Рабочая программа кружка "Здоровячок"
рабочая программа (подготовительная группа)
По заключениям медицинских исследований дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста - дело не только семьи, но и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zdorovyachok.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий
МБДОУ «Детский сад № 11
«Светлячок» станицы Зольской
______________Бибикова Э.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
Кружок
по формированию основ здорового образа жизни
у дошкольников 6-7 лет
«ЗДОРОВЯЧОК»
Составитель:
Воспитатель Ефимова А.И.
Паспорт программы
Цель программы | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья у воспитанников старшего дошкольного возраста. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы | 1 год - подготовительная группы. Реализуется в течение учебного года с сентября по май. |
Этапы реализации программы | I этап - подготовительный: 1. Анализ здоровья воспитанников. 2. Обогащение предметно-развивающей среды группы. 3. Подбор материала, атрибутов, литературы, для реализации программы. II этап - основной: #1057;оздание предметно-пространственной развивающей среды для реализации цели программы. #1056;еализация тематического плана мероприятий программы #1042;ыстраивание линии взаимодействия с родителями для реализации цели и задач данной программы. III этап - результативный: 1. Оценка результатов работы, постановка новых целей и задач. |
Направления реализации программы | Партнёрская деятельность с дошкольниками. Взаимодействие с родителями. Обогащение предметно-развивающей среды. |
Принципы построения программы реализации |
|
Участники программы | Воспитанники, родители и специалисты МБДОУ «Детский сад № 11 «Светлячок» |
Ожидаемые результаты | К концу реализации программы дети:
Родители воспитанников:
|
Формы подведения итогов реализации программы | Воспитанники группы:
Родители воспитанников:
Педагоги МБДОУ «Детский сад № 11 «Светлячок»
Мастер-классы. |
- Пояснительная записка
«Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство
и бессилен ум».
Геродот.
По заключениям медицинских исследований дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста - дело не только семьи, но и педагогов. Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Нет какой-то одной единственной технологии здоровья. Здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов: физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный и личностный. Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным — знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности и позитивное взаимодействие с окружающими. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под словом «успех». В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методик немедикаментозной профилактики заболеваемости и формирования навыков здорового образа жизни.
- Актуальность
Результаты мониторинга заболеваемости, проводимого регулярно в нашем образовательном учреждении показал, что в 2021 году в нашей группе на одного ребёнка в среднем приходилось 2,5 дня отсутствия по причине заболеваемости. При выборе направления кружковой работы и разработке данной программы мы исходили из понимания того, что в нашем детском саду присутствуют все факторы, создающие основу здорового образа жизни ребёнка. Здесь созданы определенные условия для охраны и укрепления их здоровья, физического и психического развития.
В тоже время, анализ нашей педагогической работы за предыдущий период показал, что для достижения весомых результатов снижения детской заболеваемости, особенно простудными заболеваниями, требуется выработка определённой комплексной системы профилактики и оздоровления детей, а не отдельные приёмы.
- Новизна идеи состоит в следующем
- определены структура и содержание здоровьесберегающей работы в рамках одной возрастной группы, способствующие обеспечению эмоционального, психологического и физического здоровья воспитанников;
- в рамках программы планомерно реализуются инновационные здоровьесберегающие технологии в ходе образовательного процесса это: ароматерапия, оздоровительный тренинг по корейской методике «Су-Джок терапия», пескотерапия, технология воздействия цветом Н.М. Погосовой, комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного, дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой, упражнение для снятия утомляемости глаз «Пальминг»;
- отобраны действенные формы оздоровительной работы с родителями по развитию партнёрских взаимоотношений с ребёнком в домашних условиях: изготовление массажных дорожек для закаливания, обтирание сухой варежкой в домашних условиях, полоскание полости рта, контрастное обливание ног, дыхательная и пальчиковая гимнастика, точечный массаж, оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия».
При разработке программы «Здоровячок» учтены основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе:
- в ходе реализации мероприятий программы интегрированы образовательные области и виды детской деятельности, основополагающие в дошкольном детстве;
- программа «Азбука здоровья» предусматривает взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса и включает в себя средства речевого, музыкально-ритмического и физического развития.
- Практическая значимость состоит в возможности использования материалов программы в любой группы детского сада с адаптацией возраста детей.
Данная программа также позволяет педагогу тщательно анализировать оздоровительную работу в группе, продумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности. При этом детские занятия и развлечения, которым посвящена работа кружка «Здоровячок», не способствуют проявлению у детей негативных эмоций и усталости. А знания, полученные на занятиях, откладываются в памяти ребенка надолго.
- Принципы построения программы
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип доступности обучения (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
- Принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками).
- Принцип активности (участие педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).
- Принцип целенаправленности(подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели).
- Принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).
- Принцип систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю).
- Сроки и этапы реализации программы
1 год - подготовительная группа.
Реализуется в течение учебного года с сентября по май.
I этап - подготовительный:
1. Анализ здоровья воспитанников.
2. Обогащение предметно-развивающей среды группы.
3. Подбор материала, атрибутов, литературы, для реализации программы.
II этап - основной:
#1057;оздание предметно-пространственной развивающей среды для реализации цели программы.
#1056;еализация тематического плана мероприятий программы
#1042;ыстраивание линии взаимодействия с родителями для реализации цели и задач данной программы.
III этап - результативный:
1. Оценка результатов работы, постановка новых целей и задач.
- Содержание программы
- Организация процесса реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 6- 7лет. Продолжительность занятий по реализации программы кружковой работы) – 1 учебный час длительностью не более 30 мин в соответствии с СанПиН (всего в учебный год – 34 часа. Занятия по программе «Здоровячок» проводятся во вторую половину дня 1 раз в неделю (4-5 раз – в месяц).
Форма работы групповая.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть, а так же предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематике.
Родители являются активными участниками процесса: совместно с детьми они могут проводить закаливающие процедуры в домашних условиях, оформить фотогазеты совместно с детьми, изготовить в домашних условиях нетрадиционное оборудование в физкультурный уголок.
Все это поможет сделать процесс обучения интересным и не принудительным.
Для реализации программы используются следующие инновационные здоровьесберегающие технологии:
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» в развлечениях, беседах с элементами аппликации и рисования;
- использование цветового игротренинга Н.М. Погосовой в различных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, беседах;
- валеологические занятия с использование методики ТРИЗ и ароматерапии;
- пескотерапия (игры с кинетическим и живым песком);
- ритмическая мозаика со степами по методике А.И. Бурениной;
- комплекс упражненией по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного а также для снятия утомляемости глаз мы используем упражнение «Пальминг» для глаз по методике Уильяма Бейтса;
- физкультурные развлечения, спортивные досуги, познавательно-исследовательская деятельность с использованием дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.
- Факторы успешности реализации программы
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации программы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену видов детской деятельности;
- соблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима в группе, при организации всех режимных моментов;
- наличие заинтересованности родителей и педагогов в вопросах укрепления здоровья детей;
- наличие нестандартного оборудования в предметном пространстве группы;
- наличие уголка экспериментирования в группе;
- наличие фото, видеоматериалов, художественной и энциклопедической литературы по теме;
- тесное взаимодействие с педагогами ДОУ;
- партнёрское взаимодействие педагога, родителей и каждого ребёнка группы.
- Формы и методы партнёрской деятельности с детьми
- занимательное дело на основе взаимосвязи различных видов детской деятельности;
- дыхательная гимнастика А.Н. Срельниковой;
- комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного;
- упражнение для снятия утомляемости глаз по методике Уильяма Бейтса «Пальминг»;
- технология воздействия цветом Н.М. Погосовой;
- программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»;
- оздоровительный тренинг по корейской методике «СУ-ДЖОК-терапия» с элементами самомассажа;
- закаливание;
- ароматерапия (трава, эвкалипт) в сочетании с релаксакционными упражнениями;
- пескотерапия (игры с живым и кинетическим песком);
- использование подвижных игр и физкультминуток;
- дидактические игры (коллективные и индивидуальные);
- экскурсии;
- экспериментирование;
- спортивные развлечения, воспитательные мероприятия, досуги, викторины;
- чтение художественной литературы;
- беседы с детьми;
- конструирование;
- создание нетрадиционного оборудования совместно с детьми;
- выставки детских работ в детском саду (коллективные и индивидуальные).
Основы здорового образа жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, следить за своим здоровьем, укреплять свой организм, заботиться и любить его.
- Календарно-тематическое планирование занятий кружка
Месяц | № | Тема | Задачи: |
Сентябрь | 1. | Вводное занятие. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека. |
2. | «Весёлое занятие» Ритмическая мозаика А.И. Бурениной (со степами) с участием музыкального руководителя Волковой Н.А. | Формировать у них потребность самовыражения в движении под музыку, развития ловкости, точности, координацию движений, обогащения двигательного опыта в процессе аэробики. | |
3. | Музыкально-познавательный досуг «Надо, надо, умываться по утрам и вечерам» с участием музыкального руководителя Волковой Н.А. | Воспитывать навыки гигиены, побудить детей к занятиям личной гигиеной на примере игровых образов животных и птиц. | |
4. | Аппликация «Вкусные дары щедрой осени» | Развивать фантазию у детей, дать понятие детям о полезных продуктах. | |
Октябрь | 1. | Экскурсия с родителями и детьми «Подыши в осеннем лесу» | Расширять представление детей о характерных признаках осени; расширять представления о составляющих (важных компонентов) здорового образа жизни ( движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) .Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области). |
2. | Пескотерапия «В гостях у песочной Феи» | Снятие мышечной напряженности, развитие тактильно-кинетической чувствительности рук и мелкой моторики. | |
3. | Игра-викторина «Здоровье в наших руках» | Формировать стремление к здоровому образу жизни. Вызывать у детей радостное и бодрое настроение. | |
4. | Развлечение «Быть здоровым я хочу» | Дать представление о составляющих здорового образа жизни. | |
Ноябрь | 1. | Спортивное развлечение «Путешествие» с участием инструктора по физической культуре Виноградовой Л.Н. | Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей, поддерживать интерес к физической культуре и спорту. |
2. | Беседа с элементами аппликации «Полезные витамины» | Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья).Поощрять проявления творчества. | |
3. | Практическое занятие «Азбука здоровья» | Дать представление о правилах уходах за больным. | |
4. | Развлечение «Здоровье» | Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. | |
Декабрь | 1. | Мероприятие «Сундучок-здоровья» с элементами использования игротренинга Н.М. Погосовой | Формировать у детей понятие- «здоровье» человека. Развивать желание беречь своё здоровье, поддерживать разными видами деятельности. |
2. | Развлечение с родителями и детьми «Путешествие в страну здоровья» | Формировать у детей понятие, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни, дать понятие детям о необходимости беречь свое здоровье. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных развлечениях. | |
3. | Ритмическая мозаика по методике А. И. Бурениной с участием музыкального руководителя Волковой Н.А. | Формировать у них потребность самовыражения в движении под музыку, развития ловкости, точности, координацию движений, обогащения двигательного опыта в процессе аэробики. | |
4. | Экспериментальная деятельность «Водичка, водичка…» | Расширять знания детей о различных свойствах воды, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты. | |
Январь | 1. | Развлечение с родителями «Мы здоровыми растем» | Закрепить знания и представления о здоровом образе жизни и положительном влиянии занятий физическими упражнениями для здоровья человека, привлекать родителей совместными усилиями следить за своим здоровьем и здоровьем детей. |
2. | Занятие по ОБЖ «В стране дорожных знаков» | Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми, к здоровому образу жизни; профилактика детского дорожного травматизма. | |
3. | Рисование «Осторожно, микробы» | Закреплять знания детей об оздоровительных мероприятиях и предметах личной гигиены. Развитие творческих навыков у детей. | |
Февраль | 1. | Развлечение совместно с родителями с использование здоровьесберегающих технологий | Применение здоровьесберегающих технологий и игровых приемов воспитательно-образовательном процессе, познакомить родителей с здоровьесберегающими технологиями. |
2. | Занятие-путешествие «Настроение и здоровье» | Актуализировать знания детей о взаимосвязи настроения и здоровья. | |
3. | Сюжетно-ролевая игра «Больница» | Расширять у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. | |
4. | Аппликация. Составляем книгу рецептов «Вкусные истории» | Развивать умение применять знания в новых условиях, развивать речь и речевое общение, воспитывать творческие способности. | |
Март. | 1. | Показ кукольного спектакля «Ленивая Маша» | Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Расширять представления детей о пользе закаливающих процедур. |
2. | Познавательное «В царстве лекарственных растений» | Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. | |
3. | Беседа с элементами цветового игротренинга Н.М. Погосовой«В здоровом теле-здоровый дух» | Формировать стремление к здоровому образу жизни. Вызывать у детей радостное и бодрое настроение. | |
4. | Изготовление нетрадиционного оборудования совместно с детьми «Рыбки» (из губок для профилактики плоскостопия) | Прививать интерес детей к совместной деятельности, объяснить детям дальнейшее использование этого нетрадиционного оборудования в целях развития тактильного ощущения, массажа стоп, укрепление нервной системы ребенка. | |
Апрель. | 1. | Спортивное развлечение «Веселые старты» с участием инструктора по физической культуре Виноградовой Л.Н. | Укреплять здоровье детей, использовать технологии обучения здорового образа жизни. |
2. | Викторина «Что мы знаем о здоровье» | Обобщить и систематизировать знания воспитанников о понятии «здоровье», «ЗОЖ»; развивать логическое мышление, речь; целеустремлённость, умение четко отвечать на вопросы викторины; умение работать в команде; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. | |
3. | Беседа с элементами рисования «Витамины в жизни человека» | Формировать у детей представление о необходимых телу человека веществах и витаминах, рассказать детям о роли витаминов в жизни человека. Развивать у детей фантазию, логическое мышление. | |
4. | Рисование «Нарисуй любимый вид спорта» | Закрепить умение самостоятельно задавать параметры, самостоятельно организовывать свою деятельность; закреплять умение использовать в своей работе, ранее полученные знания о спорте; развивать умение создавать законченную композицию; воспитывать интерес к спорту. | |
Май. | 1. | Физкультурное развлечение с родителями и детьми «На спортивной площадке» | Создать положительный эмоциональный настрой у детей и родителей, повысить двигательную активность воспитанников; развивать чувство товарищества, взаимопомощи; вызвать радость от совместной деятельности; сформировать интерес к физической культуре, здоровому образу жизни. |
2. | Беседа с элементами экспериментирования «Откуда берутся болезни» | Сформировать представление о здоровье, болезнях, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих людей. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей. | |
3. | Спортивное развлечение «Большие гонки» с участием инструктора по физической культуре Виноградовой Л.Н. | Закреплять умение детей выполнять прыжки, на больших мячах сохраняя равновесие, дать представление о здоровом образе жизни, развитие ловкости, выносливости, координацию движений, быстроту. | |
4. | Итоговое занятие. «Школа здоровья» | Рассмотреть и обсудить с детьми содержание типичные опасные ситуации, и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. Закрепить правила безопасного поведения на улице, в быту, в природе. Помочь оценивать свое поведение с точки зрения вреда и пользы для здоровья. Учить применять полученные знания на практике. Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма; воспитывать бережное отношение к себе и другим. Пропагандировать здоровый образ жизни. |
- Взаимодействие с родителями
Цель: создание условий для развития у родителей представлений о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ.
Задачи
- показать применение здоровьесберегающих технологий в ходе работы с детьми;
- привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми в домашних условиях;
- формировать у родителей осознанное отношению к своему здоровью и здоровью детей.
План работы с родителями
- Привлечение к организации занятий, участие в физкультурных досугах и валеологических занятиях.
- Оказание практической помощи в выполнении домашних оздоравливающих заданий.
- Оформление фотогазет совместной деятельности родителей и детей.
- Привлечение к совместному домашнему изготовлению фотоальбомов и познавательных тематических альбомов.
- Практические консультации по темам занимательного дела кружка
- Мастер-классы по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурного уголка.
- Консультации, папки-передвижки для ознакомления здорового образа жизни.
- Привлечение к оформлению выставок.
- Совместное проведение оздоровительно-познавательных прогулок на природу.
Ожидаемые результаты
- Повышение компетентности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
- Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
- Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
- Мониторинг здоровья детей
Мониторинг здоровья детей воспитанников- участников реализации программы организуется как на первоначальном этапе работы, так и на заключительном с целью выявления динамики здоровья воспитанников группы. Мониторинговые исследования проводятся в форме анализа медицинских данных здоровья воспитанников и анкетирования родителей, оформляется на конечном этапе реализации программы в виде сводной таблицы (образец 1) и сравнительной диаграммы заболеваемости воспитанников (образец 2).
Образец 1
Месяц | Количество детей пропущенных по заболеваемости ОРЗ и ОРВИ на начало реализации программы | Количество детей пропущенных по заболеваемости ОРЗ и ОРВИ на конец реализации программы |
Сентябрь | ||
Октябрь….. |
- Материально – техническое обеспечение процесса реализации программы
Мультимедийное сопровождение:
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Ноутбук | 1 |
2. | Проектор | 1 |
3. | Экран | 1 |
4. | Аудиоколонки | 1 |
5. | Медиатека | 5дисков |
6. | Музыкальное оборудование (магнитофон). | 1 |
- Материалы для занятий
-Подручный материал (деревянные колечки, губки, бутылочки пластмассовые, нитки, деревянные палочки).
-Дидактические игры и пособия соответствующие возрастным особенностям детей.
-Картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.
-Атрибуты физкультурного уголка (мешочки с крупой, массажные коврики, нестандартное оборудование сделанное своими руками, мячики-ежики, скакалки, обручи, мячи, кольцебросы, кегли, корзины для игр с бросанием и др.).
-Картинки и иллюстрации с изображением спортсменов, здорового образа жизни.
-Эластичные колечки («Су-Джок»).
Оборудование
-Мольберты
-Ширма
-Салфетки бумажные, влажные и матерчатые.
-Подставка под кисти и инструменты.
-Диски ритмической гимнастики А.И. Бурениной.
Список литературы
- 1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
- «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. «Разговор о правильном питании».
- «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
- Журнал «Дошкольная педагогика» за 2004г.
- Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
- »Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
- Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться».
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»- Волгоград «Учитель», 2009г.
- Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
- Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ».
- М.А.Павлова, Лысогорская М.В. "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" по организации работы по формированию навыков здорового образа жизни.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».-М.: «Просвещение», 1986г.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
- Фесюковой Т.А. "Учусь управлять собой" по использованию проблемных и ситуативно-игровых ситуаций по ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...