6. «Наш помощник». Помогите ребѐнку сделать вывод: чем помогает воздух человеку? И необходим ли воздух человеку!
7. «Реактивный шарик». Предложите ребѐнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребѐнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умения делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи. После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.
4.ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Летний оздоровительный период – чудесное время для развития у детей дошкольного возраста навыков творчества. Ведь недаром дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития личности ребенка, его психических процессов, таких как речь, мышление, память, внимание, ощущение и воображение. Детское творчество, которое представляет собой самостоятельную деятельность - это импровизация, фантазирование, создание нового и неповторимого. В своем творчестве ребенок не только фантазирует и развивает свое воображение, он познает мир, развивает свою любознательность, интерес ко всему новому и неизведанному. Творчество – это то, что заложено в человеке с детства, важно лишь умело развивать эту присущую человеческой личности способность. Организованная детская деятельность в детском саду предусматривает развитие творческих способностей. Летнее время, когда отсутствует систематическая непосредственно образовательная деятельность, позволяет наилучшим образом организовать данную деятельность детей. Развитие творческих способностей ребенка – задача взрослых: родителей и педагогов. Рассмотрим детальней основные методы и приемы, о которых необходимо знать взрослым, чтобы правильно организовать детскую деятельность, предусматривающую развитие творческих способностей детей.
• Развивайте детскую любознательность посредством наблюдения за окружающим миром, за изменениями в природе летом. Обращайте внимание детей на животных, птиц, насекомых, на то, какие изменения произошли в неживой природе. Стимулируйте интерес ребенка, критическое мышление, проявляющиеся в непрерывных вопросах «почему» и «зачем».
• Развивайте творчество посредством развивающих игр, способствующих поиску детьми новых решений. Лучший пример подобных игр - конструктор и мозаики.
• Активно формируйте у ребенка желание самостоятельно рисовать, лепить, вырезать из бумаги. Используйте как можно больше нетрадиционных форм и подходов при организации подобных видов деятельности. Это может быть и рисование пальцами, оттиск, пластилинография, создание фигур оригами.
• Больше читайте с детьми, подбирая сказки, стихи и рассказы согласно возрасту и интересам ребенка. Книга – лучшее средство развития фантазии и воображения.
• Устраивайте постановки сказок, отрывков из рассказов. Театрализация – путь к развитию эмоционального-волевых качеств ребенка, его артистических способностей, развитию речи.
• Слушайте больше детских песен и пойте вместе с ребенком. Включайте элементы музыки в другие виды деятельности: ставьте классическую (или любую успокаивающую) музыку, создавая с ребенком поделки, организовывая процесс рисования и лепки, используйте логоритмические упражнения и игры. Следует помнить, что развитие творческих способностей ребенка, как и процесс воспитания – это непрерывный процесс, и чем лучше будет организована деятельность, направленная на развитие креативной личности, тем богаче и ярче будет активная детская деятельность, и вместе с тем – и личность самого ребенка.
5.ЛЕТНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧАСТКА ДЕТСКОГО САДА.
Организация предметно-развивающей среды на групповом участке Детский сад - это второй дом для детей и нам педагогам так хочется сделать его уютным и теплым. С введением ФГОС ДО меняются не только требования к подходам по обучению и воспитанию, но и к свободной деятельности детей, к отдыху и досугу детей. Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей среды на летних участках становится очень актуальным. Главным условием при построение предметно-развивающейся среды на участке в летний период является опора на личностно-ориентированную модель воспитания, но также следует сочетать привычные и неординарные элементы среды, не нарушая ее эстетическую организацию. Мы также учитываем половые, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также обеспечиваем комплексное и гибкое зонирование. Включение родителей в единый, совместный с педагогами воспитательно-образовательный процесс позволяет повысить его эффективность. Родители заинтересованы, чтобы их дети за лето физически окрепли, чувствовали на участке ДОУ себя комфортно, поэтому следует привлекать родителей своих воспитанников к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ, к уборке на участке и облагораживанию участка, к изготовлению кормушек и скворечников для птиц, весной к высадке цветов на клумбы, к развешиванию на участке флажков, гирлянд и прочее.
Мы все такие разные, но цель у нас одна - создать благоприятные условия для положительной социализации, развития личности, инициативы и творческих способностей ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация формы работы с родителями по организации летнего отдыха детей
План конспект проведенного мероприятия с родителями...
Консультация "Организация летнего отдыха детей"
Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным...
Выступление на городском семинаре «Организация летнего отдыха детей» по теме «Подвижные игры для детей 6 – 10 лет»
Подбор подвижных игр для помещений и улицы для работы с детьми в летнем лагере....
Консультация для родителей "организация летнего отдыха детей младшего дошкольного возраста"
Наконец долгожданное лето наступило или вот-вот наступит. Пора собираться на дачу. Наконец ребенок будет на природе. А там – солнышко ярче, трава зеленее, воздух чище, чем в городе...
Консультация для родителей_организация летнего отдыха детей
Ехать или не ехать с ребёнком на юг? Солнце - хорошо или плохо? Тепловой или солнечный удар? Купание – прекрасное закаливающее средство! Ребенок на даче. Лето не только время путешеств...
Семинар для воспитателей "«Ориентиры лета. Современные формы организации летнего отдыха детей»
Цель: повысить знания педагогов, касающиеся вопросов организации летней оздоровительной работы с применением современных педагогических технологий...
Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...